Мой статус Беседы для души: Немного из истории: Владимир - Красно солнышко
Мой статус
Если Христос не является главой твоей жизни - то твоя жизнь терпит кораблекрушение...

пятница, 3 мая 2013 г.

Немного из истории: Владимир - Красно солнышко

ВЛАДИМИР – КРАСНО СОЛНЫШКО
Умом Россию не понять, сказал поэт, И правда: вот, скажем, Русь языческая поклонялась многим бо­гам и за главного почитала бога солнца и огня - Ярилу; Русь же христианская, только что яростно сопротивлявшаяся крещению и обращенная в новую рели­гию насильственно и с невероятной жес­токостью, именно насильника своего, князя Владимира, стала величать, как возлюбленное божество,
Красным Сол­нышком. А православная церковь причис­лила его к святым и равноапостольным, хотя смертным грехам князя Владимира, если верить летописям, несть числа...
Сын киевского князя Святослава Игоревича и простолюдинки Малуши, служившей ключницей у матери Свято­слава, княгини Ольги, Владимир, родил­ся в начале второй половины Х века. Отец его, собираясь окончательно завое­вать дунайскую Болгарию и там навсегда поселиться, разделил свои земли между сыновьями, и Владимиру достался Нов­город, куда он отправился княжить вме­сте со своим дядей Добрыней, братом Малуши.
В 972 году Святослава убили печене­ги, и между его сыновьями началась вра­жда не на жизнь, а на смерть. Когда Ярополк Святославович убил Олега Святославовича, Владимир Святославович, видя, что братец ни перед чем не остано­вится, чтобы заполучить всю Русь, и опа­саясь за свою жизнь, бежал вместе с дя­дей Добрыней в Швецию. Через два года он направился - уже с варяжской дружи­ной - обратно в Новгород, доставшийся после его бегства Ярополку.
По пути Владимир остановился в По­лоцке, где княжил Рогволод. Его дочь, красавица Рогнеда, уже была объявлена невестой Ярополка, но Владимир сам вознамерился взять ее в жены. Впрочем, юная княжна отказалась идти за сына ра­быни. Это оскорбило и разгневало не толь­ко Владимира, но и его дядю Добрыню, родного брата «рабыни» Малуши. Рогнеде пришлось жестоко поплатиться за свою спесь: Владимир захватил Полоцк, убил ее отца Рогволода и двух его сыновей, а саму гордячку насильно взял в жены.
И пошел на Киев. Захватив стольный град, он отнял его у своего брата вместе с жизнью: Ярополк был убит ночью в соб­ственном дворце.
Варяги-наемники, с чьей помощью Владимир стал единым властителем Ки­евской Руси, не дождались от князя сво­их денег - хотя бы по две гривны с 'каж­дого жителя; даже силой ничего не доби­лись. Не солоно хлебавши, отпросились с миром уйти в Грецию. Владимир согла­сился, но с греческого императора взял слово, что он ни в коем случае не позво­лит варягам возвращаться на Русь.
Утвердившись в Киеве, Владимир по­ставил на холме близ дворца новый исту­кан бога грома и молнии - Перуна, с се­ребряной головой и золотыми усами, а также воздвиг статуи других языческих идолов: бога ветров и огня - Стрибога, бога солнца - Дажбога и прочих... А в благодарность за победы над разными племенами, такими, скажем, как вятичи, жившие на берегах Оки, или ятвиги, жив­шие в лесах нынешнего Гродно, - Влади­мир приносил своим языческим богам и человеческие жертвы. Князь был не только весьма воинственным, но и женолюбивым; помимо Рогнеды у него были и другие жены, а также более 800 наложниц...
И вдруг этот яростный язычник... об­ращается в христианство! Это произошло в 988 году, и летописные повествования об этих событиях полны неточностей и вымы­слов. Наиболее достоверная версия гласит, что Владимир крестился в Корсуни, грече­ском городе на берегу Крыма, нынешнем Херсоне, приняв новое имя - Василий. После крещения немедленно вступил в брак с греческой царевной Анной, сестрой императоров Василия и Константина. Одна из версий утверждает, будто именно ради этого выгодного брака Владимир крестился, а затем приступил к насильствен­ному крещению всей языческой Руси.
Из Корсуня же он привез в Киев первых греческих духовных лиц, а также всю необходимую для богослужения ут­варь и прочие атрибуты. Народ яростно сопротивлялся. Людей насильно бросали в ледяную воду Днепра, а стояли тогда поистине крещенские морозы... Многие при этом погибли, в особенности дети, которые, даже не успев схватить просту­ду, захлебнулись и пошли на дно...
Князь Владимир занимался распро­странением христианства с жестокостью и со страстью неофита во всех подвласт­ных ему землях: строил храмы, снабжал их утварью, загонял туда «паству» и т.д. В Киеве он построил церковь Св. Василия и церковь Богородицы - «Десятинную». На содержание ее и духовенства шла де­сятая часть княжеских доходов. Он при­казал отбирать малышей у знатных роди­телей и отдавать их в обучение грамоте и христианской вере. По сказаниям лето­писцев, матери, провожая детей в эти но­воявленные школы, плакали о них, как о мертвых. Но кого смущают средства -была бы цель благая...
Сам Владимир после крещения, ут­верждают летописи, полностью преобра­зился, стал великодушным и всецело проникся христианской любовью. Впро­чем, он продолжал наслаждаться языче­скими славянскими радостями; безмерно любил пиры и празднества. Особенно бражничали в дни больших церковных праздников или по случаю освящения храмов. В такие дни Владимир-Красно Солнышко пировал не только с боярами, а кормил и поил весь город.
Продолжались и войны - то с пече­негами, то с норвежским принцем Эри­ком, не говоря уже о междоусобицах. За год до смерти Владимира чем-то сильно разгневал его сын Ярослав, и князь со­всем не по-христиански собрался было идти на родное чадо с войском, но в са­мый разгар приготовления к походу его одолела какая-то болезнь, от которой Владимир-Красно Солнышко скончался 15 июля 1015 года.
Тело его погребено в Киеве, в Десятин­ной церкви. От пяти официальных жен у него осталось 11 сыновей, из которых наи­более известны Борис и Глеб, причислен­ные православной церковью к святым. Оба были убиты своим отнюдь не святым бра­том Святополком. Видимо, христианство тогда еще не успело смягчить братоубийственные нравы русских князей.

взято из материалов газеты "Наши дни"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...