ВЛАДИМИР
– КРАСНО СОЛНЫШКО
Умом
Россию не понять, сказал поэт, И правда: вот,
скажем, Русь языческая поклонялась многим
богам и за главного почитала бога солнца и
огня - Ярилу; Русь же христианская, только
что яростно сопротивлявшаяся крещению и
обращенная в новую религию насильственно
и с невероятной жестокостью, именно
насильника своего, князя Владимира, стала
величать, как возлюбленное божество,
Красным Солнышком. А православная церковь
причислила его к святым и
равноапостольным, хотя смертным грехам
князя Владимира, если верить летописям,
несть числа...
Сын
киевского князя Святослава Игоревича и
простолюдинки Малуши, служившей ключницей
у матери Святослава, княгини Ольги,
Владимир, родился в начале второй половины
Х века. Отец его, собираясь окончательно
завоевать дунайскую Болгарию и там
навсегда поселиться, разделил свои земли
между сыновьями, и Владимиру достался Новгород,
куда он отправился княжить вместе со своим
дядей Добрыней, братом Малуши.
В
972 году Святослава убили печенеги, и между
его сыновьями началась вражда не на жизнь,
а на смерть. Когда Ярополк Святославович
убил Олега Святославовича, Владимир
Святославович, видя, что братец ни перед чем
не остановится, чтобы заполучить всю Русь,
и опасаясь за свою жизнь, бежал вместе с дядей
Добрыней в Швецию. Через два года он
направился - уже с варяжской дружиной -
обратно в Новгород, доставшийся после его
бегства Ярополку.
По
пути Владимир остановился в Полоцке, где
княжил Рогволод. Его дочь, красавица
Рогнеда, уже была объявлена невестой
Ярополка, но Владимир сам вознамерился
взять ее в жены. Впрочем, юная княжна
отказалась идти за сына рабыни. Это
оскорбило и разгневало не только
Владимира, но и его дядю Добрыню, родного
брата «рабыни» Малуши. Рогнеде пришлось
жестоко поплатиться за свою спесь: Владимир
захватил Полоцк, убил ее отца Рогволода и
двух его сыновей, а саму гордячку насильно
взял в жены.
И
пошел на Киев. Захватив стольный град, он
отнял его у своего брата вместе с жизнью:
Ярополк был убит ночью в собственном
дворце.
Варяги-наемники,
с чьей помощью Владимир стал единым
властителем Киевской Руси, не дождались от
князя своих денег - хотя бы по две гривны с 'каждого
жителя; даже силой ничего не добились. Не
солоно хлебавши, отпросились с миром уйти в
Грецию. Владимир согласился, но с
греческого императора взял слово, что он ни
в коем случае не позволит варягам
возвращаться на Русь.
Утвердившись
в Киеве, Владимир поставил на холме близ
дворца новый истукан бога грома и молнии -
Перуна, с серебряной головой и золотыми
усами, а также воздвиг статуи других
языческих идолов: бога ветров и огня -
Стрибога, бога солнца - Дажбога и прочих... А
в благодарность за победы над разными
племенами, такими, скажем, как вятичи,
жившие на берегах Оки, или ятвиги, жившие в
лесах нынешнего Гродно, - Владимир
приносил своим языческим богам и
человеческие жертвы. Князь был не только
весьма воинственным, но и женолюбивым;
помимо Рогнеды у него были и другие жены, а
также более 800 наложниц...
И
вдруг этот яростный язычник... обращается в
христианство! Это произошло в 988 году, и
летописные повествования об этих событиях
полны неточностей и вымыслов. Наиболее
достоверная версия гласит, что Владимир
крестился в Корсуни, греческом городе на
берегу Крыма, нынешнем Херсоне, приняв
новое имя - Василий. После крещения
немедленно вступил в брак с греческой
царевной Анной, сестрой императоров
Василия и Константина. Одна из версий
утверждает, будто именно ради этого
выгодного брака Владимир крестился, а затем
приступил к насильственному крещению всей
языческой Руси.
Из
Корсуня же он привез в Киев первых
греческих духовных лиц, а также всю
необходимую для богослужения утварь и
прочие атрибуты. Народ яростно
сопротивлялся. Людей насильно бросали в
ледяную воду Днепра, а стояли тогда
поистине крещенские морозы... Многие при
этом погибли, в особенности дети, которые,
даже не успев схватить простуду,
захлебнулись и пошли на дно...
Князь
Владимир занимался распространением
христианства с жестокостью и со страстью
неофита во всех подвластных ему землях:
строил храмы, снабжал их утварью, загонял
туда «паству» и т.д. В Киеве он построил
церковь Св. Василия и церковь Богородицы - «Десятинную».
На содержание ее и духовенства шла десятая
часть княжеских доходов. Он приказал
отбирать малышей у знатных родителей и
отдавать их в обучение грамоте и
христианской вере. По сказаниям летописцев,
матери, провожая детей в эти новоявленные
школы, плакали о них, как о мертвых. Но кого
смущают средства -была бы цель благая...
Сам
Владимир после крещения, утверждают
летописи, полностью преобразился, стал
великодушным и всецело проникся
христианской любовью. Впрочем, он
продолжал наслаждаться языческими
славянскими радостями; безмерно любил пиры
и празднества. Особенно бражничали в дни
больших церковных праздников или по случаю
освящения храмов. В такие дни Владимир-Красно
Солнышко пировал не только с боярами, а
кормил и поил весь город.
Продолжались
и войны - то с печенегами, то с норвежским
принцем Эриком, не говоря уже о
междоусобицах. За год до смерти Владимира
чем-то сильно разгневал его сын Ярослав, и
князь совсем не по-христиански собрался
было идти на родное чадо с войском, но в самый
разгар приготовления к походу его одолела
какая-то болезнь, от которой Владимир-Красно
Солнышко скончался 15 июля 1015 года.
Тело
его погребено в Киеве, в Десятинной церкви.
От пяти официальных жен у него осталось 11
сыновей, из которых наиболее известны
Борис и Глеб, причисленные православной
церковью к святым. Оба были убиты своим
отнюдь не святым братом Святополком.
Видимо, христианство тогда еще не успело
смягчить братоубийственные нравы русских
князей.взято из материалов газеты "Наши дни"
Комментариев нет:
Отправить комментарий