Глава 19. Как молиться?
Пророка Илию можно назвать человеком молитвы. В его
краткой биографии, известной нам со страниц Библии, есть несколько
примеров его молитв, на которые он получил конкретные ответы от Бога.
Первое наше знакомство с ним начинается с его молитвы,
когда Илия просит Бога, чтобы не было дождя. На молитву дан ответ: "...и
не было дождя на землю три года и шесть месяцев..." (Иак.5:17). Потом
он молится о возвращении жизни сыну вдовы из Сарепты Сидонской. И эту
молитву принял Господь: "И услышал Господь голос Илии, и возвратилась
душа отрока сего в него, и он ожил" (3Цар.17:22). Также пророк молился о
том, чтобы Бог сниспослал огонь на жертвенник, дабы все, собравшиеся на
горе Кармил, узнали, что есть всемогущий Бог. Бог ответил: "И ниспал
огонь Господень и пожрал всесожжение..." (3Цар.18:38). И четвертая
молитва Илии была о том, чтобы Господь послал дождь на землю. И Господь
ответил на молитву веры Илии: "...и небо дало дождь, и земля
произрастила плод свой" (Иак.5:18).
Когда Господь ответил на молитву Илии и послал огонь на
жертвенник, народ, увидев чудное проявление Божьей силы, "пал на лице
свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!" (3Цар.18:39).
Пророки Ваала были посрамлены и уничтожены. Покончив с лжепророками,
Илия обращается к царю Ахаву со словами: "Пойди, ешь и пей; ибо слышен
шум дождя" (3Цар.18:41). Этими словами начинается молитва Илии, и в
следующем стихе мы читаем: "И пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на
верх Кармила, и наклонился к земле, и положил лицо свое между коленами
своими" (3Цар.18:42).
Один идет есть и пить, а другой - молиться. Илия имел
слух, проникающий в невидимый мир. Никто еще ничего не слышал, но пророк
слышал шум - шум дождя. Как можно слышать шум дождя? Правда, перед
грозой, когда небо становится иссиня-черным и грозным, когда усиливается
ветер, то слышен шум ветра. Но в данном случае не было и малейшего
признака дождя: на небе не было ни одного облачка. Когда Илия начал
молиться, он послал своего слугу в сторону моря посмотреть, есть ли
какие-нибудь признаки дождя. Но ничего не было видно. Семь раз посылал
Илия отрока пойти и посмотреть, и только, вернувшись в седьмой раз, он
сказал: "Вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь
человеческую" (3Цар.18:44). Но Илия объявил царю, что он слышал шум
дождя еще до того, как показалось это маленькое облачко на небе. Шум
дождя слышал только один Илия - и слышал он это духовным слухом, а не
физическим. Для него этот шум был подобен звону колокола, который
призывает к молитве. И он тотчас откликнулся на этот внутренний сигнал:
"...и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами", и начал
молиться (3Цар.18:42).
Может показаться странным, что Илия идет просить Бога о
том, что уже обещано. Еще до встречи с царем Ахавом Господь сказал
пророку: "...Я дам дождь на землю" (3Цар.18:1). И теперь, услышав шум
дождя, он идет молиться, просить Бога об этом дожде. Невольно возникает
вопрос, если Бог обещал ему, что Он пошлет дождь, зачем тогда об этом
молиться? Кроме того, Илия сказал царю Ахаву, чтобы тот пошел есть и
пить, потому что слышен шум дождя, значит, дождь обязательно будет!
Царь, поверив этому, пошел есть и пить. Зачем же в таком случае об этом
еще молиться? Разве нужно просить у Бога то, что Он собирался дать? И
тем не менее Илия поднимается на гору Кармил и возносит к Богу молитву.
Видите ли, Бог дает обетования для того, чтобы мы знали, о
чем нам просить. Они даны нам, чтобы стимулировать наши молитвы. Когда
мы просим у Бога то, что Он обещал дать, мы признаем Его своим Даятелем;
мы признаем нашу зависимость от Него. Бог сделает то, что намерен
сделать, но Он требует от нас, чтобы мы просили. Как ясно говорит
апостол Иоанн в своем послании: "И вот, какое дерзновение мы имеем к
Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы
знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то,
что получаем просимое от Него" (1Ин.5:14,15). Даже Своему возлюбленному
Сыну Бог говорит: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам
народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе..." (Пс.2:7,8).
Иисус Христос, Сын Божий, должен был просить у Своего Отца. Он делал это
не только в течение своей земной жизни, но делает это и сейчас
(1Ин.2:1). В Своей первосвященнической молитве Христос обращается к
Своему Отцу: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они
были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне..." (Ин.17:24).
Но разве наше спасение не гарантировано? Ведь Сам Христос
сказал: "...Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не
похитит их из руки Моей..." (Ин.10:28). Какая чудная гарантия того, что
спасение наше полностью обеспечено! И тем не менее, Христос говорит
Отцу: "…Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со
Мною..." (Ин.17:24). Христос говорит нам: "Просите, и дано будет вам..."
(Мф.7:7). В послании апостола Иакова написано: "...не имеете, потому
что не просите..." (Иак.4:2). Так что обетования даны нам для того,
чтобы побудить нас к молитве, чтобы мы просили то, что нам было обещано.
Илия услышал шум дождя, и это было сигналом для молитвы о
дожде. Сколько раз до нас доходил "шум дождя", сколько раз мы слышали
призыв к молитве, но молились ли мы? Этот "шум" может дойти до нас
разными способами и путями, но как важно, чтобы мы узнали в нем этот
призыв к молитве. Этот "шум дождя" может быть в постигшем нас испытании
или тяжелом переживании. Мы попали в безвыходное положение и не знаем,
как из него выйти. И Господь говорит нам: "...призови Меня в день
скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня" (Пс.49:15). Он хочет,
чтобы мы приходили к Нему с нашими просьбами. Он хочет нас благословить.
"И воззовете ко Мне, - говорит Господь, - и пойдете и помолитесь Мне, и
Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем
вашим" (Иер.29:12).
Итак, что делает этот муж веры, пророк Илия? Он говорит
царю Ахаву: "Пойди, ешь и пей..." (3Цар.18:41). А сам всех оставляет и
идет молиться на гору Кармил. У Илии теперь самое важное дело - разговор
с Царем царей. Он слышал Его призыв, и поэтому говорит царю Ахаву:
"Пойди, ешь и пей, а мне нужно идти - меня зовут..." Из этого поступка
Илии можно извлечь очень важный урок. Вы обратили внимание на то, что
Илия не остался, чтобы выслушивать комплименты и похвалы за удачный
исход дела, когда Господь услышал его молитву и послал огонь на
жертвенник? Благословение было явным - была причина для радости, но Илия
видел опасность в том, чтобы присвоить себе хоть крупицу славы, и
поэтому он с поспешностью уединяется для общения с Богом, для молитвы.
Поступаем ли мы так? Или мы остаемся среди восторженной толпы, чтобы
услышать лестные слова, которые высказываются в наш адрес: "Ах, какую
прекрасную проповедь вы сказали!.. Ах, как приятно было вас слушать..."
Каким чудным примером в такой ситуации является наш
Господь Иисус Христос! Как поступил Христос после сотворенного Им чуда
насыщения пятитысячной толпы, когда народ пришел в такое возбуждение,
что хотел "нечаянно взять Его и сделать царем" (Ин.6:15)? Он "удалился
на гору один" (Ин.6:15). Зачем? Молиться! Это было Его привычкой, Его
потребностью. И чтобы возбуждение народа не оказало давления на Его
учеников, Он немедленно отправляет их на другую сторону моря. После
успешно завершенного дела хорошо удалиться в тихое место и помолиться.
Помните слова Спасителя: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и,
затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой,
видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6:6).
Физически, может быть, это не всегда возможно. Но здесь,
вероятно, имеется в виду дверь нашего внутреннего человека. Наверное,
все мы переживали такие ситуации, когда во время молитвы вкрадываются
разные мысли, которые отвлекают нас: воспоминания, сомнения, искушения,
страхи. Как же нам закрыть эту дверь? Посмотрите, как молится пророк:
"Илия... наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими"
(3Цар.18:42). Странная поза, не правда ли? Но это говорит об усиленной
сосредоточенности. Ничто не должно отвлечь его: он весь был в молитве.
Поэтому апостол Иаков сказал: "Илия... молитвою помолился, чтобы не было
дождя..." (Иак.5:17).
Вспомните, как молилась первоапостольская Церковь, когда
Петр был взят в темницу. Сказано, что "...церковь прилежно молилась о
нем Богу" (Деян.12:5). Это была напряженная, усиленная молитва, ведь
Петра ожидала казнь. Ирод хотел его убить, как убил Иакова. Но "церковь
прилежно молилась", усиленно. Некоторые считают, что в этой молитве не
было веры, потому что в ту ночь, когда Петр постучался в дверь дома, где
собрались молившиеся о нем, они не могли поверить, что это был Петр. В
Библии не сказано, о чем молилась церковь. Возможно, зная о том, что ему
угрожала смерть за Христа, они молились о том, чтобы ему была дана сила
свыше, чтобы он смог это вынести. Всем было известно, что после Своего
воскресения Христос предсказал мученическую смерть Петра. Может быть,
церковь считала, что этот момент уже наступил, и потому собравшиеся
усиленно молились о нем. Но Бог ответил на их молитву иначе: Он совершил
чудо освобождения Петра из темницы. Молитва церкви была услышана.
Примером усердия в молитве служит для нас Сам Иисус
Христос. В послании к Евреям сказано, что Спаситель "с сильным воплем и
со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти..."
(Евр.5:7). Сказано, что во время молитвы в Гефсиманском саду "Явился...
Ему Ангел с небес и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее
молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю"
(Лк.22:43,44). Здесь употреблено то же слово "прилежно". Христос,
находясь в борении, "прилежно" молился, и церковь "прилежно" молилась за
Петра.
Чтобы закрыть внутреннюю дверь сердца, необходимо
проявить усилие в молитве, и это не проще ожесточенной борьбы.
Употребляющие усилие превозмогают в молитве. Когда разные посторонние
мысли начинают мешать тебе во время молитвы, тогда начни усерднее
молиться, и прибавь к твоему усердию славословие и хвалу Богу,
благодарность за кровь Иисуса Христа. Помни, что отвлекающие мысли во
время молитвы внушает тебе не кто иной, как враг твоей души, а лучшее
средство против козней дьявольских - это сила крови Иисуса Христа.
Пользуйтесь этим чудным даром, искупительной кровью
Иисуса Христа: она может так надежно закрыть дверь вашей молитвенной
горницы, что никто не в силах будет войти в нее без Его на то
позволения. Как это чудно быть под защитой крови Иисуса Христа. Слава и
благодарение Ему!
Кроме того, что молитва Илии была усердной, она была и
целенаправленной. Он просил о том, чтобы не было дождя, сосредоточив
свою молитву на этой определенной просьбе. Когда нужен был огонь, Он
просил об огне с неба, и получил просимое. Теперь же он просит, чтобы
пошел дождь.
Помните, когда слепой Вартимей обратился к Господу с
молитвой: "Иисус, Сын Давидов! помилуй меня" (Мк.10:47)? Это была
отчаянная молитва, вопль беспомощности. Молитва Вартимея была настолько
усердной и сильной, что Господь остановился и велел привести его к Себе.
Но когда он подошел, Иисус спросил его: "Чего ты хочешь от Меня?"
(Мк.10:51). Молитва Вартимея была горячей, но в ней не хватало точности,
поэтому Иисус и задал ему такой вопрос. И тогда Вартимей воскликнул:
"Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла
тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге" (Мк.10:51,52).
Может быть, ты давно уже молишься и начинаешь унывать,
потому что нет никаких результатов. Чего же ты ожидаешь, если не просишь
конкретно и определенно? Скажи Господу, что тебе нужно. Несомненно, Бог
знает твою нужду, но Он хочет, чтобы ты точно и ясно ее высказал.
"Просите, и дано будет вам..." (Мф.7:7). Определенность в молитве важна
именно для того, чтобы ты, увидев ответ на твою молитву, не сказал, что
все произошло случайно. Иисус говорит: "...чего ни пожелаете, просите, и
будет вам. Тем прославится Отец Мой..." (Ин.15:7,8). Да, чудный наш
Спаситель хочет, чтобы ты пришел к Нему со своей просьбой и высказал ее
ясно и определенно. Тогда ты получишь определенный ответ.
В заключение хочу сказать, чему еще нас могут научить
молитвы Илии. Да, Илия был настойчив в своих молитвах; да, его молитвы
были конкретными и определенными; но что еще важнее: он молился с
усилием. Он говорит своему отроку: "Пойди, посмотри к морю. Тот пошел, и
посмотрел, и сказал: ничего нет" (3Цар.18:43). Ничего нет! Многие из
вас приняли бы такой ответ за отказ: Господь, услышав молитву, отказал в
просьбе. Ведь и отказ - это тоже ответ. Не так ли?
Но, если мы тотчас не получили ответа, то это еще не
значит, что нам отказали. Даже такому молитвеннику, каким был пророк
Илия, ответ был дан не с первого раза. Когда отрок, посмотрев на небо,
вернулся с вестью, что ничего не видно, Илия не сказал: "Да, я так и
думал..." Нет, пророк говорит отроку, чтобы он смотрел снова и снова.
Когда слуга вернулся в шестой раз и сказал то же: "Ничего нет", - Илия
не унывал и не отчаивался- он продолжал молиться! "...Должно всегда
молиться и не унывать...", - говорит Христос (Лк.18:1). Илия не сдавался
- он молился! И когда отрок пошел в седьмой раз, то вернулся с вестью:
"Вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь
человеческую" (3Цар.18:44). Это уже был ответ на молитву! Илия в этом
крошечном облачке увидел всемогущего Бога. "Пойди, - говорит он слуге, -
скажи Ахаву: запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя
дождь" (3Цар.18:44). В облаке "величиною в ладонь человеческую" вера
Илии увидела ливень. И вскоре небо потемнело от туч, поднялся ветер и
пошел проливной дождь - молитва Илии услышана, и его вера вознаграждена!
Пусть этот пример Илии, человека, который был подобен
нам, ободрит вас и научит, как "должно молиться и не унывать". Будем
просить настойчиво, будем просить конкретно и усиленно, пока не получим
просимого. Господь слышит наши молитвы, и Он непременно ответит на них в
Свое время и так, как Ему угодно. Псалмопевец говорит: "Твердо уповал я
на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой..." (Пс.39:2).
Может быть, ты, мой друг, уже долгое время стенаешь, даже
поколебалась твоя уверенность в спасении - ты лишился радости, нарушен
твой душевный покой. Проверь еще раз себя, не от того ли это, что твои
молитвы были неопределенны, непостоянны, без веры. Сегодня Господь
спрашивает тебя: "Чего ты хочешь от Меня?" (Мк.10:51). Скажи Ему:
"Господи! Хочу прозреть, хочу, чтобы для меня было ясно, что я спасен;
хочу, Господи, чтобы я имел уверенность в том, что мои грехи прощены;
хочу, Господи, чтобы я радовался спасению через Сына Твоего, Иисуса
Христа..." Когда Господь услышит твою молитву, ты обязательно испытаешь
новую радость, ты услышишь внутренним слухом "шум дождя", которого пока
еще не видно. Его любовь наполнит вновь твое сердце, и ты утвердишься в
том, что прощены все твои грехи, что ты чадо Божье, что никто не похитит
тебя из Его руки.
Да поможет тебе Господь так молиться!
Комментариев нет:
Отправить комментарий