Глава 18
ОСТЕРЕГАЙСЯ, ДУША!
Несколько
Сомневающихся, которым удалось избежать смерти, долго бродили вокруг города.
Они знали, что за стенами живут еще несколько дьявольцев, и однажды возымели
наглость войти в самую Душу. Они направились прямиком к дому некоего
Злоскептика, тайного врага горожан и действительного члена общества дьявольцев.
Он принял гостей с особым радушием и стал расспрашивать их, откуда они родом и
как их зовут.
— Я, — сказал один, —
из Сомневающихся в избранности.
— А я, —
отрекомендовался другой, — из Сомневающихся в провидении Господнем.
— Я же из
Сомневающихся в спасении от вечного осуждения, — представился третий.
— А я из
Сомневающихся в благодати Божией, — сказал четвертый.
— Ладно, — подхватил
хозяин, — какого бы рода вы ни были, вижу, что вы все молодцы: моего роста и
одного со мною образа мышления. И потому, милости прошу, можете гостить у меня.
Те поблагодарили
хозяина и в первой же беседе коснулись последних событий.
— Как случилось, —
спросил хозяин, — что вы, имея десятитысячную армию, вынуждены были бежать от
врага? Верно, плохой у вас был начальник?
— Не называйте его
плохим, — ответили Сомневающиеся, — хотя он и первым пустился в бегство, но
более верного слуги, чем Неверие, нет у князя Дьяволоса. И если бы нашим врагам
удалось его взять в плен, то, конечно, они его тотчас бы казнили...
— Дали бы мне в
подчинение десять тысяч Сомневающихся, — стал бахвалиться Злоскептик, — вы бы
посмотрели тогда, на что я способен.
— Хорошо бы
посмотреть на это, — громко перебили его гости, — впрочем, это одни пустые
слова.
— Тише, не говорите
так громко, — испуганно воскликнул хозяин. — Разве вы не знаете, что Сам
Эммануил со Своим Верховным Наставником ныне здесь, в городе, и при них
неотлучно князь Свободная Воля, которому поручено хватать и казнить всех
дьявольцев. Ну, как их шпионы услышат наш разговор? Тогда мы погибли.
К счастью, эта беседа
была подслушана самым верным воином Свободной Воли — Усердием. Он по ночам
уходил в дозор и разыскивал скрывающихся дьявольцев. Усердие немедленно
отправился доложить о том князю.
Князь тотчас оделся,
и они вдвоем направились к дому Злоскептика. Прислушавшись, князь Свободная
Воля без промедления вошел в дом, где застал всех пятерых дьявольцев за
беседой. Он тотчас арестовал их и передал стражу по имени Верность. Когда
городской голова узнал утром о случившемся, он очень обрадовался, особенно
тому, что арестован Злоскептик, ибо он причинил немало вреда жителям своими
провокационными вопросами и своим скептическим отношением к истинам Эммануила.
Свободная Воля имел
право казнить арестованных немедленно, но он решил, что полезнее предать
арестантов гласному суду. Суд был назначен на другой день. Тюремщик ввел
виновных в наручниках в зал суда и посадил на скамью подсудимых.
Дело Злоскептика было
заслушано первым. Судья обратился к нему так:
— Ты чужой в нашем
городе и известен под именем Злоскептик. Ты обвиняешься в следующем:
во-первых, ты
сомневался в истинности наших законов;
во-вторых, тайно
хотел пригласить в город десять тысяч Сомневающихся;
в-третьих, укрывал и
поощрял врагов нашего города.
— Господин судья, —
ответил подсудимый, — я не понимаю, к кому вы обращаете эти обвинения. Мое имя
вовсе не Злоскептик, а Честный Исследователь. Эти имена нередко путаются, но я
уверен, что при вашем благоразумии вы сознаете, какая между ними большая
разница. Мне кажется, что человек имеет право, не заслуживая казни, разумно
исследовать истины, которые представляются ему сомнительными.
Свободная Воля в
качестве свидетеля заявил:
— Я знаю этого
человека и подтверждаю, что зовут его Злоскептиком. Вот уже тридцать лет мы
знакомы, и, к стыду своему, должен признаться, что я даже был с ним в дружеских
отношениях, когда в нашем городе царствовал Дьяволос. Он враг нашему Эммануилу,
ибо не признает наших законов и порядков.
Судья спросил
подсудимого:
— Можешь ли ты
что-либо сказать по этому поводу?
— Конечно, — ответил
подсудимый, — пока выступил только один свидетель, а по неписаным законам
города для обвинения одного свидетеля недостаточно.
Тогда был вызван
свидетель Усердие, передавший во всех подробностях подслушанный им разговор
между подсудимым и Сомневающимися. Свидетель подтвердил свои слова присягой.
Судья, обратившись к
подсудимому, спросил:
— Подсудимый
Злоскептик, вот и второй свидетель обвиняет тебя в том же. Что ты можешь
сказать в свое оправдание?
— Уважаемый суд! Ко
мне пришли странники, и я их впустил к себе. С каких пор гостеприимство
считается преступлением? Правда, я угощал их, но разве запрещена
благотворительность? Что же касается того, что я желал бы иметь под своим
началом десять тысяч Сомневающихся, то я свидетелям этого не говорил, и какое
право имеют они толковать мои слова, если бы я таковые и сказал? Что я
предупреждал их быть осторожными, это правда, потому что тяжко зрелище
совершаемых здесь казней.
— Гостеприимство —
качество хорошее, — возразил на это городской голова, — но не следует принимать
у себя врагов Эммануила. Ты родом из дьявольцев, а этого достаточно для того,
чтобы быть приговоренным к смерти.
— Мне ясны ваши
намерения. Что ж, я готов принять смерть за свою благотворительность и
гостеприимство.
Больше он не стал
ничего говорить в свое оправдание.
После того были
вызваны один за другим Сомневающиеся.
Первый назвал себя
Сомневающимся в избранности:
— Я воспитан на таких
убеждениях, и если я должен умереть за свою веру, то готов принять смерть
мученика.
— Сомневаться в
избранности значит отвергать великую истину Евангелия, — возразил судья, — а
именно: Всезнающего, Всемогущего Бога и Его волю. Кроме того, за Богом не
признается права избрания среди Своих созданий. Сомнение подрывает веру в
Слово, и человек пытается получить спасение по своим делам, а не по благодати
Божией. Своими сомнениями ты губишь Душу и потому достоин казни.
Затем очередь дошла
до Сомневающегося в провидении Господнем. Выслушав обвинение, он сказал:
— Я никогда не верил
в провидение Господне. В Библии запрещается делать злые дела и поощряются
добрые, за которые и обещано вечное блаженство.
— Ты настоящий
дьяволец, — ответил судья, — ибо отвергаешь одну из основополагающих истин
Эммануила. Он призвал Душу, и Душа услышала зов Его, получила новую жизнь, силу
и благодать, которая внушила ей желание быть с Ним в постоянном общении,
служить Ему, исполняя волю Его. И ты заслуживаешь казни.
Наконец пришел черед
Сомневающегося в благодати Божией, который в свое оправдание сказал:
— Хотя я уроженец
страны Сомнений, но отец мой был фарисеем. Он был очень влиятельным книжником и
учил жителей страны вере, согласно которой Душа не может быть спасена
единственно по благодати.
— Но ведь закон
Эммануила ясно гласит: "по благодати Его вы спасены". А твоя вера основана
на делах плоти, ибо дела закона суть дела плоти. Такими суждениями ты отнимаешь
у Бога Его славу, чтобы вручить ее грешной Душе. Ты отрицаешь необходимость
воплощения Христова, утверждаешь, что Его смерть не является искупительной и
недостаточна для оправдания, и признаешь, что делами плоти можно спастись. Ты
умаляешь действие Духа Божия и превозносишь волю плоти и дух внешней
законности. Ты дьяволец и сын дьявольца, и за упорство в своих заблуждениях
должен быть казнен.
Тогда с места
поднялся летописец:
— Подсудимые, вы
признаны виновными в нарушении благоденствия Души. Кроме того, вы оскорбили
нашего Владыку Эммануила. За свои преступления вы осуждаетесь на смерть.
Приговор был в тот же
день приведен в исполнение.
Но горожане не могли
быть спокойными, пока в городе еще жили дьявольцы. Поэтому Свободная Воля и
Усердие продолжали поиски. За короткое время им удалось найти Безумие,
Рабскийстрах, Безлюбви, Недоверие, Беспечность, Плотоугодие. Кроме того,
арестованы были сыновья Злоскептика: Безверие, Подозрение, Законничество,
ЛожноемнениеоХристе, Безобетования, Плотскойдух, Чувственность, Себялюбие. Все
они были сыновьями одной матери по имени Безысходность, родственницы старика
Неверие.
Безумие был арестован
прямо на улице, Безлюбви — в своем доме. Другие постарались замаскироваться под
коренных горожан Души. Конфискованное имущество арестованных дьявольцев было
передано уважаемому жителю по имени Раздумье, живущему с женой Набожностью и с
сыном Благонравием очень скромно и честно. Городской голова считал, что только
Раздумье сможет распорядиться этими сокровищами на благо города.
Свободная Воля первым
делом велел казнить Безобетования и заключить в тюрьму ЛожноемнениеоХристе и
Плотскойдух. Никто не знает, как, но Плотскомудуху удалось бежать из острога,
и, несмотря на все старания жителей, найти его так и не смогли. Жителям было
объявлено, что богатое вознаграждение ожидает того, кто укажет место его
жительства, но все было тщетно. ЛожноемнениеоХристе скончался от истощения.
Себялюбие также был
арестован, хотя и находился в родстве с местной знатью. Но Самоотверженность
решительно заявил, что, если этот мерзавец будет помилован, он подаст в
отставку и не сможет больше оставаться в городе. В конце концов, несмотря на
протесты некоторых жителей, Себялюбие казнили.
Но Неверие перехитрил
всех. Ему удалось вновь проскользнуть в город. Он и еще несколько дьявольцев
продолжали скрываться в городе, пока город Душа существовал во вселенной. Но
редко удавалось им выходить из своих убежищ. Стоило им только где-нибудь
показаться, как даже дети бросали в них камни.
И вот, наконец,
настала для Души эпоха мира и благоденствия. Эммануил продолжал жить в замке.
Его воеводы исполняли свои обязанности. Город вел торговлю с другими городами и
сам производил много товара...
Комментариев нет:
Отправить комментарий