Мой статус Беседы для души: Я.Н. Пейсти - Илия Глава 15. Быть на своем месте!
Мой статус
Если Христос не является главой твоей жизни - то твоя жизнь терпит кораблекрушение...

понедельник, 19 декабря 2016 г.

Я.Н. Пейсти - Илия Глава 15. Быть на своем месте!

Глава 15. Быть на своем месте!

В первой части 18-й главы 3-й книги Царств говорится о второй встрече пророка Илии с царем Ахавом. Прошло три года с момента внезапного появления Илии перед Ахавом, когда пророк объявил царю, что не будет ни росы, ни дождя, разве только по его слову (см. 3Цар.17:1). Страна переживала сильный голод по причине засухи. И теперь по слову Господню, которое было к Илии, он должен был пойти к царю и сказать ему, что Бог пошлет дождь на землю.
В то же самое время царь повелел Авдию, начальствовавшему над его дворцом, пойти по земле Самарии и поискать травы, чтобы спасти от смерти царских коней. "И разделили они между собою землю, чтобы обойти ее: Ахав особо пошел одною дорогою, и Авдий особо пошел другою дорогою" (3Цар.18:6).
И как раз в то время, когда Илия шел к царю Ахаву, ему повстречался Авдий. Ошеломленный этой встречей Авдий не мог поверить своим глазам: три года пророка разыскивали агенты Ахава и Иезавели. За голову пророка была обещана большая награда, поэтому можно себе представить удивление Авдия, когда пред ним предстал Илия. Авдий "пал на лице свое" перед пророком и воскликнул: "Ты ли это, господин мой Илия?" (3Цар.18:7). Тот сказал ему: "Я; пойди, скажи господину твоему: Илия здесь" (3Цар.18:8). Испугавшись такого повеления, Авдий начал упрашивать Илию, чтобы он пощадил его: "Когда я пойду от тебя, тогда Дух Господень унесет тебя, не знаю, куда; и если я пойду уведомить Ахава, и он не найдет тебя, то он убьет меня..." (3Цар.18:12). И только после того, как Илия уверил Авдия, что он действительно ищет встречи с царем, Авдий пошел к Ахаву и сказал ему, что Илия хочет видеть его. И далее интересно сказано: "И пошел Авдий на встречу Ахаву, и донес ему. И пошел Ахав на встречу Илии" (3Цар.18:16). Оказывается, что все страхи Авдия были напрасны. Так мирно состоялась новая встреча пророка Илии и царя Ахава.
Среди вышеупомянутых имен и событий особую роль играет Авдий и его участие в планах Божьих. В Библии нет ни одного случайного имени. Кто такой этот Авдий? О нем ничего не сказано ни до, ни после этого события, о котором мы читаем в 18-й главе 3-й книги Царств. Кто он - Авдий, занимавший такое высокое положение в одном из самых позорных и развратных дворцов в истории израильского народа? В комментариях к Священному Писанию по поводу Авдия высказываются удивительно противоречивые мнения. Некоторые относят его к так называемым "тайным верующим" (подобно новозаветному Никодиму), другие считают его примиренцем, который служит двум господам. Но есть и те, кто видит в нем верное чадо Божье. Чем объяснить, что могут быть такие противоположные мнения об одном и том же человеке? Кто же все-таки Авдий: примиренец, жалкий трус или герой? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к Библии и посмотреть, что говорит о нем Слово Божье. В конечном итоге, это для нас самый высокий авторитет, и Слово Божье может помочь нам раскрыть эту личность и узнать, чему может научить нас этот человек.
Первое, что сообщается об Авдии, - он был "начальствовавшим над дворцом" царя Ахава (3Цар.18:3). Это значит, что Авдий был высокопоставленным государственным гражданским чиновником. В его обязанности входило управление всем царским дворцом. Можно сказать, что после царя Ахава и его жены Иезавели Авдий занимал самый высокий пост. По-видимому, тот, кто не видит в Авдии ничего хорошего, считает, что человек, находящийся у власти и занимающий такой высокий пост, не может служить Богу; некоторые полагают, что человек, достигший такой высокой должности, не мог этого добиться, не идя на компромиссы.
Но в этом же стихе, в следующем предложении, сказано и другое: "Авдий же был человек весьма богобоязненный" (3Цар.18:3). Здесь, вероятно, и кроется причина таких противоречивых мнений об Авдии. Трудно совместить эти два фактора: жить и работать в таком развратном обществе, быть начальствующим во дворце самого царя и в то же время быть богобоязненным, даже "весьма богобоязненным" человеком (3Цар.18:3). Да, действительно, это трудно соединимые характеристики. Но это только с нашей, человеческой, точки зрения.
Нам трудно правильно судить о другом человеке, который находится в совершенно иных условиях, отличных от наших. Нас настораживает, что другой человек не поступает точь-в-точь как мы. И у нас появляются различные сомнения: не может быть, чтобы этот человек был хорошим и искренним христианином, если он занимает такую высокую должность или если он принадлежит к другой церкви, или если он учится в таком-то учебном заведении. Возможно, что и Илия имел о нем какое-то нелестное мнение. Ведь если сравнить Илию и Авдия (а тот и другой были богобоязненными), то мы увидим большую разницу: один был отшельником, жил в пустыне, одевался во вретище, вынужден был скрываться от царя, а другой жил в царских палатах, занимал высокое положение и каким-то чудом выжил в это смутное время. Но, дорогие мои, Судия ведь Бог, а не мы. И каждый даст отчет за себя, а не за других. Мы знаем, что даже Илия ошибся, когда думал, что он остался единственным, верным Богу. Господь должен был напомнить ему, что у Него есть семь тысяч верных, которые не преклонили колена пред Ваалом.
Ведь есть такая тенденция - недооценивать скромного и спокойного по характеру человека. Когда на арене появляются такие духовные гиганты, как Илия, то подобные Авдию становятся незаметными, они как будто исчезают. "Илии" же своим ярким светом затмевают остальных. Но и "звезда от звезды разнится в славе", как говорит апостол Павел (1Кор.15:41). Дал бы Бог, чтобы мы меньше критиковали тех, кого не можем понять, а больше молились за них. Благодарение Богу, что Он имеет Своих детей, Своих свидетелей и в тех слоях общества, куда мы не имеем доступа.
Авдий, находясь на таком высоком посту, оказался полезным как для Илии, так и для других пророков - следовательно, для дела Божьего. Авдий оказался верным Богу, находясь в этих тяжелых для духовного человека условиях, потому что он имел страх Божий: он был человеком "весьма богобоязненным" (3Цар.18:3). Слово Божье постоянно напоминает нам, что "начало мудрости - страх Господень..." (Пс.110:10; Прит.1:7).
Существуют различные страхи. Страх, выраженный тревогой, трепетом, ужасом, приносит внутреннее расстройство, нарушение покоя и мира в душе. Но Бог дал нам "духа не боязни, но силы, любви и целомудрия", как пишет апостол Павел Тимофею (2Тим.1:7). Поэтому Библия говорит: "Начало мудрости - страх Господень..." (Пс.110:10). Это не рабский страх, а благоговейный: он внушает глубокое уважение, почитание Бога; он приводит к покорности. Слово Божье учит, что этот страх чист, он пребывает вовек и оберегает от зла. Одним из вернейших признаков воистину возрожденного чада Божьего является то, что он имеет этот страх Господень. Бог устами пророка Иеремии говорит: "...так говорит Господь: ...Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них" (Иер.32:36,38,39). И что обещает Господь сделать для Своего народа? Мы читаем дальше: "И заключу с ним вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня" (Иер.32:40). Страх Божий - это Божья благодать, ограждающая чадо Божье от отступления.
Поэтому, если бы об Авдии ничего не было больше сказано, кроме того, что он был "весьма богобоязненным" (3Цар.18:3), то этого было бы достаточно для того, чтобы сделать вывод, что он был верным чадом Божьим. Во свете этой истины мы должны и рассматривать Авдия. Притом следует отметить, что он был чадом Божьим с юных лет. Он сам свидетельствует об этом: "...раб твой богобоязнен от юности своей" (3Цар.18:12). В Библии не сказано, как Авдий стал богобоязненным с юных лет, но мы можем предположить, что он имел верующих, богобоязненных родителей, которые научили его почитанию Бога. Думаю, что не случайно он получил такое имя. Только верующие родители могли дать сыну имя "Авдий", что значит "раб Господень", особенно, если учесть, в какое время родился Авдий. Это было время жестоких преследований всех, хранивших верность Богу. Это было время, когда последователи Ваала заставляли народ поклоняться их богу. Всюду были построены капища языческого бога Ваала и поставлены идолы. Поэтому родители, которые в такое смутное время дали библейское имя своему ребенку, безусловно, должны были быть сами богобоязненными людьми. Назвать своего ребенка Авдием, рабом Господним, значило навлечь на себя ярость служителей Ваала. Эти родители, несмотря на то что они могли поплатиться за свою верность Богу, воспитывали своего ребенка в страхе пред Господом. И им удалось воспитать его таким. Будучи взрослым человеком, Авдий мог сам засвидетельствовать: "...раб твой богобоязнен от юности своей" (3Цар.18:12).
Как счастливы те дети, которые имеют богобоязненных родителей! Быть чадом Божьим с детства - значит быть избавленным от множества пороков. Слово Божье говорит: "...страх Господень отводит от зла" (Прит.16:6). Страх Господень внушает страх ко греху, отвращает от всякого рода беззакония. Известно, что дети очень восприимчивы к окружающему миру; недаром Слово Божье говорит: "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет" (Прит.22:6).
Авдий остался верным Богу и в зрелом возрасте. Он был правильно воспитан, и потому оказался угодным сосудом для славы Божьей. Правда, он не удостоился умереть мученической смертью, насколько нам известно, но это не умаляет его преданности Богу. Что легче, сгореть на костре за свою веру или медленно "обжариваться" в среде неистово развратных людей? Некоторым суждено так страдать, а другим - иначе. Одно мы знаем, что "все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2Тим.3:12). Сохранить верность Богу при потоках мирской грязи возможно только по благодати Божьей. Авдий, постоянно видя нечестие и разврат, оставался верным Богу. Да, чтобы сохранить благочестие в таких условиях, требуется особая благодать Божья, и эту благодать Авдий имел. Он был "весьма богобоязнен". И вот это "весьма" сделало его способным преодолеть все искушения, когда он находился во дворце царя Ахава. Благодарение Богу, что Он имел и имеет Своих свидетелей и во дворцах, и при царях.
Также и Иосиф был верным Богу у царедворца Потифара, во дворце фараона. Он не позволил себе никаких компромиссов. И подобно Авдию, он тоже мог сказать, что от юности был богобоязнен. Страх Божий сохранил его чистым сосудом, и потому Бог мог употребить Иосифа для спасения своего народа.
Моисей, будучи во дворце фараона, не осквернил себя, но "поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища" (Евр.11:26). О царе Давиде сказано: "...во всех делах своих поступал благоразумно, и Господь был с ним" (1 Цар.18:14). С юных лет Давид научился страху Божьему.
Даниил, оказавшись во дворце вавилонского царя, боясь Бога, "положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь" (Дан.1:8). И Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальства в этих трудных условиях.
Таких примеров мы имеем много как в Библии, так и во всей истории Церкви. Да, Бог нуждается и в "Авдиях". Благодарение Ему за то, что у Него есть эти верные свидетели и в высших слоях общества мира сего. И не думайте, что положение таких свидетелей не столь трудно и опасно, как, скажем, положение Илии. Сколько мудрости, силы, терпения должен был иметь этот человек, чтобы сохранить верность Богу. Гораздо легче было бы оставить это место и скрыться. Но сила не всегда проявляется в бегстве. Самая большая сила может проявиться в том, что ты остался на месте. Если Господь поставил тебя там, где ты сейчас находишься, то не ищи освобождения. Не думай, что где-то там, в другом месте, ты будешь полезнее. Самое лучшее для тебя место то, где тебя поставил Бог. На том месте ты сможешь быть полезным для Бога и для людей.
Представьте себе, что Авдий решил, что ему лучше, скажем, уйти в подполье. Что бы случилось с теми ста пророками, которых он, пользуясь своим положением, сумел скрыть в пещерах от агентов Иезавели? Об этом так написано: "...когда Иезавель убивала пророков Господних, [Авдий] ...скрывал сто человек пророков Господних, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою" (3Цар.18:13). Никто другой не смог бы этого сделать, только Авдий, слуга Господа, который был в это время на своем месте, будучи начальствующим во дворце Ахава. Не думайте, что он делал это без риска. Одно дело - скрывать сто пророков, и совсем другое - каждый день кормить их, в то время как в стране люди умирали от голода. Узнай об этом Иезавель - наверняка Авдий был бы казнен. Но Авдий, имея страх Божий, рискуя собственной жизнью, совершал добро на том месте, где был поставлен Богом. Если бы Авдий не боялся Бога, он бы выдал пророков, но он, будучи верным Богу, не предал своих братьев. Он оставался верным слугой Бога. В таких людях, возлюбленные, нуждается Бог. Эти люди тоже служат Богу - и служат на том месте, где ни ты, ни я служить не можем. Иметь страх Божий - значит быть верным Богу на том месте, где ты находишься. "В страхе пред Господом - надежда твердая..." (Прит.14:26). Страх Божий делает человека непоколебимым, верным, и потому полезным для Бога и для людей. Благодать Божья дается нам на том месте, где Бог нас поставил. Там нам будет дана победа над грехом, врагом и искушением. "И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так-чтобы вы могли перенести" (1Кор.10:13).
Авдий был верен на том посту, где Бог его поставил, и там он мог оказать существенную помощь гонимым и притесняемым пророкам. Разве это не благодать Божья? Пусть этот пример ободрит тех, кто считает свои условия слишком трудными и не видит возможности послужить Богу. Это заблуждение человеческого сердца: какими бы трудными ни были наши условия, верность Богу зависит не от них - она целиком зависит от благодати Божьей. И имеющие эту благодать, этот страх Божий, будут служить Богу при любых обстоятельствах жизни. Что может препятствовать такому служению? Только одно - непослушание, когда чадо Божье сознательно оставляет место воли Божьей. В то же время человек, не имеющий страха Божьего, никогда не переживший благодати Божьей, ни при каких обстоятельствах не в состоянии стать верным Богу. Кто может знать, насколько ты окажешься полезным для дела Божьего и для блага народа Божьего, находясь на том месте, где ты стоишь? Поэтому оставайся в том призвании, в котором призвал тебя Господь. Оставайся на этом месте до тех пор, пока Он не повелит тебе двигаться дальше. Тогда ты будешь цвести, "как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое" (Пс.1:3). Бог поставил тебя быть маяком на данном месте, чтобы какая-нибудь душа не потерпела кораблекрушения. "Не дремлет и не спит хранящий Израиля. ...Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек" (Пс.120:4,7,8).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...