Опасности, угрожающие душе
Вопреки весьма распространенному среди "новообращенных"
представлению о жизни "спасенного", как о неизменно-блаженном состоянии
души, которая раз и навсегда освободилась от "печали и воздыхания", от
ошибок, падений и опасностей, Слово Божие учит, что "многими скорбями
надлежит нам войти в Царство Божие". Путь истинной христианской жизни
усеян не розами, а терниями, - "тернистый путь". И путь этот называется
"путем святым; нечистый не будет ходить по нему... идущие этим путем,
даже и неопытные, не заблудятся".
До тех пор, пока мы идем "прямо", как заповедал нам
Господь, "не уклоняясь ни влево, ни вправо", до тех пор мы - вне всякой
опасности. Но достаточно нам хотя немного уклониться в сторону, как мы
попадаем в такой лабиринт затруднений и смертных опасностей, что
дальнейшее следование за Христом становится совершенно немыслимым.
Не будем исследовать, здесь, всех ходов и переходов
лабиринта, находящегося по обе стороны "прямого пути", а лучше займемся
установкой хотя бы нескольких вех в тех главных пунктах пути, где
христианину, путешествующему "в небесную страну", угрожает опасность
свернуть в сторону, - "совратиться с прямых путей Господних".
УТРАТА ХРИСТИАНСКОГО ТЕРПЕНИЯ - одна из первых опасностей, какая угрожает неопытному путнику.
"Терпение нужно вам!" -- говорит нам Слово Божие. И мы
все единодушно исповедуем нашу общую нужду в этом благодатном даре. У
одних из нас - "мало терпения", у других - совсем его нет. Поэтому
совет, который дает ап. Павел ученику своему Тимофею, крайне всем нам
необходим и ценен: "Ты же, человек Божий, преуспевай в
терпении".-"Господь да управит сердца ваши в терпение Христово".
Воистину - для христианской жизни, жизни во Христе и терпение требуется
Христово. Легко быть терпеливым, когда все в жизни удается, но трудно,
когда удача вдруг покидает нас. Все нам тогда изменяет: здоровье,
материальные блага, друзья, - везде нападки, наговоры, осуждения и
неприятности. Как велико тогда искушение "оставить прямой путь" терпения
и попытаться найти путь более удобный для нашего "ветхого человека".
Терпение всегда высоко оценивается нашим Спасителем:
"Знаю терпение твое... Ты имеешь терпение... Сохранил Слово
терпения...". Ап. Иоанн смотрел на терпение, как на нечто, присущее всем
верующим, говоря: "я, Иоанн, соучастник ваш в терпении...". Апостол
Павел принимал проявления терпения в своей жизни, как очевидное
доказательство Божьего призвания к служению: "Признаки апостольства
моего оказались пред вами во всяком терпении". Он ставит терпение выше
всех других признаков апостольства, даже выше мудрости, откровений и
чудес, на которые у него были основания сослаться. Наблюдать людскую
фальшь, лицемерие, несправедливость и множество других пороков и все же
терпеливо снисходить к их слабостям, "иметь дело" с подобными людьми,
каким надо быть воистину "терпеливым"!
Чтобы не уклоняться с пути Господня, необходимо всегда
помнить, что пока мы сами не совершенны, мы не имеем права быть слишком
требовательными и строгими к нашим ближним. Христианину следует
подходить к людским душам с большою бережливостью и во всех случаях
"облегчать" их бальзамом, а не "терзать уксусом". Срывать кожу с только
что затянувшейся духовной раны сердца, делать бесполезные, но
мучительные уколы, "бить по самолюбию", - для такой "духовной" помощи и
воздействия терпение не нужно. Напротив, оно может стать опасной
услугой. Но поднять уже лежащего, поддержать падающего, помочь
неблагодарному и воздать добром за зло открытому врагу - какой нужен
подвиг терпения!
Проявить терпение там, где ты оказываешься "жертвой
недоразумения", где не поняли твоих высоких намерений и самых чистых и
святых побуждений, может только тот, кто последовал Христу в терпении.
Христос ведь тоже был в мире "жертвой недоразумения", непонимания. Мы
читаем, что ученики "не поняли Его", как не понимали и Матерь Его и
братья, которые думали, что "Он вышел из Себя". Не поняли Его и народ, и
синедрион, и Пилат, Ирод, Каиафа; не поняли Его креста, могилы,
воскресения, пятидесятницы. "Помыслите о Претерпевшем над Собою такое
поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами
вашими", в терпении.
"С терпением будем проходить предлежащее нам поприще и не
оставлять упования нашего, которому предстоит великое воздаяние". Пусть
терпение окажется неразлучным нашим спутником на пути к вечности, ибо
только оно способно вести нас чрез горы затруднений, топь уныния, бездны
отчаяния. У ворот вечности мы скажем ему - прощай! - Ты, терпение,
содействовало мне в борьбе; шло со мною сквозь слезы, печаль,
одиночество; ты несло мой земной крест и помогало нести бремена
других... Прощай навсегда! Опасность "нетерпения" - миновала. Так будет
сказано у врат вечности. Но, пока мы еще в пути, - "терпение нужно нам,
чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное"...
ПОТЕРЯ РАДОСТИ СПАСЕНИЯ также является духовной
опасностью, подстерегающей нас на пути. Истинное христианство всегда
пребывает в Царстве настоящей радости, радости не искусственной,
притворной, призрачной, но радости духовной, реальной, Божией. Подлинная
радость в этом мире слез, скорби, страданий и смерти немыслима без
Христа. О, какими богатствами радости обладаем мы во Христе! Христос
Спаситель - Спаситель освобождающий, радующий, а не порабощающий и
гнетущий.
Дух Божий - дух радости, торжества и веселия.
Евангелие - книга радости, блаженства, ликования.
Небеса - место постоянной радости, место, где
"торжествующий собор", где "духи праведников, достигших совершенства",
где "ангелы, радующиеся об одном грешнике кающемся".
Церковь тоже - место Божьей радости на земле.
Сердце спасенного грешника - чертог Божьей радости, храм
истинного веселия. Единственное солнце, которому доступно своими лучами
заглянуть в темные вертепы человеческого сердца, это - "Солнце Правды",
Христос. Мы слепы, во мраке, во зле, в слезах. Христос просвещает нас,
рассеивает мрак, избавляет от зла, исполняет сердце наше радостью
спасения, радостью Христовой, полной и совершенной.
Первым, главным источником радости является Сам Бог. Чем
ближе мы подходим к Богу и сливаемся с Ним, тем больше мы испытываем
радости. - "Полнота радости пред лицом Его"!
Радость Божия проистекает из счастливого чувства,
связанного с нашим освобождением от гибели: "Буду радоваться о милости
Твоей" - восклицает помилованный. "Радуюсь, что Господь услышал голос
мой", - заявляет прощенный. "Ты избавил душу мою от смерти, очи мои - от
слез, и ноги мои - от преткновения. Буду ходить пред лицом Господним на
земле живых", - радостно поет избавленный, спасенный.
Радость Божия, радость спасения является прямым
следствием веры. Она как бы предвкушает вечное блаженство, скорое
получение "наследства нетленного, чистого, неувядаемого, хранящегося на
небесах для нас... О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если
нужно, от различных искушений".
Радость - плод Святого Духа, а поэтому она никак не связана с нашим земным благополучием, жизненными удачами и успехами.
Истинная радость, ниспосылаемая свыше, захватывает сердце
и излучается сердцем. Она благотворно действует даже на наше тело:
"Веселое сердце благотворно, как врачевство...", - говорит Соломон. Злой
человек, как змея, вырабатывает яд в сердце своем, и этим ядом
отравляет жизнь не только других, но и свою собственную. Человек
воистину добрый, врачуя небесным бальзамом радости свою душу, врачует
души всех, приближающихся к нему. "Человеку, который добр, Бог дает
радость". Говорят, что лечение смехом применяется некоторыми нашими
врачами. Но смех и радость проистекают из различных источников. Нельзя
считать радостными всех, кто смеется, и счастливыми тех, кто непрестанно
улыбается.
Истинной радости нельзя ни скрыть, ни вызвать
искусственным путем. Как можно скрыть Божью радость, когда глаза и все
лицо чада Божия излучают ее? "Веселое сердце делает лицо веселым... У
кого сердце весело, у того всегда пир". У верующего подобная радость
крепнет без всяких с его стороны усилий. Она приходит от Бога и
обусловливается чистотой сердца человека. "Блаженны чистые сердцем, ибо
они Бога узрят". Они узрят Его своим любящим Небесным Отцом, прощающим,
заботящимся, охраняющим, руководящим, узрят свою недостойность и не
смогут не радоваться. Узрят Его во всех страданиях, затруднениях и
потерях. Вот какой высокой радости Бог поручил вести нас чрез все
невзгоды жизни. Наши страдания и испытания, если они мудро приняты нами,
имеют свойство только усиливать, только углублять нашу радость: "нас
огорчают, а мы всегда радуемся... Радуюсь в страданиях моих за вас", -
пишет ап. Павел.
Но, не забудем о грозящей нам опасности Божья радость
оставляет нас, если мы перестаем "больше всего хранимого хранить сердце
свое". Всякий сознательно допущенный в нашу жизнь грех, всякая неправда и
нечистота огорчают Духа Святого, обитающего в нашем сердце и уже не
позволяют Ему проявляться в своих благодатных плодах. В результате -
уходит радость нашего спасения, и мы не в силах уже следовать за
Господом. Увы! помрачается тогда все наше христианство. Угрюмый, с
опустошенной душою "верующий" снова начинает возносить земное выше
небесного, временное выше вечного, плотское выше духовного, видимое выше
невидимого, свое человеческое выше Божьего. С пути узкого,
спасительного, он сворачивает, теперь, на широкий путь погибели и, кто
знает, как долго суждено ему блуждать во мраке, пока возвратится он
снова к Богу, со словами покаянной молитвы: "Отврати лице Твое от грехов
моих и изгладь все беззакония мои... Сердце чистое сотвори во мне,
Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и
Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения
Твоего и Духом владычественным утверди меня!"
ПОТЕРЯ ХРИСТИАНСКОЙ БДИТЕЛЬНОСТИ также представляет серьезную опасность для верующего.
Путь Христов столь узок, что идти по этому пути верующему
нужно с известной настороженностью. Христианина подстерегает опасность
неосмотрительно перешагнуть за "узкие" границы, уклониться с прямого
пути на путь кривой, окольный, на скользкий путь греха, гордости,
самонадеянности и беззакония.
"Но, ты будь бдителен во всем", - пишет ап. Павел к
Тимофею. - Наблюдай за твоим служением, за твоими искушениями и
соблазнами. Будь всегда на часах! Чем грознее и многочисленнее
опасности, тем сильнее должна быть твоя духовная бдительность. Если вы
чада Божий, - стойте на страже душ ваших постоянно!
"СТОЙТЕ В ВЕРЕ"! - повелевает Свящ. Писание. - Будьте
бдительны, чтобы вера ваша утверждалась "не на мудрости человеческой, а
на Слове Божием". Наблюдайте, чтобы вера ваша всегда была простой,
сердечной верой в Бога, детским упованием и покорностью Ему во всем. Ибо
"верою вы тверды", "верою держимся", верою "побеждаем мир". Малейшее
отступление от веры лишает нас всех ее благодатных "дел". "Подвизайтесь
за веру однажды переданную святым"! "СТОЙТЕ В ГОСПОДЕ"!
Было время, когда мы "полагались на разум свой",
надеялись на собственные свои силы и свою изворотливость; теперь же
надлежит нам возлагать упование свое только на Бога, "укрепляться
Господом и могуществом силы Его". Свернуть с этого нового пути, с пути
полной зависимости от Бога означало бы для нас - возвратиться к прежней
жизни "по плоти", к "жизни ветхого человека", - погибнуть. "СТОЙТЕ В
СВОБОДЕ"!
Христос освободил нас от "ига рабства", "отпустил
измученных на свободу". Свобода истинная - духовная свобода. Мы должны
быть и жить "истинно свободными". "Стойте в свободе". Защищайте
дарованную вам свободу! Проявляйте все напряжение вашей христианской
воли к тому, чтобы опять "не подвергнуться игу рабства". "Все мне
позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не
должно обладать мною", - пишет ап. Павел. Христос избавил нас от всех
грехов и пороков, которым раньше мы были порабощены, и Он желает, чтобы
жизнь наша свидетельствовала о том, что "кого Сын освободит, тот истинно
свободен будет". Опасность нового порабощения подстерегает нас, и, если
мы не будем бодрствовать, утрата свободы неизбежна. "СТОЙТЕ В ОДНОМ
ДУХЕ!"
Сколько раздора, сколько ущерба делу Божию, если члены
христианской общины безразличны к сохранению "единства духа в союзе
мира". Как легко сатане посеять смуту в церкви, среди верующих! У Церкви
должно быть одно сердце и одна душа, и, если церковь желает быть
полезной Господу, ей следует быть всегда единодушной и единомысленной.
Один Бог, одна вера, одно крещение, одна надежда должны привести
верующих ко взаимной поддержке, к общей борьбе против общего врага, а не
ко вражде друг с другом. "Потому узнают все, что вы Мои ученики, если
будете иметь любовь между собою".
Особую бдительность христианин должен проявить не
только в охранении единства церкви, но также и в единении своей семьи.
Какая великая сила заключена в словах Иисуса Навина: "Изберите ныне,
кому служить.., а я и дом мой будем служить Господу!" Какая отрада для
отца быть уверенным в стойкости и принадлежности Богу каждого отдельного
члена семьи. Некий непослушный сын, "черная овца стада", высказывал
мало рвения к служению Господу, хотя приведенный выше текст Иисуса
Навина висел на стене их гостиной. Огорченный отец сделал поправку: "Я и
дом мой, кроме Пети, будем служить Господу!" Петя вскоре покаялся и
обратился к Богу.
Сколько таких сыновей и дочерей в христианских общинах и в
христианских семьях, к которым относится непосредственно повеление
Господне: - "Стойте в одном духе!".
Утрата единодушия, трудно возвратимая для христианина потеря. "Будьте же бдительны и сберегайте это".
УТРАТА ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРНОСТИ - смертельная опасность для каждой верующей души.
Ничто так высоко не стоит в очах Божиих, как верность.
"Хорошо добрый и верный раб",- скажет Господь слуге Своему в последний
день. Доброта и верность, любовь и постоянство - вот что так отличает
истинного служителя Христова. Заметьте, что не "умный", "красноречивый",
"известный", "способный", а - "добрый и верный" достоин Господней
похвалы и награды.
Апостол Павел говорит, что Бог "признал меня верным,
определив на служение". "От домостроителей же требуется, чтобы каждый
оказался верным".
Христианская верность обнаруживается в нашем постоянстве.
Однажды став на верный путь Христов, мы продвигаемся все вперед и
вперед, твердо и неуклонно направляясь к Богом намеченной для нас цели.
В чем проявляется верность и постоянство христианина?
Во всех действиях его "обновленной жизни". Верность апостолов и верующих древне-апостольской церкви проявляла себя:
В УЧЕНИИ. "Постоянно пребывали в учении", придерживаясь
"образца здравого учения". Среди многих заблуждений и отступлений от
учения Христова есть опасность уклонения в "пустословие лжесловесников,
сожженных в совести своей". Вот совет ап. Павла Тимофею и всем тем, кто
желает избежать этой опасности: -"А ты пребудь в том, чему научен и что
тебе вверено, зная, кем ты научен".
В ДЕЛАХ. Мы должны быть теми, "которые постоянством в
добром деле ищут славы, чести и бессмертия". Постоянны ли мы? Сколько
несдержанных обещаний, невыполненных решений, неосуществленных благих
намерений... "По плодам их узнаете их". Апостольская церковь была верной
в делах; ОНА была "исполнена плодов праведности".
В МОЛИТВЕ. "В молитве будьте постоянны", - повелевает
Слово Божие. Обезвредить себя против духовных опасностей, болезней,
врагов, держать в подчинении Духу Святому свой ум, волю и чувства -
можно только путем молитвы. Только постоянно молясь, слабый может стать
сильным и холодный - горячим. Но, пренебрегая молитвой, вне молитвы,
верующий неизбежно теряет духовные силы, ослабевает, охладевает,
засыпает духовно. Недостойно верующего, духовно-преступно сохранять
внешний "молитвенный облик", молиться по привычке, а не вести истинную
"беседу с Богом". Христианин, чуждый участия к нуждам ближнего,
неспособный забывать нанесенных ему обид, возгревающий в жизни своей
скрытый грех, не может быть верным в молитве. Когда молитвенная связь с
Богом нарушается, человек обрекает себя на верное отступничество. "Да
будут же чресла ваши препоясаны и светильники горящи".
Бог ожидает не только наших молитв, выражающих наши
нужды, просьбы, желания, но и прямого с нами общения. Он желает открыть
нам Самого Себя, как бы "преобразиться" пред нами, показать нам Свою
славу, проявить в нас Свою силу, открыть нам Его планы и Его волю. Бог
желает очистить нас, освятить, поднять и вознести на "скалу
недосягаемую", уподобить нас Себе. Он готов взять на Себя наши заботы,
восполнить наши нужды, рассеять сомнения, очистить чувства, просветить
ум, усладить наши печали, освятить наши радости. И мы будем обогащены
этими небесными и земными благами только при нашей верности в молитве.
"Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна".
В ОБЩЕНИИ С ВЕРУЮЩИМИ. Слово Божие повелевает верующим
"постоянно любить друг друга от чистого сердца". "Общник я всем боящимся
Тебя и хранящим повеления Твои", - говорит Давид. Нам, верующим, также
надлежит общаться "со всеми любящими Господа от чистого сердца". Не
оставлять "собратий" и "собраний своих, как есть обычай у некоторых".
Велика бывает радость в общении с единомыслящими и единочувствующими.
Радоваться "в одиночку" может только духовно надломленный человек.
Радоваться нужно "с кем-нибудь". У верующего, общающегося с другими
верующими, всегда есть родство духа, чувство братства, общность цели,
тот же путь, те же задачи, желания, интересы. Для истинно верующего
человека оказаться вне общения с церковью - немыслимо. Вести "одинокую"
христианскую жизнь верующий вынужден бывает своею "географической"
удаленностью, но сознательно уклоняться от общения с детьми Божьими
может только человек, воистину чуждый этой "Божьей семье", -
невозрожденный, по-прежнему блуждающий во тьме. "Если же ходим во свете,
подобно, как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь
Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха". Будем верны в
нашем постоянном общении с церковью.
В СВИДЕТЕЛЬСТВЕ. "Вы свидетели Мои"! Свидетельство о
Христе и Его благодатном спасении - вот одна из главных целей основания
Церкви, одна из основных причин пребывания верующих на земле. Мы,
примирившиеся с Богом, должны испытывать чувство задолженности пред
людьми, которые не пришли еще ко Христу и не слыхали даже о возможности
спасения. Мы должны быть исполнены готовности идти на все жертвы ради их
спасения. Вспомним, как ап. Павел смотрел на дело свидетельства о славе
Христа. Он говорил: "...горе мне, если я не благовествую!". Какая
сознательность возложенного на него долга заключена в словах: "Я
должен... я готов..., я не стыжусь!.." - "Я должен и эллинам, и
варварам, мудрецам и невеждам; итак, что до меня, я готов
благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь
благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия, ко спасению
всякому верующему".
Нам, верующим, всегда грозит опасность оказаться неверными в свидетельстве.
Сатана тормозит шаги наши на новом пути, усыпляет нашу
бдительность, внушает сомнения, преувеличивает затруднения, преуменьшает
опасности. Мы сами иногда помогаем врагу душ человеческих распылить
наши силы, обесплодить нашу жизнь, трусливо отсрочить наше
безоговорочное служение Господу, отсрочить вплоть до смертного часа. Мы
способствуем осуществлению планов "лукавого" нашей "плотской" жизнью,
нашим упрямством, непостоянством, неверностью и человеческими
соображениями в духовных вопросах.
Но, при всем этом, никогда не забудем о верности Божией:
"если мы бываем неверны, Бог пребывает верен, ибо Себя отречься не
может!".
"Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца
лукавого и неверного, дабы вам не отпасть от Бога живого". "Верен Бог,
Который не допустит вам быть искушаемыми сверх сил... Он знает, как
искушаемым помочь". "Верен призывающий вас, Который и сотворит сие!".
ПОТЕРЯ "ПЕРВОЙ ЛЮБВИ" - самая страшная опасность для души человека. Опасность, сравниться с которой не может никакая другая.
Этой опасности подверглась целиком даже Ефесская церковь.
Сам Господь, порицая "Ангела Ефесской Церкви", - говорит: "Ты много
переносил и имеешь терпение и для имени Моего трудился и не изнемогал.
Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни,
откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро
приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься".
Человек, как мы говорили, склонен иногда удовлетворяться чисто внешним
религиозным формализмом, показной набожностью. Но разве Бог может
принять подобную "жертву Каина"? Бог ожидает от нас правильного
состояния сердца, истинного горения души. Отсутствие жертвенного огня,
священного пламенения души, Бог почитает грехом и ставит нам этот грех в
вину. "Вспомни, откуда ты ниспал"! Раньше эта любовь была сильнее, было
в ней больше сердечной мягкости, больше пыла. Теперь же в душе почти
все угасло и, возможно, угасло совсем, навеки, навсегда. Духовная жизнь
стала серой, бесцветной; нет ни ревности, ни энтузиазма, ни инициативы,
ни надлежащего примера христианской жизни. Церковная история знает
множество печальных случаев, когда люди, начиная свою духовную жизнь,
загорались Божьим пламенем, а потом, постепенно, незаметно остывали и
даже погибали: "Ветвь, не приносящую плода, Он отсекает... Кто не
пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви
собирают и бросают в огонь, и они сгорают"... Такова участь всех,
оставляющих Господа.
Когда должно сказать о христианине, что он "оставил первую любовь свою"?
Он оставил эту первую свою любовь, когда в его обращении с
людьми замечается отсутствие братской снисходительности, доверия,
искренности. Даже самые слабые ошибки, обнаруживаемые верующими,
вызывают у него бурю негодования, злорадства и осуждения. Всякий грех и
нечистота, наблюдаемые у других верующих, а особенно у старших братьев,
не только не вызывают у отступника страха за самого себя, но напротив,
грех этот берется, как предлог - допускать подобные же грехи в своей
жизни.
Оставил христианин первую любовь, если "возлюбил нынешний
век", если он находится в "дружбе с миром", подражает "миру сему" в
укладе жизни, поведении, удовольствиях и развлечениях; если сердцем его
завладела зависть, жажда наживы, обогащения земными благами, желание
добиться этих благ любой ценой, даже в ущерб своей духовной жизни; если
замечается в жизни верующего склонность к обособленности, критике,
осуждению служителей Господних, к уклонению от всякого участия в
церковных нуждах и служении общины; если налицо прежняя пустота сердца,
разочарование, одиночество, огорченность души, неудовлетворенность,
бездеятельность и часто - скрытая и явная озлобленность.
Наблюдая в жизни верующего подобное явление, мы говорим,
что человек был "духовным", но стал "плотским" или как говорит ап.
Павел: "начав духом окончил плотию", "пламенел", но остыл, принадлежал
"всем сердцем" Богу, но "оставил первую любовь свою".
Почему Бог столь требователен именно в вопросе любви к
Нему?-Потому что "любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением"
-- первая и главная заповедь. Нет другой, равной ей. Отношение к этой
заповеди определяет наше отношение к Бо1у, и отношением человека к Богу
обусловлена вечная его участь: "...мы познали любовь, которую имеет к
нам Бог и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви,
пребывает в Боге, и Бог в нем".
Только любовь приводит нас ко Христу. Мы обращаемся к Нему не иначе, как добровольно и в силу одной любви.
Только любовь является движущей силой в нашей
христианской жизни. Христианство наше начинается любовью, и мы теряем
его, когда теряем любовь.
Только любовь создает - истинных героев веры, способных
из любви все переносить, все претерпевать. Только она может
милосердствовать, не завидовать, не превозноситься, не гордиться, не
бесчинствовать, не искать своего, не раздражаться, не мыслить зла, не
радоваться неправде, но сорадоваться истине, все покрывать, всему
верить, всего надеяться, никогда не разочаровываться, никогда не
отчаиваться, никогда не прекращаться.
Утрата любви приводит нас ко всему тому, от чего именно
она нас удерживала. Потеряв "первую любовь", мы катимся вниз по
наклонной плоскости в бездну погибели. Вот почему так уместно и так
важно предупреждение ап. Павла: "Сохраняй те себя в любви"! "Смотрите...
чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом".
Но мыслимо ли перечислить здесь все западни и "волчьи
ямы", расставленные сатаной по обе стороны "Прямого Пути"? Ко всем
указанным уже опасностям необходимо причислить еще одну опасность:
СЛЕДОВАНИЕ ЗА ГОСПОДОМ БЕЗ НЕСЕНИЯ КРЕСТА СВОЕГО:
"И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим
учеником". Опасность пренебречь жизнью христианского подвига:
"Подвизайся добрым подвигом веры", - пишет ап. Павел к Тимофею. Христос
ожидает от нас подвига, при самом начале христианского пути; Он учит,
что без подвига невозможно обращение к Богу: "Подвизайтесь войти чрез
тесные врата". "Употребляющий усилие" восхищает Царство Божие. Да и вся
дальнейшая христианская жизнь всегда будет жизнью подвига:
"...подвизайтесь иметь непорочную совесть... Подвизайтесь единодушно за
веру евангельскую... Я тружусь и подвизаюсь... Помогай
подвизающимся...".
Только Христос может вдохновить нас на подвиг, вдохновить
силой Святого Духа и силой Своего Личного примера. Только Христос один
может научить нас, как "нести крест свой"; только Он один поможет иметь
"участие в страданиях Христовых", ежечасно "сораспинаться Ему",
постоянно противостоять сатане во всех его кознях и искушениях и
пребывать верным Ему во всем, до конца. "Будь верен до смерти и дам тебе
венец жизни"!
Наряду с опасностями духовными нам угрожает множество и
других еще опасностей. Апостол Павел был: "в опасностях на реках, в
опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в
опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в
опасностях на море, в опасностях между лжебратиями...". Не меньше
опасностей встретил также и царь Давид, который пишет: "Я взыскал
Господа, и Он услышал меня и от всех опасностей моих избавил меня".
Скажем и мы вместе со всеми искупленными: "Кто отлучит
нас от любви Бо-жией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или
нагота, или опасность, или меч?... ВСЕ СИЕ ПРЕОДОЛЕВАЕМ СИЛОЮ
ВОЗЛЮБИВШЕГО НАС!" (Рим. 8 гл. Пс. 33).
Комментариев нет:
Отправить комментарий