Ценность души
Если согласиться с тем, что человек - венец творения, то
одновременно нельзя не признать, что человек неизмеримо выше и
"драгоценнее" всех других живых существ, обитающих на нашей планете.
Если задаться при этом вопросом, что именно в человеке самое возвышенное
и драгоценное, то неизменно придется ответить, что наивысшей
драгоценностью человека является душа.
Чтобы нас не обвинили в голословности такого утверждения,
постараемся подойти к оценке человеческой души с тою же мерою, с какой
люди подходят к оценке различных материальных предметов. Один из
немецких богословов приводит несколько основных данных для определения
той или иной ценности. Упомянем некоторые из них:
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ ВЕЩИ всегда влечет нас к себе.
Предмет высоко расценивается, когда он является творением
гения, единственным в мире. Картина или статуя в Лувре или в
Третьяковской галерее, подобных которым не сыскать во всем мире,
действительно не имеют цены. А человеческая душа? Разве она менее
драгоценна, менее оригинальна, чем картина в Лувре или в Третьяковской
галерее? О, нет!
Тысячу раз нет!
Душа вышла из рук Великого Мастера. Кроме Него мы не в
состоянии помыслить о другом Создателе. Создать душу человеческую - кто
бы из людей отважился на это? В материальном мире возможны всякого рода
подделки и ухищрения, но нельзя с ухищрениями и подделками подходить к
человеческой душе. Наука утверждает, что в природе нет двух животных,
насекомых, растений, которые с точностью воспроизводили бы друг друга.
Если таков закон самобытной оригинальности в природе, то что сказать о
людях? Не является ли каждая человеческая душа единственным в своем роде
созданием неподражаемого Мастера?
Чувство прекрасного, возвышенного бесконечно пленяет нас,
потому что с ним связано понятие о чем-то исключительном, неизмеримом,
непостижимом. Человека сравнивают с книгой. Что ни человек, то - книга.
Действительно, тот, кто научился "эту книгу" читать, может
засвидетельствовать, что каждая из подобных книг содержит в себе
поразительный материал и представляет собою исключительную ценность.
Признаком ценности мы считаем ПОЛЕЗНОСТЬ ПРЕДМЕТА, прямую
выгоду, доставляемую нам таким предметом. Часы, которые не идут, не
показывают точного времени, оцениваются уже только по стоимости того
металла, из которого они сделаны, или по стоимости починки часов, если
эта починка еще возможна. Утопающий готов заплатить за спасательный круг
все, что он имеет, - ведь этот круг дарит утопающему ускользающую от
него жизнь. Голодному арабу в пустыне финики были бы дороже и желаннее
найденной им сумки с жемчугом.
Душа человеческая является не только личной
драгоценностью каждого человека, но драгоценна она также по той пользе,
которую может сослужить в жизни ближнего. Мы высоко, искренно ценим
душу, любящую нас и всецело, беззаветно нам преданную. Как определить
"материальную" стоимость такой души и кто отважится на такое
определение? Кто и чем может уплатить душе за ее возвышенные порывы, кто
установит напряжение всей ее жертвенности или определит силу обаяния ее
нетленной красоты? Мы восторгаемся привязанностью человеческих душ. Нам
всегда памятен случай дружбы Давида с Ионафаном, памятны великие по
красоте и ценности библейские слова: "Душа Ионафана прилепилась к душе
Давида, и полюбил его Ионафан, как свою душу". Нас глубоко трогает
преданность Руфи, привязанность Марии Магдалины, любовь Акилы и
Прискиллы. Люди всегда весьма высоко ценят истинную дружбу, родительскую
любовь, супружеское согласие. И Слово Божие говорит: "Кто найдет
добродетельную жену, цена ее выше жемчугов".
И не только мы, люди, способны оценить все те свойства и
качества, которыми одарена душа. Обладать душой, этим кладезем безмерных
сокровищ, стремится и сатана. Приходят на ум слова одного из героев
Максима Горького: "Душа-то, чай, у всех одной величины и одинаково
дьяволу любезна"... Сатана не помышляет о материальных благах земли и не
стремится к ним. Он не стремится завладеть мировыми запасами нефти,
золота, жемчуга, драгоценных камней. Сатана устремляет все свои силы к
тому, чтобы завладеть душой человека, чтобы она, свободная, живая,
обладающая высоким даром любить и жертвовать собою - принадлежала бы ему
по доброй своей воле и беззаветно. Он ясно сознает, что, завладев
душою, он уже овладеет и всем человеком и может направлять его стопы по
своему желанию, использовать жертву-человека для своих сатанинских
целей. О, какая происходит борьба на арене человеческой души за ее
обладание! Сатана раскидывает свои сети, и сколь бесчисленны и
разнообразны его приманки! Чем только ни привлекает он человека, чтобы
обратить на себя внимание души: прелести, очарования, обольщения, ложные
надежды, мелочные интересы и стремления, земная власть, честолюбие,
слава, - вот они диавольские блага, достижение которых сопряжено с
бесконечным томлением, боязнью, страхом, опасениями, завистью,
ревностью, соперничеством, гневом, яростью, бешенством, сумасшествием,
отчаянием, убийством... Сатана знает цену человеческой души и не
скупится в щедрых затратах ради ее приобретения. Как же после всего
этого не пользоваться душою человека, как не возжелать ее, когда она
настолько прекрасна и драгоценна, что ни "в мире тленья", ни в духовном
мире - никто и ничто не сможет заменить ее.
Условием, определяющим ценность всякой вещи, является
также ЕЕ ДОБРОТНОСТЬ, тот долгий срок службы, на который может
рассчитывать ее обладатель. С таким расчетом мы, обычно, приобретаем
обувь, одежду и различные предметы нашего домашнего хозяйства. Но
добротность нашей души? С чем ее сравнить, что ей противопоставить? Душа
не утрачивает своей ценности даже тогда, когда в смертный час покидает
тело человека. При жизни человека и после его смерти душа всегда
остается равна себе самой, и поэтому ценность души неизменна даже в
вечности. Стоимость некоторых предметов на земле сегодня взвинчена,
баснословно высока, но завтра она падает, сходит почти на нет; ценность
же души не подвержена такому риску. Душа всегда равно драгоценна, ибо
она всегда живет, всегда обладает нетленными свойствами, качествами и
способностями. Скажем больше, - душа, по мере того, как живет,
обогащается опытом, укрепляется силой, ей доступны все новые и новые
возможности, сфера ее деятельности ширится, а поэтому ценность души
только увеличивается и никогда не уменьшается.
Известно много случаев, когда дети бедных родителей
вырастали в самых плачевных условиях, однако, усилиями своей души
превозмогали все препятствия, справлялись с болезнями, физическим
уродством, нравственными недостатками, пополняли свое образование,
преодолевали беспросветную материальную нужду и выходили на славный путь
веры в Бога, подвига и служения человечеству. Пройти такую жизненную
школу, закалиться в неравной борьбе, выходя постоянно победителем, - это
ли не подтверждение добротности души, это ли не доказательство
прочности, выдерживающей решительно все испытания?
Значительность вещи, та или иная ее оценка связана также с
ПРИГОВОРОМ ЭКСПЕРТОВ, рассматривающих ее, авторитет которых всеми
признан. Мальчик нашел на улице стеклышко, привлеченный его блеском.
Никто из проходящих мимо и не подозревает, что в руках мальчика не
простая стекляшка, а крупной величины бриллиант, кем-то утерянный. Но
ювелир, проходя мимо и взглянув на находку, сейчас же распознает вещь и
определяет ее высокую стоимость.
Во время последней русской революции в руки крестьянина
попало несколько картин из соседнего барского дома. В глазах простого
человека картины не представляли какой-либо значительной ценности. В его
избу случайно заглянул человек, разбирающийся в произведениях
искусства. Взглянув на картины, он распознал в них творения великих
мировых мастеров. Посвященный в это открытие, крестьянин немедленно
изменил к ним свое отношение, теперь он знал им настоящую цену и если бы
подвернулся покупатель, не отдал бы их за гроши.
Во время этой же самой революции солдат, производивший
обыск в доме какого-то "бывшего" вельможи, шарил по всем комнатам и
упорно искал за драгоценными картинами, спрятанные будто бы барином
"керенки" (ничего не стоящие денежные знаки). Для этого бедного человека
"керенки" были несравненно дороже картин, произведений первейших
мастеров мира.
Из сказанного мы можем заключить, как важно, вообще,
составить правильную оценку любого предмета и как часто человек,
обладатель редкостной вещи, не знает ее истинной стоимости. Только
знатоки своего дела устанавливают верную цену вещам. Но к кому мы должны
обратиться за оценкой человеческой души? Кого считать тем величайшим
духовным экспертом, кто постигает душу? Кому довериться?
Мы можем и должны ответить, что нет никого в мире, кто бы
знал душу человека так, как знает ее Христос. Все наше доверие,
поэтому, устремлено к Нему одному, ко Христу. Он один непогрешим. Его
взгляды и определения души драгоценны и непреложны для нас, только на
них мы можем спокойно положиться. Забудем, что говорят о душе люди -
ученые и неученые. Поскольку "мир лежит во зле", людские суждения о
различных ценностях материальных, а тем более духовных - весьма
сомнительны и в корне извращены.
Только со Христом даруется нам признание подлинной
ценности каждой человеческой души. Христос первый вознес ценность
человеческой души на недосягаемую высоту. Никто раньше до Него и никто
после Него не мог этого сделать. Даже и теперь вне истинного,
убежденного христианства, ценность души считается весьма проблематичной и
сомнительной. Но у Христа, в этом вопросе, нет и тени сомнения. Христос
для искупления человеческой души умер на Голгофском кресте. И этой
смертью так упрочена, так вознесена ее ценность! В очах Божьих душа наша
столь драгоценна, что Он Сына Своего Единородного "не пощадил, но
предал за всех нас". Бог дарует все потребное для нашей духовной и
земной жизни, для нашего приготовления к жизни вечной. Бог в Своем
долготерпении и милосердии переносит все наши несовершенства, нашу
неопытность, прощает всякий раз, когда мы каемся, все наши ошибки и
грехи. Его долготерпение обращено не к нескольким избранным душам, нет,
Он терпит весь мир, все человечество, несмотря на людское
отступничество, вражду и богохульство, в надежде, что грешник "покается и
жив будет".
"Говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" (Луки 15:10).
Провозглашая истинную ценность человеческой души, Христос
спрашивает: "Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе
своей повредит?". Ясно, что в глазах Христа, этого непогрешимого,
совершенного Исследователя души человеческой, душа - дороже всех
материальных богатств мира, ценнее всех мирских радостей, удовольствий и
наслаждений.
"Что пользы человеку?". Могут ли они, эти плотские
наслаждения, возместить грядущую потерю вечности, неземное блаженство,
небесную славу? Скрасит ли "весь мир" те вечные мучения, к которым он
приневоливает человека? Усладит ли горечь неизбежного разочарования?
"Если приобретет весь мир"...
Нет человека, который бы приобрел весь мир и владел им.
Сатана предлагал "все царства мира и славу их" Христу, искушая Его в
пустыне, но Господь отверг это искушение, не принял его. "Приобрести
весь мир"... Но разве такое приобретение, если бы оно осуществилось, не
повлекло бы за собою томительного беспокойства, забот, горя,
бессмысленного труда, всевозможных издержек, потери времени, здоровья и,
наконец, потери самой жизни? Жизнь человека, в сердце которого таится
такое ненасытное притязание, непременно будет заполнена вечной
озабоченностью, постоянным беспокойством, непрерывным раздражением.
"Что пользы человеку?"... Что, в сущности, приобретается
этим "приобретением мира"? - Преждевременная старость, преждевременная
могила!
Но допустим, что человек сумел приобрести "весь мир".
Сможет ли он воспользоваться своим "приобретением"? Человек ведь -
существо с ограниченными возможностями и мы никогда не должны этого
забывать. Разве можно захватить для себя "все"? Возможно ли
исключительно самому пользоваться "всем"? Возможно ли приобретенным
миром наслаждаться всегда: на земле и в вечности?
Допустим даже, что человеку была бы дана возможность -
воспользоваться всем миром. Удовлетворит ли его это пользование в полной
мере, осчастливят ли его все приобретения? Обычно случается так, что
после удовлетворения наших плотских, житейских нужд сейчас же возникают
различные духовные потребности, удовлетворить которые этот материальный,
видимый мир не может. Александр Македонский, владевший половиною мира,
знал, как горьки слезы разочарования. Крез, скопивший богатства чуть ли
не всего мира, умирая, в тоске воззвал к Солону, к тому именно философу,
который неоднократно указывал ему на всю суетность, на всю призрачность
его, Крезовых, стремлений. Царь Соломон, слава которого гремела по
всему миру, убедился в суетности и сказал: "Суета сует и томление духа".
Наш великий Суворов, умирая, прошептал: "Долго я гонялся за славой -
все мечта; покой души - у престола Всемогущего".
"Что пользы человеку"?
"Одни, - говорит Паскаль, - ищут блага или счастья во
власти, другие - в науке, третьи - в сластолюбии. Те же люди, которые,
действительно, близки к своему благу, понимают, что оно не может быть в
том, чем могут владеть только некоторые люди, а не все."Они понимают,
что подлинным благом
могут обладать все люди разом без раздела и без зависти;
оно таково, что никто, никогда не может потерять его, если он сам того
не захочет...".
"Душе же своей повредит"...
Душу свою лишить высочайшей, благороднейшей радости
пребывания в Боге. Какая неоценимая потеря! Приобретение "всего мира" не
только сомнительно, но и немыслимо, потеря же души - потеря возможная и
часто неизбежная. Приобретение мира возможно только в воображении,
потеря души - вещь вполне реальная. Приобретение - мимолетно, временно;
потеря - навсегда, навеки. Погибшая душа лишена возможности спасения, ее
потеря ничем не может быть возмещена. Можно, например, потерять
здоровье, но вскоре, снова его восстановить и чувствовать себя даже
более здоровым, чем до потери здоровья. Можно лишиться имущества и вновь
разбогатеть. Можно, наконец, остаться без друзей и потом снова
приобресть друга более верного и беззаветно преданного. Но с утратой
души - теряется все. С гибелью души все гибнет безнадежно и навсегда!
"Душе своей повредит"...
Сколько таких поврежденных душ в наше время, растративших себя в духовной пустыне и ничего не приобретших!
Пряности "мира сего" всегда роковым образом вредят нашей
душе. Они губят нашу духовную жизнь. С ними утрачивается любовь,
самоотверженность, человечность, теряется здоровая трезвость духа,
ясность мысли, контроль над собою; они рассеивают наше внимание,
ослабляют волю. И личность, драгоценная человеческая личность,
разрушается, растекается во вне, стушевывается, гибнет. Всем известно,
как деньги и богатство коверкают характер человека, когда это богатство
для него дороже любви, дороже души, дороже Бога. Материальное богатство
порабощает нас, обостряет наш эгоизм, смущает сердце, гнетет нас
заботами, страхами, требует постоянных жертв в угоду себе, как
ненасытный демон. Не богатство служит нам, но мы, обычно, служим
богатству. Оно взвинчивает нашу гордость, ибо трудно владеть богатством и
не гордиться им. Наше сердце в плену у богатства, ибо трудно,
обогатившись, не вложить в богатство своего сердца. Богатство делает нас
самонадеянными, ибо трудно, располагая богатством, не возложить на него
своего упования. Богатство уводит нас от Бога. Богатство уродует нашу
душу, и в таком уродстве мы оказываемся существом черствым, холодным,
гордым, жадным, замкнутым в самом себе.
"От трудов праведных не наживешь палат каменных", -
говорит пословица. История некоторых "каменных палат", дворцов и замков,
украшенных фамильными родовыми гербами, часто более чем трагична, и
честному человеку страшно и омерзительно иногда бывает заглянуть в
прошлое, отодвинув эту кровавую завесу... Где тот человек, которого
облагородили бы дворцы или освятили сундуки с золотом? И кто измерит все
зло, на которое был способен человек, приобретая себе дворцы и
обогащаясь золотом? "Корень всех зол - сребролюбие", - говорит нам Слово
Божие. В сребролюбии - отвержение Бога, потеря любви к людям,
поклонение "презренному металлу". Не даром Священное Писание называет
всякого сребролюбца-скопидома "идолослужителем" и предупреждает, что
"таковые Царствия Божия не наследуют".
"И какой выкуп даст человек за душу свою?".
Бог вручил нам драгоценную жемчужину - душу. Мы обладаем
истинным сокровищем, и мы ответим за нее пред Богом в день Суда.
Пренебрегать этой истиной, не сообразовать своего поведения с нею -•
наше несчастье, наша нравственная смерть. Обладать дворцами и золотом в
продолжение быстротекущих земных дней, и при всем этом прозябать всю
жизнь в духовной нищете-все равно, что быть пьяным и мнить себя
повелителем мира, а, протрезвившись, нуждаться в куске хлеба. Страшное
протрезвление! Но сколь ужаснее то пробуждение, которое в вечности
ожидает всякого человека, повредившего своей душе. Страшно, тяжело,
горько смотреть на человека "поврежденной души", наблюдать, как он
старается исцелить изъян своей души, отринуть кошмарное прошлое,
загладить вину свою пред Богом. "Какой выкуп" может избавить такого
человека от грядущего. Суда Божия, если он сам не раскается пред Богом и
не будет уповать на Божье милосердие? Какой выкуп даст человек, кроме
выкупа, принесенного Иисусом Христом на Голгофском кресте?
Рассказывают, что один богатый купец выстроил храм, на
освящение которого пригласил священника, прославившегося исключительной
духовной прямотой. В своем пастырском слове, произнесенном по случаю
освящения храма, священник сказал: "Красив и обширен твой храм, очень
обширен, и все же не вместить ему всех тех, кого ты обидел, притеснил,
обобрал, пустил по миру. Не вместить ему и пролитых слез, и непрестанных
проклятий, прорывавшихся у людей, имевших с тобою дело"...
"Какой выкуп даст человек за душу свою?"
К сожалению, ценность некоторых вещей познается нами
только тогда, когда мы уже навсегда утратили их. Так часто поступаем мы и
с нашей душой, и столь поздно оплакиваем ее потерю. Нас удивляют
дикари, и мы осуждаем и жалеем их, когда наблюдаем, с каким
простодушием, с какой детской наивностью они вручают европейцам горсть
жемчужин в обмен за ничтожную безделушку нашего фабричного производства,
отдают слоновые кости за жалкое карманное зеркальце. Но умнее ли этих
"детей природы" поступаем мы, когда меняем блага вечные на временные,
душу живую на "чечевичную похлебку", или когда в негодовании против
кого-либо забываем истинную ценность его души и говорим: "Стоят ли люди
того, чтобы ради них страдать, или чтобы их счастье, улучшение их
житейского быта, спасение их бессмертной души являлось целью нашей
собственной жизни?".
Люди хлопочут в тысячу раз больше о том, чтобы нажить
богатство, чем о том, чтобы не повредить душе и сохранить ее в чистоте.
Для нашего счастья то, что живет в душе человека, в тысячу крат важнее и
значительнее того, что есть у человека. По учению Священного Писания
участь души человека зависит не от "иметь", а от "быть". Лучше ничего не
иметь, но быть такими, какими Бог желал бы нас всегда видеть.
Наша душа - это тот талант, который мы готовы "зарыть в
землю", пренебрегая его ценностью, вверить этот талант только "земному" и
таким образом потерять и земное и небесное.
"Былое предо мной, как призрак восстает,
И тайный голос мне твердит укор правдивый,
Чего убить не мог суровый жизни гнет,
Зарыл я в землю сам, зарыл, как раб ленивый.
И тайный голос мне твердит укор правдивый,
Чего убить не мог суровый жизни гнет,
Зарыл я в землю сам, зарыл, как раб ленивый.
(А. Н. Плещеев)
Итак, ценность души представлена нам Христом с очевидной
ясностью. Как мудры те люди, которые стремятся к ограждению своей души
от всего, что способно исковеркать, изуродовать ее, и как безумны те,
которые не заботятся и не хлопочут о ней.
Первые христианские мученики знали, как велика ценность
их души и, не задумываясь, отдавали за нее свою жизнь. Когда римский
правитель предложил одному из таких мучеников "подумать о душе" и
принести жертву идолам, бесстрашный исповедник ответил: "Вот я и подумал
о душе! Жертвую телом ради спасения души!".
"Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить!"
Читатель! Вручил ли ты свою душу Христу? Если нет, то отдай ее Христу еще сегодня!
Братья и сестры! Работайте над своей душой! Истинная ценность и величие человека в его спасенной для вечности душе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий