Глава 26. Гора Преображения
Мы исследовали историю жизни пророка Илии, обращаясь к
Ветхому Завету. Но, как ни странно, и в Новом Завете можно встретить
описание событий из жизни этого пророка. Илия предстает перед читателями
Нового Завета на горе Преображения. Это последнее явление Илии имеет
важнейшее значение и может сказать нам очень о многом.
Три евангелиста - Матфей, Марк и Лука - упоминают
событие, происшедшее на горе Преображения. Вот, что пишет об этом
событии евангелист Матфей: "По прошествии дней шести, взял Иисус Петра,
Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, [здесь
евангелист Лука добавляет: взошел Он на гору помолиться. И когда Он
молился... (Лк.9:28,29 )] и преобразился пред ними: и просияло лице Его
как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явились им
Моисей и Илия, с Ним беседующие [здесь Лука снова добавляет: ...явившись
во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в
Иерусалиме (Лк.9:31)]" (Мф.17:1-3). Далее Матфей пишет: "При сем Петр
сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем
здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии [Лука говорит о
Петре, что он сказал все это, ‘не зная, что говорил’ (Лк.9:33)]. Когда
Он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака
глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение;
Его слушайте. И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались.
Но Иисус приступив коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши
же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса" (Мф.17:4-8).
Каждый евангелист начинает это повествование о
Преображении такими важными в данном случае словами: "по прошествии" или
"после" (Мк.9:2; Мф.17:1; Лк.9:28). Почему эти слова так значимы? А
потому, что они связывают настоящее событие с тем, которое произошло
раньше. Что же это было за событие?
Вы помните, что в конце 16-й главы Евангелия от Матфея
говорится об исповедании Петра. Для того чтобы нам было ясно значение
Преображения Иисуса Христа и явление Моисея и Илии, обратимся к тому
событию.
За шесть месяцев до Своего распятия наш Спаситель Иисус
Христос, находясь в Кесарии Филипповой, спрашивает Своих учеников: "За
кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?" (Мф.16:13). Имейте в виду,
что Христос был в народе уже около трех лет: учил, проповедовал,
совершал чудеса. И теперь Он спрашивает, что думают о Нем люди. Ученики
сказали, что некоторые считают Его Иоанном Крестителем; другие говорят,
что Он - Илия; а третьи думают, что Он - Иеремия или один из пророков.
Заметьте, что ученики сказали Христу самое лучшее из того, что о Нем
слышали, потому что были и другие мнения о Нем. Нам известно, например,
что некоторые из фарисеев говорили, что в Нем бес, что Он
незаконнорожденный, что Он просто обманщик или лжепророк. Однако,
Христос не удовлетворился сказанным, и поэтому спрашивает, что сами
ученики думают о Нем: "А вы за кого почитаете Меня?" (Мф.16:15). "Ты -
Христос, Сын Бога Живого", - отвечает Петр (Мф.16:16).
Сразу же после этого разговора Христос начал учить Своих
учеников о кресте: "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим,
что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать... и быть убиту, и в
третий день воскреснуть" (Мф.16:21). Вы заметили: "С того времени Иисус
начал..." (Мф.16:21). До сих пор Он не говорил ученикам о Своих
страданиях и смерти. Так что этот момент был поворотным в служении
Христа. Но как же реагирует Петр на известие о предстоящей смерти
Господа? Ясно, что такое заявление было совсем не по душе Петру.
"...Господи! да не будет этого с Тобою!", - говорит он (Мф.16:22).
Христос говорит: "...должно..."; а Петр: "Да не будет этого!.."
(Мф.16:21,22). Здесь происходит столкновение двух совершенно
противоположных мнений. Когда Петр, по откровению свыше, заявил: "Ты-
Христос, Сын Бога Живого", - Иисус сказал Ему: "Блажен ты, Симон, сын
Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий
на небесах..." (Мф.16:16,17). Но после сообщения о необходимости креста,
Петр говорит Христу: "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с
Тобою!" (Мф.16:22). И что теперь говорит ему Христос: "Отойди от Меня,
сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что
человеческое" (Мф.16:23).
Но если это произошло незадолго до Преображения Христа,
то для чего же Господь берет на гору с Собой Своих учеников? Он берет
их, чтобы подтвердить необходимость креста, о которой Он говорил им и
которой они не поняли. И здесь, на горе, Он подтвердит им, что исповедал
Петр по откровению свыше, а именно, что "[Он] - Христос, Сын Бога
Живого" (Мф.16:16).
"По прошествии дней шести..." - такими словами начинается
17-я глава Евангелия от Матфея. Что же произошло в течение этих шести
дней? Писание умалчивает об этом, но очень нетрудно догадаться. Да, на
первый взгляд - ничего не произошло. Видите ли, общение между Христом и
Его учениками было нарушено. Спаситель сказал: "...должно...", - а они:
"Да не будет этого..." (Мф.16:21,22). "Пойдут ли двое вместе, не
сговорившись между собою?" - говорит Слово Божье (Ам.3:3). Конечно, нет!
Поэтому Христос берет их одних на гору помолиться. Его желание -
восстановить прерванное общение.
Дорогие друзья, Христос сделал это для учеников, не для
Себя. Он первым проявляет инициативу, чтобы общение между ними было
восстановлено - Он "преобразился пред ними" (Мф.17:2). Следует
подчеркнуть эти два слова: "пред ними". Ради них "просияло лице Его"
(Мф.17:2), и Он был объят блистающей славой. В этом мы видим
подтверждение Его Божественности. Апостол Петр, вспоминая этот случай
уже после воскресения, так пишет о нем: "Ибо Он [Христос] принял от Бога
Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой
глас: ‘Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение’"
(2Пет.1:17). И затем Петр добавляет: "И этот глас, принесшийся с небес,
мы слышали, будучи с Ним на святой горе" (2Пет.1:18). Это было явным
подтверждением от Самого Бога Божественности Иисуса Христа, о которой,
по откровению свыше, говорил Петр в Кесарии Филипповой. Но гора
Преображения также была подтверждением необходимости креста, то есть
смерти и воскресения Иисуса Христа. Для этого как раз и "явились им
Моисей и Илия, с Ним беседующие " (Мф.17:3). И о чем же шла беседа между
Иисусом Христом и этими двумя ветхозаветными служителями Божьими,
явившимися из потустороннего мира? Евангелист Лука отмечает, что "они
говорили об исходе Его" (Лк.9:31). Что это значит: "об исходе Его" ? Это
значит, что они говорили о всем том, что должно произойти с Ним после
пребывания на горе. Видите ли, Преображение стало как бы разветвлением
двух дорог. Первый этап жизни и служения Иисуса Христа был завершен. И
когда Он сошел с горы Преображения, начался второй этап в земной жизни
Спасителя: Его страдания и смерть. Это и есть значение слова "исход". И
вот "об исходе Его" беседовали с Ним Моисей и Илия, то есть они говорили
о Его страданиях и смерти, которые "Ему надлежало совершить в
Иерусалиме" (Лк.9:31).
Моисей был законодателем: он принял закон от Самого Бога,
чтобы передать его людям. Так что Моисей является представителем
закона. В Священном Писании его имя стало синонимом первых пяти книг
Ветхого Завета. А Илия был одним из величайших пророков Божьих, и
поэтому является представителем ветхозаветных пророков. Так что здесь,
на горе Преображения, находится, с одной стороны, Моисей - представитель
первой части Ветхого Завета, а с другой - Илия, представлявший
остальную часть Ветхого Завета. Помните, как после воскресения Христос
подошел к двум ученикам, шедшим в Эммаус, но они не узнали Его. И
сказано, что, идя с ними, Он, "начав от Моисея, из всех пророков
изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лк.24:27). Так что "Моисей
и пророки" - это все равно, что весь Ветхий Завет. И о чем говорил
Христос из "Моисея и пророков" с этими двумя учениками, шедшими в
Эммаус? Он говорил, "как надлежало пострадать Христу и войти в славу
Свою" (Лк.24:26). Он говорил с ними о Своем исходе.
Здесь, на горе Преображения, Моисей и Илия -
представители всего ветхозаветного Писания - беседуют со Христом, и
беседуют об Его исходе, то есть, как надлежит Христу пострадать в
Иерусалиме.
Да, дорогие мои, ради этих учеников, которые не были в
согласии со Христом, когда Он начал говорить им о Своих предстоящих
страданиях и смерти, были посланы эти два представителя Ветхого Завета.
Они явились на гору Преображения, чтобы подтвердить слова Христа,
сказанные Его ученикам. Ученики знали Священное Писание, но когда они
его читали, они были совершенно слепы, не понимали, что Писание говорит о
страданиях Христа. И вот Бог, по великой милости Своей, посылает Моисея
и Илию на святую гору, чтобы напомнить им, что от начала и до конца, от
Моисея до последнего пророка Писание говорит, что "надлежало пострадать
Христу и войти в славу Свою" (Лк.24:26).
В течение полутора тысяч лет Моисей находился на небе, в
присутствии Божьем, а Илия - тысячу лет. И вот они опять оказались
здесь, на нашей земле. Представьте себе, сколько они могли бы рассказать
о жизни в потустороннем мире и тем самым удовлетворить наше
любопытство, ведь в Библии так мало сказано о небе. О, сколько бы
неведомого нам они могли бы рассказать о нашем будущем месте жительства,
где мы будем проводить вечность! Разве не интересно было бы побольше
узнать о небе? Но об этом ни слова. Об этом Моисей и Илия молчат.
Правда, и это молчание можно было бы объяснить бедностью человеческого
языка, чтобы описать прекрасные небесные обители. Помните, после того
как апостол Павел "восхищен был до третьего неба", он тоже молчал
(2Кор.12:2). Он только смог сказать, что "слышал неизреченные слова,
которых человеку нельзя пересказать" (2Кор.12:4).
Но, дорогие мои, не в этом была причина, по которой
Моисей и Илия ничего не сказали о небе. У них был более важный разговор.
Они вели беседу о кресте, о терновом венце, о смерти нашего Спасителя.
Как представители неба, они пришли подтвердить волю Отца, что кровью Его
Сына будет совершено искупление человеческого рода, потому что "без
пролития крови не бывает прощения" (Евр.9:22). Об этом говорили Моисей и
пророки. Об этом говорит все небо.
Возлюбленные, главная тема неба - Агнец, "закланный от
создания мира" (Отк.13:8). Иисус Христос - Агнец Божий. О Нем поет небо;
Ему приносит хвалу и славу все воинство небесное.
Искупительная жертва Иисуса Христа, Голгофская смерть,
которую совершил Он здесь, на нашей греховной земле, и была волей Отца о
Своем Сыне. И чтобы ученики это поняли, Бог посылает Своих двух верных
служителей: Моисея и Илию - напомнить, что об этом свидетельствует все
Писание. Видя и слыша этих двух мужей Божьих, беседующих с Иисусом, Петр
говорит Христу: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем
здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии" (Мф.17:4), - "не
зная, что говорил", отмечает Лука (Лк.9:33). По-видимому, Петр забыл
свое исповедание, когда шесть дней назад он сказал по откровению свыше:
"Ты - Христос, Сын Бога Живого" (Мф.16:16). Теперь он поступает так же,
как те, кто считал Христа одним из пророков. И Петр, предлагая сделать
три кущи, - одну Христу, одну Моисею, одну Илии - ставит Христа на один
уровень с этими пророками. Это, кощунство. Так поступает мир. Он строит
кущи: одну для Христа, вторую - Магомету, третью - Будде. Дорогие мои,
вот до какой степени слеп человек! Без откровения свыше он никогда не
поймет, Кем является Иисус Христос. Вот почему здесь, на святой горе,
слышен третий Свидетель: говорит Сам Бог, Бог Отец. " Когда он [Петр]
еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака
глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение;
Его слушайте" (Мф.17:5). После этого исчезают Моисей и Илия, и остается
один Христос.
Здесь, на святой горе, Бог вторично свидетельствует об
Иисусе. Первый раз Божье свидетельство звучало при Иордане в день
крещения Иисуса Христа. Когда Иисус вышел из воды, "отверзлись Ему
небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и
ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой
Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3:16,17). Тот же голос, те
же слова.
Был и в третий раз голос с неба. И он прозвучал как раз
накануне крестной смерти Христа, когда эллины пришли, чтобы увидеть
Иисуса. Помните, что сказал Иисус: "Пришел час прославиться Сыну
Человеческому" (Ин.12:23). И далее: "Истинно, истинно говорю вам: если
пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если
умрет, то принесет много плода" (Ин.12:24). О чем здесь говорит Христос?
Он говорит о Своей смерти. Он, как пшеничное зерно, должен умереть
перед тем, как сможет спасти этих эллинов и весь человеческий род. Затем
Он произносит такие слова: "Душа Моя теперь возмутилась; и что мне
сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел [это
Он говорит о Своей смерти]. Отче! прославь Имя Твое" (Ин.12:27,28). Что
же последовало за словами Христа? "Тогда пришел с неба глас: и прославил
и еще прославлю" (Ин.12:28). Тот же глас, возлюбленные, - глас с неба,
глас Отца, глас одобрения Своего Возлюбленного Сына.
Обратили ли вы внимание, что в течение всей земной жизни
Иисуса Христа только три раза слышен глас Отца, и все три раза этот глас
был связан со смертью, предстоявшей Иисусу.
Как уже было упомянуто, в Библии сравнительно немного
описаний неба. Но если посмотреть на то немногое, что говорит Библия о
небе, то мы можем обнаружить нечто важное. Для этого обратимся к
последней книге Библии. Апостол Иоанн пишет: "И я взглянул, и вот,
посреди престола... стоял Агнец как-бы закланный... И я видел, и слышал
голос многих Ангелов вокруг престола... которые говорили громким
голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость
и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание,
находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в
них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и
честь, и слава и держава во веки веков" (Отк.5:6,11-13).
Позволь спросить тебя, мой друг: "Знаешь ли ты этого
чудного Агнца, Спасителя? Является ли Он твоим личным Спасителем?" Без
искупления, совершенного Им, никто не мог бы унаследовать Царство
Небесное. Святой и справедливый Бог, против Которого мы все грешили,
может принять нас только благодаря заслугам Его Сына, благодаря Его
искупительной жертве.
"В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1Ин.4:10).
О, как можно не принять такой чудный дар! И если ты его еще не принял, то сделай это сейчас, и будешь спасен! Аминь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий