Христос часто поучал народ и учеников
притчами. Они записаны на страницах 4-х
Евангелий. Каждая притча — откровение
истины. Каждая притча имеет прямую связь с
контекстом.
Притчу о милосердном самарянине
Христос рассказал в связи с вопросом законника: ”Что мне
делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” Это главный вопрос, который стоит
перед каждым человеком, но не каждый
ищет на него ответ.
Прочитаем эту притчу:
“И вот один законник встал и, искушая
Его (Христа), сказал: Учитель! Что мне делать,
чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: – В законе что
написано? Как читаешь?
Он сказал в ответ: Возлюби Господа Бога
твоего всем сердцем твоим и всею душою
твоею, и всею крепостью твоею, и всем
разумением твоим, и ближнего твоего, как
самого себя.
Иисус сказал ему: – Правильно ты
отвечаешь; так поступай и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал
Иисусу: – Кто мой ближний? На это сказал
Иисус: – Некоторый человек шел из
Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам,
которые сняли с него одежду, изранили его и
ушли, оставивши его едва живым.
По случаю один священник шел тою
дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и
левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и
прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на
него и, увидев его, сжалился, и, подошед,
перевязал ему раны, возливая масло и вино; и,
посадив его на своего осла, привез его в
гостиницу и позаботился о нем; а на другой
день, отъезжая, вынул два динария, дал
содержателю гостиницы и сказал ему: –
Позаботься о нем; и если издержишь что более,
я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был
ближним попавшемуся разбойникам? Он сказал:
– Оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал
ему: – Иди, и ты поступай так же” (Лук.10: 25-37).
Важно отметить, что законник задал
вопрос
Иисусу, “искушая Его”. Искреннего
желания знать, как наследовать жизнь вечную,
у законника не было. В нем жил дух
высокомерия.
НЕСКОЛЬКО
СЛОВ О ЗАКОННИКАХ
Кто такой законник? Это книжник, знаток
закона Моисея и истолкователь закона,
дополнений и множества обходных путей в
исполнении закона.
В синедрионе, главном управлении
духовной жизни Израиля, были в основном
фарисеи, законники. Нас поражает жестокость
законников, когда мы читаем в Ев. Иоанна 18:28
такие слова: “От Каиафы повели Иисуса в
преторию. Было утро и онине вошли в преторию,
чтобы не оскверниться, но чтобы можно было
есть пасху”. “Они” — это законники.
Претория — резиденция Пилата-язычника,
потому входить в нее значило осквернение,
грех против закона. А до этого законники уже
дважды нарушили закон Моисея, допрашивая
Христа “с пристрастием” в ночное время у
первосвященников Каиафы и Анны!
А теперь, после того, как “люди,
державшие Иисуса, ругались и били Его” (Лук.22:63),
законники вспомнили о законе Моисея и не
вошли в преторию язычника, “чтобы не
оскверниться”.
Но справедливости ради надо отметить,
что и среди законников, как исключение,
встречались люди с открытыми сердцами:
Ездра, Гамалиил, Никодим.
КАК ЧИТАЕШЬ?
Христос умышленно стал на
ветхозаветную платформу и на вопрос
законника “что мне делать, чтобы
наследовать жизнь вечную” не сказал “должно
вам родиться свыше” (Ин.З:7), или “верующий в
Сына Божия имеет жизнь вечную” (Ин.З:36), а
ответил вопросом: “В законе как написано?
Как читаешь?”
“Как читаешь?” — это очень важный
вопрос ко всем, читающим Библию.
Мой друг, Ф. Любович, рассказывал, как в
юности, до обращения к Богу, его часто
приглашали в деревне читать Псалтирь в
ночное время у гроба покойника и за это ему
платили некоторую мзду. Однажды, утомленный
чтением, он закрыл глаза и начал
произносить несуразные слова. В это время
старушка, сидевшая также у изголовья
покойника, заметила его бессвязное
бормотание, дернула его за рукав и сказала:
— Федя, как ты читаешь?
Многие люди сегодня читают Библию с “закрытыми
глазами” и не видят в ней самого главного —
единого пути спасения, предусмотренного
Богом.
Законник знал Божью заповедь,
записанную в книге Левит 18:19: “Люби
ближнего твоего, как самого себя”, но
чувствовал расхождение между законом и
делом. И, желая оправдать себя, спросил
Иисуса: “ Кто мой ближний?”
Ответ на этот вопрос не в букве закона, а
в сердце человека. Если человек принял в
сердце любовь Христа, а с ней — новую
духовную природу, то трудностей любить ближнего не будет.
Закхею, начальнику мытарей, после
обращения ко Христу, не трудно было сказать
громко:
— Господи! Половину имения моего я
отдам
нищим и, если кого чем обидел, воздам
вчетверо” (Лук. 19:8). Закхей уверовал в Иисуса Христа и назвал
Его Господом, а для законника Иисус был
только Учителем.
Тот, кто думает через делание добрых дел
наследовать жизнь вечную, никогда этого не
достигнет. Св. Писание говорит ясно: “Делами
закона не оправдается пред Ним (Богом)
никакая плоть” (Рим. 3:20).
НЕКОТОРЫЙ
ЧЕЛОВЕК
Этими словами
Христос начал изложение притчи. “Некоторый
человек шел из Иерусалима в Иерихон”, шел в
“город беззаконий”, подобный
американскому Рино илиЛас-Вегасу. И не
удивительно, что он был ограблен.
Кто был этот человек? Этим человеком
может быть каждый, идущий по пути мира сего.
Разбойники сняли с него одежду, ограбили,
избили и оставили на дороге истекать кровью.
В этом человеке мы видим все
человечество, всех пленников греха. Сатана,
как разбойник, грабит человека, отнимая у
него самое дорогое — совесть и душу, и
бросает в омут греха. Без Спасителя
человеку грозит вечная погибель.
Священник, увидев несчастного человека
на
дороге, прошел мимо, не взглянув на него.
Возможно, он спешил в храм служить литургию.
У левита, хориста синагоги, была какая-то
любознательность. Он подошел к несчастному
и посмотрел на него. Никто не знает, что было
в его сердце, но он прошел мимо.
Добрым оказался самарянин. Иудеи
считали самарян язычниками и не сообщались
с ними. Вспомним о встрече женщины со
Христом у колодца Иаковлева и ее удивленный
вопрос: ”Как Ты, будучи Иудей, просишь пить
у меня, самарянки? Ибо Иудеи с самарянами не
сообщаются”(Ин. 4:9).
То, что не видели священник и левит,
представители народа Божьего, видел
самарянин. Он увидел в несчастном человека,
и его сердце наполнилось жалостью к нему. Он
видел в нем своего ближнего, оказавшегося в
беде.
Самарянин даже не пожелал узнать, кто
этот несчастный Грек? Иудей? Египтянин? Он
был раздет и изранен, и самарянин сразу
приступает к делу: “Он перевязал
несчастному раны, возливая масло и вино,
посадил его на своего осла, привез в
гостиницу и позаботился о нем” (Лук.10:34).
Здесь мы видим, как закон теряет силу и
начинает действовать любовь.
Рассказав эту притчу, Христос обратился
к законнику с вопросом: “Кто был ближним
попавшемуся разбойникам?” Законник
ответил: “Оказавший ему милость”. Христос
сказал: “ Иди и поступай так же”. Христос не
добавил: «Поступай так же и наследуешь
жизнь вечную”. Почему? Потому что без
принятия Господа Иисуса Христа в сердце как
Спасителя, без рождения свыше, добрые дела
не ведут к спасению. Бог спасает грешников
не за добрые дела, а для добрых дел (Еф.2:10).
В
ПРИТЧЕ ЕСТЬ ПРООБРАЗЫ
Священник и левит — прообразы закона и
пророков. Они не могут спасти человека-грешника
от неминуемой погибели. Спасти может и
желает только МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН —
Иисус Христос.
Масло и вино, которыми
пользовалсясамарянин, прообразы
крови Христа и Святого Духа.
Важно отметить: милосердный самарянин,
заплатив содержателю гостиницы, напомнил
ему о своем возвращении: “Если издержишь
что более, я, когда возвращусь, отдам тебе”.
Гостиница — прообраз Церкви Иисуса
Христа, а в Его обещании возвратиться мы
видим прообраз 2-го пришествия Христа за Его
искупленной Церковью.
Сегодня Христос, как милосердный
самарянин, склоняется над каждым
грешником и спрашивает:
— Скажи Мне, где болит? Где твоя рана? Я
исцелю тебя и дам тебе другое направление в
жизни.
Божья любовь к ограбленному и
израненному сатаной грешнику привела
Христа на землю. Он сжалился над нами, взял
на Себя наши грехи и вознес их на крест. Он
совершил там наше искупление.
Думая об этом, я вспоминаю трогательную
до слез христианскую песню, в которой я
слышу часть моей биографии:
Покрытый ранами, поверженный во прах,
Лежал я при пути в моленьях и слезах
И думал про себя в словах невыразимых:
“О, где моя родня, где близкий и любимый?”
И много мимо шло. Но что ж никто из них
Не думал облегчить тяжелых ран моих?
Иной бы и желал, да в даль его манила
Житейской суеты губительная сила.
Но вот пришел Один, склонился надо мной
И слезы мне отер спасительной рукой.
Он был неведом мне, но полн святой любовью,
Текущею из ран не погнушался кровью.
Он взял меня с Собой и помогал мне Сам,
И лил на раны мне целительный бальзам.
И голос мне сказал, в душе неотразимый:
“Вот Кто родня тебе, Кто близкий и
любимый!”
ОН
ВОЗВРАТИТСЯ
Наш Милосердный Самарянин возвратится
на землю, но не в образе беспомощного
Младенца, как это было в Его Рождестве, и не
для того, чтобы быть снова распятым на
кресте. Он придет как Победитель
над смертью, над сатаной, как Царь славы и
Судья.
Он сказал: “Я приду опять” (Ин.14:3).
Ангелы возвестили свидетелям при Его
вознесении: “Сей Иисус, вознесшийся от вас
на небо, придет таким же образом, как вы
видели Его восходящим на небо” (Д.А.1:11).
Библия заканчивается словами: “Се,
гряду скоро (внезапно — в англ. переводе) и
возмездие Мое со Мною” (Откр. 22:12). Он придет
как Царь славы, Господь крепкий и сильный.
Тогда у великих мира сего задрожат колени,
но все искупленные Им дети Божьи будут
встречать Его с радостью.
И это будет скоро!
Н.
ВодневскийВзято из материалов христианской газеты "Наши дни"
Комментариев нет:
Отправить комментарий