585 лет назад был сожжен на
костре Ян Гус, но по сей день его слово
тлеет в костях человечества.
Краткий очерк об авторе:
Ян
Гус (1369-1415), христианский мученик
дореформационного периода и чешский
народный герой, был посвящен на служение
священника в 1400 году. В течение трех лет
(1409-1412) он занимал должность ректора
Пражского университета. В 1414 г. Яна Гуса
затребовали в Констанцу ответить перед
судом на обвинения в ереси. Обещание
обеспечить ему безопасность, данное
королем Сигизмундом, было нарушено, и
Гуса арестовали. Спустя некоторое время
Констанцский Собор вынес обвинительный
вердикт и передал Гуса гражданским
властям. 6 июля 1415г. Ян Гус был сожжен на
костре.
Данная проповедь взята из
произведения Гуса под названием "De
Ecclesia"
(Церковь), составленного почти через 100
лет после смерти Гуса (в 1513г.) и
опубликованного в 1515г.
***
Вера принадлежит не к сфере
познавательных чувств, но к сфере
сокровенного, тайного. Поскольку
сокрытому бывает трудно верить, для того,
чтобы мы могли подлинно во что-то
поверить, вера должна обладать двумя
элементами: во-первых, истиной для
просвещения ума, а во-вторых,
авторитетностью свидетельства для его
убедительности.
Для веры характерно,
исключая все ложное, принимать истину,
ради которой верующий в нее был бы готов
умереть.
Вторая характерная черта веры
заключается в том, что без доказательств
и специального знания истины Священного
Писания, она будет оставаться для
верующего непонятной или туманной.
О доступном глазу нельзя
сказать «я верю», и о святых на Небе,
видящих то, что от нас пока что сокрыто,
нельзя сказать, что они «верят», потому
что они уже видят. Их вера сменилась
видением и надежда непрекращающейся
плодотворностью.
Третье качество веры состоит в
наличии основания для уверенности в том,
во что земной странник должен верить,
прежде чем он достигнет тихой гавани
спасения. Итак, верующим можно назвать
того, кто получил веру от Бога. Бог же,
дав начальную веру, даст воину Христову (если
тот не будет этому мешать) более ясную
веру.
Значит, для обеспечения
духовного блаженства верующий должен
твердо и непоколебимо верить в
выраженную Богом в Его Слове истину.
Верование есть акт веры, возложение
упования на Божью истину. От каждого
верующего христианина ожидается
беспрекословная, всеобъемлющая вера в
ту истину, которая изложена Духом Святым
в Священном Писании. И потому, что эта
истина заслуживает полного доверия,
человек должен быть готов подвергнуть
свою жизнь даже угрозе смерти.
Можно ли верить написанному
сильными мира сего, заверенному
нотариусами и вообще утверждениям
человеческим? Опыт, как самый лучший
учитель, показывает, что все эти «пишущие»
часто ошибаются. Но не так вера Богу,
Который не может ни обмануть, ни Сам быть
обманутым.
Основание Церкви
Вера, действующая любовью,
служит основанием Церкви, ибо верою
Церковь созидается на Камне - Иисусе
Христе - и верою она Его исповедует.
Апостол Петр говорил от имени всех
верующих: «Ты - Христос, Сын Бога живого».
И это подтверждает апостол Иоанн, говоря:
«...И сия есть победа, побеждающая мир,
вера наша. Кто побеждает мир, как не тот,
кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1
Иоанна 5:4,5).
Для того, чтобы понять, что
является основанием, на котором создана
Церковь, нужно вникнуть, в слова Господа,
обращенные к Петру: «И Я говорю тебе: "Ты
- Петр (камень), и на сем камне Я создам
Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
На вопрос, кто кладёт основание,
отвечают слова - «Я создам», а на вопрос,
на чем оно будет положено, отвечают
слова - «На Камне». Итак, основание, на
котором Церкви надлежало созидаться
Христом, кроется в словах Петра: «Ты
Христос, Сын Бога Живого».
Придите
к Камню живому
Из сего следует, что
основание Церкви - Христос, и на этом
основании апостолы строили Церковь
Христову. Ведь не к себе же призывали они
людей, а ко Христу, Который есть первое,
основное и практическое основание.
Потому апостол Павел писал: «Ибо никто
не может положить иного основания, кроме
положенного, которое есть Иисус Христос»
(1 Кор. 3:11). И не потому ли этот апостол,
сосуд, избранный Богом по благодати,
писал, что он не смеет проповедовать
ничего, кроме того, что сказал ему
Христос? Иначе он уже не строил бы на
Христе, этом самом действительном
основании.
Это
основание и есть та праведность, о
которой Христос говорил Петру. Св.
Августин в своем труде «Проповеди на
слова Господа» говорит: «Господь Иисус
Христос так сказал Петру: «Ты Петр, и на
семкамне - на сем Камне, который ты
только что исповедал, когда сказал «Ты
Христос, Сын Бога Живого» - Я создам
Церковь Мою». Я создам ее на Себе, а не
Себя на тебе».
Учение Августина во всем
согласно с апостолом Павлом, включая и
тот факт, что только Христос является
Основанием и Камнем, на котором
созидается Церковь. О том же говорит и
апостол Петр:
«Приступая к Нему, Камню живому,
человеками отверженному, но Богом
избранному, драгоценному, и сами, как
живые камни, устрояйте из себя дом
духовный, священство святое, чтобы
приносить духовные жертвы,
благоприятные Богу Иисусом Христом» (1
Петр. 2:4-5).
Епископ десятого века Н. Э.
Ремигий Ауксирр сказал: «Основанием
апостолов, пророков и всех верных
является Христос, потому что они
утверждены и укоренены в вере в Него. Ибо
всякий верующий основан на Нем, на Самом
Иисусе Христе, краеугольном Камне
здания Церкви».
От
начала существования мира и до Своего
воплощения Христос был, в силу Своей
Божественности, внешним Главою Церкви,
но после воплощения, в силу Своей
человечности, он стал ее внутренним
Главою. Итак, Главою всей святой
вселенской Церкви всегда был и остается
Иисус Христос, потому что Церковь - Его
Невеста, связанная с Ним узами
бесконечной любви: «Любовью вечною Я
возлюбил тебя и потому простер к тебе
благоволение» (Иер.31:3).
Пастырь
пастырей
Отдавая должное апостолам,
следует сказать, что и они основание
Церкви, только не в том же смысле, в каком
Христос является ее Основанием. Ибо
Христос есть Основание оснований, или
Основа всех основ. Он назван Главою
Церкви, потому что Он самая высшая
Личность в человеческом роде, дающая
всем членам Церкви движение и чувство.
Если говорить о церковном богослужении
и его таинствах, Он - Святейший из святых,
если говорить о послушной пастве, Он -
Пастыреначальник (Пастырь над пастырями),
а если говорить о самом строении,
Христос - Основание оснований.
Выражаясь образно, Христос -
Основание Церкви, потому что ее строение
начинается Им и завершается Им и через
Него. Пророки же и апостолы - основания в
том смысле, что они несут наши слабости.
Апостол Павел писал: «Я, по данной мне
благодати, как мудрый строитель, положил
основание. (преподав веру Христову -
спасение во Христе по благодати), а
другой строит на нем (совершает дела
веры или воплощает свою веру), но каждый
смотри, как строит (свою духовную жизнь
во Христе), ибо ни кто не может положить
другого основания, кроме положенного,
которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:10,11).
Они
созидали своею кровью.
«Строит ли кто на этом
основании из золота (т.е. из учения о
Божественности Христа и всего Небесного),
серебра (из учения о Христе, как Человеке),
драгоценных камней (добродетелей,
которые украшают душу и ее качества)»,
тот, вне сомнения, строит на Христе.
Так строили Церковь апостолы,
когда с ясностью и рвением, со слезами и
страданиями, полагая свою жизнь за
Христа (т.е. до крови сражаясь),
преподавали учение о Христе, как о Боге и
как о Человеке, и о христианских
добродетелях, как следствии спасения. На
Небе мы узнаем, кто из земных пастырей
строил действительно на Христе,
наиболее продуктивно и под
водительством Самого Господа.
С
англ. Вера Кушнир
Комментариев нет:
Отправить комментарий