Глава 17. Гора Кармил
Гора Кармил в истории израильского народа является местом принятия важнейшего решения.
Илия, встретившись во второй раз с царем Ахавом, сказал:
"Теперь пошли, и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста
пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных..."
(3Цар.18:19). И когда все собрались, Илия сказал народу: "Долго ли вам
хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если
Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова" (3Цар.18:21).
Если обратить внимание на последние слова 21-го стиха
18-й главы 3-й книги Царств, то можно прийти к выводу, что никакого
решения не было принято. Но это не так. В тот знаменательный для Израиля
день невозможно было не принять решения. Также и теперь для нас,
читающих это слово, необходимо принять решение: остаться в том же
состоянии, в котором вы сейчас находитесь, или измениться. Я молю, чтобы
любвеобильный Бог в Своей чудной благодати помог каждому из нас принять
правильное решение. Ни один из нас не может остаться в прежнем
состоянии. Почему этот вопрос настолько важен? Потому, что он связан с
вечностью.
Возвратимся на гору Кармил. Здесь собралось много народа.
Фактически, только эпоха и культура отличают нас от них. В течение этих
трех тысяч лет не произошло коренных изменений в человеческой натуре.
Человек остается человеком. В этом отношении Библия является самой
современной книгой. В рамках древней истории она описывает человека
таким, каким он в действительности является.
Здесь, на горе Кармил, мы встречаемся с тремя группами
людей. Среди всей собравшейся толпы выделяются пророки Ваала: их
четыреста пятьдесят человек. Они обращают на себя внимание своими
одеждами: на их халатах сзади вышита эмблема солнца. Это ярые враги
народа Божьего: они отвергают Бога и преследуют Его народ. И сегодня мы
можем встретить таких людей, которые не только отрицают Бога и веру в
Него, но и ведут открытую борьбу с Ним. Правда, кажется абсурдным, что
они борются с Тем, Кого, по их мнению, не существует. Но Библия говорит,
что "бог века сего ослепил умы" (2Кор.4:4) неверующих, и они поступают
по своей слепоте.
Кроме пророков Вааловых, здесь есть еще один пророк - это
человек Божий, Илия. Это по его просьбе собран народ здесь, на горе
Кармил.
Самая большая группа людей, собравшихся здесь - это
народ, который когда-то служил истинному Богу, а теперь "хромает на оба
колена", теперь находятся в нерешительности, как между двух огней, не
зная, кому служить. Это им говорит пророк: "Долго ли вам хромать на оба
колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему..." (3Цар.18:21). Это
те люди, которым Христос может сказать то, что Он сказал Лаодикийской
церкви: "...ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или
горяч!" (Отк.3:15). Быть ни холодным, ни горячим - печальное состояние.
Поэтому Илия и говорит, чтобы они выбрали, кому служить: "Никто не может
служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого
любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете
служить Богу и маммоне" (Мф.6:24).
Да, каждый человек должен решить, кому служить: или
истинному Богу, или богу мира сего. Для кого мы построим свой жертвенник
и кому будем приносить благовонные курения и наши жертвы? Дал бы нам
Господь смелость сказать, как сказали царю Навуходоносору друзья
Даниила: Седрах, Мисах и Авденаго: "...мы богам твоим служить не будем, и
золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся" (Дан.3:18).
Рассмотрим подробнее эти три группы людей. Прежде всего
обратим внимание на людей, относящихся к пророкам Ваала. Не думайте, что
Ваал умер. Он жив и сегодня, и его поклонники действуют не менее
активно, чем во дни Илии. Это не кто иной, как "бог мира сего", сам
дьявол, имеющий миллионы верных поклонников. Они поклоняются богатству,
страстям, популярности, моде, политике и многому другому. Сколько они
ставят в мире жертвенников, где воскуряют фимиам своему богу?! Не без
основания Илия, обращаясь к Ахаву, сказал, что царь следует Ваалам (см.
3Цар.18:18). В этом и в других местах Ветхого Завета о Ваале говорится
во множественном числе. Личность дьявола одна, но бесов, которые
увлекают в свои сети людей - легион. Хотя коренным грехом является
гордость, но первоначальный грех имел в своих чреслах все другие грехи.
"Бог века сего" преображается в разные виды и образы, чтобы соблазнить
человека поклоняться ему. Посмотрите, как человек поклоняется маммоне -
богу богатства! Он никогда не устает возжигать фимиам этому богу, Ваалу
нашего времени. Миллионы людей за гроши продают свою душу этому богу.
Они готовы калечить свои души и свои тела, даже проливать кровь за
постыдную корысть. Посмотрите вокруг и вы увидите, как любители денег
готовы погубить себя ради временного богатства, которое все равно они не
смогут взять с собой в вечность.
Вот еще другой бог мира сего. Он одет в одежды из шелка,
украшен драгоценными камнями. Имя этому богу - мода. Сколько людей
поклоняется этому богу! А какой популярностью пользуется бог наслаждений
и забав! Каких только развлечений ни придумывает дьявол, чтобы увлечь
человека? Этот бог всегда имел своих поклонников, и сколько же погублено
душ в азартных и шумных забавах! Можно говорить и о других популярных
идолах-богах: страсти, разврате, власти, успехе, тщеславии. Поклоняясь
этим богам, человек не избежит возмездия. Грех имеет не только вечные
последствия, но за него часто приходится расплачиваться и в этой жизни.
Рано или поздно наступит роковой час, как он наступил и для поклонников
Ваала, и ты увидишь, что те боги, которым ты поклонялся, не могут
облегчить твоей участи. Будет момент, когда тебе понадобится помощь,
может быть, на больничной койке, когда ты будешь стоять одной ногой в
вечности; может быть, ты будешь предан друзьями и окажешься без средств к
существованию; может быть и другой безысходный случай. Помогут ли тебе
боги, которым ты так ревностно служил? Да, Ваал, не скупясь, питал тебя
сладострастием, вином, развлечениями, но в трудный момент твоей жизни он
не поможет тебе. Грех человеку дает удовольствие на время, но в конце
концов грех наносит последний смертельный удар, "ибо возмездие за грех -
смерть" (Рим.6:23). Смерть безжалостна - из ее когтей не выбраться.
Теперь посмотрим на израильский народ, который был собран
на горе Кармил. Это народ с чудным и богатым наследием, народ, которому
Бог дивным образом являл Себя; народ, история которого не могла
сравниться с другими народами. И несмотря на это они стоят здесь в
полном бессилии - не в состоянии решить, кому им служить. Когда было
удобно поклоняться истинному Богу, тогда они стояли на Его стороне; но
когда начались преследования, они стали поклонниками Ваала.
В Церкви всегда были вот такие люди, а временами они были
даже в большинстве. Да, они хотят наследовать жизнь вечную, но они не
готовы всецело посвятить себя Богу и расстаться с грехом. У них есть
религиозность, чтобы стать жалкими, ограниченными; но религиозности
недостаточно, чтобы спасти их души. И вот к этому слабому народу,
колеблющемуся, нерешительному, поддавшемуся компромиссу, Илия обращается
со словами: "Долго ли вам хромать на оба колена?" (3Цар.18:21). Но он
говорит им и другие слова: "Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а
если Ваал, то ему последуйте" (3Цар.18:21). То есть Илия прямо говорит,
чтобы они выбрали одно из двух: или служить Иегове, или служить Ваалу,
ибо так или иначе они находятся в лагере врага. Если ты, дорогой друг,
находишься в таком же положении, но говоришь, что хочешь быть
нейтральным, то знай, что нейтральным ты не можешь быть! Бог не признает
такого состояния. Христос сказал: "Кто не со Мною, тот против Меня..."
(Мф.12:30). Промежуточная позиция невозможна! Если ты пытаешься одной
ногой стоять в Церкви, а другой - в мире, зачем себя обманывать? Ты все
равно на стороне врага; ты - погибший грешник. Пророкам Ваала и их
последователям надо отдать должное: они всецело посвятили себя богу зла,
богу греховного мира - дьяволу. Этим они отличались от народа, который
согласился на компромисс. Пророки Ваала все положили на алтарь своего
бога: душу, сердце, тело, энергию, - для него они пожертвовали всем, что
имели. Здесь мы видим полную отдачу и ревность, дерзновение и
искренность. Но этот народ, согласившийся на компромисс, не отдавался
всецело ни одной, ни другой стороне. Христос сказал лаодикийцам: "...ты
ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!" (Отк.3:15).
Не думайте, что Илия имел хотя бы малейшее сомнение в
том, кто был истинным Богом, Богом, за Которым должно следовать
человеку. Нет! Но он хотел показать народу безумие и тщетность их
колебаний. Эти люди пытались соединить несоединимое, и Илия был
настолько смел, что дерзнул прямо сказать им об этом.
Но теперь обратим внимание на Илию, который один стоял
против всей собравшейся толпы народа. Весь секрет в том, что хотя он и
был один, но он все же не был одинок. Там, на горе Кармил, окруженный
враждебно настроенной толпой народа, он стоял не в своей силе, не в
своей мудрости и своем мужестве, он был облечен в мудрость всемогущего
Бога. В нем мы видим героя веры: все его слова и все его действия были
результатом веры во всемогущего Бога. Посмотрите, с какой смелостью и с
каким спокойствием стоит Илия на горе Кармил! Насколько противоположно
его спокойное доверие Богу свирепому, нервному и лихорадочному отчаянию
священников Ваала. Мы читаем о пророках Ваала: "И взяли они [пророки
Ваала] тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала
от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни
ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали... И стали они
кричать громким голосом, и кололи себя, по своему обыкновению, ножами и
копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще
бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения..."
(3Цар.18:26,28,29).
Как же ведет себя Илия по сравнению с поклонниками Ваала:
"Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал:
Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что
Ты один Бог в Израиле..." (3Цар.18:36). Какое спокойствие, доверие Богу,
какая мирная надежда человека, знающего Бога лицом к лицу, человека,
который был в непрерывном общении с Богом.
Дорогие друзья, именно в такие переломные моменты люди
узнают, кем мы на самом деле являемся. Вера Илии, его полное доверие
Богу были вознаграждены. Помогает ли тебе твой Бог, когда ты нуждаешься в
Его помощи? Тогда, когда пророки Ваала взывали к своему богу, ничего не
произошло: Ваал не слышал их. Самый важный вопрос для тебя, мой друг,
будет ли с тобою твой Бог в конце твоего пути, будет ли Он там, чтобы
помочь тебе и спасти тебя? Если ты принял истинного живого Бога,
явившегося в Сыне Своем Иисусе Христе, то будь уверен, что Он тебя не
оставит. Возложи на Него свою надежду, и ты никогда не будешь постыжен.
В час бедствия Илия был спокоен. У него не было страха.
Почему? Он был человеком веры, и его вера была в соприкосновении с
вечным Богом. Он был в контакте и в полной гармонии со всемогущим Богом.
О нем можно было сказать: "Не убоится худой молвы; сердце его твердо,
уповая на Господа" (Пс.111:7). Илия предложил народу утвердить сердца
свои надеждой на Господа.
В эти последние дни, перед скорым пришествием Иисуса
Христа, нам необходимо твердое сердце, уповающее на Господа. Дорогой
друг, как долго ты будешь "хромать на оба колена"? Сегодня и для тебя
день принятия решения: кому ты будешь служить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий