Глава 13. Человек молитвы
В 129-ом псалме сказано: "Надеюсь на Господа, надеется
душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели
стражи - утра, более, нежели стражи - утра" (Пс.129:5,6). Обычно слова
"уповать" и "ожидать" в Библии употребляются как синонимы. Например, в
целом ряде мест, где в русской переводе Библии употреблено слово
"уповать", в английском же - "ожидать". А если обратиться к оригиналу,
то мы убедимся, что правильным будет употребление и того, и другого
слова. Ожидать Господа - значит уповать на Него; а уповать на Господа -
значит ожидать Его. Ожидать времени, определенного Им; ожидать
исполнения слова Его; ожидать действий Его. В Своем слове Бог постоянно
призывает нас к этому ожиданию.
Что происходит тогда, когда мы не ожидаем и не уповаем на
Господа? Тогда мы терпим полнейшую неудачу. В 105-ом псалме речь идет
именно о таком случае. Здесь говорится о народе Божием, о том, что они "
скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения... Они... раздражали
Его упорством своим..." (Пс.105:13,43).
Вспомните, как чудно Господь избавлял этот народ, как Он
обещал им, что обеспечит их всем необходимым. Но при первом же испытании
в пустыне, забыв Его дела, вместо того чтобы ожидать Его слова, просить
Его совета, они поступали по совету своих похотей и своих мыслей. Они,
упорствуя, постоянно искушали Бога.
Разве не в этом чаще всего заключается причина наших
согрешений? Мы не ожидаем изволения Его, а поступаем по совету
собственного сердца. А что говорит слово Божие о человеческом сердце ?
"Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено..."
(Иер.17:9). А царь Соломон так говорит : "Кто надеется на себя [в
оригинале - на свое сердце], тот глуп..." (Прит.28:26). Но однако в этом
великом безумии были повинны и лучшие из мужей Божиих. Приведем хотя бы
один пример. Вспомним ветхозаветного героя веры - Иисуса Навина. В
11-ой главе послания к Евреям, которую принято называть главою героев
веры, упоминается о первой из величаших побед израильского народа в
обетованной земле, в Ханаане, когда пал город Иерихон: "Верою пали стены
Иерихонские по семидневном обхождении" (Евр.11:30). Вождь народа -
Иисус Навин уповал на Господа, ожидал Его совета, и в результате - эта
великая победа. Главным образом его верой пали стены Иерихона. И после
такой победы израильский народ терпит поражение в сражении со слабейшим
врагом. В книге Иисуса Навина, в 7-ой главе, мы читаем: "Иисус из
Иерихона послал людей в Гай... и сказал им: пойдите, осмотрите землю.
Они пошли, и осмотрели Гай" (Нав.7:2). Что делает Иисус Навин? Он ищет
совета у людей, но не у Господа. Мы читаем в следующем стихе: "И
возвратившись к Иисусу, сказали ему: не весь народ пусть идет, а пусть
пойдет около двух тысяч или около трех тысяч человек, и поразят Гай;
всего народа не труди туда, ибо их мало там" (Нав.7:3). На первый
взгляд, как будто добрый и разумный совет. Зачем тратить лишние силы?
Ведь израильский народ так успешно справился с Иерихоном, а этот Гай -
для них просто пустяки. Да, по сравнению с Иерихоном, Гай был
незначительной крепостью, но решение атаковать Гай было принято без
совета с Господом. Иисус Навин не мог знать, что как бы ни был слаб их
неприятель, поражение их было неминуемо. Победа там была невозможна,
потому что Израиль согрешил и преступил завет Божий. Если бы Иисус Навин
вначале посоветовался с Господом, то Господь указал бы на потаенный
грех Ахана (Нав.7:12,13). Сначала нужно было устранить грех, и лишь
после этого Господь сказал Иисусу: "...пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки
твои царя Гайского и народ его..." (Нав.8:1).
Да, возлюбленные, кем бы мы ни были, какого бы духовного
возраста мы ни достигли, мы всегда в опасности, если прислушиваемся к
голосу нашего сердца, вместо того, чтобы вначале обратиться к Богу.
Будем помнить, что говорит Священое Писание: "...кто думает, что он
стоит, берегись, чтобы не упасть" (1Кор.10:12).
Обратимся теперь к 3-ей книге Царств и продолжим наши
размышления над историей пророка Илии. 18-ая глава начинается такими
словами: " По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий
год: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю" (3Цар.18:1). Из
этого стиха видно, что жизнь Илии отличалась чем-то особенным. Мы не
можем не обратить внимание на то, что Илия был человеком молитвы. Именно
это отличало его от всех остальных пророков, не приклонивших свои
колени перед Ваалом. А их было семь тысяч, кроме тех ста пороков
Господних, которых Авдий "скрывал... по пятидесяти человек, в пещерах, и
питал их хлебом и водою" (3Цар.18:4). И только одного Илию Бог мог
использовать для исполнения Своих планов. Почему Бог мог использовать
только Илию? Потому что Илия постоянно находился в общении с Господом,
он пребывал в Его присутствии и ожидал слова Господня.
Как вы помните, апостол Иаков в своем послании говорит:
"Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было
дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев;и опять
помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой"
(Иак.5:17).
Для Илии молитва была серьезным делом. Он не только
произносил молитвенные слова, но весь был погружен в молитву. Его
молитва была определенной, конкретной: Он молился, "чтобы не было дождя"
(Иак.5:17). И его молитва была услышана. Три года и шесть месяцев не
было дождя. Теперь у него тоже конкретная просьба, чтобы Господь послал
дождь. И эта молитва услышана. Что он делал в течение всех этих трех с
половиной лет во время своего пребывания у потока Хорафа и в Сарепте
Сидонской? Несомненно, он молился все это время и ожидал слова от
Господа. Человек, который в молитве ожидает слова от Господа, делает
себя пригодным для служения Богу. Он всегда готовый сосуд, "
благопотребный Владыке, годный на всякое доброе дело" (2Тим.2:21). Читя
Библию, вы обнаружите, что каждый человек, которого Бог когда-либо
употреблял в Своих делах, был человеком молитвы, человеком ожидания. Бог
не может употреблять человека, который не молится. Поэтому не случайно
Илия услышал Божий голос : "Пойди, и покажись Ахаву, и Я дам дождь на
землю" (3Цар.18:1). Единственным человеком, способным услышать, что
дальше скажет Бог, был Илия. Почему? Да потому что его слух всегда был
направлен на божественную волну, потому что он имел постоянный
молитвенный контакт с Богом.
Да, молитва делает человека способным знать волю Божию
точно и ясно, и молитва дает ему силу исполнить услышанное слово.
Написано, что сразу же после того, как ему было сказано это слово, Илия
пошел, чтобы показаться Ахаву. Он мог бы найти целый ряд причин,
останавливающих его сделать это. Ведь все три года "аппарат
государственной безопасности" царя Ахава и его жены Иезавели был занят
поисками пророка. Он был объявлен врагом народа. И вдруг теперь он сам
должен явиться перед царем. Это равносильно тому, что он добровольно
идет прямо в львиную пасть. Но Илия знал своего Бога. Он знал, что если
Господь велит пойти, то значит теперь настало время идти. Илия был
блаженным человеком, "знающим трубный зов", о таких людях сказано, что
они ходят во свете лица Божия (см. Пс.88:16).
Так, мы знаем, что апостол Иоанн, находясь на острове
Патмос в воскресный день, духом услышал позади себя громкий голос, как
бы трубный, который говорил с ним. Да; человек молитвы слышит Божий
голос, и он для него ясный и громкий. Окружающие его люди слышат гром,
неопределенный звук, шум, помехи, а человек молитвы слышит настолько
ясный голос Божий, что для него это как трубный звук.
Будем помнить, что в Царстве Божием ничего не происходит
без молитвы. Молитва делает нас способными не только к исполнению воли
Божией, но помимо этого, молитва прокладывает дорогу, подготавливает
почву для действия Духа. Так что цель молитвы - исполнение воли Божией. И
здесь невольно возникает вопрос, может ли молитва повлиять на Бога? На
этот вопрос мы должны ответить и "да", и "нет". Ничто не может изменить
намерений Божиих, но на Его действия может повлиять молитва. Христос
сказал: "Просите, и дано будет вам..." (Мф.3:7). Намерение Божие - дать
нам. Но чтобы получить то, что Он намерен нам дать, мы должны просить.
Наша молитва фактически ничего не меняет с Божьей стороны. Она только
дает возможность Богу сделать нас способными принять то, что Он
собирался нам дать. Апостол Иоанн в своем первом послании говорит: "И
вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле
Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего
бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него"
(1Ин.5:14,15). А через пророка Исаию Бог говорит: "И будет, прежде
нежели они воззовут, - Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу"
(Ис.65:24).
Бог жаждет благословить Свой народ. Он хочет дать нам
пробуждение. Его желание сокрушить сатану под нашими ногами. Таковы Его
намерения о нас. Его намерения - во благо, а не на зло, чтобы дать нам
будущность и надежду (см. Иер.29:11). Но чтобы исполнить это, Ему нужны
люди, готовые посвятить себя этому наивысшему служению, - служению
молитвы. Бог ничего не может делать, если Его народ не проложит путь
молитвой. "И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу
вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим"
(Иер.29:12,13).
Сегодня Бог ищет таких людей. Да, хотя бы одного
человека. О, как мы сегодня нуждаемся в пробуждении! Нужда эта всеобщая.
Совсем неважно, живем ли мы на Западе или на Востоке. Всюду царит
безбожие, беззаконие, насилие и полное разложение морали. Бог все время
ищет человека, который бы вошел с Ним в молитвенный завет о пробуждении.
Послушайте, что сказал Бог пророку Иезикиилю: "Искал Я у них человека,
который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю,
чтоб Я не погубил ее, но не нашел" (Иез.22:30). Вы понимаете, о чем
здесь говорится? Здесь говорится о том, что, фактически, Бог ограничен
Своим законом. Он ничего не может сделать для этой страны, потому что не
нашел там человека, который бы молился за нее. Разве это не
удивительно! И в следующем стихе мы читаем: "Итак изолью на них
негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им
на голову, говорит Господь..." (Иез.22:31). Богу нужен хотя бы один
человек, посвятивший себя молитве. "Искал Я у них человека... но не
нашел", - какие печальные слова. Неужели и сегодня нет среди нас такого
человека ?
Помните тот случай, когда в ярости Бог хотел истребить
весь израильский народ за их беззакония? И почему Господь отменил Свое
слово? Потому что за народ заступился Моисей, человек молитвы. Сорок
суток он пребывал в общении с Богом на горе Синай, а в это временя народ
отступил от свого Бога, стал блудодействовать. В 105-ом псалме сказано:
"И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в
расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их" (Пс.105:23).
Эта истина касается не только той страны, в которой мы
живем, она относится ко всем сферам человеческой жизни: личной,
семейной, церковной. Ничего не может произойти без предварительной
молитвы. Это мы видим и в истории Илии. В тот смутный период истории
Израиля страна была спасена от полного духовного падения потому, что Бог
нашел человека молитвы. Да; Бог ищет такого человека. Безразлично,
мужчина то или женщина. Его слова: "Искал Я у них человека... ", -
относятся ко всем без исключения (Иер.22:30). Бог не сказал, что Он ищет
мужчину; нет: Он ищет "ЧЕЛОВЕКА". Этот человек может быть образованный
или необразованный, может быть молодым, пожилым или престарелым - не это
важно. Важно, чтобы этот человек был человеком молитвы! Почему бы тебе
не быть этим человеком?
Одним из величайших пророков Ветхого Завета был Самуил.
Именно с него начинается новая эра в истории народа Божия. Библия так
характеризует то время, когда в историю израильского народа вошел
Самуил: "...слово Господне было редко в те дни, видения [то есть
откровения Божии] были не часты" (1Цар.3:1). Как вы думаете, в этот
период израильского народа было ли случайным появление Самуила, ставшего
великим пророком и духовным вождем народа Божия? Конечно, нет! Эта
история начинается еще до появления пророка. И начинается она с Анны,
матери Самуила. В 1-ой книге Царств, с 1-ой главы мы знакомимся с этой
женщиной по имени Анна. Все началось с нее. У Анны не было детей, как
сказано: "...Господь заключил чрево ее" (1Цар.1:5). А ей так хотелось
иметь сына. Мы читаем, как она, заливаясь горькими слезами, день и ночь
молилась Господу. Муж, который любил ее, не понимал Анну: "Что ты
плачешь, - говорил он, - и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое?
не лучше ли я для тебя десяти сыновей?" (1Цар.1:8). В Библии не сказано,
что ответила ему Анна, но в скорби своей она продолжала молиться
Господу и горько плакала. Она дошла до такого отчаяния, что дала обет
Богу, если Он пошлет ей ребенка мужского пола, то она посвятит сына
Господу на все дни его жизни. И Бог услышал молитву Анны: подарил ей
сына. Анна дала ему имя Самуил, что значит "услышан Богом".
В планах Божиих было дать Своему народу пророка. Но Богу
нужен был посредник - человек молитвы, который стал бы в проломе за
страну и за народ. И в этот важнейший период истории израильского народа
Бог сначала находит женщину молитвы; по ее молитве Он дает ей сына,
который станет великим пророком, избранным Богом. Так что молитва Анны
проложила путь для могущественного действия Духа Божия, начавшегося
через Самуила во всем народе Божием. В конце 3-ей главы 1-ой книги
Царств сказано: "И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни
одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до
Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним" (3Цар.3:19,20).
Да; Бог нашел человека - человека молитвы. Анна молилась о сыне, а Бог
нашел в нем человека, которого Он смог употребить. Горе, печали,
огорчения и слезы Анны превратились в огромнейшее благословение не
только для нее лично, но и для всего народа, потому что свою скорбь она
обратила в молитву. А ее молитва, в свою очередь, проложила путь для
мощного действия Духа Божия во всем народе.
Дорогой брат или сестра, почему бы тебе не стать тем
человеком, которого Бог ищет сегодня? Помни, что Он ищет человека,
стоящего на коленях в молитве. Ты спрашиваешь: "Как я могу стать этим
человеком? У Анны была нужда и сильное желание иметь сына..." Да; у Анны
была нужда, и с этой нуждой она пришла к Богу в молитве. Она превратила
свою нужду в молитву. Так следует поступить и тебе. Пусть и твоя
молитва будет о личной нужде, важно, чтобы ты неотступно молился и
верил. Пусть твоя молитва будет слабой, но пусть она будет постоянной.
Бодрствуйте в молитве, не сдавайтесь (Мф.26:41)! И в свое время,
возлюбленные, и ваша молитва окажется каналом, через который Бог пошлет
Свое благословение. Ибо, когда мы молимся, действующий в нас Дух Божий
силою Своею "может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или
о чем помышляем" (Еф.3:20). Слава и благодарение Ему! Помните: просящий
получает!
Комментариев нет:
Отправить комментарий