Ранняя Церковь о войне и насилии

Дорогие
друзья, предлагаем Вашему вниманию высказывания учителей и
проповедников христианской Церкви с I по начало IV века.
Бескомпромиссная позиция этих подвижников и мучеников, представляющих
как западные, так и восточные регионы, была универсальной для Ранней
Церкви, трепетно относившейся к учению своего Господа и Спасителя в те
века гонений и преследований. Какой же глубокий контраст составляeт этa
боготрепетная позиция с учением о "справедливой войне", вышедшим позднее
из под пера заблуждающихся богословов и оказывающим влияние на миллионы
христиан по сей день.

«Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея 26 глава, 52 стих).
«Иисус
отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство
Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан
Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Евангелие от Иоанна 18 глава, 36 стих).
«Если
злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий
почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не
пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как
посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй
Бога за такую участь» (1-е Послание Петра 4 глава, 14-16 стихи).
«Не
дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли
из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в
смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы
знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем
пребывающей» (1-е Послание Иоанна 3 глава, 13-15 стихи).

...
Христиане же, царь, так как они всюду ходили и искали, обрели истину и,
насколько можно судить из их писаний, подошли к ней и к правильному
познанию гораздо ближе всех остальных народов. Ибо они познали Бога
Творца и устроителя всяческих и кроме Его не почитают никакого иного
Бога. От Него они получили заповеди, которые имеют начертанными в
сердцах и их они сохраняют, ожидая воскресения мертвых и жизни будущего
века. Ради этого они не прелюбодействуют, не распутствуют, не
лжесвидетельствуют, не ищут чужого, почитают отца и мать, справедливо
судят. Чего не хотят себе, не делают того другому, обижающих их
увещевают и делают их полезными себе самим, стараются
благодетельствовать даже врагам.

...
Эллины же, царь, сами творя постыдное, до беззаконных связей с мужьями,
матерями, сестрами и дочерьми, вину своего нечестия обращают на
христиан. Христиане, наоборот, праведны и благочестивы, друзья истины и
великодушны. Так что, зная заблуждение их, они переносят насмешки и
удары их и даже еще более оказывают им сострадания, как людям, не
ведущим истины, и молятся за них, чтобы они обратились от своего
заблуждения» (Аристид около 125-145 гг., Апология. О почитании Бога Всемогущего, главы 8, 15, 16, 17).

«А о том, чтобы быть незлопамятными, услужливыми для всех и негневливыми, вот Его слова: «Ударившему
тебя в щеку подставь и другую, и кто берет у тебя рубашку или одежду,
не препятствуй. Кто рассердится, тот повинен огню. Кто понудит тебя
пройти версту, пройди с ним две. Пусть сияют добрые дела ваши пред
человеками, чтобы они, видя их, прославляли Отца вашего, который на
небесах». Мы не должны производить ссоры, и Он не хочет, чтобы мы
были последователями худых людей; но Он увещевал нас терпением и
кротостью отводить всех от постыдных дел и пристрастия к злу. Это я могу
показать на многих из наших, которые из наглых и свирепых переменились,
будучи побеждены или тем, что насмотрелись строгости жизни своих
соседей, или тем, что видели в спутниках чудное терпение в перенесении
обид, или из опыта узнали нравы тех людей, с которыми соприкасались по
делам» (Иустин Мученик около 160 г., Первая Апология, глава 16).



«Итак,
кто из здравомыслящих может сказать, когда таков наш образ жизни, что
мы человекоубийцы? Ибо не возможно есть мясо человеческое, не убив
наперед кого-нибудь. Первое – ложь, а на счет второго, если кто спросить
их, видали ли они то, о чем говорят: то никто не будет так бесстыден,
чтобы сказать, будто он видел это. У нас есть и слуги, у иных больше, у
других меньше, от которых невозможно скрыться: однако и из них никто не
говорил такой наглой лжи об нас. Ибо тех, которые, как известно, не
хотят смотреть и на справедливо казнимого: тех кто обвинить в
человекоубийстве или человекоядении? Кто не стремится с любовью на
зрелища борьбы гладиаторов и зверей, особенно если они даются вами? Но
мы, думая, что смотрить на убийство почти то же, что совершать оное,
отказываемся от таких зрелищ. Как же мы, которые даже не смотрим на
убийства, чтобы не приобщиться преступлению, можем сами быть убийцами?
Если мы утверждаема что женщины, вытравляющие зародившихся младенцев,
делают человекоубийство и дадут Богу отчет за вытравление, то как же
сами станем убивать человека? Ибо не свойственно одному и тому же
человеку – почитать находящегося еще во чреве младенца живым существом, о
котором также печется Бог, и умерщвлять того, который родился для
жизни: не свойственно бросать родившегося, так как бросающие совершают
детоубийство, и в то же время – убивать уже вскормленного. Мы во всем и
всегда равны и одинаковы, подчиняясь разуму, а не владычествуя над ним» (Афинагор Афинский около 175 г., Прошение о христианах, глава 35).

«Потому
что не в военное время, а во времена мирные совершается наше спасение.
Война требует сложных приготовлений, жизнь раздольная требует больших
издержек; мир же и чувство, проникнутое христианской любовью, простые и
довольствующиеся малым братья не нуждаются ни в каком оружии и ни в
каких сложных снаряжениях. Их пищей является Логос (Слово)» (Климент Александрийский около 195 г., Педагог, Книга 1, глава 12).
«Пьянством
особенно отличаются скифы, кельты, иберияне, фракияне – народы сплошь
воинственные; и они думают, что, предаваясь пьянству, предаются занятию
прекрасному и их осчастливливающему; мы же, народ мирный, садимся за
стол для наслаждения, а не для разнузданности; мы вкушаем от напитка
дружественности в меру, через него, поистине, обозначая лишь
дружественность наших связей» (Климент Александрийский около 195 г., Педагог, Книга 2, глава 2).

«Идольских
же изображений на своих перстнях мы не должны гравировать; не должно и с
каким-то почтением относиться к таким перстням; и перстней с
изображением меча или лука не должны мы носить: мы, ведь, состоим
друзьями мира; не должны мы иметь на своих перстнях и изображений
различного рода кубков: мы, ведь, люди воздержанные. Многие носят
перстни с изображением на них в нагом виде своих возлюбленных или из
мужчин, или из женщин, как будто для невольного напоминания себе о своих
любовных удовольствиях, чтобы не забывать о них, но постоянно вызывать
их в своем воспоминании: это разнузданность» (Климент Александрийский около 195 г., Педагог, Книга 3, глава 11).

«Пойдем
далее. Господь заповедует нам облегчать и вьючных животных нашего
врага, когда они обременены непосильной тяжестью, и помогать им встать,
когда они падают. Не учит ли он нас исподволь на этом примере не
радоваться бедствиям других и не тешиться несчастьями наших врагов? И
это для того, конечно, чтобы через упражнение в этих добродетелях
подготовить людей к последующему восприятию заповеди молиться за
врагов... Итак, только человек, творящий добро ближним, поистине
воплощает в себе образ Божий. Его благотворение полезно и ему самому,
ведь, подобно кормчему, он спасает не только других, но и самого себя...
Следует и врагу помогать, чтобы он не оставался врагом, ибо помощь
укрепляет доброжелательность, а вражду рассеивает» (Климент Александрийский около 195 г., Строматы, Книга 2, глава 19).
«Мужеством,
в таком случае, оказывается верность и выносливость, которая позволяет
ударившему по одной щеке, подставить другую, а забравшему плащ, отдать и
хитон, обуздав свой гнев. Мы не желаем, чтобы наши женщины, подобно
амазонкам, проявляли свое мужество на войне, поскольку даже мужчинам
подобает быть миролюбивыми» (Климент Александрийский около 195 г., Строматы, Книга 4, глава 8).

...Мы
существуем со вчерашнего дня, и наполнили собою все ваши места: города,
острова, крепости, муниципии, места собраний, самые лагери, трибы,
декурии, дворец, сенат, форум. Одни только храмы ваши мы оставили вам. К
какой открытой войне мы не были бы способны, на какую войну мы не были
бы готовы, хотя бы и уступали вам в силе, – мы, которые так охотно
дозволяем умерщвлять себя, если бы нашим учением не повелевалось нам
скорее быть самим умерщвленными, чем умерщвлять других? Мы могли бы
сразиться с вами и без оружия, и без бунта, отделясь от вас, как
недовольные вами. Ибо если бы мы, составляя такое огромное число людей,
удалились от вас на какой-либо отдаленный угол земли; то, конечно,
потеря столь многих, каких бы то ни было, граждан не только была бы
позором для вашего господства, но вместе с тем и наказанием. Без
сомнения, вы ужаснулись бы при взгляде на свое одиночество, на остановку
занятий, на какую-то неподвижность вселенной, как бы умершей. Вы
постарались бы отыскивать тех, кем можно было бы управлять. У вас
осталось бы более врагов, чем граждан. Но теперь вы имеете очень немного
врагов благодаря огромному числу христиан, почти всех граждан. Вы
желали бы почти всех граждан, христиан, считать врагами и называть их
врагами скорее человеческого рода, чем человеческого заблуждения. Кто же
вас освобождал бы от тех тайных и всегда расстраивающих души и здоровье
ваше врагов? Я говорю о нападениях демонов, которых мы изгоняем из вас
без награды, без платы. Нашему мщению достаточно было бы одного того,
чтобы предоставить вас свободному господству нечистых духов. Но вы, не
думая о вознаграждении нас за такую помощь, желаете считать нас не
только тяжелым родом людей, но даже врагами. Да, мы враги, но не
человеческого рода, а скорее человеческого заблуждения» (Тертуллиан около 197 г., Апологетик, глава 37).

«Известно,
что рождение Иисуса последовало в правление Августа, который слил –
если можно так выразиться – многочисленные народы земли в одно царство. И
это было важно потому, что существование многочисленных царств,
конечно, послужило бы препятствием в деле распространения учения Иисуса
по лицу всей земли не только по вышеуказанной причине, но еще и потому,
что тогда народы были бы вынуждены вести войну и защищать отечество, как
это действительно и было перед временами Августа и особенно в еще более
отдаленные времена, когда один народ должен был вести войну с другим
народом, как, например, пелопонесцы с афинянами. Итак, каким же образом
это учение мира, не допускающее даже мести за обиды врагов, могло
одержать победу, если бы только пришествие Иисуса не изменило земных
отношений и не привело бы их в состояние уравновешенности» (Ориген около 248 г., Против Цельса, Книга 2, глава 30).


«То,
что чаще и продолжительнее становятся войны, что неурожай и голод
увеличивают беспокойство, что свирепствующие болезни расстраивают
здоровье, что язвы производят опустошения в роде человеческом, – знай,
что все это предсказано; – предсказано, что в последние времена зло
умножится и бедствия разнообразятся и что, с приближением дня судного,
суд разгневанного Бога более и более усилится на поражение рода
человеческого. А все это происходит не оттого (как ты ложно жалуешься и,
по невежественному непониманию истины, разглашаешь), что мы не почитаем
ваших богов, а оттого, что вы не почитаете Бога. Так как Он есть
владыка и правитель мира, и все делается по Его воле и манию, и ничего
не может произойти кроме того, что сделает или чему быть позволит Он
Сам; то, конечно, когда бывает что-либо, показывающее гнев негодующего
Бога, – оно бывает не чрез нас, которые почитают Бога, а вызывается
великими грехами и действиями, вызывается тем, что вы не ищете и не
боитесь Бога и не стараетесь, оставив пустые суеверия, познать истинной
религии, чтобы таким образом все почитали и молили единого Бога, Который
и есть один для всех... Негодуете, что Бог негодует. Как будто, живя
худо, вы заслужили что-либо доброе? Как будто все то, что случается, не
гораздо еще меньше и легче, чем ваши грехи?
...
Ты, который судишь других, будь иногда и собственным судьею; всмотрись в
тайные изгибы своей совести. Так как уже нет ни боязни, ни стыда за
преступления и грешат так, как будто чрез самые грехи еще больше угодить
можно: то ты, который насквозь виден для всех и для всех наг, осмотрись
и сам на себя. В одно время ты бываешь надут гордостью, в другое –
грабишь из корыстолюбия; то бываешь ожесточен гневом, то расточителен в
игре, то отуманен пьянством, то завистлив от злости; то в распутстве –
кровосмеситель, то свиреп в ожесточении. И ты удивляешься, что гнев
Божий растет на казнь рода человеческого, когда ежедневно возрастает то,
что заслуживает наказания? Жалуешься, что восстает враг: как будто,
если бы врага не было, мир был бы возможен среди самого мира? Жалуешься,
что восстает враг: как будто, если бы внешние оружия и опасности со
стороны варваров были отвращены, не жесточе и не опаснее стало
действовать внутреннее оружие домашнего нападения, в виде ложных
обвинений и обид со стороны более могущественных граждан? Жалуешься на
бесплодие и голод: да разве засуха производит больший голод, чем
грабительство?» (Киприан Карфагенский около 250 г., Книга к Диметриану).
«Но
дабы, открыв истину, яснее видеть следы звания Божия, я покажу тебе,
каков свет, и, разогнав мрак заблуждений, открою самые тайные завесы,
под коими сокрывается отвратительный образ мира. Представь на несколько
времени, что ты взошел на высокую вершину крутой горы и смотришь оттуда
на лежащие внизу предметы. Вознесшись над всем земным, не находя нигде
преграды своим взорам, смотри на вихри волнующегося мира. Ты сам
пожалеешь о нем и, вспоминая о своем прежнем состоянии, проникнутый
благодарностию к Богу, гораздо более обрадуешься тому, что из него
вышел. Смотри: дороги преграждены разбойниками; моря наполнены
грабителями; военные лагери наполнены везде кровавыми ужасами. Вселенная
обагрена кровию человеческою; убийство, почитаемое преступлением, когда
совершается частными людьми, слывет добродетелию, когда совершается
открыто; злодейства освобождаются от казней не по закону невинности, но
по великости бесчеловечия.

...Но,
после опасных дорог, после многоразличных браней, рассеянных по всему
миру, после кровавых или гнусных зрелищ, после мерзостей сладострастия,
совершаемых публично в непотребных домах или скрывающихся внутри
домашних стен, где обыкновенно бывают тем необузданнее, чем неприметнее,
– торжище, может быть, покажется тебе невинным, свободным от наглых
обид, неприступным для соблазнительного бесчинства. Хорошо: обрати туда
взор свой. И здесь встретишь множество тех же самых мерзостей, достойных
отвращения, и тем скорее поспешишь отвратить оттуда свои взоры. Какая
польза, что законы начертаны на двенадцати досках, что права, выбитые на
меди, открыто для всех выставлены? Нарушают законы среди самих законов,
попирают права при самих правах. Невинность не находит защиты и там,
где ее прибежище. Взаимные раздоры неистовствуют до бешенства, нет мира и
среди мирных тог, и скромное торжище оглушается неистовыми криками. Там
все готово: копье, и меч, и палач; когти для терзания, деревянный конь
для пытки, огонь для жжения; для одного тела человеческого гораздо
больше готово казней, нежели сколько в нем находится членов. Кто защитит
среди сих ужасов? Покровитель? Но он вероломец и обманщик. Судия? Но у
него приговор продажный. Кто поставлен наказывать преступления, тот сам
преступник; обвиняемый погибает невинно потому только, что судья
виновен. Везде свирепствует пламень греха, яд пороков оказывает свою
силу над бесчисленными сердцами в неисчисленных видах. Один делает
ложное завещание; другой с уголовно-преступным обманом подписывает его;
здесь отчуждают от наследства детей, там отдают имение совсем чужому
человеку. Противник обвиняет, клеветник настоит; свидетель лжет; с обеих
сторон наглость лживого и продажного языка старается дать обману и
преступлению вид истины и справедливости; а от того с виновным гибнут и
невинные. Законов совсем не боятся: не страшатся ни следователей, ни
судей; что можно купить, то нестрашно. Быть между виновными невинным
есть уже преступление: кто не подражает худым людям, тот уже оскорбляет
их. Права согласились с пороками, и то, что делается открыто, перестало
быть непозволенным. И какой совести, какой справедливости ожидать там,
где совсем нет людей, которые могли бы осуждать порок, где толпятся одни
те, которые сами должны подлежать осуждению?

«И
никто, возлюблениейшие братья, видя народ наш разбегающимся и
рассеивающимся от страха гонения, да не смущается тем, что он не видит
собранного братства, не слышит проповедующих епископов. В такое время не
могут оставаться все вместе те, которым не позволено убивать, но быть
убиваемыми необходимо.

Понесем
храбро щит веры, чтобы, закрываясь им, можно было потушить раскаленные
стрелы лукавого. Приимем также для покрытия главы шлем спасения, чтобы
оградить слух — да не слышит зверских указов, очи — да не видят гнусных
истуканов, чело — да сохранится невредимым знамение Божие, уста — да
победительный язык исповедует Господа своего Христа. Вооружим и десницу
мечом духовным» чтобы она храбро отринула скверны жертвы, чтобы, помня
Евхаристию, а которой преподается тело Господа, она обняла Его, когда
потом будет принимать от Господа награду венцов Небесных. О! Какой
страшный и сколь великий будет это день, возлюбленнейшие братья, когда
Господь начнет судить людей своих и оценивать заслуга каждого по суду
Божественного ведения, — когда виновных пошлет в геенну и мучителей
наших в наказание предаст непрестающему огню, а нам воздаст награды за
веру и упование! Какая будет слава и радость быть допущенными к
созерцанию Бога, удостоиться вкусить радость спасения и вечного света со
Христом, Господом нашим, Богом, приветствовать Авраама, Исаака, Иакова,
всех патриархов, пророков, апостолов и мучеников, радоваться вместе с
праведными друзьями Божиими в Царствии Небесном радостью дарованного
бессмертия» (Киприан Карфагенский около 250 г., Письмо к фиваретянам, с увещанием к мученичеству).
«Ибо
если бы почитался только один Бог, не было бы раздоров и войн,
поскольку люди знали бы, что они дети одного Бога и потому связаны узами
и неразрывной нитью божественного родства. Не было бы никаких интриг,
поскольку [люди] знали бы, какого рода кары приготовил убийцам Бог,
Который видит тайные преступления и даже помыслы. Не было бы обманов,
грабежей, если бы учились наставлениям Бога и довольствовались бы своим и
немногим, предпочитая слабым и тленным [выгодам] прочные и вечные» (Лактанций около 304-313 гг., Божественные установления, Книга 5, глава 8).

«В
самом деле, отвечать несправедливостью — не меньшее зло, чем приносить
ее. Ведь откуда бы рождались между людьми ссоры, откуда возникали бы
борьба и войны, если бы великие бедствия не приносила с собой
нетерпимость, когда на злобу отвечают злобой? Если же злобе ты
противопоставишь терпимость, добродетели вернее которой не существует, и
достойнее которой ничего не может быть обретено человеком, то дерзость
сразу же погаснет, как будто бы ты на огонь выльешь воду. Если
провоцирующая злоба получит вдруг себе в товарищи нетерпимость, то она
вызовет, словно в огонь будет добавлено масло, такое пламя, что его
никакая вода не погасит, а только кровопролитие. Итак, в терпимости
заключен великий смысл, который у доброго человека отнял мудрец Цицерон.
Ведь только она делает так, чтобы не происходило ничего плохого. Если
бы она была присуща всем, в человеческих отношениях не было бы никакого
преступления и никакой злобы» (Лактанций около 304-313 гг., Божественные установления, Книга 5, глава 18).
«В
самом деле, кто считает, что наблюдать за гибелью человека, хотя бы и
заслуживающего смерти, является наслаждением, тот, конечно, оскверняет
свою совесть так, как если бы он сам стал скрытым наблюдателем и
соучастником человекоубийства. Они зовут играми то, где проливается
человеческая кровь. Настолько человечность далека от этих людей, что
когда они уничтожают человеческие души, то считают это игрой, принося
невыносимое страдание тем, в чьей крови находят удовольствие. Я
спрашиваю теперь, могут ли быть благочестивыми и праведными те люди,
которые находящимся под угрозой смерти и умоляющим о пощаде не только
позволяют умереть, но еще и требуют этого и добавляют к смерти [свои]
жестокие и бесчеловечные восторги, не пресыщаясь ранами и не
удовлетворяясь кровью. И даже приказывают, чтобы израненных и уже павших
поднимали вновь и наносили удары в мертвые уже тела, чтобы никто не
обманул их, имитируя смерть. Они даже раздражаются, если один из двух
сражающихся не будет убит быстро, и, словно бы жаждая человеческой
крови, ненавидят промедления. Требуют дать победителям более свежих
противников, чтобы насытить свой взор как можно быстрее. Приученные к
этому, они губят [и свою] человечность. Они не жалеют даже невинных
людей, но требуют в отношении их всего того, что наблюдали в убийстве
дурных.

...Стало
быть, подкидывать младенцев столь же нечестиво, как и убивать их.
Однако детоубийцы сетуют на скудность средств и оправдываются тем, что
не в состоянии прокормить многочисленных детей, будто бы иметь богатства
— во власти имущих и будто бы Бог не превращает ежедневно богатых людей
в неимущих, а бедняков — в богачей. А потому, если кто из‑забедностиневсостояниипрокормитьдетей, будетлучше, еслионвоздержит себя от соития с женой, нежели станет преступными руками губить творение Божие. Если жене дозволительно никакое человекоубийство, то нельзя допускать, чтобы какое‑либо кровопролитие тревожило [праведный] взор, даже если оно осуществляется для народа» (Лактанций около 304-313 гг., Божественные установления, Книга 5, глава 20).

«Сосредоточивать
мысль всегда на пользе отчизны, не обращая внимания на человеческие
распри, — это лишено всякого смысла. Ведь что другое представляет собой
польза отчизны, если не отсутствие пользы для другого государства или
для другого народа, т. е. расширение пределов отчизны, когда
насильственно захватываются чужие земли, т. е. укрепление своей власти,
когда взимается большая дань? Все это вовсе не добродетели, но
ниспровержение добродетелей. Действительно, уничтожается согласие
человеческой общности, искореняется невинность, презирается бескорыстие
чужого, уничтожается, в конце концов, и сама справедливость. Она не
может вынести раздора в роде человеческом, и где бы ни засверкало
оружие, оттуда она неизбежно бежит и удаляется. Правильно ведь сказано у
Цицерона: «Те, кто утверждают, что надо считаться с согражданами, а
не с чужеземцами, разрывают общий союз рода человеческого, с устранением
которого полностью уничтожаются доброта, радушие, милосердие,
справедливость». Ведь каким образом может быть справедливым тот, кто
причиняет вред, кто ненавидит, кто грабит и убивает? Все это совершают
те, кто стремятся принести пользу отчизне. Однако что означает приносить
[истинную] пользу, не знают те, кто не считают ничего полезным и
выгодным, кроме того, что может быть захвачено силой. Но все, что может
быть захвачено, может быть и отнято. Всякий, кто таким образом
приобретет для отечества эти блага, как они их называют, т. е. уничтожив
государства и истребив народы, набьет казну деньгами, захватит земли,
обогатит сограждан, того превозносят похвалами до небес и видят в нем
высшую и совершенную доблесть. Таково заблуждение не только народа и
неискушенных людей, но и философов, которые даже преподают наставления в
несправедливости, дабы неразумие и злоба не были лишены обоснования и
авторитета (Лактанций около 304-313 гг., Божественные установления, Книга 6, глава 6).

Что делать уверовавшим военнослужащим?
«Гладиатор
или кто учит гладиаторов сражаться, или зверолов, находящийся на охоте,
или общественный раб, участвующий в гладиаторском состязании, пусть
прекратят это либо будут отвержены. Кто является языческим жрецом или
стражем идолов, пусть прекратит это либо будет отвержен. Солдат
гражданской власти должен быть научен не убивать людей, отказываться от
этого, если ему приказывают, и отказываться принимать присягу. Если он
не согласен с этим, то должен быть отвержен (из церкви). Военачальник
или гражданский магистрат должен уйти в отставку или будет отвергнут.
Если оглашаемый или верующий желают стать воинами, они должны быть
отвержены, потому что презрели Бога» (Ипполит Римский около 215 г., The Apostolic Tradition of Hippolytus 16)
Комментариев нет:
Отправить комментарий