Нагорная проповедь названа некоторыми
богословами христианской контркультурой, ибо в ней «поставлены с ног на
голову все общепринятые нормы. Люди, которых Иисус назвал счастливыми,
мир назвал бы несчастными и жалкими; а тех, кого Иисус назвал
несчастными, мир назвал бы счастливыми. Вообразите себе кого-нибудь, кто
бы говорил: «Счастливы бедные, и горе богатым!» Говорить так — значит
полностью покончить с мирскими понятиями о благах» (У.Баркли) . Именно
под этим углом зрения следует рассматривать второе провозглашение
нагорной проповеди «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лук.6:21)
Существует два истолкования
этих слов. Первое: Иисус имел в виду физическое чувство голода, которое
естественно возникает у благовестников евангелия, когда им в условиях
гонений приходится недоедать и недосыпать. Второе: Иисус приводит
сокращенный вариант нагорной проповеди, и для верного понимания ее
следует соотнести с более подробным повествованием евангелиста Матфея.
Матфей же говорит об алчущих праведности. Мне думается, правильным
нужно считать второй вариант. Физический голод далеко не всегда является
спутником христианской жизни, а без праведности следовать за Богом
невозможно.
I. Поиск праведности
Важность праведности
превосходит важность пищи и пития: «Итак не заботьтесь и не говорите:
что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого
ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду
во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все
приложится вам» (Матф.6:31-33).
Провозгласив: «блаженны
алчущие ныне, ибо насытитесь», Господь указал на истинно счастливых
людей, жаждущих праведности так, как голодный жаждет хлеба и жаждущий
воды. Даже ночью он он не оставляет этот поиск: «…голодному
снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; … жаждущему
снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его
жаждет» (Ис.29:8).
Освящение — это практическое
возрастание в праведности. Огромную роль в этом процессе играют
правильные побуждения. От них зависит удача или поражение в достижении
цели. Так мотивом освящения фарисеев было стремление к признанию,
утверждение собственной праведности. Всем известно, к каким трагическим
последствием это привело – к ужасному ожесточению, длящемуся вот уже
2000 лет. Только верные мотивы приведут к благословенному результату.
Хорошей и поучительной иллюстрацией этой истины служит 100 псалом с его
уникальной «программой» освящения.
1 Псалом Давида.
Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. 2 Буду размышлять о
пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?»
К борьбе за святость Давида побуждала милость Бога.
По милости Бога он уже в ранней юности одерживал удивительные победы
на житейском фронте: «И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца
своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из
стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а
если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и
умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим
Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так
поносит воинство Бога живаго» (1Цар.17:34-36).
По милости Бога Давид стал
царем и сделал государство настолько могучим, что мог по праву сказать:
«…иноплеменники ласкательствуют предо мною; по слуху [обо мне]
повинуются мне. Иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих»
(2Цар.22:45-46).
По милости Бога Давид имел
большую семью, и его сын Соломон прославился на века непревзойденной
мудростью. «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и
обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше
мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян» (3Цар.4:29,30). Но,
самое главное, по милости Бога Давид стал пророком и составителем
псалмов, которыми прославляли Бога и утешались поколения верующих.
Милость Божия достойна того, чтобы ей дорожить и ее воспевать. И как
можно огорчать греховной жизнью Того, Кто проявил к тебе невероятно
много милости?
Нужно быть сыном погибели, Иудой Искариотом, чтобы не ответить на Божью милость праведной жизнью.
Второй мотив, побуждавший Давида к освящению — Божья справедливость.
Бог нелицеприятен и наказывает за грех как нечестивых, так и святых.
Божья розга не раз прохаживалась по Давиду, и опыт наказания
предостерегал его от повторных прегрешений. После кары за грех с
Вирсавией Давид остерегался с вожделением смотреть на женщин. После
моровой язвы, посланной за исчисление народа, он и думать не смел
утешать себя статистикой, а не упованием на Бога. Оглядываясь назад, он
мог с благодарностью сказать: «Строго наказал меня Господь, но смерти не
предал меня» (Пс.117:18). Можно ли с упоением грешить, зная, что пламень гнева Божьего до волдырей обожжет душу?
Мотивы освящения Давида —
милость и справедливость Бога ‒ применимы в полной мере и к нам, тем
более что мы имеем больше благ, чем ветхозаветные праведники. Бог через
Христа дал нам выдающееся откровение Своей любви: «В том любовь, что не
мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в
умилостивление за грехи наши» (1Иоан.4:10). И в отношении справедливости
Бога у новозаветных верующих нет никаких сомнений: «Ибо Господь, кого
любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если
вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли
какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без
наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом,
[если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их,
то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те
наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для
пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр.12:6-10).
Далее, Давид обнародовал
практическую программу освящения. Проанализировав свою жизнь, он нашел в
ней наиболее уязвимые аспекты, которые нуждались в особом внимании, и
принял пять важных решений, впоследствии претворенных в жизнь.
1. Быть праведником у себя дома
«Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего»
Давид принял непростое, но
верное решение! Дома человек как на ладони, и его недостатки,
благополучно скрываемые от людей, ‒ жадность, лень, неряшливость,
гневливость — выпирают наружу и ранят ближних. Это давно подметила
народная мудрость: «В гостях Илья, а дома свинья» или: «В людях Ангел — не жена, дома с мужем сатана».
И даже если человек свят,
словно небожитель, это не делает его жизнь легче. «Сам Иисус
свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве»
(Иоан.4:44). Его домашние не веровали в Его мессианство (Иоан.7:5),
считали Его лишившимся рассудка (Мр.3:21), а жители родного Назарета
попытались лишить Его жизни (Лук. 4:29-30). Несмотря на домашнее
отвержение, Иисус Христос продолжал оставаться для родственников Светом и
солью.
Быть праведником дома —
заповедано Писанием как служителям, так и простым членам церкви. Это не
роскошь, а необходимая обязанность, без исполнения которой невозможно
считаться христианином. Апостол Павел не оставил в этом никаких лазеек:
«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от
веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).
Если мы жаждем освящения, то
начнем это с нашей семьи. Великий богослов 18 века Джонатан Эдвардс
воскресным утром 5 мая 1723 принял следующие решения, касающиеся
праведности дома:
«Решено! Не допускать ни
малейшего раздражения в адрес отца и матери ни в чем: ни в малейшем
изменении тона речи, ни в движении глаз; особенно остерегаться этого в
отношении любого члена семьи.
Решено! Стараться отречься
от всего, что хоть в чем-то не согласуется с добрым, приятным и
благожелательным, тихим, мирным, довольным, простым, сострадательным,
щедрым, смиренным, кротким, целомудренным, покорным, услужливым,
старательным и прилежным, милосердным, спокойным, терпеливым, умеренным,
прощающим и искренним духом; всегда делать то, к чему меня подтолкнул
бы такой характер. Каждую неделю внимательно проверять, поступал ли я
согласно с этим правилом».
2. Не позволять вещам властвовать над душой
Не положу пред очами моими вещи непотребной;
Будучи
царем, Давид мог бы позволить себе наслаждаться роскошью: «одевающиеся
пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских» (Лук.7:25).
Именно во дворцах задается тон роскоши. Клайв Льюис верно заметил: «наш
стандарт — стандарт правящего класса, у которого роскошь превращается в
потребность так же быстро, как свинина превращается в сосиски. Богатые
не могут вспомнить, откуда пошли их потребности, и не могут положить им
предела». Все мы свидетели неудержимого стремления богатых к
материальным приобретениям: дорогие яхты, дворцы, украшения, вечеринки. А
жене гаитянского диктатора Дювалье заблагорассудилось устроить в
президентском дворце комнату с минусовой температурой, чтобы в условиях
тропиков наслаждаться прогулками в дорогих шубах. Деньги, потраченные на
роскошь — это кровь бедняков и боль страждущих. Давид принял верное
решение ограничить себя разумным набором жизненных благ и не поддаваться
искушению материального стяжательства. Он не желал обогащать свою
плоть, но стремился к нетленным, духовным сокровищам — общению с Богом и
познанием Писания.
3. Отказаться от несправедливости
дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
Зачастую
цари земные сами себе закон. И при неограниченной власти этот закон
становится беззаконием. Русский царь Иван Грозный, по словам посла
Даниила Принца был «так склонен к гневу что, находясь в нём, испускает
пену, словно конь, и приходит как бы в безумие; в таком состоянии он
бесится также и на встречных». Он с садистской жестокостью изобретал
способы казни и нередко во время церковной службы отдавал приказания
подвергнуть того или другого человека истязаниям.
Давид принял решение
руководствоваться в своей государственной деятельности принципами Божьей
справедливости. Он помнил повеление Моисея царю: «чтобы не умножал себе
жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не
умножал себе чрезмерно. Но когда он сядет на престоле царства своего,
должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у
священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во
все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и
старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не
надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от
закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он
и сыновья его посреди Израиля» (Втор.17:16-20).
4. Отвергнуть аморальность
Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
Обычно власть имущие не стесняли себя
моральными запретами и стремились испытать все доступные удовольствия.
Для Давида было важным сохранить чистоту своего сердца и не позволить
греховным удовольствиям ослепить душу. У него были перед глазами
печальные примеры предшественников, предостерегавшие его не сеять в
плоть. Один из них — Самсон, потерявший из-за аморальности не только
свое влияние как судьи Израиля, но и жизнь. Давид не мог забыть и своего
единственного морального падения, за которое он заплатил смертями
четырех детей. Бог благ к чистым сердцем и гневен к растленным душой.
5. Создание благочестивого окружения
Тайно клевещущего на ближнего
своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза
мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем
непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем
поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. С
раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из
града Господня всех делающих беззаконие.
Давид принял судьбоносное
решение по формированию своего ближайшего окружения: он отделяется от
клеветников, гордецов, лжецов, нечестивцев и имеет дело только с
праведными людьми, отличающихся верностью и непорочностью. Он знал, что
худые сообщества развращают добрые нравы, а хорошие способствуют их
укреплению. Ему было не все равно, что сделает с его душой окружение.
Нам был бы полезен опыт Давида. Без
принятия решения быть праведным и без молитвы о Божьей помощи в его
осуществлении нам не обойтись. Упомянутый выше Джонатан Эдвардс в
двадцать лет принял множество практических решений достигать
праведности, которые сделали его счастливым и если мы примем их, сделают
счастливыми нас:
- Решено! Делать все, что максимально послужит Божьей славе, а также моему благу, пользе и удовлетворению, во все дни жизни моей, во все времена, сейчас и через мириады веков.
- Решено! Споткнувшись и отступив в чем-либо от этих резолюций, раскаиваться во всех проступках, какие удастся припомнить, сразу, как только об этом подумаю..
- Решено! Не делать ничего, что побоялся бы сделать в последний час своей жизни.
- Решено! Во всех отношениях, в словах и делах, всегда вести себя так, как если бы не было грешника худшего, чем я, и как если бы я совершил все те же грехи и был подвержен всем тем же слабостям, что и другие; пусть известие о чьих-то проступках вызывает у меня лишь стыд за самого себя и побуждает исповедовать мои собственные грехи и мою ничтожность перед Богом.
- Решено! Стараться находить тех, кто нуждается в милостыне и благотворительности..
- Решено! Ни о ком не говорить плохо и не принижать ничью репутацию ни в малой степени, если только для этого нет по-настоящему веских причин.
- Решено! Жить так, чтобы после смерти не сожалеть об этом.
- Решено! Соблюдать строжайшее воздержание в пище и питии.
- Решено! Постоянно проверять, что заставляет меня хотя бы в малой степени сомневаться в любви Божьей, и направлять все мои силы против этого зла.
- Решено! Изучать Писание столь прилежно, последовательно и часто, чтобы для меня самого был очевиден мой рост в познании Слова Божьего.
- Решено! Никогда не считать молитвой или прошением то, на что я не могу надеяться получить от Бога ответ, и не молиться так; никогда не считать исповедью то, что Бог никогда бы не принял.
- Решено! Ничего не говорить ради шутки, насмешки или забавы в день Господень. Воскресный вечер, 23 декабря 1722..
- Решено! Услышав о чьем-либо добром примере, стараться подражать ему. 8 Июля 1723.
- Решено! Когда подкатывает гнев или искушение поддаться своей греховной природе, прилагать больше всего стараний, чтобы и чувства, и поступки отражали благую природу; в такие минуты как бы нарочно проявлять благую природу, хотя бы в других отношениях это было и невыгодно и хотя бы в другое время это было бы неблагоразумно. 12 Мая, 11 и 13 июля.
- Решено! Обнаружив в себе «воздыхания неизреченные» (Рим. 8:26), о которых пишет апостол, и «томление души» (Пс. 118:20), о котором пишет псалмопевец, поддерживать их всеми силами и неустанно изливать свои желания пред Богом снова и снова. 23 Июля и 10 августа 1723.
Такие подробные и непростые резолюции
принял этот молодой человек в юности. Неудивительно, что именно он стал
отцом великого духовного пробуждения в Америке в середине 18 века!
Воистину, блаженны алчущие правды!
II. Счастье праведных
Напряженное искание праведности с
лихвой окупит себя. Об этом ясно свидетельствуют многие тексты Библии.
Рассмотрим несколько групп таких текстов, объединенных тематически и
поясняющих счастье праведных.
- Радость о Боге и поклонение Ему
«Радуйтесь, праведные, о Господе: правым
прилично славословить» (Пс.32:1). «Имя Господа — крепкая башня: убегает
в нее праведник — и безопасен» (Прит.18:11)
- Понимание Божьего слова
«Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
Страх Господень чист, пребывает вовек.
Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже
множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой
охраняется ими, в соблюдении их великая награда» (Пс.18:8-12).
- Надежда на Божью заботу и защиту
«Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его» (Пс.5:13).
«Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс.10:5).
«Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его — к воплю их» (Пс.33:16).
«Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс.33:20).
«Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых» (Пс.36:16).
- Вмененная праведность по вере
«Так и Давид называет блаженным
человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел» (Рим.4:6).
«А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что
праведный верою жив будет» (Гал.3:11).
- Полезная людям жизнь
«Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает» (Пс.36:21).
«Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду» (Пс.36:30).
«Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение» (Прит.12:26).
«Я был молод и состарился, и не видал
праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс.36:25)
«Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!»
(Прит.20:7).
«Пусть наказывает меня праведник: это
милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит
голове моей; но мольбы мои — против злодейств их» (Пс.140:5).
«При благоденствии праведников
веселится город, и при погибели нечестивых [бывает] торжество.
Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых
разрушается» (Прит.11:10,11).
«Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие» (Быт.18:26).
- Одухотворенная жизнь
«Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит.4:18).
«Праведник цветет, как пальма,
возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они
цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в
Нем» (Пс.91:13-16)
- Способность принимать правильные решения
«Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются» (Прит.11:9)
«Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Прит.15:28)
«Соблюдение правосудия — радость для
праведника и страх для делающих зло» (Прит.21:15). «Праведник тщательно
вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела» (Прит.29:7).
«ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» (Прит.24:16)
- Блаженство в смерти
«Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» (Чис.23:10)
«Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» (Прит.10:7).
«Праведник умирает, и никто не принимает
этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются [от земли], и никто не
помыслит, что праведник восхищается от зла» (Ис.57:1).
- Обладание вечной жизнью
«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:46).
Нам стоит молитвенно
взвесить все благословения праведного образа жизни и стремиться к нему.
Освящение не совершается автоматически или одномоментным восхитительным
переживанием. Это тяжелый каждодневный труд. Мне близко свидетельство
Джона Мак- Артура, которым я и хотел бы завершить проповедь: «Я посещал
церковные собрания, или лагеря, или подобные мероприятия и слушал, как
какой-нибудь лектор или проповедник изливал душу, говоря о посвящении
или освящении. На самом деле, он призывал к тому, что богословы называют
«триумфализмом», а я называю «святым скачком». Это как перелет с одного
уровня на другой, с одного плато на другое. И некоторые люди
утверждают, что это на самом деле возможно. Такое якобы может случиться,
когда ты начнешь понимать более глубокую жизнь, когда в твоей жизни
произойдет так называемое «второе благословение», когда ты получишь
«крещение Духом, когда ты заговоришь на иных языках, когда будешь заклан
в Духе. Вот тогда ты сможешь совершить «великий скачок»».
Знаете, меня это сильно
тревожило, потому что у меня ничего не получалось. У меня не было этого
скачка. При этом я видел, как окружающие меня люди пытались совершить
этот скачок, но через некоторое время «спрыгивали» назад. Мне было
непонятно, что происходит. …На самом деле, наша задача постоянно и
постепенно возрастать, все больше уподобляясь Христу, а это достигается
исключительно через ежедневное послушание. Не существует святых скачков.
В жизни могут происходить кризисные моменты, бывают такие минуты, когда
можно прийти к пониманию библейской истины, бывает, что человек, долгое
время пребывавший во грехе, избавляется от него, принимает волевое
решение быть верным Христу и делает решительный шаг в этом направлении.
Однако при этом не происходит резкого скачка в некое новое измерение.
Это всего лишь очередной шаг в долгом процессе послушания. Возможно, это
более решительный шаг, чем те, что были совершены ранее, но это всего
лишь процесс».
Комментариев нет:
Отправить комментарий