Мой статус Беседы для души: П.И. Рогозин - Психея часть6
Мой статус
Если Христос не является главой твоей жизни - то твоя жизнь терпит кораблекрушение...

суббота, 28 марта 2015 г.

П.И. Рогозин - Психея часть6

Трагедия души

"Грех вошел в мир и грехом смерть". "Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего, а человек не знает Меня, народ Мой не разумеет".
Уже на первых страницах Библии мы знакомимся с двумя ужасными трагедиями: с падением первого ангела и грехопадением человека. Грех вошел в бессмертную душу человека и произвел разрыв между "тварью" и Творцом.
Человек - "звучит гордо"! Да, человек - венец творения, царь природы, носитель Божественного начала, обладатель бессмертной, разумной, свободной души, был возведен Богом превыше всех других существ, населяющих землю. "Немногим Ты умалил его пред ангелами"! - восклицает псалмопевец.
Носитель имени "ч е л о-в е к а" уже этим одним именем приоткрывает нам величие и славу своего прошлого. Мы можем легко представить себе, какими высокими способностями и каким проницательным умом должен был обладать первый человек до своего грехопадения, когда читаем такое свидетельство Слова Божьего: "И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и веем зверям полевым". "Нарек" нужно понимать не как "дал кличку", но как "определил внутреннюю сущность" каждой твари и выразил эту сущность одним словом или "именем". Как низко пал этот владыка земли и как мало осталось от его былого величия. Однако, следы его утраченного могущества и гениальности можно еще и сейчас распознавать по тем делам и подвигам, какие совершал и все еще совершает человек на земле, будучи существом греховным. В этих великих открытиях и достижениях человека ему содействовали те исключительные качества его души, которыми Бог одарил его и которыми не обладают другие существа на земле.
Человек одарен способностью познавать вселенную, наблюдать за стихиями природы, изучать их, противодействовать им, эксплуатировать их силы, приспособлять себя к природе и, приспособляясь, пользоваться многими ее благами. Мы читали еще в детстве, что человеческая рука простерта за океаны, человек роется в недрах земли, погружается в бездны морей. Он смело, все вперед и вперед, простирается в тропических дебрях, его не страшат снежные тундры, высочайшие горы, он проникает всюду на острова и безграничные пустыни, он открыл новые земли, новые материки. Его глаза созерцают в неизмеримых от земли пространствах звезды, планеты, небесные туманности, и те же глаза исследуют мир микроорганизмов, проникают во мрак подземного царства руды, царства угля, царства соли. Человек - единственное существо на земле, распространяющее свою власть над огнем, электричеством, водой, воздухом, он владеет сокровищами науки, техники, искусств, он исчисляет время, измеряет пространства, взвешивает планеты, изобретает машины, он изучает, исследует, открывает. Голос человека мы слышим теперь на любом расстоянии; из неведомой дали к нам доходят чарующие звуки музыки, несутся вести об открытиях, "полетах в космос" и других подвигах, достижениях. Да, человек одарен способностью познавать тот мир, в котором он живет, и пользоваться услугами этого мира.
Человек обладает даром самопознания, самоанализа, самоисследования. Ему дано вникать в себя, сожалеть о содеянном, раскаиваться в своих неправильных поступках. Только у человека и ни у кого другого может возникнуть и возникает желание самосовершенствоваться и появляется естественная потребность приготовить себя к загробной жизни.
Совесть и память подсказывают ему этот порыв, эти движения души.
Совесть - одно из главных и очевидных свойств нашей души. Филон Александрийский указал, что совесть и воспитание тесно связаны друг с другом. Бог вручил нас заботам этой именно воспитательницы - нашей совести. Ее стараниями Бог хочет нас приблизить к Себе, привести нас через самопознание к Богопознанию, к покаянию, к Богослужению и Богоподобию. Совесть часто уподобляется магнитной стрелке компаса: стрелку можно вывести из ее естественного направления, но в ней все же заложено устремление к северу или "к Норду", как говорит в своем стихотворении Иван Бунин:

* * *

"Не собьет с пути меня никто.
Некий "Норд" моей душою правит,
Он меня в скитаньях не оставит,
Он мне скажет, если что: не то!".

* * *

Совесть может быть подолгу угнетаема, но как часто, пробудившись, она жестоко мстит своему угнетателю. Вспомним трагедию совести в произведениях: "Макбет" или "Борис Годунов". Нередко самые жуткие преступники и убийцы добровольно отдаются в руки правосудия спустя много лет после совершения ими преступления, лишь бы только избавиться от нестерпимых угрызений совести. Угрызения совести связаны с свободной волей и с вечной душой человека, а поэтому не излечиваются временем, как другие страдания. Совесть становится тем чувствительнее, чем решительнее совершается процесс нашего внутреннего очищения. Нравственность античных мудрецов только потому импонирует нам своей чистотой, что совесть наша всегда была и всегда будет "неписанным законом", "неподкупным судьей". Наблюдение за требованиями своей совести и исполнение этих требований делает человека сильным, энергичным, неустрашимым. Величие большинства выдающихся людей зижделось на совести. У всех у них было известное право сказать, как сказал Цицерон: "Моя совесть для меня представляет большую ценность и больший авторитет, чем все людские толки". Память - также великий дар души, помогающий людям на их путях самоусовершенствования. Профессор Ф. Бетекс, восторгаясь человеческой памятью, говорит: "Какая это власть над временем и пространством, словно некое подобие вездесущия Божия! Когда-то, давным-давно, душа человека была охвачена теми или иными впечатлениями. Прошли годы: много за это время было пережито и перечувствовано, продумано, сказано, сделано. Потоки страданий прошли над головой. И теперь, когда между этими впечатлениями и настоящим стоит, быть может, целая человеческая жизнь, душа все еще имеет силу вызвать по своему усмотрению из океана далекого прошлого те или иные впечатления. Восьмидесятилетний старец видит еще комнату, в которой играл ребенком, слышит голос давно умершей матери. Нужно сказать, что человеческая душа вообще ничего не забывает, но что то или другое воспоминание лишь временно заслоняется чем-то иным, новым. Иногда из таинственных глубин души снова восстает все пережитое; и каждый поступок, и каждое слово, и даже мысль оживают тогда во всей полноте правды, и душа судится сообразно всем своим явным и тайным деяниям".
Человеку дан чудный дар - способность Богопознания.
Величайшая из всех жизненных проблем - "проблема бытия Божьего", подлежит решению на земле одному только человеку. Все знают, что "не хлебом одним будет жив человек". Миллионы людей убедились и убеждаются, что строить свое счастье, свои чаяния на материальных благах жизни, значит прийти к неудовлетворенности души, разочарованию, или, как говорит Августин: "утверждать свою душу на песке".
На путях Богоискания и Богопознания человек пользуется тремя книгами, написанными Самим Богом: - книга природы: - "небеса проповедуют Славу Божию и о делах рук Его вещает твердь", книга совести и книга Откровения Божьего - Священное Писание.
Кант, усвоивший содержание только двух первых книг: "книги природы" и "книги совести", сказал: "Вечно новым и постоянно возрастающим удивлением и благоговением две вещи наполняют душу, чем и постояннее ими занимается размышление: звездное небо надо мною и закон нравственности во мне".
Легко предвидеть замечание, что Богопознание - удел немногих, что оно доступно, так называемым, "святым" и "угодникам", но что рядовым людям Богопознание не открыто, и они великолепно обходятся без него.
На это замечание можно ответить словами много путешествовавшего в своей жизни греческого писателя и историка Плутарха: "Обойдите вы всю землю, вы увидите много во всем различий; вы увидите селения, где нет никаких законов; увидите людей, которые не знают, что такое деньги; встретите города без укреплений; целые племена, не имеющие жилищ; но нигде вы не найдете страны или народа, среди которых не строились бы алтари и жертвенники, не сжигались бы жертвы и не возносились бы молитвы к Небу".
Человек - единственное на земле существо, руководящееся моральными законами и убежденное, что, действуя вразрез с этими законами, он, человек, действует против самого себя, против своих самых насущных интересов.
Таким представляется человек в свете собственных его деяний, своих внутренних запросов и общеизвестных человеческих взглядов. Послушаем, что говорит Христос о человеке. Христос как Сын Божий "знал, что в человеке", и посему Его свидетельство о человеке - непреложно, - "если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие больше".
Христос учит нас, во-первых, что человек - развенчанный владыка. Падший, низвергнутый царь природы, - блудный сын, испорченное порочное существо, вверженное во тьму греха. Христос открыл, что человек, признавший своим отцом диавола, "исполняет похоти отца своего", который был "человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи". Человек - ничто иное, как сын - отступник, с помраченным умом и удаленным от Бога, ожесточенным сердцем. Человек потерял связь с Отцом Небесным, лишился общения со своим Создателем, Творцом. Дальше, Христос говорит, что человек - заблудшая овца, прозябающая вдали от "Пастыря и Блюстителя душ", где ей грозят опасности и неизбежная гибель. Подобно заблудшей овце, человек не сознает своего ужасного, беззащитного положения, а поэтому, он безразлично относится к вопросу спасения души и вечности. Он порабощен своими животными инстинктами, наклонностями и потребностями и вполне удовлетворяется ими. О каждом человеке можно сказать, что он - фарисей и законник, "мудрствующий лукаво", самонадеянный, слепой духовно энтузиаст. Человеку ни по чем прожить всю свою жизнь без Бога, а в предсмертные минуты вдруг одуматься и в страхе и трепете каяться и умолять Бога простить его за все содеянное по нерадению, неверию и неведению. Какая печальная участь человека! Он стремится к благополучию и безмятежной жизни, жаждет покоя, свободы, справедливости, где-то на стороне, хотя отлично знает при этом, что вне Бога такие блага недостижимы. Какое безумие всю жизнь нуждаться в свете и всю жизнь продолжать оставаться человеком, "делающим злое, ненавидящим свет и не идущим к свету, чтобы не обличились дела его". Странно, что даже к истине человек предпочитает идти окольными путями. Почему? - Потому что в человеке все решительно искажено, извращено, испорчено, свидетельствуя о каком-то глубоком изъяне, причиненном человеку, о какой-то трагедии, перевернувшей всю его душу.
Трагедия души человеческой именно в том и заключается, что душа через грехопадение раз и навсегда утратила благодатное над собою господство Духа Святого и подчинилась произволу собственной своей плоти. Небесная по своим качествам душа, "рожденная летать", парить, она после грехопадения стала "ползать" и пресмыкаться. Под словом "плот ь" Священное Писание разумеет все, что исходит не от Бога и совершается человеком не по воле Божией, все -• душевное, земное, животное, "противящееся духу". Между духом и плотью, со дня грехопадения человека, существует постоянный раздор: "плоть желает противного духу, дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал. 5:17). Плоть находится также в постоянном конфликте с Богом, ибо "помышления плотские суть вражда против Бога".
"Рожденное от плоти есть плоть", а плоти никогда не дано стать "духовной", она всегда пребывает в круге, очерченном ее плотскими вожделениями, ибо "живущие по плоти о плотском помышляют". Поэтому, в тлении - развязка всех таких наших вожделений: ибо "помышления плотские суть смерть". Наше тело, плоть наша, создано для бессмертной жизни, но вследствие грехопадения оно подчинилось злому закону смерти, оно, тело, отделяется от души, распадается, обращается "в прах, из которого взято".
Человек пал. Высшее его начало подчинилось низшему. Дух оказался порабощенным плотью. Капрал стал управлять и командовать обезоруженным генералом. Последствия такой трагической узурпации, естественно, должны были сказаться. Этот новый решительный властитель должен был привести человека к его полному духовному банкротству. Вместе с потерей господства духа над плотью человек утратил ту силу, опираясь на которую он легко мог сопротивляться греху и всякому беззаконию. Состояние духа, в котором "оказался человек перед потопом, определенно выражено словами Самого Бога: "велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердец их были зло во всякое время".
Трагическое падение человека было вызвано одновременно в трех его ипостасях: в теле, душе и духе: "И увидела Ева, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание". Сатана базировал свое искушение прародителей на 3-х вещах: на разрешении "материального вопроса", на удовлетворении наших чувств, - "приятное для глаз"; и, наконец, - на замене "духовного" начала, началом "интеллектуальным":- "вы будете, как боги", вы достигнете мощного прогресса в области знания, вы свободны будете от власти Создателя. Принимая во внимание низшие запросы человеческой природы, сатана сулил людям: хлеб, зрелища и произвол! Искушение сатаны выразилось также и в прельщении человека знанием. Нет сомнения, что Бог имел ввиду вооружить человека знанием, но Он хотел привести человека к этому знанию путем плодотворного опыта и мудрости свыше. Наши прародители претерпели такое же искушение, какое свергло в преисподнюю ада и самого искусителя: "буду подобен Всевышнему!" - сказал искуситель Богу. Прародители получили от Бога великие полномочия и владели многим, но сатана предложил им "немножко больше"... Они забыли, что их знания останутся ограничены телом, "созданным из праха земного", и что душа, способная оценить подлинно духовное знание от Бога, должна была возрастать и уподобляться Богу, хотя не сразу, а постепенно. Познание зла должно было открыться им тоже не сразу, но тогда только, когда человек достаточно возрос бы духом и укрепился в познании добра, укрепился настолько, чтобы постижение зла уже не могло угрожать ему. Этот путь постепенного, духовного развития человеческой души был прародителями отвергнут. Человек, перед которым открывался путь свободного выбора и определения своей дальнейшей судьбы, обрек себя и свое потомство на земные страдания и на вечную гибель. В краткий срок времени человечество, развращенное плотской жизнью, снизошло до таких глубин падения, что Господь должен был положить конец Своему долготерпению: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть... Земля растлилась пред лицом Божиим и наполнилась злодеяниями. И воззрел Бог на землю, - и вот она растлена: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле".
Последствия грехопадения отразились не только на прародителях, но и на их потомстве. Адам, созданный по образу и подобию Божию, утратил образ Божий (утратил святость), но сохранил подобие (бессмертие). Адам родил детей, но не по образу Божию, а "по образу своему", где плотское начало преобладает над началом духовным. Человеческая душа пала, человек унаследовал от прародителей их греховную натуру, "мертвую по грехам и преступлениям".
Но ничто так не поразительно в этой страшной трагедии, как именно то, что человек уверен в своей правоте, уверен, что он стоит на правильном, твердом духовном пути, что он живет правильной нормальной жизнью. О попытках каких бы то ни было внутренних перемен душа, опустившаяся в клоаку греха, не хочет и думать. Она склонна выразить свои настроения словами поэта:"Не называй меня небесной. И от земли не отрывай"...
Трагедия души в том, что она стремится создать свое счастье не на небе, а на земле, и не вечное счастье, а временное, не духовное, а материальное, и не с Богом, а собственными ' плотскими потугами, ограничив это свое счастье только мелкими земными целями, претензиями и аппетитами. Такая перестановка ценностей, благодаря которой главное оказалось на заднем плане, извратила у человека понятие о духовных вещах и вечности и навсегда завела его в тупик. Человек погряз в тине пороков, опустился нравственно и продолжает опускаться все ниже и ниже.
Пренебрегая Божьей силой, человек бессилен противостоять властному влечению плоти. Он вынужден пожинать ее горькие плоды, отравляющие всю его жизнь. Если бы мы не пренебрегли Богом и не изгнали Его из нашей души, о как мудро, свято и счастливо жили бы мы на земле! Но оставив Бога> мы близки уже к превращению в животных. Не доказано и никогда не будет доказано, что человек "произошел от обезьяны", но что он может стать обезьяной, опуститься на ее моральный уровень, - такая возможность вполне допустима, и многие наблюдаемые факты и явления, в этом смысле, становятся угрожающими. Поистине, человек делается животным, как только перестает ценить небесное, ограничивается только насущными потребностями и плывет по течению жизни, понукаемый растленной грехом плотью.
Трагедия и весь ужас подобной жизни и безвыходности человека весьма определенно выражены ап. Павлом там, где он говорит о своих переживаниях до обращения ко Христу: "Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху, ибо не понимаю что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий .закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?".
Этим весьма важным вопросом: "кто избавит?", кто избавит душу от ее трагического конца, мы займемся с вами в следующей главе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...