ЧТО ТАКОЕ ИНСПИРАЦИЯ?
Сегодня мне хочется показать из Библии, что все книги входящие в её канон являются инспирированными, т.е. их написание было вдохновлено Богом.
Вопрос об инспирации является краеугольным камнем и актуальнейшей темой всего христианского мира, потому что с ним непосредственно связаны многие другие вопросы, такие, как достоверность, безошибочность и абсолютный авторитет Священного Писания. Итак, передает ли нам Библия слова Бога в человеческой, значит, несовершенной форме? Или же каждое отдельное слово дано Богом и, таким образом, важно и безупречно? Были ли авторы книг Библии лишь "писцами", без обдумывания заносившими на бумагу все то, что диктовал им Бог?
Основой и исходным пунктом наших исследований, разумеется, будет служить сама Библия, - ведь она сама во многих местах заявляет, что является богодухновеннной, инспирированной Богом книгой. Божественная инспирация - это не просто "поэтическое вдохновение" авторов священных писаний: движимые Святым Духом, они писали слова, исходящие от Бога. Лучше всего это можно увидеть, рассмотрев некоторые места Нового Завета, говорящие об инспирации.
Основные библейские тексты
Важнейшую цитату мы находим в 2 Тим. 3,16: "Ибо все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности". Мы видим, что здесь "Писанию" (общеупотребительное название Библии, см. Иоан. 7,38.42; Гал. 3,8.22; используется также для обозначения отдельных книг Библии: см. Лук. 4,21; Иоан. 19,37; Деян. 8,35) присваивается особый признак. Этот признак - "вдохновение создания Писания Богом". В греческом языке это выражается одним словом тчеопнеустос, что означает буквально "созданное дыханием Божьим, вдохновленное Богом". Это, во-первых, означает, что Писание, или "священные писания" (2 Тим. 3,15), богодухновенны, т.е. даны от Бога: это слова, вдохновленные Богом, т.е. они были записаны людьми (пророками и апостолами) по Божьей воле. Это "дыхание Вседержителя" (Иов 32,8). Таким образом, инспирация - это воплощение Божьих замыслов, произведенное через авторов книг Библии. Способы и методы инспирации поясняются в 1 Пет. 1,10-11: "К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследы-вая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу". Отсюда мы можем взять следующее: 1. Инспирация происходила через действие Святого Духа, жившего в авторах писаний. 2. Во время записи безупречных истин и пророчеств, исполнение которых было гарантировано, они были непосредственно ведомы Святым Духом. 3. Инспирация Святым Духом происходила в такой форме, что пишущие порой сами не могли понять, что же означали записанные ими слова. В 2 Пет. 1,21 мы находим еще одно важное высказывание об инспирации: "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым". Здесь мы имеем подтверждение того, что книги Библии писались не по собственной инициативе их авторов, а их создавали пророки (в более широком смысле этого слова - авторы Писаний, см. гл. 5), "движимые" Святым Духом; более того, Дух Святой даже буквально "вел и увлекал" их, как ветер - листья. Создание Библии должно было совершаться силой Духа, а не умствованиями пророков, чтобы последние писали не плоды собственных размышлений, а мысли Божьи, происходящие от Него Самого. Кроме того, сказано, что "никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою" (т.е. произнести от себя) (2 Пет. 1,20); речь здесь идет о словах самого Бога. Отсюда вытекает и божественный авторитет этих слов, как мы уже читали в 2 Тим. 3,16: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности".
Мы можем еще немного уточнить наше определение инспирации: Библия инспирирована в том смысле, что в ней движимыми Святым Духом человеками записаны вдохновленные Богом слова, имеющие божественный авторитет для людей. Мы должны учитывать, что, как говорится в 2 Тим. 3,16, инспирировано Богом Писание, а не его авторы. Вполне вероятно, что авторы книг Библии создавали в своей жизни и другие произведения, которые, однако, не были богодухновенными. Авторы Священного Писания, будучи верующими людьми, тем не менее совершали много ошибок. Достаточно вспомнить лишь Моисея, Давида и Петра. Богодухновенны только написанные ими книги, не вся их жизнь. Но все же авторы тоже участвовали в написании этих книг как личности, потому что они были "движимы Святым Духом", и мы читаем, что в них присутствовал "Дух Христов". Таким образом, процесс инспирации включает в себя три основных элемента:
(а) Божье авторство. Писания изошли от Бога, являются буквально "Его дыханием", воплощенным в словах: Сам Бог -источник и творец Священного Писания.
(б) Человеческий инструмент. Бог использовал людей для записи Своего Слова, пророки были при этом задействованы не в качестве "пишущего инструмента": они имели каждый свой стиль, свой словарный запас (как мы увидим ниже). Бог использовал их личные особенности, их индивидуальность для откровения Своих мыслей. Авторы Писаний использовали различные выражения, обороты речи, подобно инструментам, издающим звук разной "окраски"; но "играл" на этих "инструментах" Бог, Он извлекал из них те "мелодии", которые были угодны Ему (ср. 1 Кор. 14,7 в другой связи).
(в) Достигнутый (записанный) результат. Результатом такого воздействия Бога, "движимости" авторов Святым Духом явилось создание книги, обладающей божественным авторитетом. Этой книге, согласно 2 Тим. 3,16, принадлежит последнее слово при решении всех догматических, моральных и других вопросов. Не все сказанное или написанное авторами книг Библии обладает этим авторитетом, потому что инспирированы Святым Духом не сами пророки, а лишь написанные ими священные книги.
Различие между откровением и озарением
Есть и еще одно очень важное место Библии, говорящее об Инспирации. Оно одновременно проливает свет и на вопрос о Различии между откровением и озарением. Между инспирацией и этими двумя понятиями существует глубокое различие. В 1 Кор. 2,10-16 мы читаем: "А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа от мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога; что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов". В этой важнейшей цитате по очереди обсуждается то, что мы уже поделили на откровение, инспирацию и озарение. Во всех этих трех действиях решающая роль принадлежит Святому Духу. Во-первых, Бог через Своего Духа дал нам откровение Своей истины (=раскрыл во всей полноте, снял с нее покров, сделал известной). Бог знает глубины Себя Самого и, следовательно, может дать нам откровение о них. Во-вторых, мы видим, что Святой Дух не только раскрывает перед нами истину, но и действует в тех людях, кому было дано откровение, в данном случае - в апостолах. Они получили Духа от Бога, так что не только слышали голос Истины, но и знали, что подарено им Богом из милости. Поэтому они говорили слова, которые также были порождены этим духом, т.е. инспирированы. Поскольку все эти действия производил один и тот же Дух, писания апостолов так же инспирированы и авторитетны, как откровения, получаемые ими от Бога.
Таким образом, инспирация отличается от откровения и озарения. Бог "многократно и издревле говорил к отцам в пророках" (Евр. 1,1). Это были откровения; но если все эти пророки просто собрали бы свои пророчества в одну книгу, этот сборник не стал бы автоматически частью Священного Писания. Для этого, кроме откровения, была еще необходима инспирация. Откровение означает открытие истины Богом человеку, а инспирация - запись этой истины под руководством Святого Духа. С одной стороны, пророкам было открыто много такого, что не зафиксировано в инспирированных писаниях, с другой -в Библии содержится масса инспирированных писаний, не содержащих никаких откровений. Но есть различие и между инспирацией и озарением. Инспирированность какой-либо книги еще не является гарантией того, что читатели смогут ее понять. Для этого необходимо озарение ума и сердца (ср. Лук. 24,31.32.45). Как мы уже говорили, даже сами авторы книг Библии не понимали всего того, что они писали. И тем не менее их писания были полностью инспирированы. Существует несколько ступеней духовного озарения, но не различные степени инспирации. Апостолы имели большее духовное озарение, чем Давид, который, в свою очередь, видел глубже Валаама. Но слова Священного Писания, записанные Валаамом, Давидом и Павлом, в равной степени инспирированны, одинаково божественны и обладают равным авторитетом.
Признаки инспирации
Мы только что рассмотрели три аспекта инспирации (Бог -автор, человек - орудие, записанный результат); далее, была объяснена разница между инспирацией, с одной стороны, и откровением и озарением - с другой. Теперь мы хотим вплотную заняться видами и характерными особенностями инспирации, и сначала объясним для этого два ее главных признака:
(а) Инспирация буквальна, т.е. все отдельные слова первоначального библейского текста инспирированы Богом.
(б) Инспирация всеобъемлюща, т.е. каждая часть Библии инспирирована Богом.
Примечание: вместе эти два признака означают, что инспирированным является каждое слово оригинального (первоначально записанного) библейского текста; мы подчеркиваем здесь слово "первоначально", потому что в более поздние рукописи (гл. 3 и 4) и переводы могли вкрасться ошибки. Что говорит сама Библия о словесной инспирации? Она недвусмысленно заявляет, что Бог инспирировал не только ее содержание (ее весть, керыгма - "провозглашение"), но и форму (слова). В Ветхом Завете мы многие сотни раз читаем слова пророков: "Было ко мне слово Господне..." Моисей записал все слова Бога Ягве в книгу (Исх. 24,4). Давид сказал: "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня" (2 Цар. 23,2). Пророку Иеремии Ягве сказал: "Стань на дворе дома Господня, и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какие повелю тебе сказать им; не убавь ни слова". Это были те самые слова, которые Иеремия позже должен был записать в книгу: "Возьми себе книжный свиток и напиши на нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах, с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии - до сего дня" (Иер. 36,2). В Новом Завете все происходило точно так же. Мы уже читали в 1 Кор. 2,13, что инспирация происходит не "от человеческой мудрости изученными словами", но словами, "изученными от Духа Святого, о духовных делах для духовных людей". В Откр. 22,19 Иоанн предупреждает: "Если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни..." И наконец, сам Господь Иисус в Матф. 5,18 свидетельствует, что буквальная инспирация делает неприкосновенными даже буквы и знаки текста: "Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота и ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все". В 2 Тим. 3,16 Писание также независимо свидетельствует о том, что его инспирация всеобъемлюща, что инспирирована Богом вся Библия: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности". Поэтому Павел имел все основания написать в Рим. 15,4: "А все, что написано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду". Так мы понимаем и неразрывное единство Писаний, которые потому и могли быть названы просто "Писанием" (ед. число!), о котором Иисус в Иоан. 10,35 сказал: "Не может нарушиться Писание". Всеохватывающая инспирированность Писаний делает их единым, неразрывным целым, в котором нельзя ничего ни убавить, ни прибавить (ср. Втор. 4,2; Откр. 22,18-19).
"Аргументы" против инспирации
Ниже мы хотим коротко расмотреть пять возражений против инспирации.
1. "Как мы можем верить в то, что первоначально написанный текст Библии был безошибочен, если его просто нет?" -Ответ на это очень прост: именно поразительный, удивительнейший метод передачи библейского текста дает основание для уверенности в том, что нам удалось полностью восстановить текст оригинала, не считая, может быть, нескольких мелких деталей. Уже из этого мы можем увидеть, как важно было для Бога дать нам абсолютно неизмененный текст Библии, хотя Он, с другой стороны, и воспрепятствовал сохранению оригинальных манускриптов (возможно, чтобы избежать злоупотребления ими, ср. 4 Цар. 18,4).
2. "Как могут быть инспирированы все эти многочисленные оскорбительные, даже ложные высказывания, которые мы находим в Библии?" - Действительно, в Библии мы встречаем много слов, сказанных неверующими, и даже богохульные слова верующих (напр., отречение Петра). Мы видим слова, говоримые сатаной, длинные (частью ложные) речи друзей Иова и даже выражение "нет Бога" (Пс. 14 и 52 - они принадлежат безумцу). Но инспирация вообще не имеет ничего общего с людьми, произносящими эти слова! Не они были инспирированы (об этом нет речи), а писания, под руководством Духа Святого в точности воспроизводившие эти слова, в полном соответствии с волей Божьей, так, как Он считал это нужным для нас. Таким образом, мы видим, что Библия, хотя и цитирует ложь (как, напр., в Быт. 3,4), но не учит ей. Она упоминает ложь лишь для того, чтобы предостеречь нас.
3. "Разве использование некоторыми авторами Писаний различных стилей не является доказательством против инспирации единым Богом?" - Нет, Бог не был ограничен в своем влиянии индивидуальными различиями отдельных авторов -напротив. Он использовал эту особенность. Так, Господь предусмотрел написание сразу четырех Евангелий - потому что одно Евангелие никогда не смогло бы передать всего богатства личности и дела Иисуса Христа. И как удивительно Бог выбрал для этой цели самых подходящих людей! Именно обращенный еврейский "перебежчик" Матфей (работа мытаря считалась евреями предательством национальных интересов) создал Евангелие об Иисусе Христе как о Царе Израиля; когда-то неверный, но обратившийся раб Марк написал об Иисусе как об истинном Слуге Божьем; "возлюбленный врач" Лука написал об Иисусе как об истинном Человеке, который пришел, чтобы открыть людям милость Божью; наконец, апостол Иоанн описывает Иисуса как истинного Бога. Это лишь один пример того, как Господь использовал "тембр" и "окраску звука" Своих "инструментов", лично устанавливая гармонию и общее звучание.
4. "Ведь Павел сам говорит о том, что не все слова его посланий инспирированы!" - Всегда приводимый при этом пример -1 Кор. 7, где Павел проводит различие между тем, что говорит он сам (ст. 6.12.25), и говоримым Господом (ст. 10). Тот, кто видит в этой цитате противоречие, всего лишь показывает свое ложное понимание инспирации: нужно уметь проводить различие между инспирацией и откровением. Все слова, записанные в Библии, инспирированны, но не каждое слово основывается на конкретном откровении Бога. О браке Павел имел (и из Ветхого Завета) прямое откровение от Бога, заповедь Господа (1 Кор. 7,10; ср. 11,23; 14,37; ср. Матф. 5,31-32; 19,3-9), по другим вопросам он хотя и не имел такого откровения, но мог как "тоже имеющий Духа Божия" (1 Кор. 7,40) разъяснить волю Божью в решении различных вопросов (1 Кор. 7,17; 4,17). Итак, имел ли Павел особое откровение об определенных делах или нет: все записанное им в 1 Кор. 7, инспирированно целиком и полностью. Дух Святой внушал Павлу, что следует написать о решении различных спорных вопросов, будь то заповедь Господа или его собственные (вызванные действием Святого Духа) мысли.
5. "Разве в Библии не встречается несчетное множество неверных исторических и научных сообщений?" Именно это утверждение и является подоплекой всех выдвигаемых против инспирации возражений. Кроме того, это возражение тесно связано с предыдущим пунктом. Что вообще можно подумать о книге, содержащей следующие истории: о плоской земле, о небесном куполе, об основаниях земли, о жене Каина, возникшей из ничего, о жующем жвачку зайце, о мифологических животных, примитивные легенды о чудесах, исторические несообразности и две противоречивые истории сотворения мира, а также о трех "одушевленных" животных (говорящем змее, говорящей ослице и рыбе, в чреве которой Иона провел трое суток), огромное множество давно устаревшей информации, -все это нельзя было бы ожидать встретить в Библии, будь она инспирирована совершенным, всемогущим и всезнающим Богом! Мы настолько серьезно относимся к этому возражению (играющему очень важную роль и в современной теологии), что хотим посвятить его разбору весь второй том нашей серии книг! Там мы хотим сделать попытку всесторонне доказать, что Библия говорит с божественным авторитетом не только о религиозных вопросах, но и там, где речь в ней идет об истории, природе и космосе. Мы намерены показать, что и те ее высказывания очень важны! К сожалению, мы не имеем здесь возможности подробно остановиться на исторической и научной достоверности Библии, но тем больше места для этого остается во втором томе. Библия - не историческая или научная книга, но там, где она что-либо говорит об истории или науке, она всегда права и свидетельствует с божественным авторитетом.
Инспирация Ветхого Завета
1. Ветхий Завет о себе самом. Мы видели, что авторы Ветхого Завета называли себя пророками, "мужами Божьими", и признавались народом таковыми, и что их писания сразу признавались священными и хранились на святом месте. Они были "вдохновенными" (ср. Ос. 9,7), потому что дух Бога (Ягве) двигал ими и действовал через них: "Господь Бог сказал,- кто не будет пророчествовать?" (Ам. 3,8). Пророк - глашатай Бога, говорящий Его слова Его именем (ср. Исх. 7,1; 4,30). "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему" (Втор. 18,18). Лжепророки могут быть развенчаны, потому что их пророчества не исполняются (Втор. 18,22). Их может наказать и Сам Бог (Чис. 16,8-35; 3 Цар. 18,38-40; 22,19-25). Те, кто в силе Святого Духа письменно фиксировал слова Бога, были истинными пророками Божьими. Таким образом, книги Ветхого Завета являются "пророческими писаниями". Книги Моисея именуются "заповедями Господними" (Суд. 3,4) и "словами Господа Бога" (Дан. 9,10-12). Книга Иисуса Навина также называется "книгой закона Божия" (Ис. Нав. 24,26), и в дни жизни других "ранних пророков" (см. гл. 3 и 5) Бог также говорил с людьми (Суд. 1,2; 6,25; 1 Цар. 3,21), и Его слова записывались в книгу (1 Пар. 29,29). И у "поздних пророков", от Исаии до Малахии, мы вновь и вновь встречаем величественное выражение "так говорит Господь". Пророки также взаимно упоминают друг друга: Даниил (9,2) ссылается на Иеремию, а Ездра (1,1; 5,1) называет Иеремию, Агтея и Захарию. Захария (7,12) говорит о написанных до него книгах, называя их законом и словами, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков". Псалмы сами свидетельствуют о своей инспирированности (45,2; 2 Цар. 23,2), и книги Соломона также являются произведением обретенной от Бога мудрости (1 Цар. 4,29-33) и т.д.
2. Новый Завет о Ветхом. Мы видели, что почти все книги Ветхого Завета цитируются в Новом как инспирированные Богом. При этом также важно увидеть, что Новый Завет рассматривает Ветхий как единое, неделимое Писание, от которого, следовательно, нельзя произвольно отнять какую-либо из частей, назвав ее неинспирированной. Мы еще раз указываем на то, что Ветхий Завет называется в Новом не только "Писаниями", но и "Писанием" (напр., в Иоан. 10,35). Другие обозначения (в ед. числе), указывающие на его единство: "Слово Божие" (Map. 7,13; Иоан. 10,35; Рим. 9,6; Евр. 4,12) и "Закон", последнее обозначает как полученные на Синае заповеди, Пятикнижие Моисея (напр. в выражении "закон и пророки", Матф. 5,17; 7,12 и т.д.), так и весь Ветхий Завет (Иоан. 10,34; 12,34; 15,25; Деян. 25,8; Рим. 3,10-19; 1 Кор. 14,21). Также примечателен тот факт, что для новозаветных авторов выражение "Писание говорит" равносильно утверждению "так говорит Бог". В Гал. 3,8 и Рим. 9,17 Павел цитирует Писание как "говорящее", подразумевая под этим, что говорил Бог. Слова Писания были для Павла совершенно равнозначны словам Бога, так что он вместо слов "Бог говорит в Писании" мог сказать "так говорит Писание". Мы находим и обратное: Иисус Христос цитирует слова из Быт. 2,24 как сказанные Богом (Матф. 19,4-5), хотя именно этот стих записан не от имени Бога, а как слова Моисея. Для Иисуса это одно и то же, потому что эти слова находятся в Писании. Такой же пример мы находим у учеников Иисуса, цитирующих слова пророков как сказанные Самим Богом (Деян. 4,24-26; 13,32-35; см. также Евр. 1,5-13). Говорившими "устами бывших от века святых пророков" были Бог-Отец (Лук. 1,70), Дух Святой (Деян. 1,16) и Дух Христов (1 Пет. 1,11). Самым важным является свидетельство Иисуса Христа о Ветхом Завете. По Его словам. Писание было написано "по вдохновению" (Матф. 22,43), так что даже его малейшие детали богодухновенны и будут исполнены (Лук. 16,17; 18,31; 24,25-27; 32,44-46). В споре с сатаной Иисус ссылался не на собственный авторитет, а на Писания, выразив это одним словом: "Написано" (Матф. 4,1-10). Господь даже ставил написанные слова выше своих собственных (см. Иоан. 5,39-47). Если даже Он, Сын Божий, уча и отмежевываясь от лжи, постоянно ссылался на Писания, то как велик должен быть их авторитет! Иисус показывает нам, каковы последствия пренебрежения Писанием: "Вы заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией" (Матф. 22,29).
Авторитет Писания даже выше, чем полномочие воскресшего из мертвых или ангела с неба (Лук. 16,29-31; Гал. 1,8). Иисус лично засвидетельствовал нам именно божественный авторитет так часто оспариваемых сегодня мест Писания, как, например, об Адаме и Еве, о потопе, об Ионе, Данииле, единстве книги Исаии и авторстве Моисея в написании Пятикнижия. Некоторые возражают на это, говоря, что Иисус и апостолы не подтверждали авторитет Ветхого Завета его цитированием, а лишь использовали распространенные тогда у евреев легенды и представления (или, в худшем случае, "Иисус тоже не знал обо всем этом ничего более определенного"). Чего бы стоили слова Иисуса и Его учеников, если бы они при обсуждении столь важных проблем основывались на таких заведомо ложных представлениях? Но можно ли всерьез говорить о "подстраивании под распространные легенды", зная, как сурово осуждал Иисус тех, кто не поступал по Писанию и учил чему-то другому? Какими словами обращался Иисус к тем, кто ставил человеческие рассуждения выше священного Писания (Матф. 15,1-6)? Подумаем и о том, какое большое значение Господь Иисус придавал исполнению каждой отдельно взятой части Писания. Если я верю в Иисуса Христа, то может ли мое отношение к Писанию отличаться от позиции моего Господа?
Инспирация Нового Завета
1. Пророчество Иисуса. Господь Иисус неоднократно заведя ученикам, которых Он призвал и сделал апостолами, особое РУКОВОДСТВО Святым Духом: "Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас" (Матф. 10,20; Map. 13,11: "Дух Святый"). "Ибо Святый Дух научит вас в тот час, что нужно говорить" (Лук. 12,12). Если это обещание действовало уже в то время, когда они устно свидетельствовали миру, то уж конечно оно действовало и при создании писаний Нового Завета. Иисус Даже завещал ученикам инспирацию по отношению к отдельным частям Нового Завета: "Утешитель же. Дух Святый, КОТОРОГО пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Иоан. 14,26; исполнение этого обещания мы видим прежде всего в написании Евангелий). "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною" (Иоан. 15,26-27; исполнение обещания, данного в последнем стихе, мы особенно ясно видим в Деян.) "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо он не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам" (Иоан. 16,13; см. Откр.). В этой молитве Отцу Иисус непосредственно просил о единстве свидетельства апостолов: "Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы" (Иоан. 17,11). И наконец. Господь Иисус послал их в мир как имеющих власть на земле, чтобы они могли проповедовать во всем мире, уча людей соблюдать то, что заповедал Христос (Матф. 28,18-19). Так они и отправились в мир: Ветхий Завет был для них "Словом Божьим" (см. выше), им же было и учение Иисуса (Лук. 5,1), и проповедь апостолов (Деян. 8,14; 11,1; 12,24; 13,7.44-49; 15,35-36; 17,13; 18,11; 19,20; ср. 1 Фее. 2,13). Конечно же, это было справедливо и для написанного ими, потому что записанное слово ставилось еще выше сказанного (ср. Иоан. 5,47; Лук. 16,30-31).
2. Апостолы, авторы книг Нового Завета, знали, что записываемое ими было "Словом Божьим" и что, кроме них, апостолов больше не будет, потому что апостолы - это исключительно лично знавшие Христа люди (Деян. 1,21-22; 1 Кор. 9,1; ср. 2 Кор. 12,12). Таким образом, Новый Завет - единственное творение, могущее претендовать (что он и делает) быть исполнением завещания Иисуса Христа и непогрешимым свидетелем об апостольском учении (и следовательно, и об учении Иисуса Христа) (см. Гал. 1,6-12; Евр. 2,3-4). Таким образом, мы видим, что Новый Завет ставит себя на один уровень с Ветхим. Ветхий Завет называется "Писанием", и Петр оценивает "писания" ап. Павла так же высоко, как и "прочие Писания" (2 Пет. 3,16). Павел сам называет свои послания "пророческими писаниями" (Рим. 14,25), наделяя их, таким образом, авторитетом наравне с Ветхим Заветом (ср. 1 Тим. 4,11-13). Также и в 1 Тим. 5,18, цитируя Втор. 25,4 и Лук. 10,7, Павел говорит о Евангелии от Луки как о "Писании", ставя тем самым обе книги на одну ступень. Иоанн называет книгу Откровение "пророчеством" (1,3; 22,18-19), относя тем самым себя к "пророкам"; сравните это, пожалуйста, с только что рассмотренным местом Рим. 14,25 и обратите внимание на Еф. 2,20; 3,3-5. Как Ветхий, так и Новый Завет были, таким образом, написаны "пророками", "человеками Божьми", и поэтому в равной степени авторитетны. Мы видим, что весь Новый Завет утверждает о своей инспирированности и наделенности божественным авторитетом. Для подтверждения мы также рассмотрим характерные утверждения евангелистов (как Map. 1,1; Лук. 1,1-4; Иоан. 20,31; 21,24) и an. Павла, сделанные им в различных посланиях (Рим. 1,1-3; 16,26; 2 Кор. 10-13; Гал. 1 и 2; Кол. 1,23-26; 4,16; 1 Фес. 2,13; 5,27; 2 Фес. 3,14; 2 Тим. 1,13; 4,1-2). Подобными признаками обладают и соборные послания (напр. Иак. 1,1; 1 Пет. 1,1; 5,1.12; 2 Пет. 3,1-2; 1 Иоан. 1,1-5; 4,1-6; 5,13; Иуд. 3).
Можно привести множество доводов в подтверждение инспирированности Библии, но в конечном счете это можно сравнить с доказательством существования Солнца. Самое лучшее доказательство существования Солнца - это самому ощутить его тепло и свет. Так же обстоит дело и с инспирацией: в конечном счете лучшее ее доказательство - это испытать ее в своей жизни!
Да благословит вас в этом Господь.
Сегодня мне хочется показать из Библии, что все книги входящие в её канон являются инспирированными, т.е. их написание было вдохновлено Богом.
Вопрос об инспирации является краеугольным камнем и актуальнейшей темой всего христианского мира, потому что с ним непосредственно связаны многие другие вопросы, такие, как достоверность, безошибочность и абсолютный авторитет Священного Писания. Итак, передает ли нам Библия слова Бога в человеческой, значит, несовершенной форме? Или же каждое отдельное слово дано Богом и, таким образом, важно и безупречно? Были ли авторы книг Библии лишь "писцами", без обдумывания заносившими на бумагу все то, что диктовал им Бог?
Основой и исходным пунктом наших исследований, разумеется, будет служить сама Библия, - ведь она сама во многих местах заявляет, что является богодухновеннной, инспирированной Богом книгой. Божественная инспирация - это не просто "поэтическое вдохновение" авторов священных писаний: движимые Святым Духом, они писали слова, исходящие от Бога. Лучше всего это можно увидеть, рассмотрев некоторые места Нового Завета, говорящие об инспирации.
Основные библейские тексты
Важнейшую цитату мы находим в 2 Тим. 3,16: "Ибо все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности". Мы видим, что здесь "Писанию" (общеупотребительное название Библии, см. Иоан. 7,38.42; Гал. 3,8.22; используется также для обозначения отдельных книг Библии: см. Лук. 4,21; Иоан. 19,37; Деян. 8,35) присваивается особый признак. Этот признак - "вдохновение создания Писания Богом". В греческом языке это выражается одним словом тчеопнеустос, что означает буквально "созданное дыханием Божьим, вдохновленное Богом". Это, во-первых, означает, что Писание, или "священные писания" (2 Тим. 3,15), богодухновенны, т.е. даны от Бога: это слова, вдохновленные Богом, т.е. они были записаны людьми (пророками и апостолами) по Божьей воле. Это "дыхание Вседержителя" (Иов 32,8). Таким образом, инспирация - это воплощение Божьих замыслов, произведенное через авторов книг Библии. Способы и методы инспирации поясняются в 1 Пет. 1,10-11: "К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследы-вая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу". Отсюда мы можем взять следующее: 1. Инспирация происходила через действие Святого Духа, жившего в авторах писаний. 2. Во время записи безупречных истин и пророчеств, исполнение которых было гарантировано, они были непосредственно ведомы Святым Духом. 3. Инспирация Святым Духом происходила в такой форме, что пишущие порой сами не могли понять, что же означали записанные ими слова. В 2 Пет. 1,21 мы находим еще одно важное высказывание об инспирации: "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым". Здесь мы имеем подтверждение того, что книги Библии писались не по собственной инициативе их авторов, а их создавали пророки (в более широком смысле этого слова - авторы Писаний, см. гл. 5), "движимые" Святым Духом; более того, Дух Святой даже буквально "вел и увлекал" их, как ветер - листья. Создание Библии должно было совершаться силой Духа, а не умствованиями пророков, чтобы последние писали не плоды собственных размышлений, а мысли Божьи, происходящие от Него Самого. Кроме того, сказано, что "никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою" (т.е. произнести от себя) (2 Пет. 1,20); речь здесь идет о словах самого Бога. Отсюда вытекает и божественный авторитет этих слов, как мы уже читали в 2 Тим. 3,16: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности".
Мы можем еще немного уточнить наше определение инспирации: Библия инспирирована в том смысле, что в ней движимыми Святым Духом человеками записаны вдохновленные Богом слова, имеющие божественный авторитет для людей. Мы должны учитывать, что, как говорится в 2 Тим. 3,16, инспирировано Богом Писание, а не его авторы. Вполне вероятно, что авторы книг Библии создавали в своей жизни и другие произведения, которые, однако, не были богодухновенными. Авторы Священного Писания, будучи верующими людьми, тем не менее совершали много ошибок. Достаточно вспомнить лишь Моисея, Давида и Петра. Богодухновенны только написанные ими книги, не вся их жизнь. Но все же авторы тоже участвовали в написании этих книг как личности, потому что они были "движимы Святым Духом", и мы читаем, что в них присутствовал "Дух Христов". Таким образом, процесс инспирации включает в себя три основных элемента:
(а) Божье авторство. Писания изошли от Бога, являются буквально "Его дыханием", воплощенным в словах: Сам Бог -источник и творец Священного Писания.
(б) Человеческий инструмент. Бог использовал людей для записи Своего Слова, пророки были при этом задействованы не в качестве "пишущего инструмента": они имели каждый свой стиль, свой словарный запас (как мы увидим ниже). Бог использовал их личные особенности, их индивидуальность для откровения Своих мыслей. Авторы Писаний использовали различные выражения, обороты речи, подобно инструментам, издающим звук разной "окраски"; но "играл" на этих "инструментах" Бог, Он извлекал из них те "мелодии", которые были угодны Ему (ср. 1 Кор. 14,7 в другой связи).
(в) Достигнутый (записанный) результат. Результатом такого воздействия Бога, "движимости" авторов Святым Духом явилось создание книги, обладающей божественным авторитетом. Этой книге, согласно 2 Тим. 3,16, принадлежит последнее слово при решении всех догматических, моральных и других вопросов. Не все сказанное или написанное авторами книг Библии обладает этим авторитетом, потому что инспирированы Святым Духом не сами пророки, а лишь написанные ими священные книги.
Различие между откровением и озарением
Есть и еще одно очень важное место Библии, говорящее об Инспирации. Оно одновременно проливает свет и на вопрос о Различии между откровением и озарением. Между инспирацией и этими двумя понятиями существует глубокое различие. В 1 Кор. 2,10-16 мы читаем: "А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа от мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога; что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов". В этой важнейшей цитате по очереди обсуждается то, что мы уже поделили на откровение, инспирацию и озарение. Во всех этих трех действиях решающая роль принадлежит Святому Духу. Во-первых, Бог через Своего Духа дал нам откровение Своей истины (=раскрыл во всей полноте, снял с нее покров, сделал известной). Бог знает глубины Себя Самого и, следовательно, может дать нам откровение о них. Во-вторых, мы видим, что Святой Дух не только раскрывает перед нами истину, но и действует в тех людях, кому было дано откровение, в данном случае - в апостолах. Они получили Духа от Бога, так что не только слышали голос Истины, но и знали, что подарено им Богом из милости. Поэтому они говорили слова, которые также были порождены этим духом, т.е. инспирированы. Поскольку все эти действия производил один и тот же Дух, писания апостолов так же инспирированы и авторитетны, как откровения, получаемые ими от Бога.
Таким образом, инспирация отличается от откровения и озарения. Бог "многократно и издревле говорил к отцам в пророках" (Евр. 1,1). Это были откровения; но если все эти пророки просто собрали бы свои пророчества в одну книгу, этот сборник не стал бы автоматически частью Священного Писания. Для этого, кроме откровения, была еще необходима инспирация. Откровение означает открытие истины Богом человеку, а инспирация - запись этой истины под руководством Святого Духа. С одной стороны, пророкам было открыто много такого, что не зафиксировано в инспирированных писаниях, с другой -в Библии содержится масса инспирированных писаний, не содержащих никаких откровений. Но есть различие и между инспирацией и озарением. Инспирированность какой-либо книги еще не является гарантией того, что читатели смогут ее понять. Для этого необходимо озарение ума и сердца (ср. Лук. 24,31.32.45). Как мы уже говорили, даже сами авторы книг Библии не понимали всего того, что они писали. И тем не менее их писания были полностью инспирированы. Существует несколько ступеней духовного озарения, но не различные степени инспирации. Апостолы имели большее духовное озарение, чем Давид, который, в свою очередь, видел глубже Валаама. Но слова Священного Писания, записанные Валаамом, Давидом и Павлом, в равной степени инспирированны, одинаково божественны и обладают равным авторитетом.
Признаки инспирации
Мы только что рассмотрели три аспекта инспирации (Бог -автор, человек - орудие, записанный результат); далее, была объяснена разница между инспирацией, с одной стороны, и откровением и озарением - с другой. Теперь мы хотим вплотную заняться видами и характерными особенностями инспирации, и сначала объясним для этого два ее главных признака:
(а) Инспирация буквальна, т.е. все отдельные слова первоначального библейского текста инспирированы Богом.
(б) Инспирация всеобъемлюща, т.е. каждая часть Библии инспирирована Богом.
Примечание: вместе эти два признака означают, что инспирированным является каждое слово оригинального (первоначально записанного) библейского текста; мы подчеркиваем здесь слово "первоначально", потому что в более поздние рукописи (гл. 3 и 4) и переводы могли вкрасться ошибки. Что говорит сама Библия о словесной инспирации? Она недвусмысленно заявляет, что Бог инспирировал не только ее содержание (ее весть, керыгма - "провозглашение"), но и форму (слова). В Ветхом Завете мы многие сотни раз читаем слова пророков: "Было ко мне слово Господне..." Моисей записал все слова Бога Ягве в книгу (Исх. 24,4). Давид сказал: "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня" (2 Цар. 23,2). Пророку Иеремии Ягве сказал: "Стань на дворе дома Господня, и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какие повелю тебе сказать им; не убавь ни слова". Это были те самые слова, которые Иеремия позже должен был записать в книгу: "Возьми себе книжный свиток и напиши на нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах, с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии - до сего дня" (Иер. 36,2). В Новом Завете все происходило точно так же. Мы уже читали в 1 Кор. 2,13, что инспирация происходит не "от человеческой мудрости изученными словами", но словами, "изученными от Духа Святого, о духовных делах для духовных людей". В Откр. 22,19 Иоанн предупреждает: "Если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни..." И наконец, сам Господь Иисус в Матф. 5,18 свидетельствует, что буквальная инспирация делает неприкосновенными даже буквы и знаки текста: "Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота и ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все". В 2 Тим. 3,16 Писание также независимо свидетельствует о том, что его инспирация всеобъемлюща, что инспирирована Богом вся Библия: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности". Поэтому Павел имел все основания написать в Рим. 15,4: "А все, что написано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду". Так мы понимаем и неразрывное единство Писаний, которые потому и могли быть названы просто "Писанием" (ед. число!), о котором Иисус в Иоан. 10,35 сказал: "Не может нарушиться Писание". Всеохватывающая инспирированность Писаний делает их единым, неразрывным целым, в котором нельзя ничего ни убавить, ни прибавить (ср. Втор. 4,2; Откр. 22,18-19).
"Аргументы" против инспирации
Ниже мы хотим коротко расмотреть пять возражений против инспирации.
1. "Как мы можем верить в то, что первоначально написанный текст Библии был безошибочен, если его просто нет?" -Ответ на это очень прост: именно поразительный, удивительнейший метод передачи библейского текста дает основание для уверенности в том, что нам удалось полностью восстановить текст оригинала, не считая, может быть, нескольких мелких деталей. Уже из этого мы можем увидеть, как важно было для Бога дать нам абсолютно неизмененный текст Библии, хотя Он, с другой стороны, и воспрепятствовал сохранению оригинальных манускриптов (возможно, чтобы избежать злоупотребления ими, ср. 4 Цар. 18,4).
2. "Как могут быть инспирированы все эти многочисленные оскорбительные, даже ложные высказывания, которые мы находим в Библии?" - Действительно, в Библии мы встречаем много слов, сказанных неверующими, и даже богохульные слова верующих (напр., отречение Петра). Мы видим слова, говоримые сатаной, длинные (частью ложные) речи друзей Иова и даже выражение "нет Бога" (Пс. 14 и 52 - они принадлежат безумцу). Но инспирация вообще не имеет ничего общего с людьми, произносящими эти слова! Не они были инспирированы (об этом нет речи), а писания, под руководством Духа Святого в точности воспроизводившие эти слова, в полном соответствии с волей Божьей, так, как Он считал это нужным для нас. Таким образом, мы видим, что Библия, хотя и цитирует ложь (как, напр., в Быт. 3,4), но не учит ей. Она упоминает ложь лишь для того, чтобы предостеречь нас.
3. "Разве использование некоторыми авторами Писаний различных стилей не является доказательством против инспирации единым Богом?" - Нет, Бог не был ограничен в своем влиянии индивидуальными различиями отдельных авторов -напротив. Он использовал эту особенность. Так, Господь предусмотрел написание сразу четырех Евангелий - потому что одно Евангелие никогда не смогло бы передать всего богатства личности и дела Иисуса Христа. И как удивительно Бог выбрал для этой цели самых подходящих людей! Именно обращенный еврейский "перебежчик" Матфей (работа мытаря считалась евреями предательством национальных интересов) создал Евангелие об Иисусе Христе как о Царе Израиля; когда-то неверный, но обратившийся раб Марк написал об Иисусе как об истинном Слуге Божьем; "возлюбленный врач" Лука написал об Иисусе как об истинном Человеке, который пришел, чтобы открыть людям милость Божью; наконец, апостол Иоанн описывает Иисуса как истинного Бога. Это лишь один пример того, как Господь использовал "тембр" и "окраску звука" Своих "инструментов", лично устанавливая гармонию и общее звучание.
4. "Ведь Павел сам говорит о том, что не все слова его посланий инспирированы!" - Всегда приводимый при этом пример -1 Кор. 7, где Павел проводит различие между тем, что говорит он сам (ст. 6.12.25), и говоримым Господом (ст. 10). Тот, кто видит в этой цитате противоречие, всего лишь показывает свое ложное понимание инспирации: нужно уметь проводить различие между инспирацией и откровением. Все слова, записанные в Библии, инспирированны, но не каждое слово основывается на конкретном откровении Бога. О браке Павел имел (и из Ветхого Завета) прямое откровение от Бога, заповедь Господа (1 Кор. 7,10; ср. 11,23; 14,37; ср. Матф. 5,31-32; 19,3-9), по другим вопросам он хотя и не имел такого откровения, но мог как "тоже имеющий Духа Божия" (1 Кор. 7,40) разъяснить волю Божью в решении различных вопросов (1 Кор. 7,17; 4,17). Итак, имел ли Павел особое откровение об определенных делах или нет: все записанное им в 1 Кор. 7, инспирированно целиком и полностью. Дух Святой внушал Павлу, что следует написать о решении различных спорных вопросов, будь то заповедь Господа или его собственные (вызванные действием Святого Духа) мысли.
5. "Разве в Библии не встречается несчетное множество неверных исторических и научных сообщений?" Именно это утверждение и является подоплекой всех выдвигаемых против инспирации возражений. Кроме того, это возражение тесно связано с предыдущим пунктом. Что вообще можно подумать о книге, содержащей следующие истории: о плоской земле, о небесном куполе, об основаниях земли, о жене Каина, возникшей из ничего, о жующем жвачку зайце, о мифологических животных, примитивные легенды о чудесах, исторические несообразности и две противоречивые истории сотворения мира, а также о трех "одушевленных" животных (говорящем змее, говорящей ослице и рыбе, в чреве которой Иона провел трое суток), огромное множество давно устаревшей информации, -все это нельзя было бы ожидать встретить в Библии, будь она инспирирована совершенным, всемогущим и всезнающим Богом! Мы настолько серьезно относимся к этому возражению (играющему очень важную роль и в современной теологии), что хотим посвятить его разбору весь второй том нашей серии книг! Там мы хотим сделать попытку всесторонне доказать, что Библия говорит с божественным авторитетом не только о религиозных вопросах, но и там, где речь в ней идет об истории, природе и космосе. Мы намерены показать, что и те ее высказывания очень важны! К сожалению, мы не имеем здесь возможности подробно остановиться на исторической и научной достоверности Библии, но тем больше места для этого остается во втором томе. Библия - не историческая или научная книга, но там, где она что-либо говорит об истории или науке, она всегда права и свидетельствует с божественным авторитетом.
Инспирация Ветхого Завета
1. Ветхий Завет о себе самом. Мы видели, что авторы Ветхого Завета называли себя пророками, "мужами Божьими", и признавались народом таковыми, и что их писания сразу признавались священными и хранились на святом месте. Они были "вдохновенными" (ср. Ос. 9,7), потому что дух Бога (Ягве) двигал ими и действовал через них: "Господь Бог сказал,- кто не будет пророчествовать?" (Ам. 3,8). Пророк - глашатай Бога, говорящий Его слова Его именем (ср. Исх. 7,1; 4,30). "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему" (Втор. 18,18). Лжепророки могут быть развенчаны, потому что их пророчества не исполняются (Втор. 18,22). Их может наказать и Сам Бог (Чис. 16,8-35; 3 Цар. 18,38-40; 22,19-25). Те, кто в силе Святого Духа письменно фиксировал слова Бога, были истинными пророками Божьими. Таким образом, книги Ветхого Завета являются "пророческими писаниями". Книги Моисея именуются "заповедями Господними" (Суд. 3,4) и "словами Господа Бога" (Дан. 9,10-12). Книга Иисуса Навина также называется "книгой закона Божия" (Ис. Нав. 24,26), и в дни жизни других "ранних пророков" (см. гл. 3 и 5) Бог также говорил с людьми (Суд. 1,2; 6,25; 1 Цар. 3,21), и Его слова записывались в книгу (1 Пар. 29,29). И у "поздних пророков", от Исаии до Малахии, мы вновь и вновь встречаем величественное выражение "так говорит Господь". Пророки также взаимно упоминают друг друга: Даниил (9,2) ссылается на Иеремию, а Ездра (1,1; 5,1) называет Иеремию, Агтея и Захарию. Захария (7,12) говорит о написанных до него книгах, называя их законом и словами, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков". Псалмы сами свидетельствуют о своей инспирированности (45,2; 2 Цар. 23,2), и книги Соломона также являются произведением обретенной от Бога мудрости (1 Цар. 4,29-33) и т.д.
2. Новый Завет о Ветхом. Мы видели, что почти все книги Ветхого Завета цитируются в Новом как инспирированные Богом. При этом также важно увидеть, что Новый Завет рассматривает Ветхий как единое, неделимое Писание, от которого, следовательно, нельзя произвольно отнять какую-либо из частей, назвав ее неинспирированной. Мы еще раз указываем на то, что Ветхий Завет называется в Новом не только "Писаниями", но и "Писанием" (напр., в Иоан. 10,35). Другие обозначения (в ед. числе), указывающие на его единство: "Слово Божие" (Map. 7,13; Иоан. 10,35; Рим. 9,6; Евр. 4,12) и "Закон", последнее обозначает как полученные на Синае заповеди, Пятикнижие Моисея (напр. в выражении "закон и пророки", Матф. 5,17; 7,12 и т.д.), так и весь Ветхий Завет (Иоан. 10,34; 12,34; 15,25; Деян. 25,8; Рим. 3,10-19; 1 Кор. 14,21). Также примечателен тот факт, что для новозаветных авторов выражение "Писание говорит" равносильно утверждению "так говорит Бог". В Гал. 3,8 и Рим. 9,17 Павел цитирует Писание как "говорящее", подразумевая под этим, что говорил Бог. Слова Писания были для Павла совершенно равнозначны словам Бога, так что он вместо слов "Бог говорит в Писании" мог сказать "так говорит Писание". Мы находим и обратное: Иисус Христос цитирует слова из Быт. 2,24 как сказанные Богом (Матф. 19,4-5), хотя именно этот стих записан не от имени Бога, а как слова Моисея. Для Иисуса это одно и то же, потому что эти слова находятся в Писании. Такой же пример мы находим у учеников Иисуса, цитирующих слова пророков как сказанные Самим Богом (Деян. 4,24-26; 13,32-35; см. также Евр. 1,5-13). Говорившими "устами бывших от века святых пророков" были Бог-Отец (Лук. 1,70), Дух Святой (Деян. 1,16) и Дух Христов (1 Пет. 1,11). Самым важным является свидетельство Иисуса Христа о Ветхом Завете. По Его словам. Писание было написано "по вдохновению" (Матф. 22,43), так что даже его малейшие детали богодухновенны и будут исполнены (Лук. 16,17; 18,31; 24,25-27; 32,44-46). В споре с сатаной Иисус ссылался не на собственный авторитет, а на Писания, выразив это одним словом: "Написано" (Матф. 4,1-10). Господь даже ставил написанные слова выше своих собственных (см. Иоан. 5,39-47). Если даже Он, Сын Божий, уча и отмежевываясь от лжи, постоянно ссылался на Писания, то как велик должен быть их авторитет! Иисус показывает нам, каковы последствия пренебрежения Писанием: "Вы заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией" (Матф. 22,29).
Авторитет Писания даже выше, чем полномочие воскресшего из мертвых или ангела с неба (Лук. 16,29-31; Гал. 1,8). Иисус лично засвидетельствовал нам именно божественный авторитет так часто оспариваемых сегодня мест Писания, как, например, об Адаме и Еве, о потопе, об Ионе, Данииле, единстве книги Исаии и авторстве Моисея в написании Пятикнижия. Некоторые возражают на это, говоря, что Иисус и апостолы не подтверждали авторитет Ветхого Завета его цитированием, а лишь использовали распространенные тогда у евреев легенды и представления (или, в худшем случае, "Иисус тоже не знал обо всем этом ничего более определенного"). Чего бы стоили слова Иисуса и Его учеников, если бы они при обсуждении столь важных проблем основывались на таких заведомо ложных представлениях? Но можно ли всерьез говорить о "подстраивании под распространные легенды", зная, как сурово осуждал Иисус тех, кто не поступал по Писанию и учил чему-то другому? Какими словами обращался Иисус к тем, кто ставил человеческие рассуждения выше священного Писания (Матф. 15,1-6)? Подумаем и о том, какое большое значение Господь Иисус придавал исполнению каждой отдельно взятой части Писания. Если я верю в Иисуса Христа, то может ли мое отношение к Писанию отличаться от позиции моего Господа?
Инспирация Нового Завета
1. Пророчество Иисуса. Господь Иисус неоднократно заведя ученикам, которых Он призвал и сделал апостолами, особое РУКОВОДСТВО Святым Духом: "Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас" (Матф. 10,20; Map. 13,11: "Дух Святый"). "Ибо Святый Дух научит вас в тот час, что нужно говорить" (Лук. 12,12). Если это обещание действовало уже в то время, когда они устно свидетельствовали миру, то уж конечно оно действовало и при создании писаний Нового Завета. Иисус Даже завещал ученикам инспирацию по отношению к отдельным частям Нового Завета: "Утешитель же. Дух Святый, КОТОРОГО пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Иоан. 14,26; исполнение этого обещания мы видим прежде всего в написании Евангелий). "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною" (Иоан. 15,26-27; исполнение обещания, данного в последнем стихе, мы особенно ясно видим в Деян.) "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо он не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам" (Иоан. 16,13; см. Откр.). В этой молитве Отцу Иисус непосредственно просил о единстве свидетельства апостолов: "Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы" (Иоан. 17,11). И наконец. Господь Иисус послал их в мир как имеющих власть на земле, чтобы они могли проповедовать во всем мире, уча людей соблюдать то, что заповедал Христос (Матф. 28,18-19). Так они и отправились в мир: Ветхий Завет был для них "Словом Божьим" (см. выше), им же было и учение Иисуса (Лук. 5,1), и проповедь апостолов (Деян. 8,14; 11,1; 12,24; 13,7.44-49; 15,35-36; 17,13; 18,11; 19,20; ср. 1 Фее. 2,13). Конечно же, это было справедливо и для написанного ими, потому что записанное слово ставилось еще выше сказанного (ср. Иоан. 5,47; Лук. 16,30-31).
2. Апостолы, авторы книг Нового Завета, знали, что записываемое ими было "Словом Божьим" и что, кроме них, апостолов больше не будет, потому что апостолы - это исключительно лично знавшие Христа люди (Деян. 1,21-22; 1 Кор. 9,1; ср. 2 Кор. 12,12). Таким образом, Новый Завет - единственное творение, могущее претендовать (что он и делает) быть исполнением завещания Иисуса Христа и непогрешимым свидетелем об апостольском учении (и следовательно, и об учении Иисуса Христа) (см. Гал. 1,6-12; Евр. 2,3-4). Таким образом, мы видим, что Новый Завет ставит себя на один уровень с Ветхим. Ветхий Завет называется "Писанием", и Петр оценивает "писания" ап. Павла так же высоко, как и "прочие Писания" (2 Пет. 3,16). Павел сам называет свои послания "пророческими писаниями" (Рим. 14,25), наделяя их, таким образом, авторитетом наравне с Ветхим Заветом (ср. 1 Тим. 4,11-13). Также и в 1 Тим. 5,18, цитируя Втор. 25,4 и Лук. 10,7, Павел говорит о Евангелии от Луки как о "Писании", ставя тем самым обе книги на одну ступень. Иоанн называет книгу Откровение "пророчеством" (1,3; 22,18-19), относя тем самым себя к "пророкам"; сравните это, пожалуйста, с только что рассмотренным местом Рим. 14,25 и обратите внимание на Еф. 2,20; 3,3-5. Как Ветхий, так и Новый Завет были, таким образом, написаны "пророками", "человеками Божьми", и поэтому в равной степени авторитетны. Мы видим, что весь Новый Завет утверждает о своей инспирированности и наделенности божественным авторитетом. Для подтверждения мы также рассмотрим характерные утверждения евангелистов (как Map. 1,1; Лук. 1,1-4; Иоан. 20,31; 21,24) и an. Павла, сделанные им в различных посланиях (Рим. 1,1-3; 16,26; 2 Кор. 10-13; Гал. 1 и 2; Кол. 1,23-26; 4,16; 1 Фес. 2,13; 5,27; 2 Фес. 3,14; 2 Тим. 1,13; 4,1-2). Подобными признаками обладают и соборные послания (напр. Иак. 1,1; 1 Пет. 1,1; 5,1.12; 2 Пет. 3,1-2; 1 Иоан. 1,1-5; 4,1-6; 5,13; Иуд. 3).
Можно привести множество доводов в подтверждение инспирированности Библии, но в конечном счете это можно сравнить с доказательством существования Солнца. Самое лучшее доказательство существования Солнца - это самому ощутить его тепло и свет. Так же обстоит дело и с инспирацией: в конечном счете лучшее ее доказательство - это испытать ее в своей жизни!
Да благословит вас в этом Господь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий