Мой статус Беседы для души: О почитании икон
Мой статус
Если Христос не является главой твоей жизни - то твоя жизнь терпит кораблекрушение...

вторник, 13 сентября 2016 г.

О почитании икон


ИКОНЫ

Ситуация с иконами похожа на проблему «почитания» святых. Православная церковь, зная, что вторая заповедь Десятословия запрещает поклоняться какому-либо изображению, называет отношение к иконам «почитанием» или даже «поклонением». но со ссылкой на другое греческое слово (проскюнесис в отличие от латреия, см. ниже).
Но, как и в случае со святыми, происходит неподобающее

поклонение по сути отношения и действия, вне зависимости от используемого термина.
Греческое слово эйкон просто означает «изображение, образ». Православная церковь объясняет, что иконы появились в «древние времена», когда многие люди были неграмотны, и якобы иконы служили для них «Евангелием в картинках». Это нельзя воспринимать как аргумент, оправдывающий поклонение иконам, по ряду причин.
Во-первых, в эпоху Ветхого Завета грамотность и книги были не более доступны, чем во времена Нового, однако это не стало поводом для поклонения изображениям. Во- вторых, на большинстве икон изображены лица святых, а не сюжетные картины, и с их помощью почти невозможно передать сколько-нибудь глубокие евангельские истины.
Важнейшим этапом утверждения иконопочитания был Седьмой вселенский собор в Никее 787 г. Его решения требуют от всех православных христиан почитания икон, мощей, креста и др. При этом уточняется, что «честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Анализируя деяния Соборов, необходимо помнить, что с 325 г. ими руководили императоры, и государственная церковь была подчинена политическим интересам.
Подготовка и проведение собора 787 г. сопровождались многими политическими перестановками, переброской войск, избранием в патриархи чиновника Тарасия, который до этого не был даже священником, и т.д. Собор установил, что иконам следует воздавать не только почтительное лобызание, но и поклонение — проскюнесис, однако не латреия, то есть служение, приличествующее одному только Божественному естеству.
Хотя православная церковь и пытается отделить «поклонение» иконам от «служения» Богу и оправдать его тем, что честь воздается не самой иконе, а тем, кто на ней изображен, но практика говорит о другом.
Самым фундаментальным библейским принципом, который нарушается практикой поклонения иконам, остается вторая заповедь Десятословия: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой...» (Исх. 20:4-5, ). В этой заповеди Творец категорически запретил людям делать какие-либо изображения объектами поклонения, потому что наше поклонение должно быть направлено только на Него. Только Яхве — наш Бог, единый достойный поклонения. Нельзя поклоняться изображениям (буквально — «кланяться») и нельзя служить им, то есть работать, совершать перед ними ритуальные религиозные действия. Именно это делают православные, кланяясь иконам, целуя их, ставя перед ними свечи, каждение и надеясь получить от них помощь.
Когда речь идет об иконах Марии и других святых, то здесь соединяются проблемы поклонения людям и поклонения изображениям.
А как насчет изображений Самого Бога? Большинство православных согласно с тем, что Бог Отец неизобразим, так как Бога во всей Его славе «никто из человеков не видел и видеть не может». Апостол подтверждает эту истину и после воплощения Иисуса (см.: 1 Тим. 6:16). Но иногда даже и этим запретом пренебрегают, изображая «Господа Бога Вседержителя» в виде седовласого старца, как, например, на сводах Владимирского собора в Киеве.
Восточная церковь настаивает, что после земной жизни Иисуса Христа мы знаем, как выглядел воплощенный Господь, и можем Его изображать как человека. Но мы сейчас обсуждаем другую проблему: вопрос не в том, можно ли изобразить воплощенного Христа. Очевидно, что можно примерно изобразить Его человеческий облик, каким Он открылся людям в Своей земной жизни.
Протестанты тоже изображают Иисуса в картинах, в детских книжках и не отрицают саму возможность изображения Христа.
Но вторая заповедь запрещает поклоняться и служить любым изображениям. Нигде в Новом Завете не сказано, что с приходом Иисуса Бог отменил этот запрет. Наверное, Бог лучше нас знает испорченность человеческой натуры и предвидел опасность, которую таят в себе любые изображения, превращающиеся в объекты поклонения.
По плоти человеку легче поклоняться какому-то осязаемому объекту, чем невидимому Богу, но именно к такой вере Господь призывает нас. Поклонение в духе и истине возносится над видимыми объектами вроде храма как специального места (см.: Ин. 4:20-24) и над вещественными элементами, предметами (см.: Гал. 4:9). Православное стремление использовать в поклонении осязаемые, видимые объекты является частью проблемы ритуализма. Это уступка языческим наклонностям греховной природы человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...