
В
наши дни, когда многие христиане положительно смотрят на различные
революции и восстания, военные вторжения в другие страны для «наведения
порядка» и приобретение оружия для «самозащиты», занятия боксом и
боевыми «искусствами»,
как важно нам обратить свой взор на ясные и очевидные заповеди Господа
Иисуса Христа и Его апостолов о непротивлении злу насилием. Это учение
бескомпромиссно проповедовалось и практиковалось христианами гонимой
Церкви с 1-го по начало 4-го века, пока богопротивное заигрывание и
слияние с государством в 4 веке по Р.Х. не привело к духовному
ослеплению многих верующих, начавших оправдывать преследования
инакомыслящих и участие в «справедливых войнах». Точное число великого
множества сгинувших душ от рук католиков, православных и протестантов,
ослепленных порожденной богословскими заблуждениями ненавистью, известно
лишь Богу. Сколько соблазна также приносят в наши дни боксеры и
каратисты-христиане и поддерживающие их легкомысленные
проповедники-лжесловесники. Да сохранит Господь искреннего читателя от
гибельного пути агрессии, насилия, злобы, мести и человекоубийства.
«Вы
слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не
противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и
другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему
и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с
ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не
отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь
врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте
проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих
вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он
повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь
на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая
вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете
только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и
язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея 5 глава, 38-48 стихи).

«И
когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев,
одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче!
прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий»
(Евангелие от Луки 23 глава, 33 и 34 стихи).
«Но
они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно
устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями.
Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали
камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух
мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени
им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деяния Апостолов 7 глава, 57-60 стихи).
«Наконец
будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды,
дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством
за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны,
чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть
добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что
очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице
Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И кто
сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете
за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (1-е Послание Петра 3 глава, 8-14 стихи).
«Ибо
такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста
невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу
для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите,
Бога бойтесь, царя чтите» (1-е Послание Петра 2 глава, 15-17 стихи).

«Умоляем
также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных,
поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто
кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и
всем» (Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам 5 глава, 14 и 15 стихи).
«Но
и о других людях непрестанно молитесь. Ибо есть им надежда покаяния,
чтобы придти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших.
Против гнева их вы будьте кротки; против их велеречия –
смиренномудренны; их злословию противопоставляйте молитвы, – их
заблуждению, – твердость в вере; против их грубости будьте тихи. Не
будем стараться подражать им, – напротив, своею снисходительностью
окажем себя братьями их, – а постараемся быть подражателями Господу.
Пусть кто-нибудь более потерпит неправду, понесет убыток, подвергнется
уничтожению, только бы не нашлось в вас какого-либо плевела
дьявольского, но все вы во всякой чистоте и целомудрии пребывали во
Иисусе Христе телесно и духовно.
...Итак,
старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо, если
вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием
вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо
им уничтожается всякая брань небесных и земных духов» (Игнатий Антиохийский около 105-107 гг., Послание к ефесянам, главы 10 и 13).

«Мы
уже не просим вас наказывать обвинителей, ибо для них достаточно
наказания в их собственной неправде и неведении истины... А о том, чтобы
быть незлопамятными, услужливыми для всех и негневливыми, вот Его
слова: «Ударившему тебя в щеку подставь и другую, и кто берет у тебя
рубашку или одежду, не препятствуй. Кто рассердится, тот повинен огню.
Кто понудит тебя пройти версту, пройди с ним две. Пусть сияют добрые
дела ваши пред человеками, чтобы они, видя их, прославляли Отца вашего,
который на небесах»» (Иустин Мученик около 160 г., Первая Апология, главы 7, 16).
«Я
осмелился раскрыть пред вами наше положение, чтобы из этой речи вы
узнали, что мы страдаем вопреки справедливости, вопреки всякому закону и
здравому разуму, – и умоляю вас обратить сколько-нибудь внимания и на
нас, чтобы, наконец, клеветники перестали подвергать нас смерти. Ибо не в
том дело, что враги наши посягают на нашу честь или отнимают у нас
какое-либо другое большее благо, – мы презираем эти блага, хотя для
многих они кажутся достойными забот, так как мы научены не только
бьющему не воздавать тем же и не судиться с теми, кто нападает на нас и
грабит, но и подставлять для удара другую часть головы тем, кто ударит
по щеке, и отдавать верхнее платье тем, кто отнимет нижнее. Но когда
отдадим деньги, хотят лишить нас самой жизни, взводя на нас множество
преступлений, которые и не приходили нам даже и на мысль, но скорее
свойственны клеветникам нашим и им подобным» (Афинагор Афинский около 175 г., Прошение о христианах, глава 1).

«Поэтому-то
Госдодь вместо: «не прелюбодействуй» заповедал не иметь даже
вожделения, и вместо «не убивай» не гневаться, и вместо даяния десятины
разделять все имение бедным, и любить не только ближних, но и врагов, и
не только быть щедрыми даятелями, но дарами отдавать тем, которые
отнимают наше. «Отнимающему у тебя верхнюю одежду, – говорит Он, – отдай и рубашку, и от взявшего твое не требуй назад; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»
(см. Лк. 6:29–31), – так чтобы мы не скорбели как нежелающие потерпеть
ущерб, но как будто добровольно дарили и радовались, больше из
благорасположения к ближним, чем уступала необходимости. «И если кто принудит тебя, – сказал Он, – пройти с ним тысячу шагов, иди с ним другие две»
(см. Мтф. 5:41), чтобы ты не как раб следовал, за ним, но как свободный
шел впереди, оказывая себя на все готовым и полезным для ближнего, и не
смотря на их злые расположения совершал добрые дела, уподобляя себя
Отцу, «который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»
(см. Мтф. 5:45). Все это, как я уже сказал, свойственно тому, кто не
разрушает Закон, но восполняет, распространяет и расширяет его в нас, –
как если бы кто сказал, что с большим действованием свободы в нас
насаждено полнейшее повиновение и любовь к нашему Освободителю. Ибо Он
освободил нас не для того, чтобы отступили от Него, – ибо никто не может
помимо благодеяний Господних приобрести сам себе средства спасения, –
но чтобы, получив больше Его милости, более любили Его. А чем более
возлюбим Его, тем большую получим от Него славу, так как мы всегда будем
пред лицом Отца» (Ириней Лионский около 180 г., Против ересей, Книга 4, глава 13.3).
«Наша
цель не отмщение нашим обвинителям. Ни в коем случае. Мы научились
благосклонно относиться к проклинающим нас, даже если они распространяют
о нас беспочвенные слухи. Наша задача состоит в том, чтобы обратить их»
(Климент Александрийский около 195 г., Строматы, Книга 2, глава 1).
«Любовь
может проявляться по-разному, как нежность, добродушие, терпение,
отсутствие зависти, ревность, ненависть или прошение обид. Однако она
всегда неделимо присутствует во всем в полной мере, на все распространяя
свое влияние. Закон говорит еще: «Если ты встретишь в пустыне
заблудившееся вьючное животное, принадлежащее кому-либо из близких тебе
или одному из твоих друзей или вообще человеку, тебе знакомому, то,
приведя его назад, возврати его хозяину. Если же случится, что хозяин
животного надолго отлучился, то содержи его животное вместе со своими до
возвращения хозяина его и потом возврати ему». Закон учит нас, что
в силу естественной дружеской склонности, в найденном мы должны видеть
отданное нам временно на сохранение, при этом обид, нанесенных врагом,
мы не должны помнить» (Климент Александрийский около 195 г., Строматы, Книга 2, глава 15).
«Если
ему (христианину) причиняют несправедливость, обиду или зло, он не
помнит о них. Никогда он не гневается и не питает вражды или
нерасположения к кому бы то ни было, даже к тем, кто по делам своим
вполне заслуживает такого отношения. Он помнит, что и его самого, и
ближнего его сотворил один Бог; поэтому и в заблуждающемся человеке он
чтит Творца; любит его как своего собрата по изгнанию, сожалеет о его
неведении и молится о нем» (Климент Александрийский около 195 г., Строматы, Книга 7, глава 11).

«Ибо некогда требовали: «око за око», и «зуб за зуб»
(см. Исх. 21:24), и воздавали злом за зло; не было еще на земле
терпения, ибо отсутствовала вера, и нетерпение в это время употребляло в
свою пользу благовидные предлоги, представляемые законом. Это легко
было, ибо не пришел еще Господь и Учитель терпения. А после того, как Он
явился и умножил благодать веры терпением, не позволительно уже ни
словом оскорблять, не подвергаясь опасности осуждения (см. Мтф. 5:22).
Воспрещен гнев, сдержано негодование, обуздано своеволие рук, изъят яд
языка; закон более приобрел, нежели потерял, когда Христос говорит: «любите врагов ваших, и благословляйте клянущих, и молитесь за гонителей ваших, да будете сынами Отца вашего небесного»
(см. Мтф. 5:44–45). Видишь, какого Отца приобрело нам терпение! В этом
основном наставлении содержится все учение о терпении, ибо не
позволяется творить зло даже по добрым побуждениям» (Тертуллиан около 200 г., О терпении, глава 6).
«Кто
мятется нетерпением вследствие потери, тот согрешает против Бога,
предпочитая земное небесному. Ради временного он приводит в смятение
дух, полученный от Бога. Итак, охотно потеряем земное, чтобы сохранить
небесное. Пусть погибнет век (сей), только бы я приобрел терпение. Кто
не в силах спокойно перенести какую-нибудь незначительную потерю,
происшедшую вследствие ли воровства, или насилия, или даже (собственной)
не деятельности, то, не знаю, легко ли и от души ли он может возложить
руку свою на имение свое ради благотворения. Ибо кто, не будучи в силах,
подвергнуться операции со стороны другого, сам вложит нож в свое тело?
Терпение, при потере (имущества), это – подготовка к щедрости и уделению
другим. Тому не жаль давать, кто не боится потерять. Вообще, кто иной,
имея две рубашки, даст одну из них нагому, как не тот, кто берущему
рубашку может отдать и верхнюю одежду (см. Мтф. 5:40)? Каким образом мы
будем приобретать себе друзей от маммоны (см. Лк. 16:9), если настолько
ее любим, что не можем перенести ее потери? Мы погибнем вместе с
погибшим (имуществом). Что обретем там, где мы можем только терять?
Язычникам свойственно обнаруживать нетерпение, при всяких убытках, –
язычникам, которые, может быть, предпочитают деньги (своей) жизни. И
действительно, они делают это, когда из страсти к наживе предпринимают
по морю прибыльные, но опасные торговые путешествия; когда ради денег
они даже на форуме не сомневаются решаться на то, за что нужно бояться
суда; когда, наконец, отдают себя на игры и на воинскую службу; когда
разбойничают по дорогам, подобно зверям. А нам, в силу различия,
существующего между нами и ими, надлежит не душу полагать за деньги, а
деньги – за душу, – полагать или добровольно, когда раздают (имущество),
или с покорностью; когда (его) теряют» (Тертуллиан около 200 г., О терпении, глава 7).




«Оттого-то
никто из наших не сопротивляется, когда его берут, и сам не мстит за
несправедливое с вашей стороны насилие; хотя народ наш весьма значителен
и многочислен: нас делает терпеливыми уверенность в имеющем последовать
отмщении. Невинные уступают виновным; беспорочные спокойно переносят
казни и страдания: мы не сомневаемся и уверены, что не останется без
отмщения все, что мы терпим: даже, чем более будет несправедливости в
преследованиях, тем справедливее и тяжелее будет возмездие за
преследования, и никогда преступное восстание нечестия против нашего
имени не останется без того, чтобы за ним тотчас же не последовало
мщение свыше.
...Мука
казни будет тогда без плода покаяния, слезы напрасны, мольба
недействительна. Поздно поверят в вечную казнь те, которые не хотели
верить в вечную жизнь.
Позаботьтесь
же, пока можно, о своей безопасности и жизни. От души подаем
спасительный совет. Так как нам непозволительно ненавидеть, и мы тем
самым угождаем Богу, что ничем не воздаем взаимно за обиды: то убеждаем
вас, пока есть еще возможность, пока остается еще несколько века, –
принесите удовлетворение Богу, изыдите из глубины мрачного суеверия на
чистый свет истинной религии. Мы не завидуем вашим выгодам и не скрываем
от вас благодеяний Божественных. За ненависть вашу мы платим
доброжелательством и за пытки и мучения, которым вы нас подвергаете,
показываем вам пути спасения. Верьте, и живите; радуйтесь с нами вечно
вы, которые преследуете нас временно. Когда настанет исход отсюда, не
будет уже никакого места покаянию, никакого действительного
удовлетворения. Здесь жизнь или теряется, или сберегается. Здесь
обеспечивается вечное спасение почитанием Бога и делами веры. И пусть
никогда не задерживают на пути ко спасению грехи его или лета. Для того,
кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно. Вход к
снисхождению Божию открыт, и ищущим и разумеющим истину доступ удобен.
Молись о грехах хотя бы то при конце и исходе временной жизни; умоляй
Бога, единого и истинного, исповеданием Его и с сознанною верою:
исповедающему Его даруется прощение; верующему Божественная любовь
оказывает спасительное снисхождение, и в самой смерти совершается
переход к бессмертию.
Такую
милость оказывает нам Христос; такой дар милосердия Своего приготовил
Он нам, покоряя смерть победою креста, искупая верующего ценою Своей
Крови, примиряя человека с Богом Отцом, оживотворяя смертного
возрождением небесным! Последуем за Ним, если можно, все; поклянемся Ему
и зачислимся под Его знамя: Он открывает нам путь жизни, Он возвращает
нам рай, Он введет нас в Царство Небесное. И мы всегда будем жить вместе
с Ним, сделавшись чрез Него сынами Божиими. Мы будем торжествовать с
Ним вечно, восстановленные пролитою Им Кровию. Мы, христиане, будем
прославленными вместе со Христом, блаженными в Боге Отце, радующимися от
непрестанного наслаждения всегдашним созерцанием Бога, будем вечно
приносить благодарение Богу. Да и невозможно, чтобы не радовался вечно и
не был благодарен тот, кто обеспечен бессмертием, тогда как был повинен
смерти» (Киприан Карфагенский около 250г., Книга к Деметриану).

«И чтобы мы были благорасположены не только к единоплеменникам, как думают некоторые, пророк Исаия сказал: «скажите ненавидящим и проклинающим вас: вы братья наши, чтоб имя Господа прославлялось и являлось радости их». И Евангелие говорит: «любите врагов ваших, и молитесь за оскорбляющих вас. Ибо если вы любите любящих вас, какая вам награда? И мытари это делают»
(см. Мтф. 5:44–46)... Итак, смотри, – те, которые так учат, могут ли
жить распутно и входить в незаконные совокупления, или, что всего
безбожнее, есть человеческую плоть, особенно когда непозволительно нам
смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и
свидетелями убийства, не должно смотреть и на остальные зрелища, чтобы
не осквернились наши глаза и уши, принимая участие в произносимых там
словах. Ибо скажет ли кто об едении человеческой плоти, – там пожираются
дети Фиеста и Тирея; или о прелюбодеянии, – там представляются на сцене
не только прелюбодеяния людей, но и богов, о которых возвещают
благозвучно, получая за то почести и награды? Да будет далека от
христиан мысль о делах такого рода: у них находится целомудрие,
выполняется воздержание, соблюдается единобрачие, сохраняется чистота,
истребляется неправда, искореняется грех, уважается справедливость,
почитается закон, совершается богопочтение; Бог исповедуется, истина
господствует, благодать сохраняет, мир ограждает, Слово Божие руководит,
мудрость учит, жизнь управляет, Бог царствует» (Феофил Антиохийский около 170-180гг., Послание к Автолику, главы 14 и 15).
«Мы
же, напротив, не добиваемся того, чтобы нашего Бога, Который является
Богом всех, и тех, кто хочет Его почитать, и тех, кто не хочет, кто‑нибудь стал быпочитать вопреки своему желанию. И если кто‑тоне почитает Его, мы не гневаемся. Ибо мы уповаем на могущество Его, ибо Он также может покарать презирающего Его, как и воздать за тяготы и несправедливости в отношении рабов Своих. И потому, когдамыпретерпеваем
несправедливости, мы не сопротивляемся даже словом, но оставляем место
отмщению Божьему. Не так, как поступают те, которые хотят выглядеть
защитниками богов своих и свирепо неистовствуют в отношении непочитающих
их богов. Из этого можно заключить, насколько почитание [ложных] богов
не является благом, ибо люди должны стремиться к добру через добро, а не
через зло.

...
Действительно, хотя Он может народу Своему даровать власть и богатства,
как прежде давал иудеям, чьими преемниками и последователями мы
являемся, все же Он хочет, чтобы народ наш жил под чужой властью и
господством, дабы, испорченный счастьем благополучия, не впал в негу и
не пренебрег предписаниями Божиими, как те наши предки, которые,
обессиленные этими земными и тленными благами, часто отклонялись от
исполнения Закона и разрывали узы Завета. Стало быть, Он провидит,
насколько давать покой почитателям Своим, если они соблюдают договор;
если же они не повинуются предписаниям Его, то Он усмиряет их. И вот,
чтобы [христиане] не испортились от покоя так же, как отцы иудеев [были
испорчены] негой, Он захотел, чтобы они попирались теми, под чью власть
Он их поставил, чтобы тем самым и колеблющихся укрепить, и испорченных
восстановить в твердости, а также проверить и испытать верных.



...
Если же злобе ты противопоставишь терпимость, добродетели вернее
которой не существует, и достойнее которой ничего не может быть обретено
человеком, то дерзость сразу же погаснет, как будто бы ты на огонь
выльешь воду. Если провоцирующая злоба получит вдруг себе в товарищи
нетерпимость, то она вызовет, словно в огонь будет добавлено масло,
такое пламя, что его никакая вода не погасит, а только кровопролитие.
...
Чем же мудрый и добрый муж отличается от злых и неразумных людей, если
не тем, что имеет непоколебимую терпимость, которой лишены глупцы, если
не тем, что он может управлять собой и умерять свой гнев, который те
глупцы не в состоянии обуздать, поскольку лишены добродетели?

На
протяжении столетий всегда были христиане, которые отказывались
отвечать злом на зло, носить оружие или кляться в верности кому либо,
кроме Христа. Будучи называемы разными именами, включая "анабаптисты",
"вальденсы", "меннониты", эти христиане были преследуемы и убиваемы от
руки так называемой государственной церкви, включая католиков, лютеран,
кальвинистов. Часто эти гонения были лично спровоцированы
протестантскими "Реформаторами". Но истинные христиане, будучи гонимы,
отвечали любовью на ненависть, благословением на проклятия и уходили с
Земли навстречу к своим вечным наградам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий