Мой статус Беседы для души: Из христианской истории
Мой статус
Если Христос не является главой твоей жизни - то твоя жизнь терпит кораблекрушение...

понедельник, 20 мая 2013 г.

Из христианской истории

АПОСТОЛ ПЕТР И РИМСКАЯ КАФЕДРА
(Критико-исторический очерк)
Рассматриваемый вопрос никогда не приобрел бы в церковной истории того важного значения, которое он имеет, если бы на положительном ответе на него Римская церковь и ее епископы-папы не строили своих чудовищных претензий на главенство не только в духовном, но и в светском мире.
Слова Иисуса Христа: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою", а также то обстоятельство, что ап. Петр
будто бы был 25 лет первым епископом Рима, где и принял мученическую смерть, по мнению Римской церкви, являются достаточным основанием для оправдания ее претензий. Если Петру Иисусом Христом была поручена главная роль в деле устроения Его Церкви на земле, а Петр начал это устроение с Рима, в котором и завершил, запечатлев смертью, то, значит, Риму и его епископам была передана Христом Его власть на земле. Таково мнение ортодоксальных католиков, которые для подтверждения его справедливости, не останавливались ни перед софистическими приемами, ни перед подлогами, ни перед пролитием крови.
Уже блаженный Августин слова Христа, обращенные к Петру (Матф.16:18-19), объясняет так: "На той скале, которую ты, Петр, исповедал, что Я есть Сын Бога Живого, Я создам Церковь Мою; на Мне построю тебя, а не Меня на тебе".
Это объяснение является, в продолжение почти двух тысяч лет, единственно допустимым, как соответствующее духу Св. Писания.
Если принять предположение, что Иисус Христос имел в виду назначение кого-либо из апостолов епископом Рима, то нужно согласиться, что Его выбор остановился бы не на апостоле Петре, а на "апостоле языков" - Св. Павле, ибо Он Сам сказал ему: "Дерзай, Павел, ибо как ты свидетельствовал обо Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме" (Деян. 23:11). Мы знаем, что никогда ничего подобного Спаситель не говорил Петру.
Что касается пребывания ап. Петра в Риме, то об этом в Св. Писании нет ни малейшего намека. Единственным местом, на которое указывают тенденциозные толкователи Писания, являются слова ап. Петра:"Приветствует вас... церковь в Вавилоне";причем, на основании Откровения и Талмуда, они утверждают, что под Вавилоном, в данном случае, следует подразумевать Рим, ибо такойде терминологии придерживались евреи апостольских времен.
Даже если бы мы приняли такое сомнительное толкование за истинное, остальные места Св. Писания, в которых упоминается о миссии ап. Петра, не только его не подтверждают, но прямо противоречат ему. Так, например, Господь повелел всем апостолам (в том числе и Петру): "На путь к язычникам не ходите и в город самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Матф. 10:5-6). О Павле же известно, что он с Варнавой, вышед из Антиохии, проповедовал больше среди язычников, чем среди евреев (Деян.13:46-48; 14:27). Когда Петру пришлось иметь дело с язычниками (сотник Корнилий), то для этого понадобилось специальное повеление Господа (Деян. 10). Своей близости к язычникам ап. Петр стыдился и скрывал ее (Гал.2:12).
Ап. Павел прямо говорит, что Господом ему "вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных" (Гал.2:7), и что между Павлом и Варнавой, с одной стороны, и между Петром, Иаковом и Иоанном, с другой, был уговор: первым "идти к язычникам, а им (другим) к обрезанным" (Гал.2:8-10).
Католические богословы утверждают, что Петр появился в Риме в 42-м году после Рождества Христова (в царствование Клавдия), в течение 25 лет был епископом Рима и умер при императоре Нероне в 66-м году, будучи распят на кресте вниз головой (согласно его личной просьбе).
Рассмотрим этот вопрос при свете Св. Писания и согласно научной хронологии. Обращение ап. Павла произошло в 37 г., и из послания его к Галатам (1:18) видно, что в 40 г. он был в Иерусалиме, где 15 дней жил у Петра. Из Иерусалима Петр удаляется в Лидду, где исцеляет Енея, и в Иоппию - местности, отделенные от Иерусалима всего несколькими милями. В Иоппии Петр пребывает "довольно дней" (Деян.9:43). Потом он отправляется в Кесарию, где обращает Корнилия. Это могло быть или в 42, или в 43 году. После сего Петр возвращается в Иерусалим, где подвергается обвинению в общении с язычниками.
Из истории известно, что царь Ирод Агриппа умер в 45 году. В том же году, перед Пасхой, он приказал заключить ап. Петра в тюрьму (Деян.12гл.), с целью убить его после праздника. Итак, в 45 году Петр находился в Иерусалиме, и Деяния Апостолов даже не намекают на то, чтобы апостол до этого или после этого выезжал в Рим. В 51 году состоялся в Иерусалиме первый апостольский собор, в котором участвовал и Петр, удаляющийся после этого в Антиохию. В 58г. ап. Павел пишет свое послание к Римлянам. Если бы Петр был в то время в Риме, ап. Павел, вспоминая около трех десятков имен римских христиан, несомненно, не обошел бы молчанием имени Петра. В 61г. ап. Павел прибывает в Рим, его встречают многие христиане, но среди них нет Петра. И, странная вещь, римские евреи почти никаких сведений о христианстве не имеют. Если бы ап. Петр бывал до этого в Риме, дело, несомненно, выглядело бы иначе.
Ап. Павел пребывает в "вечном городе" два года, пишет оттуда пять посланий и ни в одном из них не вспоминает о Петре. Наконец, осенью 66г. ап. Павел пишет второе послание к Тимофею, в котором жалуется, что все, кроме Луки, его оставили. Римско - католические богословы утверждают, что как раз в это время ап. Петр доживал свои последние дни в Риме, что в это время он трудился вместе с Павлом, был схвачен по приказанию римских властей и распят. Почему же тогда ни евангелист Лука, ни сам Павел ни одним словом не обмолвились о таком значительном факте? Для беспристрастного исследователя, конечной целью которого является лишь достижение истины, может быть только один ответ: ап. Петра не было в Риме; он был, вероятнее всего, там, откуда писал свое первое послание, т. е. в Вавилоне. Способ, при помощи которого он был умерщвлен, также служит еще одним доказательством того, что он умер не в Риме: головой вниз распинали только у парфян, в стране, в пределах которой и находился Вавилон.
Рассмотрим теперь те источники, из которых Римские богословы черпали свои сведения о мнимом епископстве ап. Петра в Риме.
Первым, кто упоминает о прибытии ап. Петра в 42г. в Рим, о его епископстве там и смерти, был Евсевий (умер в 310г.), епископ Римский, автор исторических хроник (Различают нескольких Евсевиев, авторов исторических трудов). Самый полный источник по затронутому нами вопросу - это "История Церкви" другого Евсевия, епископа Кесарийского (умер в 338г.), который подробно рассказывает (но не как очевидец, конечно, а лишь на основании каких-то более древних, до нас не дошедших источников) о священнослужении ап, Петра в Риме и о его смерти там же. К сожалению, в те времена, когда Евсевий писал свою "Историю", взгляда на историю, как на науку беспристрастную, еще не существовало, и потому труд Евсевия является крайне тенденциозным. Евсевия, как историка, наилучше могут характеризовать его же слова о том, что в своем труде он будет "опускать все то, что может унизить Церковь и, наоборот, восхвалять все то, что Церковь прославит". О Петре он писал почти через 300 лет после смерти апостола и свои исторические сведения заимствовал из таких же тенденциозных источников, как и его собственный труд. Кроме того, нужно иметь в виду, что Евсевий Кесарийский писал свою "Историю" во времена и под влиянием папы Сильвестра I (Rufinus'a), одного из первых творцов теории о главенстве Римского епископата; что эту "Историю", доведенную Евсевием до 323 года, продолжил до 395 года Руфин, известный своим бесцеремонным отношением к произведениям Оригена, которые он, Руфин, исказил до неузнаваемости. Все это, вместе взятое, заставляет думать, что, в частности, места об апостоле Петре являются местами, мягко выражаясь, сомнительными. Как на примеры противоречия между данными Евсевия и историческими сведениями более ранних писателей, укажем на такие: 1) Евсевий говорит, что первыми епископами Рима были: ап. Петр, Лин, Клит (он же Аниклит) и Климент. Между тем, св. Ипполит (умер в 225г.) считает, что Клит и Аниклит - два разных лица; он же упоминает Климента перед Клитом; 2) Тертуллиан (умер в 220г.) говорит, что Климент был рукоположен ап. Петром, а Евсевий утверждает, что это рукоположение состоялось в 91г. (смерть же ап. Петра относят к 66 году).Эгезип же пишет: "Прибыв в Рим, я пребывал там до времен пресвитера Аницета (т. е. Аниклита), у которого Елевчиерий был диаконом; тогда не было еще никакой кафедры епископской, которая бы выводила свое начало от апостолов". Если принять во внимание, что указанный Аницет значится в анналах католической церкви как папа со 157-го до 168-го года, нужно признать, что в Риме, по крайней мере, до 157 года не было епископской кафедры.
При таких противоречивых исторических сведениях, трудно настаивать на римском епископстве ап. Петра.
Другим документом, из которого римские богословы черпают данные по тому же вопросу, являются сборники документов, известные под общим названием "Лже-Исидоровых декреталий".
Папские решения и постановления, называемые обычно канонами, или декреталиями, были (в дополнение к официальному сборнику Дионисия Малого) подобраны и систематизированы в 630г., причем подборщик принял на себя имя Севильского епископа Исидора. Это собрание документов около середины IX века было дополнено новыми документами, и уже это полное собрание канонов получило сначала название "Исидоровых декреталий". Наряду с массой подлинных документов, оно представляет серию самых смелых подделок, имеющих целью поднятие авторитета и усиление власти папы и епископов, которых декреталий делают независимыми и свободными от всяких притязаний светской власти. Подделыватель (вероятно, епископ из Турской епархии во Франции) исполнил свою "работу", очевидно, в период времени между 6 Парижским собором 829 года, постановления которого дали "автору" некоторый материал, и собором 857 года в Квиерси, где декреталий уже фигурировали в качестве авторитетного документа.
В эти сборники, как их часть, вошли и так называемые "Псевдо-Клементины" - произведения, большая часть которых подделана и обработана вШ-IV в.в. неизвестным подделывателем, принявшим на себя имя упомянутого уже выше епископа Римского, Климента (умер в 100г.).
Это иудейско-христианское произведение заключает в себе двадцать поучений и одну наставительную повесть (Ricognitiones Clementinae). Из них Трулльский, 692г. (вселенский "пято-шестой"), собор признал автентичным   только   одно   (Canones Apostolorum), объявив все остальные поддельными. В действительности же, автентичным является только одно послание к Коринфянам.
В "Псевдо-Клементинах" упорно проводится идея главенства папы на том основании, что ап. Петр старше всех апостолов, что он основал епископскую кафедру в Риме, что свою верховную власть он получил непосредственно от Христа и передал ее папам римским.
Вольтер говорит о "Лже-Исидоровых декреталиях", что это "самое смелое и самое грандиозное мошенничество, которым когда-либо обманывали мир в течение ряда веков".
Декреталии явились в руках римских пап могущественным орудием, помогшим в свое время епископам Рима подняться выше всех земных королей и императоров.
До реформации декреталии были вне всяких подозрений относительно их происхождения. Фальшивыми их объявили Эразм Роттердамский и Кальвин. Французский пастор Блондель в 1628г.окончательно установил факт подделки.
Укажем только на главные признаки, по которым можно судить о подложности декреталии. Так, например, древние епископы, жившие во времена Тацита и Квинтиллиана, в переписке пользуются "кухонной" латынью девятого столетия;
обычаи и обряды, присущие исключительно франкам (VII - 1Хв.в.), приписываются древним римлянам; папы первого и второго столетий цитируют Св. Писание по Вульгате (Латинский перевод Библии, исполненный блаж. Иеронимом в vb.); епископы, отделенные друг от друга целыми столетиями, состоят между собой в переписке (так папа Виктор I послал в 192 г. письмо Феофилу, который был епископом Александрии только в 385г. и т. п.
Конечно, доказывать римское епископство ап. Петра при помощи такого документа, как "Лже-Исидоровы декреталии", можно было только тогда, когда при их наименовании еще не было этой, досадной для католиков, приставки "лже".
С тех же пор, когда фальшивость их была доказана, сторонники происхождения папской власти от ап. Петра, а через него от самого Христа, Господа нашего, потерпели разрушительный и последний удар.
Левко Жабко-Потапович

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...