Мой статус Беседы для души: П.И. Рогозин - Психея часть3
Мой статус
Если Христос не является главой твоей жизни - то твоя жизнь терпит кораблекрушение...

воскресенье, 8 марта 2015 г.

П.И. Рогозин - Психея часть3

Предназначение души

В предыдущей главе мы старались показать, что человек, - по словам божественного Откровения, - при внешнем своем единстве, таит в себе три сущности - дух, душу и тело. Мы рассматривали вопрос о душе, обращались к ее многообразным выявлениям и свойствам. В настоящей главе мы будем говорить о назначении души человека. Нам предстоит определить ту роль, какую душа играет в триединой человеческой сущности и наметить приблизительные границы ее взаимоотношений с духом и телом. В этом разграничении мы последуем за Св. Писанием, где Дух Божий прежде всего упоминает о <духе>, потом о "душе" и, наконец, о "теле".
Следует теперь же отвергнуть тот общеизвестный, но весьма превратный взгляд, согласно которому "дух" и "душа" являются как бы двумя совпадающими понятиями. Странным, даже невероятным представляется подобное заблуждение, когда подумаешь, что оно могло утвердиться в христианстве и проникнуть даже в творения, так называемых "отцов церкви". Невероятно, но это так. И трудно искоренить то, что основано и зиждется на подобном "авторитете" и что старательно внедрялось и укоренялось в умах людей на протяжении многих веков. Тем не менее возрожденный и убежденный христианин должен знать и знает, что наивысшим авторитетом нужно считать не "отцов церкви", ни богословов с мировой известностью, а Священное Писание и во всех спорных вопросах только ему одному следует предоставить последнее и решающее слово.
Евангелие, в греческом тексте, дает нам три самостоятельных наименования:
(пневма) -дух;
(психи) -душа;
(сома), (или саркос)-тело.
Мы уже говорили, что Библия пользуется иногда словом "душа", говоря о "жизни", но и в этих случаях всегда легко понять, о чем идет речь. Греческий подлинник для определения "жизни" пользуется двумя словами:
(зои)-сущность, принцип жизни.
(биос) - жизнь в своих проявлениях.
Спрашивается, - что же общего между этими двумя понятиями и словом "психи", которым Слово Божие пользуется для определения человеческой "души"?
В связи с этим подразделением Слово Божие называет проявления:
плоти - "плотскими",
души - "душевными",
духа- "духовными".
"Я не мог,- пишет ап. Павел,- говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотским и"...
В другом послании он определенно учит, что "душевный человек не принимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может"... И еще: "ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа...". Можно было бы привести еще и другие аналогичные места Св. Писания, но приведенных текстов вполне достаточно, чтобы покончить с вековым заблуждением многих и часто лучших людей, убежденно и наивно веровавших, что человеку даны только душа и тело, и совсем забыв о духе - изначальном повелителе человеческого естества, или же признававших дух и тело и отрицавших душу только потому, что не знали, куда ее отнести и какое назначение души в человеке?
В Симфонии слово "дух" занимает пять страниц и столько же страниц занимает "душа". Вот какое различие Дух Святой положил между этими двумя понятиями!
"Душа" по-еврейски - "нефеш", а "дух" - "руаф".
Такая же строгая разница соблюдена и в переводах Библии у всех культурных народов.
Станем ли мы после этого утверждать, что слова "душа" и "дух"-это одно и то же?
Нужно сказать, что среди отцов церкви мы все же встречаем некоторых богословов, постигших и уразумевших эту триединую сущность человеческого бытия. Одним из них был Тертуллиан. В своих посланиях к христианским общинам первых веков Тертуллиан подчеркивает ту истину, что человек является совокупностью духа, души и тела, и называет плоть человека - "телом души", а душу "сосудом духа". По утверждению того же Тертуллиана душа занимает срединное место между духом и телом. Трудно не заметить, что это же срединное место, определено душе и на страницах Св. Писания. Душа господствует над телом и в то же время оказывается подчиненной духу. Она - соединительное звено между духом и плотью. "Господь образовал дух человека внутри его". (Зах. 12:1).
Дух человека - светильник Господа (Пр. Соломона, 20:27).
Ириней писал: "Три вещи, из которых состоит весь человек: плоть, душа и дух. Душа - посредница между плотью и духом. Иногда душа подчиняется духу и, следуя ему, возвышается им, а иногда она принимает сторону плоти и впадает в земные вожделения".
Человек, создание Божие, является производным духовного начала и материального естества, и тем самым принадлежит двум мирам: невидимому и видимому. Телом он - гражданин земли, духом - "небожитель", житель Царства Небесного. Его земное гражданство временно, небесное же жительство - вечно. Создавая человека, Господь создал тело его "из" праха земного", и этот "прах" оживотворил, "вдохнул в него дыхание жизни". Подчинив материю "духу жизни" и образовав единую сущность человека, Бог назвал ее "душою живою" или человеком.
Бог "вдунул в него дыхание жизни", а не просто дал жизнь, как Он сделал при сотворении других Его созданий.
Почему?
Потому, что Бог создал человека "по образу Своему, по образу Божию сотворил его". Бог уподобил человека Себе в известной, конечно, мере. Те же свойства и способности, которые находятся в Боге, переданы и человеку, только в миниатюрном виде. У Бога эти свойства - в совершенстве, полноте, а у человека "только отчасти". У Бога они безграничны, а у человека ограничены. Стакан воды, взятый из океана, заключает в себе все элементы океана, однако, в стакане может плавать разве только муха или тропическая рыбка, тогда как в океане плавают громадные корабли и морские чудовища.
Человек без тела, это - бесплотный дух, "светильник Господа". О его пребывании в теле человека мы судим по тем пяти духовным проявлениям, которые не связаны с пятью телесными или физическими чувствами, или органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом.
Этими духовными проявлениями или способностями являются:
УМСТВЕННАЯ СПОСОБНОСТЬ. Способность мыслить, рассуждать, сопоставлять, сравнивать, умозаключать, вспоминать, предвидеть, заниматься будущим, жить будущим.
ДАР РЕЧИ. Способность говорить, выражать свои мысли словами или знаками.
ВОЛЯ. Способность предпринимать решения, добиваться осуществления поставленных пред собою целей или стремлений.
СОВЕСТЬ. Способность различать добро и зло. Внутренняя оценка своих поступков и мыслей. Чувство нравственной ответственности за свое поведение. Чувство стыда за несправедливый, нечестный, неделикатный поступок или слово.
СОЗНАТЕЛЬНЫЕ И ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА И ПРЕДЧУВСТВИЯ, ИНТУИЦИЯ. Способность ощущать и воспринимать явления объективной действительности. Совокупность психических и физических ощущений, испытываемых человеком. Выражение душевного настроения или отношения к чему или к кому-либо. Способность осознавать свою ответственность, долг. Чувство любви и чувство ненависти и т. д.
Все эти способности свойственны только личности или индивидууму. Бог есть личность, и человек, созданный по Его образу, - тоже личность.
Своими обычными органами чувств и другими свойствами тела человек воспринимает мир внешний, материальный, духом же своим он возносится в мир духовный, невидимый. Возносясь духом к Богу, человек, если он "рожден свыше", обретает духовную жизнь и силу и управляется ими на земле. Душа, устремленная одновременно к духу и материи, является тогда тою стезею, по которой дух снисходит к материи и материя возносится к духу. Тело низводит человека к началу животному, земному; дух, напротив, объединяет человека с высшим Божественным началом. На страже этих взаимоотношений всегда оказывается душа - посредница этих чуждых друг другу начал, столь чуждых, что без души непосредственное общение между духом и плотью оказывается невозможным: "Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть дух... ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти"(Ев. Иоан. 3 гл.; Гал. 5).
Душа со своим даром свободной воли, самоопределения, даром мышления, чувствования и желания, выражает и полностью раскрывает все человеческое естество, всю его триединую личность.
И так, созданная "по подобию Божию" человеческая душа, одарена способностями познавать себя, познавать окружающий ее мир, познавать Бога, мыслить, выражать свои мысли, чувства и желания, рассуждать, взвешивать, сопоставлять, приходить к тем или иным выводам, предпринимать те или иные решения, руководствуясь совестью, здравым смыслом и опытом в распознании добра и зла.
Душа получила от Бога также творческую способность. Она может создавать, творить, производить изыскания, делать открытия, изобретать, преображать, совершенствовать. Никто из других созданий Божиих не обладает такими высокими и разнообразными качествами, способностями, талантами и дарами.
И этими способностями душа наделена для усвоения жизни Божией, для познания и исполнения воли Творца, для прославления Его святого Имени, "ибо все для Него создано" и "в Его руке ДУША всего живущего и ДУХ всякой человеческой плоти" (Иов. 12:10).
Мы уже говорили, что существует множество взглядов, мнений и толкований о том, какая разница между духом и душой. Некоторые из них утверждают, что нет решительно никакой разницы, что эти два слова - синонимы, означающие одно и тоже. Другие, напротив, заявляют, что дух человека, только он - личность и поэтому господствует над душой и телом. Третьи, - душа подчиняет себе дух и тело человека. Четвертые, - душа является только связующей нитью или звеном между телом и духом человека.
Почему возникли такие противоречивые взгляды?
Потому что триединая сущность человека является почти такой же тайной, как и Троичность Божия. Мы верим в то, что Бог Един, но в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, Троица единосущная и нераздельная. Но не было еще и, вероятно, никогда не будет человека, который разграничил бы и определил Божественные взаимоотношения этих Трех Лиц.
Тоже самое можно сказать, в данном случае, о душе. "Мы знаем отчасти", а поэтому было бы неправильно догматизировать прежде времени то, что теперь открыто нам Богом "только отчасти".
Трудности наши в том, что дух человека, его душа и тело настолько тесно связаны друг с другом, а их проявления и взаимоотношения настолько сложны и переплетены между собою, что наш разум теряется в подыскании точных определений.
Одно все же не подлежит никакому сомнению, что душа, как совокупность жизни тела и жизни духа, является организующим началом в человеке только до тех пор, пока человек жив. В тот момент, когда наступает смерть тела, человек перестает уже быть "душою живою" в теле; - он становится "духом бесплотным", вне тела. Поэтому, во всех случаях, где Священное Писание говорит о смерти, имеется в виду не "душа", а "дух". Смерть разлучает "триединство" человека. Дух уходит к Богу, Который дал его, а прах (тело) - в землю, "из которой взят". Душа же, как земное жизненное начало, объединявшее в себе все проявления тела и духа, теряет свое назначение, перестает существовать; ибо дух имеет способность жить без тела, но тело без духа - мертво, а душа - без духа и тела, - немыслима.
"Душа" или "весь человек" в момент телесной физической смерти распадается на свои составные части, но распад этот временный. Тело Христа воссоединилось опять с Духом при Своем славном Воскресении из мертвых. Он - "Первенец из умерших". При "первом" и "втором воскресении" тело и дух снова воссоединятся: "Первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его". "Сеется в тлении, восстанет в нетлении; сеется в уничижении, восстанет во славе; сеется в немощи, восстанет в силе. Сеется тело душевное, восстанет тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное-но не духовное прежде, а душевное, потом духовное" (1 Кор. 15).
Человек, при жизни, - дух, душа и тело, а по смерти - только дух. Находясь еще в теле, Христос говорит: "Душа Моя скорбит смертельно", а покидая Тело, Он молится: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". О Стефане сказано: "И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! прими дух мой".
О Сапфире говорится: "Вдруг она (Сапфира) упала... и испустила дух".
Иногда Слово Божие пользуется словом "душа" и после физической смерти человека: "я увидел под жертвенником души убиенных за Слово Божие", но этот случай единственный в своем роде. Иногда в случаях смерти "выходит душа", иногда "испускается дух". Говоря же о духовном преуспевании человека Слово Божие упоминает иногда все три естества человека: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока", а в некоторых случаях только два: "Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших" (1 Фес. 5 и 1 Кор. 6).
Благодатное спасение Христово распространяется не только на дух человека, но и на тело, и Душу. Христос желает спасти не только дух наш для вечной жизни, но и нашу временную земную жизнь для служения Богу. Мы спасаемся не только от вечных мук, но и от "суетной жизни, переданной нам от отцов".
Воплотившийся в человеческом теле, бесплотный дух человека, будучи "душою живою", способен проявляться видимым, реальным образом, благодаря чему и может духовно возрастать, меняться к лучшему или к худшему. Он способен совершенствоваться и достигать "полного возраста Христова" или духовно опускаться до преисподнего ада.
Этими способностями дух обладает только, живя в теле. Дух лишается этих свойств, когда тело перестает жить своей физической жизнью. Выйдя из тела, дух не может больше изменяться к лучшему или к худшему. Он идет к Богу в таком состоянии, в каком был при жизни тела. Поэтому, находящийся в аду богач, думал уже не о себе, а об оставшихся еще в живых пяти своих братьях, "чтобы и они не попали в это место мучений", ибо после смерти нет возможности покаяния, исправления или какой бы то ни было духовной перемены, так как "человекам положено однажды умереть, а потом - суд".
Великий духовный мыслитель Пембер, касаясь вопроса о духе, душе и теле, говорит: "Тело можно назвать-"чувство - сознанием", душу-"самосознанием" и дух - "Богосознанием". В восприятии мира видимого тело пользуется органами чувств, тогда как душевные процессы человека протекают в условиях деятельности его интеллекта, воли, эмоций, интуиции и пр. Для восприятия жизни невидимой, духовной, человек пользуется Духом Святым, исходящим от Бога: - "дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение" (Иов. 32:8). Только духом человек способен постигать Бога и в духе - поклоняться Богу. Ибо сказано: "Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине... таких поклонников Отец ищет Себе" (Иоан. 4 гл.).
Духовный мыслитель Андрю Муррей разделяет это воззрение Пембера и говорит: "Чрез тело человек, "душа живая", обладает способностью воспринятия внешнего, чувственного мира; чрез духа человек находится в прямом и непосредственном родстве с миром духовным".
Человек - живой инструмент с разными струнами, которые на' строены и должны издавать одну полную гармонию. Тело - орган души, а душа- орган духа. Почему тело - орган души? - Потому что душа управляет телом; она повелевает телу, чрез его нервную систему и мозг, выполнять ее волю. Она, душа, ходит ногами, осязает руками, говорит устами, смотрит очами и т. д. За всеми проявлениями тела стоит душа, а за всеми проявлениями души стоит дух. Но стоит ли кто еще за проявлениями духа? Есть ли еще более высшая инстанция, которой подчиняется дух? - Да, несомненно, есть! Если Дух Божий возрождает дух человеческий и чрез него воздействует на душу, и при ее содействии "усмиряет и порабощает плоть" его, человек по вере в Иисуса Христа наследует жизнь вечную. Если же, наоборот, человек пойдет вслед за плотью и возлюбит мир, в котором "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" "угасит" и "огорчит Духа Святого", то такой человек, по словам Спасителя, "потеряет душу свою". Наше человеческое "триединство" может оказаться для некоторых не вполне ясным, но наша "двойственная" участь открыта нам Богом с большой очевидностью: мы можем или спастись, или навеки погибнуть. Чтобы наследовать жизнь вечную, недостаточно принятия тех или иных догматов и символов веры; нужно, чтобы наше тело было обиталищем освященной души, чтобы душа была храмом духа, а дух святилищем Духа Святого. Апостол Павел молится о том, чтобы у верующих фессалоникийцев "весь человек" был бы в полной гармонии: "Сам же Бог мира да освятит вас ВО ВСЕЙ полноте и ваш ДУХ, ДУША И ТЕЛО во всей ЦЕЛОСТИ да сохранится без порока". Как приятно видеть здоровое тело, освященную душу, высокий дух, - без болезней, пороков, уродства и поврежденности! По благодати Божией такими мы должны быть, и такими мы способны быть и можем быть.
Дух человеческий без неизменной поддержки Духа Божьего всегда окажется в рабстве у плоти, всегда обречен на духовную _ смерть. Для торжества своего над плотью и успешного духовного развития и роста человек должен постоянно исполняться Духом Божиим, быть в постоянной у Него зависимости и под Его благодатным руководством, одерживать духовные победы, ибо "Дух животворит... плоть не пользует ни мало" (Иоан. 6).
В теле - все чувственное; в душе - все собственное, самосознательное; в духе - все Божие.
Бесплотный Бог должен был как бы "воплощаться" в каждом человеке, то есть обитать в его душе и проявляться в его теле. Богу надо было вочеловечиваться, чтобы человек мог обожествляться. Эта Божественная тайна общения человека с Богом должна была возникнуть, расти и окончательно созреть в человеческой душе. "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять смиренных и оживлять сердца сокрушенных" (Ис. 57).
"О, бездна богатства и премудрости, и ведения Божия - восклицает, ап. Павел, "как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?" (Рим. 11:33).
При Божьем воздействии на душу человека освящением и одухотворением свыше, человек может духовно возрастать, уподобляться Богу, "быть совершенным, как и Отец наш Небесный совершен есть".
В стремлении к совершенству человеческая душа находит здесь, на земле, свое призвание, свой идеал, - путь к лучезарной, неоскудевающей радости. Поэтому, нормальное состояние души - это постоянная тяга к Богу, тоска по далекому небу, жажда вечного блаженства. "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живом у... Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге", - воспевает в своих бессмертных псалмах царь Давид.
Для своего земного и небесного счастья душа "требует" Бога и на меньшее не соглашается. Ее можно на время "забавить", отвлечь земными благами или мирской мишурой, но удовлетворить душу этими преходящими вещами невозможно. И эти извечные запросы человеческой души - реальны и законны. Отсутствие в человеке религиозного чувства исканий Бога и потребности примирения с Ним всегда оказывается искажением человеческой природы. Эту ненормальность души нам приходится наблюдать только при совершенном умственном и нравственном отупении человека.
Принадлежать всецело Богу, быть в Его полном распоряжении, уподобляясь и подражая Ему во всем, - в этом назначение души человека, и в этом наивысшее ее блаженство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...