“Любовь
не радуется неправде, а сорадуется
истине” (1Кор. 13:6).
Вопрос
правды и неправды – основной вопрос
человеческой морали и созидания
человеческого характера. И то, как
человек относится к истине и лжи,
безошибочно определяет его духовную
сущность.
Между
истиной и ложью – непримиримое, резкое
различие. Истина произошла от Бога,
неправда – от диавола.
Одним
из видов неправды, самым разрушительным
и тлетворным, является непроверенная
худая молва о человеке.
Приходится
поражаться, как легко люди верят худой
молве, с какой доверчивостью принимают
непроверенные слухи, с каким
удовольствием, ревностно и злорадно
передают это другим.
Откровенно
говоря, есть в мире особый род людей,
именуемых сплетниками, клеветниками,
наговорщиками, занятием которых
является сеяние зла, распространение
худой молвы. Они чувствуют себя
неудовлетворенными до тех пор, пока не
очернят человека, не обольют его грязью,
пока не подорвут его репутацию и не
положат конец его карьере, выбросив его
за борт нормальной жизни.
Но
– слава Богу! – любовь владеет
удивительной способностью
распознавания: она интуитивно
определяет, где неправда и где истина.
Любовь не радуется, когда человек
попадает в беду по неосторожности, по
неопытности, по чрезмерной доверчивости,
наговору, доносу или клевете. Любовь не
верит худым слухам, не проверив лично их
источника и не установив их
достоверности. Любовь “не принимает
поношения на ближнего своего” (Пс. 14).
Любовь
не радуется злу, когда оно постигает
кого-либо и не предсказывает: “Это
только ягодки, только начало... Вот
увидите... не то еще будет”. Короче
говоря, любовь не злорадствует. Но,
напротив, любовь в таких случаях
преисполняется особым милосердием и
состраданием к потерпевшему.
Другим
видом неправды, с которой любовь не
может ни мириться, ни “сорадоваться”,
является негативное суждение о человеке.
Мы
знаем людей в большинстве случаев не
лично, а понаслышке. И блажен тот человек,
который убедился в том, что никто из
смертных и наполовину так не плох, как
судят о нем люди или как отзываются о нем
его противники.
Нередко
об одном и том же человеке разные люди
могут иметь разные мнения и в своих
суждениях по-разному ошибаться. Очень
часто высказанное нами мнение о
человеке начинается похвалой, а
кончается самым грубым осуждением. Где
причина? Причина в отсутствии любви.
Некто сказал: “Там, где любовь жиденькая,
ошибки другого кажутся очень густыми, а
там, где любовь густая, ошибки кажутся
жиденькими”. Слово Божие
предостерегает нас против ошибочных
суждений о людях, говоря: “Суждение и
осуждение – близки” (Иов. 36 гл.). Там, где
нет подлинной любви в наших суждениях о
человеке, граница между суждением и
осуждением легко сглаживается и
нарушается.
Любое
наше мнение о человеке зависит, главным
образом, от духовного состояния нашего
сердца и степени нашей любви к этому
человеку. Бывают случаи (и таких немало),
когда суждение о человеке, высказанное
без любви, окaзывается не
соответствующим действительности.
Вряд
ли мы ошибемся, если скажем, что всякое
суждение, которое мы выносим о нашем
ближнем, всегда будет неверно. Ибо
воистину, для справедливого суда
требуется Божественная справедливость,
которой мы, люди, к сожалению, не
обладаем. Не поэтому ли Христос лишил
нас этого права, сказав: “Не судите, и не
будете судимы; не осуждайте, и не будете
осуждены” (Лк. 6 гл.).
Судя
о человеке, мы вынуждены иногда иметь
дело только с отдельными его поступками,
а не с характером человека. Мы не
сердцеведцы; мы не можем безошибочно
определять и устанавливать те скрытые
мотивы, которыми человек
руководствовался в своих словах,
чувствах, поступках или поведении.
Наше
суждение о поведении человека в том или
ином случае иногда основано на
сведениях, полученных из вторых рук,
пришедших к нам уже не в меру
преувеличенными или преуменьшенными.
Всякое превратное суждение о человеке –
неправда, а если оно высказано перед
другими, – лжесвидетельство.
Будем
следовать хорошему примеру: если ты
говоришь кому-то о человеке, перечисляй
всегда то доброе, которое ты в нем видишь,
и не больше.
Предоставь
“удовольствие” негодным людям
перечислять все то худое, которое они
так долго и так старательно выискивали в
нем. “Если ты не имеешь ничего доброго
сказать о человеке, не говори о нем вовсе”,
– советует народная мудрость.
Христос
Сам испытал на Себе ложность
человеческих суждений: “И много толков
было о Нем в народе: одни говорили, что Он
добр, а другие говорили: нет, но
обольщает народ” (Ин. 7 гл.).
На
это Он сказал: “Вы судите по плоти, Я не
сужу никого; а если и сужу Я, то суд Мой
истинен, потому что Я не один, но Я и Отец,
пославший Меня” (Ин. 8 гл.).
Дерзнем
ли мы сказать то же самое o своих
суждениях и осуждениях? Если же нет,
тогда воздержимся от ложных
умозаключений, скороспелых приговоров,
безапелляционных вердиктов.
П.И.
Рогозин
Да,мы слабые люди и это самый распространенный грех - судить или осуждать,и не все понимают этой разницы,не все видят или чуствуют эту границу,только с Любовью в сердце живя,можно научиться с любовью и добром к людям относиться и...не судить их,не осуждать,а учиться видеть в них их хорошие стороны...
ОтветитьУдалить