Торжество души
"Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе" (2 Кор. 2 гл.).
Спасенная душа - душа свободная, счастливая,
торжествующая. Этот духовный праздник, это непрерывное торжество
ниспослано в душу Самим Богом, и ликования души вполне основательны. Во
Христе она обрела все то, чего так жаждала, так страстно искала всю свою
земную жизнь. Ее благородные инстинкты, заложенные Богом при создании
человека, но извращенные грехопадением, Христос не только исцелил,
обезвредил, очистил и освятил, но и вполне их удовлетворил. Ее порывы к
прекрасному, возвышенному, кристально чистому, совершенному нашли свое
восполнение во Христе.
Спасенная душа - душа, обретшая истину,
облагодетельствованная, умиротворенная. Душа обрела полноту блага,
полноту правды, полноту мира и неведомую ей доселе дивную гармонию.
Возрожденная душа торжествует победу над тяжким бременем
человеческих забот. Человек - слабое, суетливое и, среди всех существ,
самое озабоченное существо. Заботы, как непосильная ноша, угнетают и
пригибают его к земле. Каким радостным и счастливым был бы всегда
человек, если бы он освободился от забот, которые его изнуряют,
изнашивают, старят и постоянно отравляют все радости его кратковременной
жизни! В нашем мире нет людей вполне беззаботных. У каждого человека
свои огорчения, свои заботы. Заботы одолевают и тех, кого мы, по своей
слепоте, склонны считать беззаботными и им завидовать. Не ко всем ли
нам, людям, относится обращение Спасителя: "Придите ко Мне все
труждающие и обремененные, и Я успокою вас"? - Ко всем, без исключения!
Самой тяжкой заботой нашей должно являться и является всегда -- бремя нашей ответственности пред Богом.
Глубина нашей вины и не покидающее нас чувство
задолженности пред Ним, - как избавиться нам от этого угнетающего
состояния сердца? Пред кем не вставал этот вопрос, кто не был им
обременен? Кто не пережил в себе самом горечь стыда и позора за свое
бессилие пред грехом? Кто не испытывал отвращения к самому себе за
допущенное моральное падение? С опустошенной душою, с утомленными
слепнущими глазами, в страстных поисках освобождения бродят люди,
спотыкаясь, израненные, несчастные, не знают ни покоя, ни временного
хотя бы отдыха, бродят, пока не замаячит вдали конец жестоко обманувшей
их греховной жизни, заставляющей содрогнуться пред страшным
предчувствием неизбежного Божьего Суда. Ибо никакие рассуждения не могут
уничтожить в душе человека того убеждения, что неправда и грех требуют
возмездия. Каким тяжким бременем ложится на сердце, на совесть, на разум
это открытие! У кого не являлась мысль, что так дальше жить нельзя? Эта
забота привела в храм мытаря и вложила в сердце его слова известной нам
молитвы: "Боже, будь милостив ко мне грешнику". Не эта ли самая забота
заставила и Никодима посетить Христа ночью, а грешницу -• придти в дом
Симона прокаженного? Не эта ли забота и сейчас влечет всех обремененных в
храмы, монастыри и религиозные собрания?
Бремя греха отягощает нас, и никто, кроме Христа, не может спасти душу от этой страшной ноши.
Только Христос, "умерший за грехи наши, по Писанию",
воистину освобождает человеческую душу от всякого бремени и позволяет
душе торжествовать духовную победу. Наше бремя греха Бог возложил на
Христа: "Се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира", "Бог возложил
на него грехи всех нас и в Нем не было греха", "Торжествуйте небеса,
ибо Господь соделал это"! Прощенный и освобожденный грешник восклицает:
"Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал
меня веселием, да славит Тебя душа моя и да не умолкает". "Блажен, кому
отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты... Ты покров мой; Ты охраняешь
меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления... Торжествуйте все
правые сердцем".
Бремя людских страданий, болезней, скорбей и горя - также непосильная для души ноша.
"Хоть лица у людей и разные, а горе одно"... И никто,
кроме Христа, не успокоит, не утешит нас в этом горе, никто, кроме Него,
не согласится понести вместо нас это бремя; только Он один "взял на
Себя наши немощи и понес наши болезни".
Исконный враг Божий, лютый непримиримый враг наш, сатана,
различными путями приводит нас к страданиям. Сатана, поставивший своею
целью погубить нас, отвести от Бога, подчинить своей злой, растленной,
мертвящей, проклятой воле, внушить всякую мерзость, сделать из нашей
жизни игралище страстей, явить грех в привлекательном виде, он, этот
губитель, вдруг предлагает нам "свое" избавление. Освобождая людей от
малых страданий, сатана ввергает их в страдания самые лютые, иссушающие
душу невыразимой тоской. До тех пор, пока грех в мире, - люди никогда не
избавятся от страданий. Страданиям бывают подвержены не только
нечестивцы, но и верующие и, даже, служители Христовы. Сам Христос
пострадал, "оставив нам пример, чтобы мы шли по следам Его", "ибо нам
даровано не только веровать, но и страдать за Него".
Бог не всегда избавляет нас от страданий, но всегда готов дать нам торжествовать победу над страданиями.
Каким путем Бог приводит нас к этой победе?
Он открывает нам целесообразность всех наших страданий,
указывая, что только проходя сквозь страдания, мы научаемся следовать за
Ним при всех обстоятельствах нашей жизни. Научает нас безропотно
смиряться пред Ним. Страданиями познаем всю суетность окружающего нас
мира и кратковременность всей нашей земной жизни. Страдания освобождают
нас от земных привязанностей, плотских желаний, эгоистических
притязаний, человеческих планов. Страданиями Бог научает нас
сочувствовать и сострадать нашим ближним, страдающим так же, как и мы.
Жизнь же, прожитая без страданий и горя, оставляет душу мало развитою,
мало чуткою, неотзывчивою... Страданиями Бог научает нас
довольствоваться малым: "Научился, говорит ап. Павел, быть довольным... в
скудости и в изобилии... Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе".
Постоянное ровное счастье, в большинстве случаев, усыпляет душу, тогда
как удар горя высекает из души чудесные искры, устремляющиеся ввысь.
Страдания не проходят для нас без пользы. Они воспитывают наш ум,
облагораживают душу, дисциплинируют волю, очищают чувства, проясняют
цель жизни, закаляют и вырабатывают христианский характер.
Бог, ниспосылая победу над страданиями, открывает нам, что наши земные страдания - кратковременны.
Бог посылает нам страдания для того, чтобы этими
страданиями привязать нас к Себе и направить к духовным высотам.
Страдания верующего щедро Богом вознаграждаются. "Ибо думаю, что
нынешние, временные страдания, ничего не стоят в сравнении с тою славою,
которая откроется в нас".
Эта неизбежность страданий, целесообразность их,
кратковременность и славное их вознаграждение в вечности укрепляют
верующего-страдальца в терпении. Языческий мир был изумлен тою святою
радостью, с какою первые исповедники христианства выходили на арены,
чтобы восторжествовать над страданиями и над самой смертью. Они были
уверены, что "если с Ним страдают - с Ним и царствовать будут!"
Бремя завтрашнего дня. Забота о дне грядущем - кого
только она не превращала в жалкого раба земли? Ценою седых волос, ранних
морщин, сгорбленной спины, преждевременной смерти искупалась она.
Вечные страхи и беспокойства одолевают самого "обеспеченного
материально" человека. Что станется со мною через неделю, через месяц,
год, двадцать лет? Зрение притупилось, память слабеет, слух изменяет,
нет сил, нет здоровья. Жизнь прошла быстрее, чем думалось, и не так, как
предполагалось в начале ее пути. В банке нет сбережений, нет
собственного угла, надежной должности, родных, друзей и знакомых. Что
делать? Как быть?
Многие не верят, что Бог может заниматься столь
маловажными вопросами и быть нашей постоянной опорой. С "чистой
совестью" они предпочитают свое бремя возложить на плечи ближнего и
обращаются за помощью к людям. Вместо того, чтобы устремить свой взор к
Богу, они ждут от людей сочувствия, утешения и поддержки. И, конечно,
приходят к разочарованию. Они забывают, что нет в мире таких могучих
плеч, на которые можно, не колеблясь, возложить все наши заботы. Те, кто
обладает широкими плечами, - уклоняются, а те, кто по доброте сердца
соглашаются взять и нести наше бремя, оказываются бессильными.
"Все ваши заботы возложите на Него, ибо Он печется о
вас!", - повелевает верующему Слово Божие. И сколь окрыленным
оказывается человек при этой уверенности, что он принадлежит Богу,
Который позаботится о нем, "не оставит и не покинет", ибо верен Бог и
Себя отречься не может. Он берет на Себя бремя забот о дне грядущем,
говоря: "не заботьтесь о завтрашнем дне!". Какое блаженство испытывала
бы изо дня в день наша душа, если бы мы, подобно герою Пушкина, поручали
все Богу:
* * *
Проснувшись поутру, свой день
Он отдавал на волю Божью...
Он отдавал на волю Божью...
* * *
- Душа, способная искренно и полностью возлагать все свои заботы на Него - душа торжествующая.
"Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно..."
"Грешнику Бог дает заботу"... "Я хочу, чтобы вы были без
забот!" "Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с
благодарением открывайте свои желания пред Богом, - и мир Божий, который
превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе
Иисусе"... "Возложи на Господа заботы твои!".
Бремя неизвестности, неуверенности, сомнений также является для души нашей непосильной ношей.
Душа бежит недомолвок, двусмысленности, она ищет ясности и
определенности не только в вопросах заурядной жизни, часто маловажных и
незначительных, но и в вопросах вечности.
Поэтому, величайшим торжеством для души является уверенность в ее спасении.
Ни одно заблуждение так не распространено и так прочно не
укоренилось, как убеждение, согласно которому "человеку не дано знать
при жизни, спасен ли он или погиб... о своей вечной участи узнает он
только после "Страшного Суда". Всякого, кто дерзает говорить об
уверенности в своем спасении "при жизни", люди склонны считать еретиком
или сумасшедшим.
Но в Слове Божием мы находим достаточные основания для того, чтобы иметь подобную уверенность в спасении.
На вопрос может ли истинный христианин, живя еще здесь,
на земле, быть уверенным в своем вечном спасении, Свящ. Писание отвечает
утвердительно - может! Эта уверенность полагает свои основания на факте
искупления Христова, на учении непреложного Слова Божия, на факте
возрождения свыше всякого подлинно верующего человека и на Свидетельстве
Духа Святого.
Рассмотрим эти основания по порядку:
ФАКТ искупления - является главным основанием
божественного спасения. "Христос умер за грехи наши". "Он грехи наши Сам
вознес телом Своим на древо". "Христос искупил нас". "Кровию, Своею
искупил нас Богу". "Сын человеческий пришел, чтобы отдать душу Свою, для
искупления многих". "Предавший Себя для искупления всех". "Христос
приобрел вечное искупление". - В этих и многих других утверждениях Свящ.
Писания мы имеем прямые указания на смерть Христа, как на искупительную
жертву, принесенную Богу за нашу вину.
Историческая подлинность этого факта подтверждается не
только повествованием Евангелий о смерти Христа, но и текстом Никейского
символа веры: "верую... в Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и
страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день, по Писанием."
Столь же непреложным основанием уверенности верующего в своем спасении является свидетельство самого Св. Писания.
Душа ликует, когда тиски неверия, оковывавшие ее,
распадаются, когда она убеждается, что слова Христа по сей день "живы и
действенны", "верны и всякого принятия достойны": - "Верующий в Сына
Божия имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев
Божий пребывает на нем". "Верующий в Него не судится, а неверующий уже
осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия".
"Слушающий Слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и
на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь".
Некоторые предвзятые судьи утверждают, что обещания жизни
вечной, принятие прощения и уверенность в спасении должны быть отнесены
к нашему загробному существованию, но Слово Божие исключает всякую
возможность столь превратного толкования. Оно говорит не в будущем, но в
настоящем времени: "имеет", "не судится", "перешел от смерти в жизнь",
"имена ваши записаны на небесах"...
Основанием для уверенности в спасении является также факт
нашего возрождения свыше, - свидетельство Духа Святого, обитающего в
нашем сердце.
"Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы дети
Божий". Ибо "тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть
быть чадами Божьими". "Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе
самом". Свидетельство Духа Святого в сердце верующего всегда -
сокровенная тайна, невидимая и непостижимая; легче пережить,
восчувствовать это свидетельство Духа Божия, чем поведать о нем
окружающим нас людям.
Как ни странно, но среди, так называемых христиан,
немногие помнят, что христианство по Писанию, - это религия воплощения
Христа "в нас", в каждом верующем. "Или вы не знаете, что Христос в вас,
разве только вы не то, чем должны быть". "Христос в вас, упование
славы" - сущность христианства!
Христос, заместивший нас на Голгофском кресте, желает
замещать нас и в жизни. Вот почему наше сораспятие с Ним должно быть
настолько сознательным и полным, чтобы мы могли сказать: "И уже не я
живу, но живет во мне Христос". Только - "Христос в вас" - может творить
в душе христианскую жизнь. Его неизменное пребывание в нас скажется во
всех поступках, словах, мыслях, чувствах, благотворно отразится на всех
проявлениях жизни.
"Христос в вас" - верная порука нашей победы над сатаной,
гарантия нашей безопасности: "Ибо Тот, Кто в нас, больше того, кто в
мире". Верующий хранит себя, и лукавый не прикасается к нему, так как
лукавому приходится иметь дело не с нами, слабыми, беспомощными людьми, а
"со Христом в нас", с Тем, Кто победил сатану и восторжествовал над
злом этого мира. И "сия победа, победившая мир, есть вера наша. Кто
побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий"?
Когда "Христос в вас" - это Его пребывание ниспосылает в
жизнь верующего духовный избыток. "Я пришел, чтобы дать жизнь и дать с
избытком". Мы часто наблюдаем печальное отсутствие "избытка" в жизни
современных христиан. Избыток радости, избыток душевного мира, избыток
веры, терпения, любви - какое это богатство! Нам следует беззаветно
посвятить свою жизнь Христу, вручить себя Ему настолько, чтобы Он мог
обитать в наших сердцах. Жизнь духовной нищеты - жалкое зрелище,
позорное состояние - недостойное христианина. Жизнь духовного обнищания -
опасная жизнь; она всегда подвержена духовным изменам, порокам и
грехам. Жизнь' духовного обнищания - бесплодная, бесполезная ,бесцельная
жизнь. Мы способны обогатить духовно ближнего своего только в том
случае, если мы сами - "люди зажиточной души", - обладающие избытком и
"чаша наша преисполнена". В деле распространения истины Бог пользуется
именно этим "избытком", ибо "от избытка сердца говорят уста". Поэтому
прежде, чем высылать учеников Своих на служение Евангельского
благовестия, Христос повелел им: "не отлучайтесь из Иерусалима, но
ждите... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой и будете Мне
свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края
земли". Дух Святой возрождает, ниспосылает уверенность в прощении
грехов, приводит к радости спасения, делает душу нашу сильной,
деятельной, торжествующей.
Если вы, читатель, еще не спасены, - не унывайте! Вы
можете прийти к уверенности в вашем спасении, не дочитав этой главы. Для
того, чтобы достичь твердой и непоколебимой уверенности в нашем
спасении, мы должны в точности выполнить повеление Божие, выраженное
двумя словами: - "покайтесь и обратитесь"!
"Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши". В
словах "покайтесь, обратитесь", мы обретаем все то, что должно привести
нас к возрождению свыше, к полному обновлению всего человека.
Необходимо точно разграничить два понятия - покаяние и обращение.
Истинное покаяние выражается в глубоком осознании своей
греховности и открытом, чистосердечном исповедании своей смертной вины
пред Богом.
Как понимать - "осознать себя греховным" ? -
Осознать себя греховным - ясно и просто увидеть себя
таким, каким меня Бог видит, без всяких прикрас и самообольщений. Другие
люди, мало знающие нас, могут быть о нас весьма лестного мнения. Те же,
кто знает нас лучше и ближе, обычно, не склонны так нами восхищаться.
Мы знаем самих себя несравненно лучше, чем знают нас другие. Но Бог
знает нас вполне, во всей нашей неприглядности: "ибо нет твари
сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его".
В истинном покаянии - четыре главных момента его
раскрытия: - испытание совести, сокрушение сердца, признание вины,
исповедание уст.
Испытание совести протекает при пересмотре прошлого всей
жизни, при уразумении содеянных грехов, обозрении пороков, и такое
исследование приводит к стыду за самого себя, к великой горечи о
содеянном, к потрясающему сокрушению сердца. До тех пор, пока нет
истинного ведения своих грехов, не может быть ни внутреннего сознания
своей вины, ни внешнего исповедания этой вины пред Богом. Только тогда,
когда сердце сокрушено зрелищем содеянных собственных беззаконий,
глубокой порочности и вечной своей гибели, только тогда человек способен
воззвать к Богу, выражая свои внутренние настроения словами
евангельского гимна:
* * *
"Прости меня, хоть не прощенья,
А смерти лишь достоин я"...
А смерти лишь достоин я"...
* * *
Но заглянуть в самые сокровенные тайники души и зреть
свою порочность, свои беззакония во всем их омерзении человек, сам по
себе, не способен. Только Дух Божий может "обличить" нас во грехе и
явить нашему духовному взору это страшное зрелище.
Под исповеданием уст надо разуметь не только слезную
молитву покаяния, пред Богом, но также исповедь пред людьми, невольными
свидетелями, а может быть и жертвами нашей безбожной жизни: "Многие же
из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои".
Слезы покаяния не могут не прорваться при таком
исповедании. С ними рушится главное к покаянию препятствие -
бесчувственность и окаменелость сердца. Слово Божие не только касается
нашего сердца, оно и сокрушает его, дабы открыть пред нами бездну
погибели, навстречу которой мы идем, наполнить душу нашу чувством
безвыходности, отчаяния. Слезы способствуют пробуждению в нашей душе
чувства виновности, потрясающего всю ее в стремлении к покаянию,
помогающего обрести должную покаянную глубину. Ибо так же, как от
горьких слез обиды рождается злоба, так от слез безмерной своей вины
рождается любовь. Поэтому Бог и определил наше спасение так, что это
духовное потрясение рождается у грешника из чувства вины, а не обиды,
ибо "заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед
Богом... ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать".
Какое же различие между - покаянием и обращением?
Хотя оба эти понятия и связаны между собою, но как глубока межа, разграничивающая внутренний смысл каждого из них.
Покаяние - негативная сторона нашего возрождения свыше,
все то, что мы должны в жизни оставить - "совлечься". Обращение же -
позитивная сторона, то, что надлежит нам принять, во что - "облечься".
Покаяние - отказ от старой жизни. Обращение - принятие жизни новой, жизни Божией.
Покаяние - вскрытие нашей греховной язвы. Обращение - принятие благодати, исцеляющей эту язву.
Покаяние повергает нас пред Богом в прах и пепел. Обращение поднимает нас из праха и "облекает в ризы спасения".
Покаяться - значит остановиться на "широком пути",
которым мы шли к погибели. Обратиться - пойти новым "узким путем" ко
спасению.
Люди не глубокие по природе, поверхностные в своих
духовных исканиях, способны удовлетвориться только покаянием, без
обращения, но покаяние, к которому они прибегают, - покаяние ложное,
даже кощунственное. Покаяние без обращения ни к чему не приводит.
Миллионы людей ежегодно каются, во дни великого поста, каются, но не
обращаются ко Христу и даже не подозревают о необходимости такого
обращения. Поэтому, покаявшись, с легким сердцем продолжают свою прежнюю
греховную жизнь. Великопостное покаяние часто являлось только
"отдушиной" для порочной совести. Ибо возрождение свыше и уверенность в
спасении возможны только в том случае, когда ПОКАЯНИЕ и ОБРАЩЕНИЕ
сопутствуют друг другу. Истинная христианская жизнь начинается вслед за
этими двумя, сознательно выполненными актами.
Бог вменяет человеку обращение в обязанность, - Он
повелевает: "обратитесь"! - "Ко Мне обратитесь и будете спасены". "Если
же не обратитесь и не станете, как дети, не сможете войти в Царство
Божие".
В истинном обращении также необходимо усмотреть три последовательных духовных действия.
Прежде всего - осознание внутренней, глубокой потребности
в Боге: "жаждет душа моя к Богу живому"... "Тебя от ранней зари ищу я,
по Тебе томится плоть моя". "Только в Боге успокоивается душа моя"...
Вслед за этим должно идти осознание неисследимых духовных
сокровищ, заключающихся "во Христе Иисусе": любовь - "превосходящую
разумение", мир Божий - "который превыше всякого ума", радость -
"неизреченную и преславную", святую, счастливую, торжествующую, вечную.
Наконец, в обращении мы подчиняем свою волю - Воле
Божией. Самая главная, решающая битва за душу человеческую происходит
именно в области нашей воли. Воля является главным двигателем всех
проявлений нашей жизни. Что же представляет собою обращение ко Христу,
как не отказ человека от своей собственной воли и подчинение себя воле
Христовой, - "да будет воля Твоя"! Человек обращается для того, "чтобы
остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле
Божией".
Принять всю волю Божию, нас оживляющую, познавать, в чем
воля Божия заключается, и ревностно исполнять ее, - вот та цель, для
достижения которой мы обращаемся ко Христу. Познание воли Божией без
практического превращения этой воли в жизнь только увеличивает нашу пред
Богом тяжкую вину: "Раб тот, который знал и не делал по воле Его, будет
бит больше". Познавая волю Божию теоретически, мы должны непременно
стремиться жить согласно этой воли, прося Бога: "научи меня исполнять
волю Твою". Жить по воле Божией и возвещать Божью волю другим - вот что
делает душу человека душой воистину торжествующей.
Пусть же наша уверенность в спасении зиждется не на
словах нашей покаянной молитвы, не на тонкости и разнообразии выраженных
в этой молитве чувств, не на обилии пролитых слез, а на подлинных и
непреложных Словах Св. Писания. Да будут же покаяние и обращение
сознательными, искренними, полными, окончательными; вера -- сердечной,
глубокой, непоколебимой; следование за Христом - прямым и
самоотверженным; доверие, покорность и преданность Христу -
беззаветными; пребывание наше в Нем - постоянным, а Его пребывание в нас
- непрерывным. Пусть наше сораспятие с Ним будет ежедневным; наше
единение с Ним - неразрывным, ежеминутным, свободным, счастливым,
торжествующим!
"Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня
вретище и препоясал меня веселием, да славит Тебя душа моя и да не
умолкает, Господи, Боже мой! Буду славить Тебя вечно"!
Комментариев нет:
Отправить комментарий