ИИСУС ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Является ли воскресение Христа историческим фактом? Можем ли мы верить тому, что об этом говорится в Библии, особенно теперь, когда мы живём на расстоянии многих веков от того события?“Первую книгу написал я тебе, Феофил, о всём, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своём со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием”. (Деян. 1:1-3)
Поставленные вопросы тесно связаны между собой, и на них христианин уверенно отвечает: “Да! Воскресение
Христа – достоверный исторический факт!”
На каком основании я осмеливаюсь так уверенно сказать “да”? Разве можно доказать историчность воскресения Иисуса из Назарета?
Слово «доказать» – очень сильное слово. Доказать можно только одним из двух способов: повторить происшедшее в лабораторных условиях или же найти достоверных очевидцев, свидетелей происшедшего.
Совершенно ясно каждому из нас, что повторить воскресение Христа невозможно, – Его нет среди нас. А если бы Он даже и был, Он уже прошёл через необратимый процесс воскресения из мёртвых. Найти очевидцев, свидетелей воскресения, также невозможно. Не было ни одного человека там, внутри гробницы-склепа, который мог бы сказать: “Я видел, как это произошло; я – свидетель!”
Поэтому нам единственно остаётся так называемый метод критического анализа того, как повлияло Его воскресение на тех, кто был вблизи Иисуса: как на друзей, так и на врагов. Также мы посмотрим на некоторые исторические события, которые были бы никак невозможны, если бы Христос действительно не воскрес.
1. Посмотрим на свидетельства пяти друзей Иисуса: Матфея, Марка, Луки, Иоанна и Павла, бывшего Савла.
Прочитайте самостоятельно две последние главы из Евангелия от Матфея, две последние главы из Евангелия от Марка; первые четыре стиха из 1-й главы и последние две главы Евангелия от Луки; также три последние главы из Евангелия от Иоанна. После прочтения названных мест я предлагаю вниманию скептика следующий короткий отрывок: “Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братиям в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу”. ( 1Кор.15:3-8)
Все свидетели указывают на факт личной встречи с воскресшим Христом. В главном они согласны, во второстепенных деталях – разнятся. Можно ли им верить? Конечно, можно. Некоторые разногласия в деталях указывают на то, что каждый из авторов самостоятельно воспринимал и описывал происшедшее.
Возникает вопрос, не согласились ли они между собой обмануть читателей? Если б это было так, то следовало бы ожидать полного согласия во всех подробностях. Ложные свидетели договариваются между собою о всех деталях, в то время как истинные свидетели говорят и пишут, не оглядываясь один на другого. И тот, кто когда-нибудь был свидетелем на судебных слушаниях, тот знает, что это факт.
Апостол Павел указывает на то, что в какое-то время между воскресением и вознесением, воскресший Иисус “явился более нежели пятистам братьям в одно время”. Но это не всё. Он добавляет, что из них “большая часть доныне в живых”. Подумаем, для чего Павел это написал? Это – свидетели воскресения, которых сомневающийся мог найти и лично расспросить.
Но, может быть, видевшие Иисуса воскресшим ошиблись? Атеисты, верящие чудесам эволюции, говорят, что сильное желание видеть что-либо приводит желающих в состояние «массового гипноза».
Два соображения опровергают эту теорию: а) невозможно поверить, чтобы 500 с лишним человек все одновременно подверглись массовому гипнозу; б) свидетели видели Воскресшего не один раз, но “в продолжение сорока дней”. (Деян.1:3 ) Он учил и ел с ними. (Лук. 24:41-43)
2. Посмотрим на это событие с другой стороны.
Распятие Иисуса на кресте подтверждает еврейская традиция, римско-иудейский историк Иосиф Флавий и авторы Евангелий. Можете ли вы себе представить таких несогласных между собой по многим вопросам свидетелей, которые вдруг стали единодушны в сообщении о распятии Христа Иисуса?
Если Иисус умер, но не воскрес, то что произошло с Его учениками, что они вдруг так изменились? В Гефсиманском саду они ведут себя, как перепуганные насмерть люди – они бегут, oпасаясь расправы. Мы также не видим их на Голгофе при распятии, кроме одного Иоанна.
Откуда же происшедшая в них перемена, если не было воскресения, как утверждают атеисты? Вместо бегства из Иерусалима в Галилею, в Эммаус, куда-нибудь подальше, – проповедь на улицах Иерусалима. Да ещё какая проповедь! Вот только несколько слов из проповеди Петра: “Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его; но вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили; Сего Бог воскресил из мёртвых, чему мы свидетели!” (Деян.3:13-15).
До этого страх перед страданиями заставил Петра публично трижды отречься от Христа (Иоан. 18:16-27), а теперь Пётр готов не только страдать, но, если нужно, и умереть за Господа!
Если Иисус умер и не воскрес, то Он был только один из многих раввинов. Возможно ли, чтобы распятый раввин, который говорил, что воскреснет, и не воскрес, мог вдохновить Своих учеников на внезапную, радикальную перемену в поведении?
Смерть была пробным камнем, который отделил истинного Мессию, Сына Божия, от всех прочих претендентов, от всех самозванцев на это славное, превознесённое звание и положение! Только сверхъестественное, чудесное воскресение Господа Иисуса Христа могло произвести эту удивительнейшую перемену в перепуганных учениках!
3. Если Христос не воскрес, то чем объяснить феноменальное развитие Церкви во враждебном окружении первых веков нашей эры?
Еврейское духовенство добилось распятия Иисуса. Он был обвинён в том, “что сделал Себя Сыном Божиим”. (Иоан. 19:7) К Его последователям духовенство относилось с не меньшей враждебностью. Однако, несмотря на это, Иерусалимская церковь в первом веке по Р.Х. выросла до многих тысяч человек, предположительно больше двадцати тысяч.
Распространение христианства среди язычников Римской империи встречало не меньшее преследование. Дело в том, что император требовал поклонения себе, как Богу. Он официально считался воплощением божества, а христиане отказывались воздавать ему божеские почести. За это их жгли на кострах и отдавали на съедение хищным зверям, предавали другим страшным мучениям.
Если принять во внимание иудаизм, то мы увидим, что он рос вместе с умножением потомков Авраама (Быт. 46:26-27; Исх. 12:41). 430-летнее пребывание в Египте (частично в рабстве ) изолировало, как ни удивительно, еврейскую нацию и, естественно, религию. С другой стороны, иудаизм никогда не был миссионерским по духу и потому не вызывал со стороны других религий такой враждебной реакции, как христианство.
Что касается ислама, мы видим, что ислам распространялся совершенно по-другому, чем христианство. Ислам с самого начала насаждался силой среди покоренных разрозненных, воюющих между собой небольших групп арабских племён, которые не могли сопротивляться хитро продуманной и варварски жестокой тактике Магомета.
Ученики же Христа, простые, бесхитростные, малообразованные, без денег, без армии, только проповедью Божьей любви во Христе Иисусе к четвёртому веку покорили христианству всю Римскую империю. Миссионеры занесли весть о Христе в Индию, Китай и Японию. Северная Африка и Европа также приняли христианство, хотя, к сожалению, с отклонениями от учения апостолов.
Чем можно объяснить такой бурный рост, как не фактом Божьего благословения проповеди о воскресении Христа?
4. Если Иисус не воскрес, то как случилось, что город, где Он был казнен, стал на многие годы центром проповеди Евангелия?
Здесь был побит камнями до смерти первомученик Стефан, обезглавлен верный апостол Христа Иаков, брат Иоанна. Здесь на борьбу с христианами выступил Савл – неумеренный “ревнитель отеческих преданий”, как он сам себя назвал. (Гал.1:14) Среди еврейства никогда не было гонителя христиан, равного Савлу. Однако именно здесь, в Иерусалиме, Бог создал первую христианскую церковь, и в течение первых десятков лет город Иерусалим был центром миссионерского служения. Только неопровержимый факт воскресения Христа может объяснить такой успех.
5. Враги Христа от древнейших времён до нашего времени не раз прибегали к обвинению учеников во лжи. Они говорили, что воскресение – это лживое изобретение апостолов.
Если допустить на секунду, что это правда, то возникает вопрос: может ли ложь вдохновить самих лжецов на подвиги? Может ли обманщик так поверить сфабрикованной им самим лжи, чтобы отдать за нее свою жизнь? Из одиннадцати апостолов, десять подтвердили проповедь о Воскресшем своею смертью. Двенадцатый, Иоанн, претерпел многие мучительные гонения.
А ведь охотнее всего обманщики проливают кровь своих противников и критиков, но только не свою.
Только любовь Христа, которую Он доказал Своей смертью за грехи всего мира ( Иоан. 1:29; 6:51; 1 Иоан.2:2, 4:14; Евр. 2:9 ), только она могла вдохновить апостолов Христовых на такие подвиги.
6. Удивительное происходило и происходит в жизни искренних последователей Иисуса Христа. Их жизнь меняется коренным образом.
Гонитель Савл, после встречи с воскресшим Христом, стал самым ревностным проповедником Евангелия. Также родные (по матери) братья Иисуса не верили Ему (Иоан.7:5 ), но после воскресения стали проповедниками Евангелия. ( Д.А.15:13; Гал. 1:19)
Приведу два современных примера. Много лет назад, ещё до распада Сов. Союза, в Алтайском крае, в тюрьме, обратился ко Христу Николай Хмара. Он был там за уголовное преступление. Через некоторое время он был освобождён и вновь арестован, но на этот раз за веру во Христа. Он стал в заключении всем свидетельствовать о том, что сотворил с ним Господь, как помиловал и дал новую жизнь. Его замучили “блюстители закона” в застенках тюрьмы и ещё живому вырезали язык, чтобы он не мог говорить о Христе.
Другой пример: в журнале «Мооdу Monthly» зa март 1979-го года записана история Дугласа Хопгарда. Он был арестован в Италии со своими приятелями, когда они везли из Марокко 28 кг. гашиша ( наркотиков ). В течение пяти месяцев единственным его посетителем был американский миссионер.
“Как я ненавидел его, – говорит Дуглас. – Я высмеивал его заявления, спорил с ним и презирал всё то, перед чем он преклонялся”.
Несмотря на это, миссионер регулярно посещал его каждую неделю. Из сообщников по преступлению вскоре обратилась ко Христу девушка, которую звали Елена. После этого Дуглас ещё больше возненавидел миссионера и стал изучать Библию, чтобы убедить Елену в безумии христианства. Но она в ответ говорила: “Прими Господа Христа, и Он освободит нас”.
“Её уверенность меня удивляла, – рассказывал Дуглас. – Но моё удивление перешло в шок, когда на суде нас троих осудили, а Лена была освобождена”.
Это привело его к тому, что он стал исследовать Библию по-другому. Он увидел себя пленником греха. И вот как произошло его обращение ко Христу. Однажды он слушал тюремное радио. Вдруг охранник подошёл к радио и переключил волну. Раздалось пение величественной оратории Генделя «Мессия». Сердце Дугласа дрогнуло и исполнилось удивительной радостью от озарившего его душу сознания, что для него есть прощение в смерти Господа Иисуса. Он стал молить Бога о прощении. И в этот момент вместе с ним на небесах пели ангелы песню радости.
7. Ещё один факт, утверждающий факт воскресения Иисуса Христа.
Если Христос не воскрес, то где Его Тело? Удар копьём в сердце удостоверил опытного убийцу в смерти Иисуса. После того Тело мёртвого Иисуса обернули полотнищем, обмазали липкими, благовонными маслами и положили в гробницу. Ко входу привалили огромный камень, приложили печать, поставили римскую стражу.
И Бог допустил врагов Иисуса стать невольными соучастниками доказательства воскресения Господа Иисуса! Исполнились слова Давида, записанные во втором Псалме: “Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своём, яростью Своею приведёт их в смятение”. (Пс. 2:4-5 )
Представьте, что было бы, если б не стояла стража у гробницы. Можно было бы поверить любой лжи, даже той, которую, по совету первосвященников и старейшин, разнесли воины: мол, ученики Его, придя ночью, украли Тело, когда они спали.
Куда девалось Тело Иисуса? Ложная выдумка первосвященников о краже Тела Умершего не выдерживает критики. Если воины видели, что ученики украли мёртвое Тело Христа, то как они могли это допустить? Если же они в это время спали, то как они могут знать о краже? Исчезновение Тела Иисуса можно объяснить только одним, а именно: Его телесным воскресением!
Бог воскресил Иисуса, Которого умертвили грешные люди, прибив ко кресту. Его возвысил Бог могущественной силой в Начальника и Спасителя мира, чтобы дать всем людям возможность покаяться и получить прощение грехов. Свидетели Ему в этом мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему.
А. Ф. Ефимов
Комментариев нет:
Отправить комментарий