Глава VI. Путь ложный и путь истинный
В книге Второзакония 30:15 и 19 находятся следующие
богодухновенные слова: "Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и
зло"; "во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и
смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы
жил ты и потомство твое!" - В словах этих мы и находим, как путь ложный,
так и путь истининый. Рассмотрим же их более детально, и сделаем это в
свете учения Нового Завета.
А. Путь ложный
Люди делают очень многое, чтобы достигнуть Царства
Небесного, но полагаются при этом на различные ложные основания, каковые
во множестве встречаются на их жизненном пути. На что надеетесь вы,
друг? Почему вы думаете, что Бог введет вас в Царство Небесное? Что
является основанием вашей надежды? Это вопросы первостепенной
важности, и на них должен быть дан ответ. Если бы мне удалось показать
вам все то, что никогда не даст Жизни Вечной, а затем раскрыть пред вами
и единый истинный путь опасения, - то, я верю, что, по крайней мере,
некоторые из вас будут навеки благодарны. Перечислю ряд ложных
оснований, на которых очень многие строят свое спасение, чтобы никто из
вас не остался в заблуждении и не погиб.
1. Религия
[Примечание. Слова "религия" нет ни в русской, ни в
славянской Библии. Там, где в иностранных переводах оно встречается (и
то - не более 4-5 раз), в русском оно передано словом "благочестие".
Слово "религия" ни разу не употреблено в Св. Писании, как равнозначущее
"спасению".]
Что есть религия? Обычно полагают, что религия есть то,
что человек сам совершает, сам делает по отношению к Богу. Когда говорят
о "религиозном человеке", то разумеют такого, который крещен, ходит в
храм, участвует в причащении, или преломлении хлеба, жертвует на церковь
и т. д. О таком лице говорят, как о "хорошем прихожанине" или как о
"человеке религиозном", Такой человек "ведет религиозную жизнь"...
Христианская религия (благочестие), без живого Христа,
имеет не больше силы для спасения, чем буддизм или магометанство. Такая
религия мертва, холодна, безжизненна и является проклятием для
бесчисленного множества душ; она - сильнейшее и опаснейшее средство
диавола для обольщения людей. И на нее-то миллионы людей - и католиков, и
православных, и протестантов - надеются, как на средство спасения.
Религия без Христа - безжизненный труп, ложное исповедание, форма без
духовной силы. Она подобна восковой фигуре, имеющей вид живого человека,
но не имеющей в себе жизни.
Известно ли вам, что можно быть даже и "обращенным"
человеком, но не пережившим рождения Свыше. Эти люди может быть и
обратились от некоторых отдельных видов греха, обратились от разных
сомнений и духовного безразличия, но не к Богу Живому, а только к
какому-нибудь вероисповеданию; к какому-нибудь проповеднику или
служителю той или иной церкви; к более нравственной жизни, - но все-таки
не были рождены Свыше, не пережили духовного возрождения. А, ведь,
сказано: "Если кто не родится Свыше, не может увидеть Царствия Божия!"
(Ин. 3:3).
Пандита Рамабай, одна из известнейших руководительниц
индусского христианского движения, принадлежала именно к таким людям.
Она и сама говорит об этом. Обратившись от индуизма и других ложных форм
к христианской "религии", она приняла крещение и присоединилась к
церкви. Там она состояла в течение восьми лет, работая, как верный ее
член, имея Св. Писание в качестве единственного руководства для своей
жизни и стараясь во всем поступать согласно его учению.
Однако, Пандита Рамабай истинной христианкой все же не
была. Она сама говорит, что в то время еще не пережила духовного
возрождения. Христос, как ее личный Спаситель, не был ей известен. Она
приняла христианство, но не Христа. Она приняла христианскую религию, но
совершенно ничего не знала о личном спасении во Христе. Не было той
перемены в ее сердце, какая сопутствует рождению Свыше. Действия ее
направлялись чувством долга, а не любовью Христовой.
Но спустя восемь лет после принятия ею христианства, как
религии, в ней произошла великая перемена. В ее жизни настал час, когда
она в первый раз увидела себя погибшей грешницей, мертвой духовно,
нуждающейся в личном Спасителе и в Жизни Вечной. Тогда-то в ее жизни все
и изменилось. Она познала Христа; пережила рождение Свыше. Теперь она
была не только обращенной, но и рожденной от Духа Святого.
Вот ее собственное свидетельство об этом: "Я думала, что
раскаяние в грехах и решение оставить их было все, что необходимо для
спасения; что крещение было средством моего духовного возрождения; и,
наконец, что именно в крещении я омылась от всех своих грехов. Во мне
крепко утвердились эти и другие подобные им мысли, близкие также и
индусскому религиозному миросозерцанию. Лишь спустя восемь лет со
времени моего крещения, я впервые осознала, что хотя я и обрела
христианскую религию, я все же не нашла Христа Самого - истинную Жизнь и
истинное содержание христианства. Я нуждалась в Христе, а не только в
христианстве, как религиозной системе".
Друг, как обстоит дело с вами? Может быть и вы "обращены"
к христианской религии, но не рождены Свыше? Познали ли вы Христа, как
личного своего Спасителя? Если нет, - разрешите предостеречь вас, - вы
никогда не войдете в Царство Небесное! Ибо прежде всего "должно вам
родиться Свыше!" (Ин. 3:7).
2. Принадлежность к церкви
Известно ли вам, что "присоединиться" к истинной, живой
Церкви Христовой невозможно? Разрешите пояснить вам эту мысль.
Предположим, что кто-либо захотел бы присоединиться к какому-нибудь
царскому или королевскому роду. Думаете ли вы, что даже законное
усыновление такого лица влило бы в его жилы царскую или королевскую
кровь? Конечно, нет! Ибо есть только один единственный путь, каким это
могло бы быть осуществлено - путь рождения в этой семье. И то же самое
верно и в отношении Церкви Христовой.
Я не говорю о католической, православной или
протестантской церквах; не говорю я и ни об одном отдельном
вероисповедании, как бы хорошо оно ни было. Я говорю - только и
единственно - об истинной живой Церкви Христовой, о духовном мистическом
Теле Христовом! О той Великой Невидимой Святой Церкви Божией, члены
которой могут быть рассеяны по разным вероисповеданиям, как могут и
вовсе не находиться в них. Бог говорит о Своей Церкви, как о великой
духовной Семье, Семье Божией, Домоправительстве Божием. К этой "СЕМЬЕ"
присоединиться никто не может. Чтобы оказаться в ней, нужно родиться
Свыше! Никто не может ни иметь, ни получить Жизни Божией чрез одно лишь
внешнее присоединение к какому-нибудь вероисповеданию, точно также как
нельзя сделаться причастным царской крови без рождения в царской семье!
Друг мой, родились ли вы Свыше? родились ли вы в "СЕМЬЕ"
Божией? Вошли ли вы в эту "СЕМЬЮ" чрез рождение от Духа Святого? Или же
только имя ваше числится в церковных книгах того или иного
вероисповедания? Церковное членство никого спасти не может. Нет такой
церкви в мире, которая могла бы спасти! Один лишь Христос может это
сделать! Потому и сказано, что "если кто не родится Свыше, не может
увидеть Царствия Божия"! (Ин. 3:3).
В Царство Небесное войдут не члены той или иной
христианской церкви, как таковой, а, только и исключительно, люди
спасенные благодатью Божией, т. е. рожденные Свыше, от Духа Святого,
принявшие Вечную Жизнь Божию! А потому вопрос вовсе не в том, член ли я
той или иной церкви на земле, а - принадлежу ли я Господу Иисусу Христу и
записано ли мое имя в книге Жизни у Агнца Божия - Христа; спасен ли я
по благодати Божией во Христе?
3. Аскетизм
Аскетизм, или, так называемое, подвижничество, свойствен
греко-православной и римско-католической церквам, а также и
нехристианским религиям Востока.
Люди, сознающие бремя своих грехов и не надеющиеся на
спасение другим путем, решают начать жизнь постоянного самоотречения и
таких стараний и подвигов, которые помогли бы им "заслужить" спасение;
и, таким образом, они становятся аскетами, или подвижниками. "В миру
спастись нельзя", - рассуждают они; "в нем слишком много искушений; надо
уйти из мира, бросить все, поселиться в пещере или же за монастырской
стеной, и пойти на целый ряд физических лишений, чтобы получить
спасение". Многие совершают пешком дальние странствия по, так
называемым, святым местам, и этим, как и разными другими способами,
изнуряют свою плоть. Другие надевают на себя вериги и питаются
впроголодь, чтобы таким образом освободиться от вины своих грехов. Все
это, по их мнению, является "угождением Богу".
Это - путь некрасовского дяди Власа, большого грешника, и
многих-многих тысяч других в России прежних дней. Они каялись день и
ночь, горько плакали, различными способами мучили себя, отрекаясь от
мира, постясь и непрестанно молясь. Но, несмотря на все эти усилия, они
не получали удовлетворения, попрежнему страшились смерти и, во многих
случаях, снова жаждали возвратиться в мир. Спасение собственными силами
оказывалось делом невозможным.
Происходит все это потому, что не знают простого пути
спасения, указанного Словом Божиим. Незнание это тем более
неизвинительно, что Слово Божие доступно всем. Оно ясно и определенно
говорит, что Христос умер за наши грехи и этим приготовил полное и
совершенное спасение. Наши собственные дела, говорит Слово Божие, не
могут нас спасти. Бог - не языческое страшилище Молох, в раскаленную
пасть которого бросали детей, чтобы его умилостивить. Бог наш есть
благой, любящий и милостивый Отец, Который так возлюбил нас, что отдал
Сына Своего Единородного, чтобы Он стал нашим Спасителем. "Приходящего
ко Мне, не изгоню вон!" - говорит Господь Иисус Христос. (Ин. 6:37).
"Итак", пишет ап. Павел тем заблуждавшимся верующим
людям, которые искали возможности усовершить себя собственными делами, -
"если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие
в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не
дотрагивайся", - что все истлевает от употребления, - по заповедям и
учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном
служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о
насыщении плоти" (Кол. 2:20-23).
"Где прощение грехов, - там не нужно приношения за них"
(Евр. 10:18), "потому что Бог ВО ХРИСТЕ примирил С СОБОЮ мир, не вменяя
людям преступлений их!..." (2 Кор. 5-19).
Поэтому, примирение с Богом происходит не чрез
подвижничество и свои собственные дела и заслуги, а чрез искупление,
совершённое Сыном Божиим на Голгофском кресте!
Друг мой, примирились ли вы с Богом, приняли ли вы законченное Им дело вашего спасения?
4. Крещение
Может быть и вы скажете, что никто не будет спасен -без
крещения. Я всем сердцем верю в необходимость водного крещения, но не
верю, что крещение необходимо для получения спасения. Вопрос это
совершенно бесспорный, и Слово Божие ясно и определенно говорит об этом.
Если же вы стоите на своем, то вы забыли, что говорит,
ап. Павел церкви Коринфской: "Христос послал меня не крестить, а
благовествовать", т. е. нести благую весть о спасении. (1 Кор. 1:17).
Думаете ли вы, что ап. Павел мог бы уйти из Коринфа, оставив там свое
служение незаконченным, если действительно крещение было необходимо для
спасения? Предположим, что кто-нибудь из новообращенных умер бы, прежде
чем кто-либо пришел его крестить, - что тогда?
Вспомним, что разбойник на кресте не был крещен. В Библии
нет ни слова в пользу такого предположения. И все же, он был спасен, по
слову Христа: "Ныне же будешь со Мною в раю!" А затем он умер на
кресте. И если это лишь исключение, то вполне достаточно и одного такого
исключения!
"Но", скажете вы может быть, "ведь, в катехизисе
говорится, что крещение есть духовное рождение; что в крещении умирают
для жизни греховной и плотской и рождаются для жизни духовной и святой;
что оно таинственно низводит на крещаемых благодать Божию, силою которой
они делаются детьми Божиими, членами Христу и наследниками Царства
Небесного". Говорится в некоторых катехизисах также, "что крещение
омывает первородный грех; что без крещения никто не может спастись; что
особое заклинание над крещаемым отгоняет от него диавола" и т. д.
Допустим, что таково именно учение катехизиса, - но,
ведь, вы ссылаетесь на то, что составлено и написано человеком, а не на
Слово Божие! Ничего подобного в Священном Писании нет! Все это, от
начала и до конца, ложно! Вы можете быть крещены, миропомазаны или
конфирмированы, смотря по обычаю своего вероисповедания, и все же
остаться и быть только чадом диавола. Крещение безусловно необходимо,
потому что так говорит Новый Завет! Но все эти измышленные человеками
обряды, церемонии, заклинания и, так называемые, "таинства" НЕ ИМЕЮТ
НИЧЕГО ОБЩЕГО СО СПАСЕНИЕМ! Да откроет Бог ваши очи, чтобы, пока еще не
поздно, вы увидели себя по-прежнему только погибшим грешником, несмотря
на соблюдение вами всех этих, да и других, обрядов!
"Кто будет веровать и креститься, спасен будет", говорит
Евангелие (Мк. 16:16). - А кто же будет осужден? - Тот, "кто не будет
веровать!.." (Мк. 16:16). Итак, не крещение решает вопрос!
"Неуверование" в спасение Христово - вот, что оставляет человека в его
прежнем, т. е. погибельном состоянии! Только "уверование", или живая
"вера" в Христа дает, по благодати Божией, спасение! Вчитайтесь в эти
слова Христа со всем вниманием! Господь НЕ говорит "Кто не будет КРЕЩЕН,
будет осужден!". Вовсе нет! Но: "Кто не будет ВЕРОВАТЬ!" Крещение имеет
значение лишь в том случае, если ей ПРЕДШЕСТВУЕТ УВЕРОВАНИЕ в
совершённое Христом спасение! Крещение следует после уверования, как
открытое исповедание уже принятого спасения! Оно символизирует
"омовение" уже оставленных грехов, а также смерть, погребение и
воскресение со Христом. Само же крещение не спасает! Итак, существенна
для спасения вера! И нигде Слово Божие не дает ни малейшего указания на
то, что для спасения существенно крещение! (1 Кор. 1:17; Деян. 20:21).
Согласно Св. Писанию, крещение НИКОГДА не предшествует спасающей вере в
Господа Иисуса Христа, как в своего личного Спасителя! Самовольно
изменяя установленный Господом порядок вещей, человек делает это лишь к
своей собственной гибели!
Ап. Петр повторяет ту же самую истину, говоря:
"Покайтесь, и да крестится каждый из вас!.." - "Покайтесь!" - включает и
спасающую веру. Оставить упование на закон и его дела, отдавшись и
всецело доверившись Христу, - вот в чем выразилось покаяние и что дало
спасение тысячам людей в день Пятидесятницы.
Хорошо! что же делать дальше? Что следует за евангельским
покаянием, за уверованием? Это ясно! за ним следует открытое
исповедание веры в Господа Иисуса Христа: "И да крестится!.." Вы имеете
здесь дело уже с "КРЕЩЕНИЕМ УВЕРОВАВШИХ"! Если же крещение предшествует
уверованию, то, совершенно очевидно, что оно является "КРЕЩЕНИЕМ
НЕВЕРУЮЩИХ", т. е. установлением чуждым Священному Писанию. Уверование в
Христа, как в личного Спасителя, есть УСЛОВИЕ СПАСЕНИЯ! Крещение же
есть лишь исповедание спасающей веры и внешнее выражение ее значения!
Именно таков установленный Св. Писанием порядок! Крестились не для того,
чтобы спастись, а потому, что уже были спасены!
"Если кто не родится от воды и Духа!.." (Ин. 3:5). "Вода"
здесь, как и везде, где о ней говорится в отношении к духовному
рождению, означает "Слово Божие" (Еф. 5:26; Тит. 3:5-6). "Вы уже очищены
чрез Слово!.." (Ин. 15:3). "Родил Он нас Словом Истины!.." (Иак. 1:18).
"Вера от слышания, а слышание - от Слова Божия!.." (Рм. 10:17).
В кн. Деяний Апостолов повествуется об одном случае,
который раз навсегда разрешает вопрос крещения, в связи со спасением, а
именно - об обращении сотника Корнилия и его домашних. (Деян. 10:43-48 и
11:13-18). На слушавших Слово Божие в доме Корнилия сошел Дух Святой.
Люди эти уверовали в слышанное ими слово об искуплении во Христе.
Другими словами, им было даровано покаяние в Жизнь, и они были спасены! И
уже после этого они крестились! "Кто может запретить креститься водою
тем, которые, как и мы", говорит ап. Петр, "получили Святого Духа?"
И, наконец, - делать крещение условием для получения
спасения - противоречит всему учению Св. Писания о благодати Божией!
Чрез Новый Завет красной нитью проходит одна и та же истина, что ВЕРА,
или УВЕРОВАНИЕ в Христа есть единственное УСЛОВИЕ СПАСЕНИЯ!
Все это громадное множество категорических утверждений
Нового Завета никем не может быть ни отвергнуто, ни оспорено, ни
изменено! Бесчисленные тьмы тем людей пережили рождение Свыше, пережили
благодатное спасение Христово чрез хотя бы следующие немногие места из
Св. Писания, говорящие о спасающей вере: Деян. 10:43, 13:39; 16:31; Ин.
1:12; 3:14-18, 36; 5:24; 6:47; Рм. 1:16; 3:19-28; 4:5; Гал. 2:15-16; Еф.
2:8-9; Фил. 3:9; и пр. И что, в самом деле, можно возразить, если Сам
Дух Божий "свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий" (Рм. 8:16) и
что мы рождены Свыше, несмотря на то что иные из переживших это не
успели еще быть крещенными водою?!..
Спасение дается только по благодати. "Дела" человека
(если они делаются для получения спасения!) и благодать Божия взаимно
исключают друг друга! (Рм. 4:4-5 и 11:6). Чрезвычайно ясно раскрывается
это в Посланиях к Римлянам и Галатам. Там безоговорочно подтверждается,
что спасение дается, только и исключительно, ПО БЛАГОДАТИ. - "Не от дел,
чтобы никто не хвалился!" (Бф. 2:9). Ибо все, что бы человек ни делал, -
для ПОЛУЧЕНИЯ спасения, - будь то соблюдение закона, крещение,
миропомазание, причащение или другое какое установление или обряд, - все
это - только "делание" человека самого, и спасения Христова оно ему не
дает. Для получения его надо идти к Голгофе, где спасение совершено и
где его надо ВЕРОЮ принять!
Дела - добрые дела - имеют свое место, определенное
Словом Божиим, в жизни человека УЖЕ УВЕРОВАВШЕГО в спасение Христово! Но
эти дела не есть условие для получения спасения, а следствие принятого
спасения! Они - естественный духовный плод принятого спасения Христова!
Они такой же плод Духа Божия, как, напр., яблоко - естественный плод
яблони! "Мертвое дерево" не может приносить плода. Так и человек - без
рождения Свыше - духовно МЕРТВ, и поэтому плода Духа Святого он
приносить не в состоянии. И - "вера без дел мертва!" Истинный христианин
- человек рожденный Свыше - "делает дела Божий", но - не для получения
спасения, а потому, что он - УЖЕ спасен; спасен чрез искупление,
совершенное для него Христом!
5. Заступничество Девы Марии и святых
Говоря о заступничестве, я имею в виду поклонение Деве
Марии и святым, на посредничество которых многие надеются. Они думают:
"Я, конечно, великий грешник и не могу себя спасти, не могу и жить
праведной жизнью, но у меня есть посредники на небесах; заслуги и
ходатайства их за меня могут открыть мне дверь в Царство Небесное. Они
помолятся, и молитва их умилостивит Христа".
Таким образом, многие грешники, не желающие оставить
своих грехов, рассчитывают на чье-то заступничество у Бога. Они думают,
что, как в земных делах, люди полагаются на влиятельных друзей, могущих
замолвить за них слово, так делается и на небесах... Но этот путь,
возможный пред сильными мира сего, не имеет места у престола Божия, ибо
сказано: "Он не смотрит на лица и не берет даров" (Вт. 10:17). Никакое
искание дружбы с теми, кто находится близ престола Божия, не откроет
грешнику свободного доступа в Царство Небесное. "Человек никак не
искупит брата своего, и не даст Богу выкупа за него" (Пс. 48:8).
Ни Дева Мария, ни святые спасти нас не могут и ничего не
могут сделать для грешников; и все бесчисленные ходатайства так думающих
людей - "моли Бога о нас!" или "спаси нас!" - не достигнут престола
Божия. Спасение было совершено не Девой Марией и не святыми, а Христом, и
лишь чрез Него мы имеем доступ к Отцу, без всякого иного посредника,
ибо "нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало
бы нам спастись" (Деян. 4:12). "Един Бог, един и посредник между Богом ц
человеками, Человек Христос Иисус" (1 Тим. 2:5). Есть только "Единый
Посредник", заметьте это, даже не два, - и этот "Единый Посредник" не
есть Дева Мария, ни кто-либо из святых, но Сам Господь Иисус Христос!
Если известный адвокат берется вести ваше дело, зачем вам
обращаться еще к другим ходатаям, с "меньшим" именем? Наш Небесный
Ходатай, наш Единый Посредник, как свидетельствует Св. Писание, есть
Господь Иисус Христос. Если Его посредничество достаточно, а Бог
говорит, что это так, то зачем же обращаться еще к другим?
Мой друг, не бойтесь придти к Нему с вашим грехом!
Господь Иисус Христос - не какой-нибудь восточный деспот, не сатрап, не
современный диктатор, вход к которым закрыт для простых смертных. Он -
Друг грешников и угнетенных. Но если вы стоите на своем и желаете
обращаться к другим "посредникам", и не хотите расстаться с вашими
грехами, надеясь окольным путем получить спасение, то это все равно ни к
чему! Не поможет! Вы должны обратиться непосредственно к Нему!
6. Соблюдение заповедей
На это ли вы надеетесь? Хорошо, допустим, что вам
действительно удалось бы соблюсти все заповеди. Вы оказались бы только
отрицательным христианином. Спасение не заключается в неделании чего-то.
Спасение не есть "делай" или "не делай", а то, что уже "сделано", уже
"совершено"! Не то, что вы "делает е", или "совершаете", а то, что
"совершил" Христос! Имеет значение не "ваше делание", а "дело,
совершённое Христом на Голгофе!".
Приведем такой пример. Вот человек, которому остается
жить лишь несколько минут. "Что мне делать, чтобы спастись?" - взывает
он. "Соблюдай заповеди!" - отвечаете вы. "Соблюдать заповеди? Хорошо, но
у меня нет времени даже начать их соблюдение", отвечает умирающий; -
"ведь, я умираю!.." - Да, это сущая правда. На смертном одре уже нет
времени для соблюдения заповедей; там уже поздно. - Разбойник на кресте
не имел времени для соблюдения заповедей, а, вместе с тем, он был
спасен.
Благодарение Богу, соблюдение заповедей, как средство для
достижения спасения, есть только один из многих ложных путей, которые
не приводят к целя. Если соблюдение закона заповедей является
единственной надеждой человека на спасение, то человек уже обречен, ибо
Господь Иисус Христос совершенно ясно говорит: "Никто из вас не
поступает по закону" (Ин. 7:19). И если вы все же думаете, что вы
соблюдаете весь закон, прочтите внимательно и вдумчиво слова Господа в
Евангелии от Матфея - 5:27-28 и 22:35-40.
Но предположим, что вы действительно соблюдаете заповеди.
Это не может сообщить вам Жизни, Вечной Жизни. Вы скажете: я не приемлю
имени Господа Бога всуе, я не убиваю, не лгу, не краду; я никогда не
поклонялся идолам и т. д. Найдутся многие тысячи людей, которые смогут
сказать то же самое, даже и из числа неверующих, для которых религия не
имеет вовсе никакого значения. Можно исполнить все заповеди, вплоть до
соблюдения иудейской субботы, - и все же пренебречь Господом Иисусом
Христом и Его искупительной смертью. Бог не обещает Вечной Жизни за одно
только неделание зла. Нет, дорогой друг, соблюдение закона заповедей
никогда никому Жизни не сообщило и не сообщит! Послушайте, что говорит
Слово Божие: "Если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно
праведность была бы от закона" (Гал. 3:21).
Подобно зеркалу, закон лишь открывает наше греховное
состояние. Но как зеркало не устраняет уродства, а лишь его
обнаруживает, - так и закон нас не исправляет, а только устанавливает
греховность и крайнюю испорченность нашей природы. "Законом познается
rpexl" (Рм. 3:20). "Оправдывающие себя законом, остались без Христа,
отпали от благодати" (Гал. 5:4). "Если законом оправдание, то Христос
напрасно умер" (Гал. 2:21).
Перечтите эти стихи и глубоко их продумайте! Они не нуждаются в особом толковании.
7. Молитва и чтение Слова Божия
Сомнительно, чтобы нашелся кто-либо, кто действительно
верил бы, что молитва и чтение Слова Божия, сами по себе, могут спасти
человека. И, все-таки, некоторые люди настолько неразумны, что именно на
этом основывают свою надежду на спасение. Но, ведь, это опять-таки
собственное "делание" человека!.. Господь Иисус Христос так разрешает
этот вопрос: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь Жизнь
Вечную, а они свидетельствуют о Мне; но вы не хотите придти ко Мне,
чтобы иметь Жизнь" (Ин. 5:39-40). Вечная Жизнь - не в Св. Писании, а во
Христе Самом! "Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь Жизнь!.." (Ин.
5:40). Одно дело - читать Св. Писание, и совершенно другое - придти к
Господу Иисусу Христу!
Что же касается молитвы, то вспомните слово Господа:
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и
лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение!" (Мф.
23:14). Фарисеи были величайшими молитвенниками в мире. Но вместо того
чтобы дать им Жизнь, молитвы их навлекли на них лишь проклятие. Есть,
конечно, истинная молитва, совершаемая "в духе и в истине". Такая
молитва есть, однако, лишь средство общения с Богом, необходимое для
сохранения и развития духовной жизни верующих, а не путь спасения. Ни
молитва, ни чтение Св. Писания не являются основанием нашего спасения.
8. Молитвы за умерших
"Если я в этой жизни не успею спастись, то все же есть
еще надежда на спасение после смерти!" - думают многие члены разных
христианских вероисповеданий. Но как же они надеются спастись после
смерти? Я очень просто - церковь будет молиться об упокоении их душ! С
этой именно целью и совершаются особые заупокойные службы, панихиды,
сорокоусты и пр. Некоторые лица, особенно из богатых, жертвуют большие
суммы, с тем чтобы после их смерти церковь молилась за них. Сколько
храмов выстроено на деньги, оставленные богачами для молитв об упокоении
их душ! Как много богачей, которые приобрели свои состояния, без
милосердия обманывая всю свою жизнь тысячи людей, а затем оставляли
церкви громадные суммы, надеясь этим обеспечить себе место в Царстве
Небесном!
Такое основание спасения претит здравому смыслу и
противно справедливости, ибо, опираясь на него, человек имеет
возможность грешить в настоящем мире, в надежде что после смерти церковь
замолит его вину. К чему же тогда и жить праведно? Но такая надежда не
имеет подтверждения в Св. Писании. Богач, оказавшийся в аду, услышал в
ответ на свою мольбу об уменьшении мук: "Между нами и вами утверждена
великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и
оттуда к нам не переходят" (Лк. 16:26). О молитве за умерших не сказано
ни единого слова ни в Ветхом, ни в Новом Заветах.
Бог принимает всякого, чистосердечно раскаявшегося
грешника и оправдывает его чрез веру в пролитую Кровь Господа Иисуса
Христа, даруя ему уже теперь Вечуную Жизнь.
Вместо того чтобы грешить в этой жизни и надеяться, что
кто-то после смерти вымолит вам спасение, покайтесь теперь и примите
Господа Иисуса Христа, как своего личного Спасителя, пока вы еще на
земле! "Вот, теперь время благоприятное; вот, теперь день спасения!" (2
Кор. 6:2).
9. "Я делаю все, что в моих силах!.."
Многие говорят, что они делают для своего спасения, все,
что в их силах. Допустим на мгновение, что человек в силах вести такую
жизнь, где действия его и все другие проявления соответствуют наивысшим
возможным требованиям. И, все-таки, я хочу спросить вас, не было ли в
вашей жизни хотя бы только одного единственного случая, когда вами не
было сделано то "наивысшее" лучшее, что было в ваших силах? Вы, конечно,
должны будете согласиться, что такие случаи были, - и тогда вы погибли,
погибли в силу своего собственного признания! Это естественно вытекает
из избранного вами же самим пути спасения и основания для вашего спасения.
Ибо, если "делание наилучшего, что в ваших силах", является основанием спасения,
то вы должны погибнуть, так как хорошо знаете, что нет никого в мире,
кто бы мог сказать: "Я всегда и во всем делал только наилучшее, что было
в моих силах!" Таким образом, и это основание для спасения оказывается
ложным. Оно никогда еще не было в состоянии выдержать испытания.
"Все мы сделались, как нечистый, и вся праведность наша, -
как запачканная одежда!" (Ис. 64:6). Заметьте, тут не сказано - вся
неправедность наша или порочность и низость наши; но вся праведность
наша, доброта и наилучшие дела наши, самое лучшее, что мы есть и что мы
имеем, - все это, как запачканная одежда, в очах Божиих. И вот,
все-таки, вы берете всю эту запачканную одежду и пытаетесь прикрыть ею
свою духовную наготу! И вы думаете, что, делая наилучшее, что в ваших
силах, вы сможете удовлетворить Бога! Какая это нелепость! И "наилучшему
вашему" не удовлетворить Бога вовек!
10. Исправление жизни
Дорогой друг, ни в одном человеке нет от природы ни
единой "искры" Жизни Божией! Поэтому наша старая природа никак не может
быть исправлена. Люди нередко говорят, что они "начнут новую страницу
жизни"; но это совершенно неосуществимо.
Ученик делает кляксу в своей тетради, и сразу же
переворачивает страницу и начинает новую, чистую и белую. Учитель
подходит взглянуть на его работу, и новая страница выглядит великолепно.
Но, желая видеть и ту работу, что была сделана раньше, он
переворачивает страницу и находит там чернильное пятно.
Хорошо, мой друг, начать новую страницу жизни, но что же
делать со старыми? За каждую из них надо будет дать отчет; каждая из них
будет снова раскрыта в день суда. "Всякое дело Бог приведет на суд, и
все тайное, хорошо ли оно или худо" (Еккл.12:14).
"Хорошо, а что вы скажете о своей собственной жизни?" -
спросите вы меня. "Разве нет в ней греховных пятен и разве и вы не
должны страшиться, что Господь откроет и ваши уже прожитые страницы?" -
"Да, мой друг, и я имею греховные пятна, ибо "все согрешили"! Но все же я
не страшусь!" - "Почему?" - спросите вы. - "Хорошо, я расскажу вам об
одном из великих мужей Божиих".
Однажды явился к нему диавол с большим свитком в руках, исписанным с обеих сторон.
"Что это?" - спросил муж Божий.
"Это", - ответил сатана, - "список твоих грехов".
Муж Божий внимательно просмотрел свиток и увидел, что
диавол прав. В списке этом действительно были записаны грехи, давно уже
им забытые, и ему осталось только признать себя виновным.
"Хорошо", - сказал он, - "это все?"
"Нет", - воскликнул сатана, - "отнюдь нет! Есть еще и другой свиток!"
"Пойди и принеси его мне!"
Чрез несколько мгновений диавол вернулся со вторым
свитком, подобным первому. И снова человек Божий должен был признать
свою вину.
"Это все?" - спросил он. "Нет, есть еще один свиток", - ответил сатана.
"Достань и его мне!" - приказал муж Божий.
Диавол вскоре вернулся с третьим списком. Так же внимательно муж Божий проверил и этот список.
"Да", - согласился он, - "все это мои грехи, и все они много совершены. Есть ли еще другие списки?"
"Нет", - ответил сатана, - "это все!"
Спокойно и неторопливо Божий человек наклонился над
столом, обмакнул перо в красные чернила, взял принесенные сатаной свитки
и чрез каждый из них написал следующие слова:
"КРОВЬ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ, ОЧИЩАЕТ НАС ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА!" (1 Ин. 1:7).
Разочарованный и разгневанный, сатана повернулся и исчез.
Точно также, мой друг, и я грешил; и я подобно тому мужу
Божию, виновен. Но, благодарение Богу, уже много лет тому назад, я
принял Господа Иисуса Христа своим личным Спасителем, и Он омыл мои
грехи. И ныне я также могу написать чрез страницы своей убогой и
недостойной жизни те же самые дивные слова: "Кровь Иисуса Христа, Сына
Божия, очищает нас от всякого греха!" Мои грехи омыты Кровью Сына Божия и
они никогда более воспомянуты не будут! Бог видит меня в Сыне Своем,
облеченного в непорочную праведность Иисуса Христа и убеленного Его
пречистой Кровью! Аллилуйя!
Исправление, или реформирование жизни не есть духовное
возрождение! Можно заново выкрасить и старый насос и сделать его очень
красивым, но если вода в колодце дурна, то никакой внешний ремонт насоса
не сделает воду хорошей. Нет, вся беда заключается во внутренности
колодца, а подновленный извне насос остается все тем же самым старым,
только снаружи подкрашенным "лицемером"! Вы должны будете снять доски,
закрывающие доступ к воде, спуститься вниз, до самого дна колодца, и
найти причину заражения воды. Причина эта должна быть удалена без
остатка! - Глубоко-глубоко в сердце человека находится "сточная яма"
греха, которой никак не устранить внешним обновлением! Вся беда в
сердце!
Закон и воспитание могут изменить некоторые стороны жизни
человека, в которых проявляется грех (напр., злоупотребление спиртными
напитками, безнравственность и пр.) и сделать иногда эти формы
беззакония фактически почти несуществующими. Человек, подобно старому
выкрашенному насосу, может показаться обновленным; но от самого "корня"
греха воспитание не избавляет; от греха нет другого средства, кроме
искупительной Крови Иисуса Христа!
Должно очистить внутренность чаши или сосуда!
Подойдем же к самому корню болезни и применим лекарство спасительной Крови!
Никакой хирург, имеющий дело с нарывом, не станет
"замазывать" его или просто заклеивать чем-либо, чтобы придать нарыву
более приятный вид. Он знает, что нужно применить нож и либо вскрыть,
либо полностью вырезать нарыв, ибо лишь после этого заживление больного
места станет возможным, И плохо будет тому человеку, который захотел бы
избавиться от какой-нибудь злокачественной опухоли греха одним лишь
внешним улучшением ее вида!
11. Ложное обращение
Один из ярких примеров неистинного обращения можно найти в
биографии Джона Буньяна, автора всемирно известной духовной аллегории
"Путешествие пилигрима". Он передает подробности своего первоначального,
ложного, обращения в своей знаменитой автобиографии "Преизобилующая
благодать Божия". Каждая фраза Буньяна, в этом его личном свидетельстве,
чрезвычайно жизненна и содержательна. Он говорит об этом так:
"Я взялся за Библию и начал находить большое удовольствие
в ее чтении. Это привело меня к известному внешнему исправлению жизни.
Это коснулось почти всего образа моей жизни. Я начал даже исполнять
заповеди Божий, видя в этом для себя путь в Царство Небесное. Я стал
думать, что угождаю этим Богу и что я, в сущности, ничуть не хуже любого
другого благочестивого жителя Англии.
"В таком состоянии я пребывал около года. Соседи стали
считать меня набожным человеком, обновленным и религиозным, и очень
удивлялись большой и похвальной перемене в моей жизни и поведении; и
действительно, перемена была, хотя я тогда и не знал еще Христа, как
личного своего Спасителя, как не знал ни благодати, ни спасающей веры,
ни надежды. Умри я в то время, я ушел бы в вечную погибель.
"Но как я уже сказал, соседи мои были очень поражены моим
обращением с пути "блудного сына" к нравственной жизни. Они начали
хвалить и прославлять меня и говорить о мне хорошо, как в глаза, так и
за глаза. Я сделался, как они говорили, благочестивым человеком. Узнав,
что о мне так думают, - я очень радовался.
"На самом же деле, я был только бедным и жалким
подновленным лицемером. Но мне нравилось, что о мне говорили, как о
действительно богобоязненном человеке; я был горд своим благочестием.
Все, что я делал, делал лишь для того, чтобы люди видели меня или
говорили о мне хорошо".
* * *
Таковы некоторые из человеческих ложных оснований, ложных
путей спасения. Не является ли какой-нибудь из них и вашим, друг?
Строится ли дело вашего спасения на песке собственных усилий или же на
живой вере в Христа, как в Краеугольный Камень и истинное основание
спасения?
Позвольте предостеречь вас! Все другие пути ведут к
вечной гибели! Да не обманет вас ими никто! Спасение - только в Господе
Иисусе Христе! Лишь Он один может спасти! Человеческие основания или
пути спасения бессильны!
Б. Путь истинный
В один памятный день в Палестине, четыре тысячи лет тому
назад, можно было увидеть двух усталых путников, медленно взбиравшихся
на гору Мориа - отца и сына; бедный старый отец, согбенный и отягченный
годами; и сын, отрок лет семнадцати, державшийся рядом с отцом. Это были
- Авраам и Исаак. Они шли почти в полном молчании; сердце Авраама было
слишком озабочено, чтобы говорить, а Исаак замолк в смутном ожидании
чего-то необычайного. Но, наконец, молчание прервалось.
"Вот, огонь и дрова, а где же агнец для всесожжения?" - спросил сын (Быт. 22:7).
"Сын мой", - ответил ему вдохновленный Духом Господним отец отрока; - "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения!" (Быт. 22:8).
И вот воздвигнут был ими жертвенник, и Исаак, по
повелению Господню, был возложен на него. Авраам взял нож и, занеся
руку, готовился опустить ее, как вдруг остановил его сверху голос:
"Авраам! Авраам! не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего!" (Быт. 22:12).
"И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот назади овен,
запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна, и принес его
во всесожжение, вместо сына своего" (Быт. 22:13).
"Вместо сына своего!.." Прошли после того долгие века, и
Бог усмотрел другого Агнца - Своего возлюбленного Сына, - чтобы Тот
умер, вместо грешного и виновного человека. И когда Сын Божий висел на
кресте, не было голоса "Сверху", ибо не было никого другого, кто бы мог
занять Его место! Итак, Он умер - Иисус Христос, Заместитель ваш и мой!
Это единственное истинное основание спасения! Жертва
Христова - это основание, а все остальное - только песок! Вот почему
спасение - "не от дел" человеческих (Еф. 2:8-9). Христос совершил Свое
дело спасения на Голгофском кресте девятнадцать столетий тому назад!
1. Сущность спасения Христова
Прежде всего я хотел бы остановить ваше внимание на
сущности искупления, совершенного Христом. Если Голгофа о чем и говорит,
то говорит она лишь о Христе, как нашем Заместителе! Жертва,
совершённая Христом, была жертвой заместительной. Таково ясное и
безошибочное значение и прообразной жертвы, принесенной Авраамом; того
жертвенного овна, который был принесен им, как говорит Слово Божие,
вместо Исаака, сына его.
Представим себе, что этот стол пред нами является
грешником, что моя рука представляет собою Господа Иисуса Христа, а
книга на столе представляет собою грех. Взяв книгу (т. е. грех) со стола
(т. е. грешника), я кладу ее на свою руку (т. е. на Христа). Это и есть
то, что нам открывает Дух Святой чрез пророка Исайю о Христе: "Господь
возложил на Него грехи всех нас!" (Ис. 53:6). Бог взял грехи ваши и мои и
возложил их на Своего Сына, Иисуса Христа, Который понес их на Себе и
умер вместо нас!
Неужели вы думаете, что кто-нибудь мог бы убедить
разбойника Варавву, что смерть Христа не была заместительной за него -
вместо него! Это тот Варавва, который, будучи уже осужденным на распятие
на кресте, ждал в своей темнице ужасного мгновения, когда должны были
явиться стражи, открыть темничные двери и вывести его на место казни!
Последуем же за Вараввой в тягостный для него час расплаты за грехи, и
убедимся сами, можно ли было ему усомниться в заместительном значении
смерти Христа. Вот, тяжелый тюремный ключ повернулся в замке, дверь
открылась, вошел тюремщик, но... Варавву не повели на место казни.
Вместо этого, с него сняли цепи, руки его освободили от оков, и чрез
несколько мгновений, к его крайнему изумлению, он увидел себя за оградой
тюрьмы на свободе.
"Почему я освобожден?" - спрашивает он в величайшем изумлении. "Ведь, сегодня я должен быть казнен! Скажи, что случилось?"
"Видишь ли ты тот крест?" - отвечает ему тюремщик, в то время как они подошли уже к подножию Голгофы.
"Да, вижу. Ну, и что же?" - спрашивает Варавва.
"Это тот крест, на котором ты должен был висеть. Но Человек, распятый на нем, занял твое место!"
"В таком случае, Он умирает вместо меня!" - восклицает пораженный разбойник.
"Да", - отвечает ему тюремщик, - "Он умирает вместо тебя!"
И вместо вас тоже, мой дорогой друг! И за вас Господь
Иисус Христос умер в тот день! Он занял ваше место; Он умер вместо вас;
Он стал вашим Заместителем!
Приведу еще пример - ветхозаветный прообразный день
искупления. Весь Израиль собран вокруг Иерусалимского храма.
Первосвященник вводит в середину обширного собрания козла отпущения.
Мертвая тишина охватывает людей. Глаза всех обращены на первосвященника.
Он возлагает руки на голову козла и исповедует над ним грехи народа.
Затем один из служителей проводит козла через все множество народа и
ведет его в пустыню. Глаза всех следуют за ними. Глубокое безмолвие не
прерывается, пока, наконец, и козел, и провожатый его не исчезают вдали
за холмами. До этого мгновения народ пребывает в великой тишине; он
знает, что грехи его прообразно перенесены и возложены на козла. Козел
отпущения стал теперь их заместителем.
И подобно тому как козел отпущения уносил грехи
израильтян, так Агнец Божий, Иисус Христос, одним из прообразов Которого
являлся ветхозаветный козел отпущения, стал нашим Заместителем, взявшим
на Себя и понесшим на Себе все наши грехи и все наши вины. Вот почему о
Нем сказано в Слове Божием: "Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя
грех мира" (Ин. 1:29).
В тот страшный час, когда тьма объяла Голгофу, в то самое
мгновение, когда Господь Иисус Христос в смертельной тоске возгласил со
креста: "Боже Мой! Боже Мой! почему Ты оставил Меня" - тогда, именно
тогда, омерзительный грех мира, грех ваш и мой, был на Нем. Так
невыразимо ужасен был этот грех, что Сам Бог отвратил Лик Свой от Сына
Своего! Господь Иисус Христос должен был один понести на Себе всю
тяжесть нашего греха! Грех человека, грех ваш и мой, поразил в самое
сердце Сына Божия и вызвал у Него этот горький и страшный вопль!
Христос, Сын Божий, умер, как Заместитель ваш и мой!
2. Достаточность жертвы Христовой
Теперь подумаем немного о достаточности искупления,
совершенного Господом Иисусом Христом. "Совершилось!" (дословно:
"Совершено!") - таков был последний возглас Господа на кресте; и этим
словом Он возвестил, что великое дело искупления мира было закончено,
было совершено! (Ин. 19:30). Дивный и победный возглас! Искупление
совершено и закончено во всей полноте! Больше ничего не остается делать!
Дверь избавления открыта! Спасение осуществлено!
Что человек может еще добавить к этому законченному делу
спасения? Чем он может еще восполнить его? Требует ли Бог еще большего,
чем то, что уже совершено Его Единородным Сыном? Нет! Искупление вполне
закончено! Примирение человека с Богом стало теперь возможным! Господь
Иисус Христос исполнил Собою все требования закона Божия! "Незнавшего
греха Бог сделал для нас грехом (дословный перевод!), чтобы мы в Нем
сделались праведностью (дословный перевод!) пред Богом!" (2 Кор. 5:21).
Чтит ли Бога человек, пытаясь добавить к законченному Христом делу
искупления еще что-то и свое?! Нет! да и не может человек сделать больше
ничего! Ему остается лишь положиться верою на то, что сделано Христом!
Многие неистинные пастыри и проповедники Евангелия ложно
учили во время мировой войны, что смерть воина на поле брани дает
свободный вход в Царство Небесное. Благодарение Богу, воины знали, знали
в своем внутреннем человеке, что они не были готовы встретиться с
Господом! Но как оскорбительна такая ложная проповедь для дела
искупления человеков, совершенного Христом! Так "научающие" других
делают Христа, тем самым, лжецом! Ибо если смерть воинов на поле брани
могла бы оказаться заслугой, достаточной для наследования Царства
Небесного, то, конечно, искупительная жертва Христа достаточной не была!
И слово Христа - "совершено!" - не было, в таком случае, правдой! Если
смерть на поле брани может спасти нас, то давайте же все поспешим в бой,
ибо там мы сможем найти легкий доступ в благословенный Небесный град!..
Послушайте, дорогой друг! Всей крови человеческой,
пролитой во всех битвах, сражениях и войнах от начала мира, не
достаточно, чтобы смыть даже наималейший грех одного единственного
человека! Но драгоценная Кровь Богочеловека, пролитая на Голгофе,
однажды - "в конце веков" (Евр. 9:26), - вполне достаточна, чтобы омыть,
и притом навсегда, все решительно грехи всего мира и за все время его
существования! И нет больше нужды ни в каком ином средстве для спасения
от вины греха!
3. Мотив искупления
Что побудило Христа принести Себя в жертву? Что явилось
истинным мотивом искупительной жертвы? А что же могло быть j им, кроме
любви Божией? "Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за
нас!" (Рм. 5:8). "Бог так возлюбил мир, что отдал Единородного Сына
Своего, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь Вечную!"
(Ин. 3:16).
Иногда спрашивают: была ли любовь причиной, вызвавшей
искупление; или же искупление было причиной, открывшей путь для любви?
Другими словами, является ли Бог Ветхого и Нового Заветов одним и тем же
Богом? Люди говорят иногда о "Боге Ветхого Завета", как о Боге-Судии; а
о "Боге Нового Завета", как о Боге любви и милосердия, Нет, дорогой
друг! Бог неизменяем! Он всегда был Богом любви! Ведь, именно любовь
Божия, еще в Ветхом Завете, да и до него - в вечности, предназначила
Христа в жертву искупления за грехи наши! Любовь была истинной причиной,
сделавшей искупление возможным! Искупление не дало нам никакого
"нового" Бога! Сердце Божие, исполненное бесконечной любви и безмерного
милосердия, так глубоко сострадало человеку в его падшем состоянии, что
Бог, в силу Своего свободного изволения, отдал на смерть Своего
Единородного Сына! Какая это дивная и необъятная любовь! Кто в состоянии
измерить ее глубину? Помыслите о том, что Бог, Великий и Всемогущий, "так возлюбил, что отдал!.."
Есть родители, которые учат своих детей, что Бог любит
нас только тогда, когда мы "добрые" и "хорошие", и ненавидит, когда мы
"недобрые" и "злые". Нет, Он любит всегда одинаково, но Он гнушается
грехом нашим.
4. Объем искупления
Хочу закончить настоящую главу еще одной мыслью.
Искупление обнимает весь мир. "Приходящего ко Мне не изгоню вон!" (Ин.
6:37). "Дабы всякий, ВЕРУЮЩИ в Него, не погиб!.." (Ин. 3:16). "Всякий,
ВЕРУЮЩИЙ...",-вот то слово, которым Господь так часто пользуется, говоря
о спасении. Нет грешника, который был бы слишком низким и погрязшим в
грехах, чтобы не сметь придти к Богу во имя Христа! Помните, что Бог
может спасти и вас, дорогой друг, кто бы вы ни были! "Христос Иисус
пришел в мир спасти грешников!.." (1 Тим. 1:15). "Я пришел призвать не
праведников, а грешников к ПОКАЯНИЮ!.." (Мр. 1:17). Если бы кто-либо
стал утверждать, что он и сам достаточно хорош, то, понятно, Господь
Иисус Христос не имел бы никакого отношения к нему! Ему было бы нечего
делать с ним! Но если вы бедный погибший грешник, то вы именно тот
человек, которого Он призывает к Себе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий