Глава 25. "Проси, что сделать тебе"
Допустим, что Господь явился бы вам сегодня ночью и
сказал: "Проси, что дать тебе?" Как бы вы ответили на этот вопрос? Вам
предоставлена полная свобода выбора, то есть вы можете получить все, что
только захотите!
Если серьезно подумать о такой возможности, то,
действительно, как бы вы ответили на этот вопрос; готовы ли вы сегодня
ответить на него, и притом правильно? В Библии есть несколько примеров,
когда перед человеком стоял именно такой вопрос. Классическим примером
является царь Соломон. Бог сказал ему во сне: "Проси, что дать тебе"
(3Цар.3:5). И вы помните, каким был его ответ? Царь Соломон сказал:
"Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и
различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим
многочисленным народом Твоим?" (3Цар.3:9). И сразу же после этих слов
Соломона в Библии записано: "И благоугодно было Господу, что Соломон
просил этого" (3Цар.3:10).
В 4-й книге Царств, во 2-й главе, говорится о последнем
событии из жизнеописания Илии. Это вознесение его на небо. Но до
вознесения пророк Илия спрашивает своего духовного наследника и будущего
заместителя, Елисея: "Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду
взят от тебя" (4Цар.2:9). Полная свобода выбора: проси, что хочешь! И
как ответил Елисей на такое предложение Илии? Послушайте: "Дух, который в
тебе, пусть будет на мне вдвойне" (4Цар.2:9). Какой замечательный
ответ! Он хочет, чтобы "дух", который был в Илии, был и на нем, но
вдвойне. Как разумно он ответил. Лучшего и большего Елисей не мог
попросить, и Илия отвечает ему: "Трудного ты просишь. Если увидишь, как я
буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет"
(4Цар.2:10).
Помните, как Христос сказал Своим ученикам: "...чего ни
пожелаете, просите, и будет вам" (Ин.15:7). Тоже полная свобода выбора! В
этой же беседе, кстати, это была последняя беседа Господа с учениками,
перед самой Его смертью, Он сказал им: "...о чем ни попросите Отца во
имя Мое, даст вам" (Ин.16:23). О чем же им просить? Какая чудная
возможность предоставлена им: "...чего ни пожелаете, просите, и будет
вам... о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам" (Ин.15:7; 16:23)!
О, как важно правильно использовать эту возможность. Нет сомнений,
Господь хотел дать им что-то особое, ибо дальше Он говорит: "Доныне вы
ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша
была совершенна" (Ин.16:24). Поэтому ответить опрометчиво на такое
предложение, дорогие мои, было бы величайшим безумием. Ответ на такой
вопрос должен быть обдуманным - к нему нужно быть подготовленным.
Допустим, у вас есть возможность получить тысячу рублей, а
вы просите только десять рублей. Чья вина, что вы не получили девятьсот
девяносто рублей? Вина только ваша. Позвольте объяснить, что я имею в
виду. Допустим, у вас есть хороший знакомый, и он очень богат. У него
много денег, он владеет огромной собственностью. Конечно, вам не
известна величина его капитала. И вот, совсем неожиданно для вас, вам
приходит письмо от этого знакомого. В письме написано следующее: "Вы
можете получить от меня все, что только захотите - вам нужно только
попросить". Полная свобода выбора. Как бы вы реагировали на такое
предложение?! Кто-то скажет: "Хорошо, если это так, то я сразу же послал
бы ему телеграмму: С благодарностью приму миллион рублей!"
Скажите, разумно вы бы поступили? Ясно, что нет. Зачем
торопиться? Спешки никакой нет, и притом, если предоставляется такая
возможность, то зачем скромничать. В данном случае скромность была бы
совершенно излишней. Ведь ваш друг сказал: "Я готов дать тебе, что
только захочешь, и сделать для тебя все, что душа твоя пожелает".
Если не спеша обдумать такое предложение, то самым
разумным было бы написать щедрому другу, что ты хочешь с ним поближе
познакомиться, а для этого просишь разрешения пожить у него некоторое
время. Он, конечно же, не откажет в такой просьбе, потому что обещал
сделать все, что пожелаешь. Ты приезжаешь к нему и каждый день все
больше и больше узнаешь о своем богатом и щедром друге. Прожив у него
некоторое время, ты узнаешь, что твоему другу принадлежат такие огромные
богатства, что миллион рублей - это капля в море. "О, как хорошо, что я
не послал ему телеграмму", - думаешь ты. Помнишь, он сказал: "Чего ни
пожелаешь, проси, и будет тебе!" И уже некоторое время спустя ты готов у
него просить. И что же ты теперь будешь у него просить? Да, теперь ты
уже не просил бы один миллион, а просил бы два, три... И думаешь, что
теперь-то ты поступил разумно? Нет! Разумно просить все. Ведь он сказал:
"Чего только ни пожелаешь!" Это значит, что можно просить все! Тебе
дана полная свобода выбора! Мудрость подсказывает: "Проси обильно, проси
все!"
А теперь вернемся к нашим библейским примерам. Что
побудило Соломона просить "сердце разумное" (3Цар.3:9)? Ему уже сорок
лет - он в зрелом возрасте. Его отец, царь Давид, умирает, и скоро
Соломон станет наследником престола. Еще до своей смерти царь Давид
заповедал своему сыну Соломону: "…храни завет Господа, Бога твоего, ходя
путями Его и соблюдая уставы Его... чтобы быть тебе благоразумным во
всем, что ни будешь делать..." (3Цар.2:3). Да, Соломон понимал, что он
не справится с обязанностями царя, если ему не поможет Бог.
И когда Господь явился ему во сне и сказал: "Проси, что
дать тебе" (3Цар.3:5), Соломон был готов к этому вопросу. Соломон видел,
как управлял народом его отец, и слышал наставления отца, и поэтому
говорит: "...Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо
Давида, отца моего; но я отрок малый [вы видите, какое смирение], не
знаю ни моего выхода, ни входа. И раб Твой - среди народа Твоего,
который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его
нельзя ни исчислить его, ни обозреть" (3Цар.3:7,8). И он просит Бога,
чтобы Он дал ему "сердце разумное" (3Цар.3:9). "И благоугодно было
Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты
просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства,
не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь
судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и
разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не
восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и
богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все
дни твои" (3Цар.3:10-13).
Как вы думаете, правильно ли поступил Соломон? Может
быть, ему следовало попросить что-то другое? Нет! Он просил самое
лучшее. Он просил "сердце разумное" (3Цар.3:9), и с этим получил все
остальное.
А что мы скажем об Елисее и о его просьбе? Как вы
думаете, может быть, ему следовало просить что-нибудь другое, не то, что
он попросил? Он просил, чтобы "дух", который был в Илии, был на нем
"вдвойне" (4Цар.2:9). Какая необычная и смелая просьба! Ведь он просит
вдвойне духа, который был на самом сильном пророке в истории
израильского народа. Звучит его просьба как-то нескромно, не так ли?
Нет, наоборот: в этой большой просьбе мы видим смирение Елисея. Он
сознает, что если он избран быть наследником такого человека Божьего,
как Илия, то для служения ему необходима двойная сила. Разве Илия не
сказал: "Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя"
(4Цар.2:9)? Наверное, Елисей подумал: "Хорошо, я буду просить самое
необходимое: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне - иначе я
не справлюсь". Видите ли, он следовал за Илией уже несколько лет. Он
слушал его наставления, наблюдал за его служением и понял, что такая
жизнь возможна только в силе Духа Божьего; и вот теперь он знал и был
готов ответить на предложение Илии. Представьте, как неразумно поступил
бы Елисей, если бы сказал Илии: "Дай мне дар пророчества, который ты
имеешь"; или: "Дай мне такую силу, которой можно низвесть огонь с неба";
или: "Дай мне такую веру, которая может закрывать и открывать небесные
окна так, как это делал ты". О, какими ограниченными были бы эти
просьбы! Нет, Елисей сказал: "Дай мне дух, который в тебе, пусть он
будет на мне вдвойне". Он понял, что, имея Духа Божьего, он будет иметь
все - не только дар пророчества или силу низводить огонь с неба, или
веру затворять и открывать небеса, но он будет иметь способность делать
все, абсолютно все, что повелит ему Бог. Он будет иметь не только
несколько даров, но будет иметь и Самого Даятеля.
Иисус Христос сделал такое же предложение Своим ученикам.
Он сказал им: "...чего ни пожелаете, просите, и будет вам" (Ин.15:7). И
это Он сказал им несколько раз, правда в разных вариантах, но, по
существу, это было одно и то же. Та же свобода выбора. Обратите внимание
на то, что Христос сказал эти слова в конце Своего служения здесь на
земле: это было накануне Его смерти. Ученики были с Ним в течение трех с
половиной лет. Все это время они следовали за Ним, слушали Его чудные
наставления, видели чудеса, которые творил Иисус Христос, и теперь Он
говорит, что должен их оставить. Но перед тем как их оставить, Господь
говорит: "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые
творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему
иду" (Ин.14:12). Как вы думаете, что пережили ученики, услышав эти
слова? Ведь Он сказал, что уходит к Отцу Своему: Иисус покидает их, но в
то же время рассчитывает, что они будут творить дела, к тому же еще
большие, чем творил Он. Как это возможно? Разве это допустимо? И сразу
после этого Христос говорит им: "И если чего попросите у Отца во имя
Мое, то сделаю..." (Ин.14:13). "Если нам поручено творить дела, которые
делал Он, и притом большие дела, то что же нам необходимо? В таком
случае, чего же нам просить?" - наверное, недоумевали ученики. Они не
знали, чего просить.
Но не следует спешить - нужно слушать, что Иисус скажет
дальше, ведь Он знает, что им нужно. И действительно, недолго пришлось
им ждать. Слушайте, что говорит Христос: "И Я умолю Отца, и даст вам
другого Утешителя, да пребудет с вами вовек..." (Ин.14:16). Другого
Утешителя? Как так?!
Ученикам не понятны были эти слова Христа. "Кто мог бы
занять место Иисуса? Его мы знаем, любим - можно ли допустить, чтобы
кто-то был лучше Него? Кто Он, этот другой Утешитель? Нет, Господи, мы
хотим, чтобы Ты остался с нами. Без Тебя мы никуда не пойдем, мы не
хотим жить без Тебя. Ты стал всем для нас. Просим: не оставляй нас!.." -
такие мысли появлялись в сознании учеников. Христос понимал их мысли, и
потому Он говорит им: "...от того, что Я сказал вам это, печалью
исполнилось сердце ваше" (Ин.16:6). И слушайте, что дальше говорит
Иисус: "Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я
не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам"
(Ин.16:7).
Да, из того, что Христос сказал Своим ученикам в этой
Своей последней беседе, ясно было, о чем им следовало просить. Допустим,
что ученики просили бы, чтобы Господь их не оставлял, потому что им
лучше быть с Ним, чем с неизвестным для них Утешителем, то как вы
думаете, разумно бы они поступили? "Нет! - говорит Христос, - лучше для
вас, чтобы Я пошел. Лучше, чтобы Утешитель пришел к вам. Когда Он
придет, Он будет не только с вами, как Я до сих пор был с вами, но Он в
вас будет. Я не оставлю вас сиротами; приду к вам (Ин.14:18). Понимаете,
почему лучше, чтобы Он пришел к вам? Фактически, это тот же Я, но в
ином образе. Я смогу Духом Святым быть не только с вами, но Я в вас
буду. Я хочу, чтобы вы просили об Утешителе, и Отец даст вам Его, Духа
истины. С Ним все будет возможно. Но чтобы вы могли иметь Его, Я должен
уйти, должен пойти на Голгофский крест, искупить вас Своей смертью".
"Огонь пришел Я низвесть на землю, - эти слова Христос
сказал Своим ученикам, - и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!"
(Лк.12:49). Он говорит им о Духе Святом. Желание Его сердца, чтобы этот
очищающий и оживляющий огонь загорелся в сердцах верующих в Него. "Но, -
говорит Он, - Я не могу Его дать до тех пор, пока не принесу
искупительную жертву: крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь,
пока сие совершится!" (Лк.12:50).
И вот, когда была совершена Его искупительная смерть, и
Христос воскрес из мертвых, в день Пятидесятницы последователи Христа
получили не только дары, или силу, или благословения, - все это было
дано им, но теперь они были исполнены Самим Богом: в них вселился Дух
Святой, всемогущий Бог. И если всемогущий Бог не только с нами, но в
нас, то есть ли что-нибудь невозможное для нас? Во плоти Христос был
Еммануилом, что значит "с нами Бог", а Духом Святым - Он - Бог,
вселившийся в нас. Это и есть обетование Отца, дар Духа Святого.
Возлюбленные, стоит ли просить меньшего? Если Бог
предлагает Себя, то разумно ли просить только Его даров или
благословений? Мудрость подсказывает: "Проси все! Проси, не скромничая, -
проси Его!" Ведь Он Сам сказал: "И если чего попросите у Отца во имя
Мое, то сделаю..." (Ин.14:13).
"Итак, - говорит Христос, - если вы, будучи злы, умеете
даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага
(Духа Святого) просящим у Него" (Мф.7:11).
О, какой щедрый у нас Бог! Слава и благодарение Ему за неизреченный дар Его!
Теперь я возвращаюсь к вопросу, с которого мы начали эту
главу: "Проси, что сделать тебе?" Как ты ответишь? Чего сейчас ты
попросишь? Первый шаг, который ты должен сделать, очень прост - проси!
Что может быть проще, чем просить? Просить может и умеет каждый, не
исключая и грудного ребенка. Правда, он может выразить свою просьбу:
"Дай мне кушать!" - только криком. В такие моменты ему ничего не нужно,
кроме молока. Так и нам нужно одно. Нам нужен Бог. Для этого Христос
пришел на эту землю, чтобы нас искупить и дать нам этот чудный дар Своей
жизни. Он предлагает тебе, мой друг, самого Себя. Какое безумие -
просить меньшего! Ибо, имея Христа, ты имеешь все.
"Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за
всех нас, как с Ним не дарут нам и всего?" (Рим.8:32). Да, мой друг,
имея Сына, ты имеешь все! Что сказал апостол Петр в день Пятидесятницы?
"Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для
прощения грехов, - и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит
обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог
наш" (Деян.2:38,39).
Комментариев нет:
Отправить комментарий