Болезни души
Христос рассматривает грех, как болезнь, а человека,
подверженного греху, - больным: "Не здоровые нуждаются во враче, но
больные".
Грех - страшная, отвратительная болезнь; болезнь
оскверняющая, заразная, мучительная, неизлечимая, смертельная. Человек
одержим бешенством греха, - бесноватый. Он покрыт разрушающей проказой
греха, - прокаженный. Он парализован грехом, - расслабленный. Слеп,
чтобы видеть во всем десницу Божию; глух, чтобы слышать Его Пастырский
голос; нем, чтобы воздать славу Богу; беспомощен, - "неспособен ни на
какое доброе дело". Болезнь греха поражает дух человека, разлагает его
душу, разрушает тело, ввергает его туда, где "червь не умирает и огонь
не угасает!".
Разве все глупое, безнравственное, извращенное,
постыдное, на что отваживаются люди наперекор их знанию, логике,
совести, разве эта ненормальность не является болезнью? В этом смысле
весь мир - сплошной госпиталь, - дом страданий."Глупые смеются над
грехом", - говорит Соломон? Глупцы считают грех как бы "невинной
шалостью", "стечением роковых обстоятельств". Разврат оправдывается под
тем предлогом, что "молодым бываешь раз в жизни", и "молодые люди должны
перебеситься". Сколько в этом взгляде на грех и глупости, и душевной
омертвелости! О, если бы эти люди присмотрелись к порабощающей силе
греха, проследили за процессом, совершающимся в душе человека,
подчинившегося этой силе! Ведь начав "беситься" в молодости, они
"беснуются" потом всю жизнь.
Под словом "грех" обычно подразумевают тот или иной
дурной, низкий, страшный поступок; хотя сам по себе поступок является
только следствием человеческой греховности. Часто упускается из виду
главное - то неизгладимое клеймо, "печать Каина", которую ставят на
нашем "духовном челе" эти допущенные поступки.
Грех, в сущности, всегда - помрачение разума, растление
плоти, расслабление воли, осквернение чувств, извращение воображения,
гибель души. Тот, кто однажды подпал обольщению греха и отдался одному
из его завлечений, не может уже не подпасть и целому ряду других грехов,
подстерегающих его на каждом шагу.
Первый грех обычно бывает совершаем не без внутренней
борьбы. Впервые содеянный грех сопровождается горечью, внутренней
растерянностью, угрызениями совести, как бы он ни был "невинен", его
держат в секрете и дают клятвы и зароки никогда больше не совершать
подобных поступков. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным. Борьба
с грехом, если она ведется без Духа Святого, всегда оканчивается
порабощением грешника и подчинением его греховному закону.
Грех, совершенный в тайне, уже не представляется
страшным, и грешник отдается теперь греху открыто, без омерзения и
стыда. То, чем раньше гнушался человек, тем самым он теперь похваляется и
даже гордится как некой удалью или одержанной победой. То, что прежде
таилось в душе, как искра, всегда готовая вспыхнуть и болезненно
опалить, то теперь вспыхнуло, воспламенилось, забушевало, как лесной
пожар, и унять это пламя, эту греховную стихию уже не способны никакие
человеческие усилия. Согрешившему не только трудно потом устоять пред
грехом, но в силу какого-то злостного, внутреннего побуждения
согрешающий испытывает непреодолимое желание снова и снова повторять
допущенный грех и в этом повторении находить какое-то особое
наслаждение. Те, кто все еще продолжают идти путем пьянства, обмана,
воровства, наркотиков и прелюбодеяния, те подтвердят истинность нашего
утверждения.
Грех не ходит в одиночку. Когда грех совершен, первой
мыслью у согрешившего является, как бы скрыть его от других. Когда же
грех обнаружен, тогда приходит уже другая мысль - найти оправдание греху
в собственных глазах и у других "людей. В поисках оправдания греху
человек неизменно пользуется ложью, притворством, извращением фактов,
истолкованием слов, запутанностью обстоятельств. Таким образом, за одним
грехом неизменно следует целая плеяда других грехов и беззаконий, -
такова "природа" всякого греха; грех имеет свойство плодиться и
размножаться.
Всякий содеянный грех путем многократного повторения
создает в человеке греховную привычку, превращается в неисправимый
порок. Многие люди, не подозревая порабощающей силы греха, заходят
настолько далеко, что ясно уже видят свою неизбежную гибель. Они
начинают оплакивать свою ужасную судьбу, но поздно, - возврата нет!
Конечно, один единственный путь избавления: - возврат к Богу, все еще
остается, но этот путь не привлекает уже их взора; этот путь "не
заслуживает" теперь их внимания, ибо задолго до этого путь Христова
Спасения был отвергнут, осмеян и попран. "Что посеет человек, то он и
пожнет!" - "Посейте поступок и вы пожнете привычку, посейте привычку и
вы пожнете характер, посейте характер и вы пожнете судьбу", - говорит
Тэккерей.
Подходя вплотную к рассмотрению нашего предмета,
необходимо заметить, что "существуют "болезни душ и" и "душевные
болезни". Нужно строго разграничить эти два различных понятия. К
болезням души мы относим наши повышенные чувства с их увлечениями, наши
нездоровые склонности и привычки, легко переходящие в пороки и, вообще,
всякое согбенное состояние души, являющееся прямым следствием моральной
причины.
К душевным болезням мы должны отнести все те душевные
расстройства, которые вызваны изменениями в коре большого головного
мозга. Мы могли бы обойти эти, так называемые, "помешательства" или
"душевные расстройства", обусловленные физиологическими причинами, если
бы вопрос об этих болезнях не был так тесно связан с вопросом, нами
разбираемым. Всякому расстройству психических функций человека, во
многих случаях, предшествует повышенная деятельность процессов духовных и
сопутствует расстройство физическое, - говорят специалисты.
Помешательство - одно из наиболее тяжких заболеваний,
каким бывает подвержен слабый человек. Расстройство умственной
деятельности, сознания, восприятия, суждения, умозаключения; потеря
памяти, расслабление воли, бредовые идеи, навязчивые мысли, болезненное
влечение к воровству, к поджогу, убийству. Расстройство душевной
деятельности: мрачное настроение духа, чувство тоски, страха, опасения,
повышенное реагирование на все окружающее; утрата способности
ориентироваться, безразличие ко всем внешним впечатлениям, слабоумие и
многие другие болезненные явления, когда человек живет в невидимом для
нас, но реальном для него мире пыток, горя, отчаяния, бесконечных
истязаний тела и терзаний души.
Как мы сказали, в нашу задачу не входит подробно
заниматься рассмотрением тех или других видов помешательства, такое
исследование выходит за рамки настоящего труда. Но, мы не можем не
упомянуть о двух формах умопомешательства, для нас, русских, весьма
знакомых и нами часто наблюдаемых. Мы имеем в виду результаты
употребления алкоголя и последствия переутомления мозга. Нельзя не
сказать об этих двух бедах, подстерегающих человека, ибо Слово Божие
содержит в себе весьма ясное на них указание и не менее строгое
предостережение.
Алкоголь - отравляет мозг, лучше сказать, - мозговую
кору. Опыты ученых над животными убеждают нас, что дозы алкоголя, далеко
еще не смертельные, могут все же производить заметные изменения в
ганглиозных клетках (нервных узлах) головного мозга.
Целый ряд ученых свидетельствуют, что ежедневное
потребление алкоголя выражается в понижении умственной
производительности человека. У большинства людей, ежедневно
употребляющих алкоголь, можно наблюдать признаки серьезного нарушения
всего их психического строя. Хроническое же пользование алкоголем,
пьянство, ведет уже к перерождению целого ряда органов человеческого
тела и особенно быстро поражает кровеносные сосуды.
Алкоголизм отражается также весьма пагубным образом на
потомстве. М о-р е л ь устанавливает следующий закон, для
прогрессивного, наследственного вырождения: первое поколение - нервный
темперамент, моральная несостоятельность, излишества; второе поколение -
наклонность к апоплексическим припадкам, тяжелым неврозам, алкоголизму;
третье поколение - психические расстройства, самоубийство, умственная
несостоятельность; четвертое поколение - прирожденное слабоумие,
уродства, задержки развития. Этот установленный ученым закон полностью
соответствует закону, установленному Богом, ибо так говорит Слово Божие:
"Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и
многомилостивый, и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов,
прощающий вину и преступление, и грех, но не оставляющий без наказания,
наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого
рода".
Эти замечания об алкоголизме - чисто случайные; можно бы
привести много других, но достаточно и этих, чтобы хотя отчасти
проникнуть в смысл чрезвычайно грозных слов Писания: - "пьяницы Царствия
Божия не наследуют!". То, что было сказано об алкоголизме, может быть
отнесено и к морфию, кокаину, опиуму, табаку и другим наркотикам,
содействующим распаду психических функций человека.
Физическое и душевное изнурение, умственное переутомление также пожинают великую жатву у людей, занятых известными профессиями.
Ученые говорят нам, что наше утомление объясняется
исключительно накоплением в крови продуктов распада, влияющих на .нас
парализующим образом. Та усталость, которая чувствуется нами после
работы в руках и ногах, гнездится в нашем мозгу. Утомление можно
рассматривать, как наркоз, подобный тому, какой применяется в лечебных
целях. Истощение - первый шаг к заболеванию нервной системы. Утомление
влечет человека ко сну, являющемуся в своем роде верной самозащитой
против истощения. Во время сна вещества, способствующие утомлению,
удаляются из тканей, и ткани обезвреживаются. Замещение же истраченного
происходит за счет усвоения организмом пищи. Поэтому, для восстановления
затраченных сил нам необходим не только сон, но и питание.
Как это ни странно, но, чтобы заснуть, нужно быть до
известной степени "сильным", так что при значительной усталости или
болезни засыпание делается невозможным. После всякой продолжительной
умственной работы человеку необходимо иметь и продолжительный сон. Люди
тем более нуждаются во сне, чем развитее их мозг. Чем крепче был сон,
тем более трезво чувствует себя человек во время бодрствования. Но
чрезмерный сон - очень вреден. Он притупляет сознание, и если привыкнуть
к излишнему сну, то можно дойти даже до слабоумия, -говорят нам ученые.
Самой опасной формой утомления является то состояние
организма, когда человек настолько уже утомлен, что перестает
чувствовать утомленность и продолжает свою деятельность, не замечая,
какой ущерб накосит он своей нервной системе и головному мозгу. Всякое
такое переутомление сказывается потом в душевном расстройстве или"
потере памяти.
Потеря памяти, кстати сказать, - самый характерный
симптом зарождающегося безумия. Безумие - ничто иное, как полная потеря
памяти. Если интеллект долгое время не будет пользоваться должным
отдыхом, ему грозит в жизни потеря лучших его качеств, а в старости его
ожидает: ребячество, тупоумие, даже сумасшествие. Свифт стал в старости
безумным. Кант впал в детство. Вольтер Скот и Вордсворт проводили свои
последние годы в состоянии упадка сил, прострации. К. Н. Батюшков сошел с
ума и 22 года пробыл в сумасшедшем доме. Он часто спрашивал: "Который
час?", и сам себе громко отвечал: "Вечность!".
Можно было бы занять много страниц списком жертв
переутомления. Артисты, ученые, проповедники, писатели, шахматисты,
танцоры, игроки и другие чаще всего становятся жертвами неосторожной
"старательности".
Человеческий организм, эта изумительная машина, созданная
Богом, приспособлена для умеренной еженедельной работы, при полном
физическом и душевном отдыхе каждый седьмой день: "Помни день седьмой,
чтобы святить его, шесть дней делай все дела твои, день же седьмой
посвящай Господу Богу твоему". "Помни!", ибо нарушение заповедей Божиих
никогда не остается не наказанным. Помни и живи нормально!
Наши понятия "нормальный" и "ненормальный" - весьма
условны, - говорят нам люди науки. Ни один человек не вправе сказать,
что он оставался нормальным всю свою жизнь. У любого человека есть свой
"пункт", наиболее уязвимый: у одного - деньги, у другого - внешний
почет, у третьего - его чувства, убеждения, знания, пристрастие к
общественной деятельности, семья, родственники, друзья... Сегодня он
уравновешен, как говорится "нормальный", а завтра вся его
уравновешенность поколеблена под влиянием случайных обстоятельств.
Сегодня он мрачен и чувствует себя несчастнейшим существом, а завтра
восторгается, радуется, ликует. Слишком мало мы еще знаем, что, в
сущности, лежит в основе наших чувств, нашей возбудимости. Надо
исследовать не только состояние мозговой коры, но и формы психических
явлений, совершающихся в ней, ибо мы имеем здесь три рода явлений:
материальные, психические, и духовные, тесно связанные друг с другом и
внутренне резко друг от друга обособленные. Сильные душевные переживания
и страсти - горе, любовь, ненависть, гордость, честолюбие - часто
бывают главными возбудителями психических расстройств. Верующие ученые
глубоко убеждены в том, что душевное расстройство в большинстве случаев
является только поверхностным выражением расстройства духовного, которое
надо прямо и решительно отнести к порабощающей человека греховности.
"Душа, терзаемая чувством греховности, вызванным целою вереницей
пороков, нуждается в такой же немедленной помощи, как заболевший
организм", - говорит доктор Леуб. Кто не испытывал этих "терзаний души",
вызванных чувством греховности? Эти переживания, если не встречают
нужной духовной помощи, приводят часто к самым печальным последствиям,
когда уже не выдерживает не только ум и нервы, но и сердце. Прав был
поэт, - сказав: "Нельзя прожить одним рассудком; У сердца "есть свои
пути".
Назревает внутренний конфликт, когда все прошлое кажется
"глупою шуткой", и человек спрашивает у самого себя: "Как мог я жить, не
обращая внимания именно на то, что теперь представляется таким простым и
ясным?". Жизнь, какою живут люди, фальшива с начала до конца, она не
имеет ни цели, ни смысла, и все, что создает человек, разрушается
смертью. И вот, человек приходит к логическому выводу, что без цели и
смысла жить нельзя; надо или в корне изменить свою жизнь, или уйти от
бесцельной жизни, покончить с бессмысленным существованием.
Неужели нет выхода? - встает вопрос. Неужели ниоткуда
нельзя ждать помощи, прежде чем придется решиться на последний, крайний,
трагический шаг? Начинаются мучительные поиски этого выхода. И, мало
помалу, в окружающей непроницаемой тьме вдруг вспыхивает искра
долгожданного света... Вера, вера в живого Бога - вот выход! Вот она
единственная твердая основа, смысл и цель жизни. Постепенно укрепляясь,
эта наивная, несознательная детская вера, превращается в веру
осмысленную, глубокую, непоколебимую. Первая искра, как путеводная
звезда во мраке, вырастает в яркое "Солнце правды" и нещадно гонит перед
собою все призраки сомнений, неудовлетворенности и отчаяния, все то,
что отравляло истинную радость жизни. Мучившие душу вопросы разрешены.
Разрешены не психиатрией и медициной (им здесь делать нечего), а верой;
разрешены не электротоками, холодными душами или вспрыскиваниями
лекарств, а проникновением в смысл вечных Слов Писания, личным, духовным
созерцанием Бога, слезами покаяния пред Богом и радостью примирения с
Ним.
"Ты спрашиваешь, чего я добился, уверовав в Бога? - Я
стал себе другом!", - сказал мудрец. Всякий переживший этот внутренний
кризис души, может повторить слова этого мудреца. Ибо вместе с духовным
возрождением сердца для нас начинается новая жизнь, жизнь свободная,
освеженная дыханием вечности, овеянная Божьей любовью; жизнь, далекая от
той пародии на жизнь, которая все еще носит горделивое название
"нормальной" жизни.
Возникает вопрос: неужели и в самом деле несомненную
фальш современной жизни с ее условной моралью, порядками и
установлениями следует считать нормальной, а также и всех, слепо живущих
в этой обстановке и не рассуждая ей подчиняющихся, рассматривать
нормальными людьми?
Слово Божие отвечает на этот вопрос: "Никто не обольщай
себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным,
чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...
Господь знает умствования мудрецов, что они суетны". Если
под мудростью разуметь правильный взгляд на жизнь земную и вечную,
смотреть на все очами Божьими, то приведенный выше текст содержит в себе
слова чрезвычайно знаменательные.
Человек верующий в глазах "людей века сего" -
"ненормальный" человек, "помешавшийся на религиозной почве". Не этот ли
взгляд встречаем мы и у современников Христа: "Он безумствует, что
слушаете Его!" Апостола Павла часто принимали за безумца, хотя он и
говорил "слова истины и здравого смысла". Но мало ли что не
представляется безумием в глазах людей! Для человека безнравственного
безумие-нравственная чистота и строгое следование долгу; для скупого -
всякое подаяние должно быть отнесено за счет безумия; для безбожника -
безумием выглядит всякое проявление религиозных чувств. Разве не
безумными кажутся для многих заявления ап. Павла: "Я от всего отказался,
все почитаю за сор... я благодушествую в немощах, в обидах, в
нуждах...".
Можно ли считать "нормальным" человека, отказавшегося от
столь блестящих материальных возможностей, какими располагал Савл,
променяв их на немощи, обиды, нужды? И при всем этом -
благодушествовать? "Душевный человек почитает это безумием".
В мире нет вообще "нормальных" людей. Все люди "безумны",
в том или ином смысле. "Мы безумны Христа ради", - заявляют апостолы.
"Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?". А обращение ко
Христу, в чем оно выражается? Не в том ли, что мы "сходим" с ума
человеческого на ум Божий? - "Мы имеем ум Христов", - пишет ап. Павел.
Не этим ли самым "безумием" или "сумасшествием"
объясняется и то, что только святые и великие мужи веры обладали
просвещенными очами души, и этими очами ясно видели нужду нашей
растленной грехом природы, видели, КТО этой нужде может помочь, знали, о
чем нужно молиться, чего просить, за что благодарить, как жить на
пользу людям и для славы Божией?
Часто слышится грубый укор религиозным переживаниям
человека: в этих, дескать, переживаниях люди науки усматривают
патологические черты. На это заявление можно ответить: - совершенно
справедливо! В психической жизни трудно, даже невозможно усмотреть
резкие границы между, так называемым, "нормальным" и "патологическим" -
двумя крайностями, среди которых живет и волнуется, страдает и радуется
все человечество. И следует настойчиво и долго размышлять, чтобы решить
наконец, где больше "патологии", в религиозных переживаниях аскетов,
мистиков, верующих людей или же - в "мировой скорби" Байрона, в "смехе
сквозь слезы" Гоголя, в сатире Вольтера или в угрюмом настроении
гениального, несчастного, глухого Бетховена? Не все патологические
явления должны быть признаны отрицательными явлениями, и не все то, что в
жизненном обиходе принято считать нормальным, - безусловно нормально.
Общество определяет мерило человеческих понятий,
устанавливает ту норму, которая людям "по плечу". Эта средняя норма
(какой она всегда оказывается) способна только извращать и коверкать все
то, на что она налагает свое клеймо. Нет, кажется, ни одной великой,
возвышенной идеи, созданной для действительного блага общества, которую
эта средняя норма не запятнала бы человеческой кровью, не залила бы
слезами и не использовала бы для самых низких и своекорыстных целей.
Приятно ли нам все сейчас сказанное или неприятно, но мы не можем
умолчать о том, в чем нас убеждают размышления и наблюдения.
Затронутые здесь вопросы были подняты нами с единственной
целью - разграничить два различных понятия: "душевные болезни",
связанные с помешательством, и "болезни души" - глубокие изъяны и
повреждения нашего христианского характера.
Остается еще определить и рассмотреть некоторые виды болезней нашей бессмертной души.
Одной из самых серьезных и самых мучительных болезней души нужно признать неверие или, как принято теперь говорить, - БЕЗБОЖИЕ.
Не будет преувеличением сказать, что болезнь неверия в
прошлом, как отдаленном, так и сравнительно недавнем, - проявляла себя в
немногих исключительных случаях, теперь же она приняла характер
повальной эпидемии. Сплошь и рядом мы встречаем людей, "символ веры"
которых заключается в двух словах: - "нет Бога". Подобное безумие редко
исходило из уст здравомыслящего человека. По свидетельству Свящ. Писания
только безумцы могут так мыслить: "Сказал безумец в сердце своем, - нет
Бога".
Безбожие - религия безумцев. Мы говорим "религия", потому
что проповедники безбожия, будучи ярыми противниками всякой религии,
создали "свою веру" в "небытие Божие" и стали людьми "религиозными", с
психологической точки зрения. К ним можно было бы свободно отнести слова
М. Горького: "Слепые, забитые люди, ничего вы не видите, а что видите,
того не понимаете".
Существуют разные виды безбожия.
ОТКРЫТОЕ БЕЗБОЖИЕ. Хотя безумец и сказал "в сердце
своем", что нет Бога, эта его "внутренняя убежденность" не ограничилась
только сердцем. Идея - "нет Бога" - стала руководящей идеей всей его
жизни. Веры в душе не утаишь. Как человек верит, так он и живет.
Безбожная вера приводит к безбожной жизни. К чему же приводит безбожная
жизнь? Об этом мы узнаем из дальнейших поразительных стихов того же
псалма: "Сказал безумец... Нет Бога... они развратились, совершили
гнусные дела" (Пс. 13). Иногда люди решаются отрицать Бога, полагаясь,
якобы, на изыскания разума, на доказательства науки. Писание же
указывает, что отрицание "безумца" является не выводами его мышления, а
плодом его воображения. Оно основано не на доводах ума, а на лукавстве
воли. Грешнику хочется, чтобы Бога не было, ибо для грешника более
выгодно жить на земле без Бога. Богоотрицание основано не на знании, а
на удобно обставленном невежестве. Человек, дескать, не уверен, "есть ли
Бог", наука "не доказала", а раз так, то ясно, что "Бога нет"...
Где же здесь логика?
Многое из того, что существует и чем мы постоянно
пользуемся, далеко еще не проверено наукой или проверено поверхностно,
неглубоко. Станем ли мы отрицать в таком случае все нам Богом данное?
Конечно, нет. Наше отрицание будет нелепым. У безумца, занимающегося
отрицанием "невидимого, но сущего", отсутствует здравый смысл. Безумец
успокаивает себя абсурдом: "возможно, что Бога и на самом деле уже
нет"...
В Сов. России, на одном деревенском "митинге безбожия"
антирелигиозный деятель начал свою "проповедь" словами: "Братцы, да ведь
Бога, ей Богу же нет!" Мужичек из толпы слушателей глухо проворчал: "А
куда же Бог-то девался? До тебя был, а теперь, говоришь, уж и нету?".
Для отрицания Бога не было, нет и никогда не будет
никакого разумного основания. Напротив, здравый смысл приводит человека к
Богу. Разум привел к Богу Паскаля, Декарта и других величайших
мыслителей и ученых. Декарт, как мы знаем, возвел сомнение в некий
принцип всех своих исследований: "Я буду рассматривать вещи так, -
говорил он, - как если бы до меня не было никого на земле". Он
рассуждал: "Я мыслю, следовательно, я существую. Я не был всегда. Я
начал быть. Я не создал себя. Произошел от человека. Должен был быть
первый человек. Первый человек, как и я, не мог создать самого себя.
Следовательно, должен быть Создатель".
Безбожие приводит человека к необходимости признать, что
вся жизнь вселенной произошла из ничего, в силу какого-то случая, иначе
говоря, допустить бесконечный ряд чудес уже не сверхъестественных, а
противоестественных и не сверхнаучных, а противонаучных.
Ученые основывают свои утверждения из начального бытия
Божия на данных, почерпнутых из многих источников. Доказательство
"космологическое", когда весь мир нельзя разуметь без создавшей его
Первопричины. Доказательство "целесообразности", подтверждающее ту
математическую строгую зависимость, в плане которой обнаруживают себя
законы природы. "Нравственное" доказательство, убеждающее нас, что
нравственный закон, вера в Бога, совесть, коренящиеся в самом существе
человека, не являются насильственно внедренными кем-то извне, они
продиктованы одним только Законодателем. "Раз есть чувство зависимости, -
говорит Декарт, - значит должен быть и Тот, от Кого это чувство
зависит".
Христос послал учеников не "доказывать", а
"свидетельствовать" о Боге. Бог не является нашим внешним чувствам, но в
таком явлении мы и не испытываем нужды, ибо Он открывается нашей душе,
познается умозрением, верой и опытом. Задачей посланных Христом учеников
было засвидетельствовать людям не только о возможности такого
Богопознания, но и о перемене жизни, которую неизменно производит в
человеке это познание. Христос знал, что только тот, кто живет по
законам своей совести, согласно Слову Божию, сообразно Духу Святому,
может иметь влияние на других людей, и только деятельность,
проистекающая из сердца человека, преданного всецело Богу, может быть
полезна. Мир нуждается не только в Новом Учении, но и в Новой Жизни.
Пустой болтовней люди обесценили величайшие мысли до такой степени, что
мысли эти утратили совершенно все свое обаяние, всю их силу.
Когда человек уверяет нас, что "Бога нет", мы должны
тогда с ним беспрекословно согласиться. Он говорит о непреложной истине,
относящейся в данном случае только к нему самому. Он должен был бы
яснее выразиться, сказав: "Бога нет - ни в моей душе, ни в моей жизни".
Человек может забраться в самый темный угол подвала, изолировать себя от
малейшего солнечного луча и утверждать, что нет солнца. Разве мы не
должны будем согласиться с его утверждениями, что солнца для него,
действительно, нет? Станем ли мы доказывать существование солнца тем,
кто с утра до ночи наслаждается его животворными лучами? И если
безбожник свидетельствует всем своим существом о том, что Бог "изгнан"
из его жизни, то человек верующий всегда свидетельствует именно о
проявлениях Бога любви во всех движениях его души, во всех поступках его
жизни. Наша жизнь "в Боге" - лучший аргумент, каким мы можем
воспользоваться, проповедуя людям Истину.
* * *
"Движенья нет, сказал мудрец брадатый!
Другой смолчал и стал пред ним ходить...".
Другой смолчал и стал пред ним ходить...".
* * *
Если не разум приводит к отрицанию Бога, то возникает тогда вопрос, кто же этот соблазнитель?
К безбожию приводит только грех. Безумец "сказал" (не
доказал), что Бога нет; сказал, чтобы успокоить совесть, оправдать свое
поведение, - поступки, "гнусные дела". "Безумно поступал я и очень много
погрешал", - сказал перед смертью наложивший на себя руки царь Саул.
"Язык их и дела их - против Господа", - говорит Исайя. "Дела их не
допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри их, и
Господа они не познали", - говорит пр. Осия. "Если вы сегодня уверуете и
признаете Бога, - заявил один верующий на собрании безбожников, - то вы
сегодня же перестанете делать то, что делаете ныне. И если вы начнете
искать правду, любовь, справедливость, свободу, вы никогда не сможете
отрицать Бога, потому что "Бог есть любовь".Бог- источник всех благ,
основа всех добродетелей. Спаситель наш от всякого зла".
СКРЫТОЕ БЕЗБОЖИЕ также является - болезнью души.
Христос назвал этот род болезни - лицемерием и
предостерегал здоровых людей избегать возможного заражения: "Берегись
закваски фарисейской, которая есть лицемерие". Когда подаешь милостыню,
"не труби, как лицемер", "когда молишься, не будь, как лицемер". "Горе
вам, лицемеры, что поедаете домы вдов... что оставили суд, милость и
веру... внутри полны хищения и неправды... уподобляетесь окрашенным
гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых
и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людьми праведными, а
внутри исполнены лицемерия и беззакония... Вожди слепые... безумные и
слепые... змеи... порождения ехиднины... горе вам!".
Тайно скрываемое безбожие надо признать одним из самых
отвратительных недугов души человеческой. Человек внешне, на словах,
старается показать другим, что - "Бог есть", а сам живет так, как если
бы Бога не было. У таковых людей: "Бог их - чрево... слава их в сраме", -
говорит Св. Писание.
Самый отвратительный по своему складу души безбожник
часто надевает маску и скрывается под именем христианина. "Общество
атеистическое выдает себя за христианское", - говорит профессор Бердяев.
Эти своеобразные безбожники живут без Бога, но прилагают все свои
усилия к тому, чтобы кто-либо из людей не обнаружил их безбожия. Какой
парадокс! "Бог знает сердца ваши", - говорит Христос этим лицемерам. Но
они ведь с Богом не считаются. Для них не суть важно, что Бог о них
думает, они озабочены тем, как бы не упасть в глазах людей. Их
религиозность - не выработка христианского характера, а - завоевание
общественной репутации. Они стараются угодить не Богу, а людям; выдать
себя людям, украшенными всякими добродетелями, которых нет в их жизни.
Характер, это - мы сами, какими являемся в
действительности; репутация - мы в представлении других людей. Истинный
характер - капитал. Он расценивается дороже золота. Репутация - подделка
истинного характера. Некто сравнил репутацию с венком цветов,
возложенным на голову человека, которого мы знали понаслышке. По мере
того, как мы ближе знакомимся и приглядываемся к этому человеку, мы,
замечая его недостатки, - вырываем по цветку из возложенного нами венка;
в конце концов на главе нашего знакомого вместо венка остается смешной,
ощипанный круг из жалких, помятых стеблей. Лицемеры страшатся подобного
развенчания, дрожат при мысли, как бы не понизился курс их репутации на
рынке общественного мнения. У лицемера - два лица, и оба эти лица
уживаются под одной шляпой. Во всякой вновь организованной группе людей
лицемер - свой человек. Он никому никогда не противоречит, стараясь
быть приятным и для вас и для ваших злейших врагов.
Скрытый безбожник в наши дни загримировался исполнением
церковных служб, обрядов и церемоний. Он огородил себя высокой
монастырской стеной, скрылся под архимандритский клобук, под
архиерейскую мантию. Он выдает свой церковный "камень" за "истинный хлеб
жизни", а вековую отраву суеверия за "истинное духовное питие". В этом
смысле скрытый безбожник удачнее играет в руку сатане, чем безбожник
открытый, так как нет худшей лжи, чем истина, умышленно и ложно
представленная.
Борьба с этим недугом души почти невозможна, так как
скрытое безбожие (что и отличает его от явного безбожия) весьма умело
пользуется "религией", добывая материальные средства для своего личного
"земного благополучия", и нет ничего более безнадежного, чем пробудить у
таких людей голос совести и положить конец столь спекулятивной "вере".
Безбожие скрытое-одна из самых тяжких болезней души в том
смысле, что больной упорно отвергает все средства врачевания. Вместо
того, чтобы признать себя больным и начать лечиться, больной скрывает
свою язву души от постороннего взора и страшится каждого, кто указывает
на симптомы его болезни и призывает его обратиться к Врачу душ
человеческих. Правильно сказал о них пророк: "Они крепко держатся обмана
и не хотят обратиться".
СЛЕПОЕ БЕЗБОЖИЕ - один из многих видов неверия, - болезнь человеческой души.
Мы говорили о неверии по гордости ума и лукавству воли,
говорили о неверии по лицемерию сердца, теперь скажем о неверии по
невежеству, по духовной слепоте.
Еще Плиний утверждал, что "природа человека фальшива
потому, что в ней соединяется крайняя духовная бедность с безмерною
гордостью". Надо было бы добавить "и жестокостью", так как неверие и
гордость приводят к жестокосердию. Жестокие люди духовно слепнут,
перестают видеть самые очевидные истины и способны удовлетвориться любым
измышлением.
"Вы не знаете, чему кланяетесь", - говорит Христос
самарянке у колодца. Сколько в нашем, так называемом культурном мире,
встречаем мы людей, к которым эти слова относятся непосредственно: - "Вы
не знаете, чему кланяетесь!". У вас есть потребность поклонения, вы
стремитесь удовлетворить эту духовную нужду и поклоняетесь, но... чему?
кому?
"Душа молилася неведомым богам"...- говорит Вл. Соловьев.
Эти "неведомые боги" никогда не испытывали нужды в поклонниках. От дней
древних до нашего времени в толпе чтущих "неведомого бога" можно
встретить представителей всех классов, рангов, степеней и достоинств.
Ап. Павел встретил в Афинах среди множества жертвенников жертвенник,
посвященный "неведомому богу". Не эта ли надпись красуется в тех местах,
где "поклоняются" многие наши современники? Если в беседе с ними
коснуться запросов их души, легко можно обнаружить тогда, что у этих
людей, в сущности, гораздо больше неверия, чем веры. Они стойко защищают
перешедшие им от отцов и дедов суеверие и невежество и решительно
отказываются принять отдельные истины Евангелия или Христово Спасение.
Эти поборники "древней веры" часто бывают религиозными фанатиками, о
которых Господь сказал ученикам Своим: "...наступает время, когда
всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут
поступать потому, что не познали ни Отца, ни Меня". Их безбожие основано
на отсутствии духовного воспитания и опыта. Их преданность обрядам и
"родной вере" тесно связана с уважением к своему отцу и деду: "отец так
мой верил, и я, в чем родился, в том и умру, и веры своей не продам, не
переменю!". Вопрос: "почему дед так верил?", представляется такому
фанатику "неуместным" и даже кощунственным. Для него дед и отец так же
непогрешимы, как сам папа римский. Вступая в жизнь, эти люди, в сущности
нормальные люди, оказываются в положении человека, попавшего в царство
хромых и подслеповатых. Завидев нормального человека, калеки принимаются
высмеивать его. Спустя некоторое время, нормальный решает: чтобы не
привлекать к себе злостного внимания хромых и подслеповатых, начну тоже
прихрамывать и щурить глаза. Прошло много лет, и этот, когда-то
совершенно здоровый и нормальный человек, уже не мог ходить и смотреть,
как ходил и смотрел раньше: он привык натурально прихрамывать и
подслеповато смотреть. Калеки признали его "своим", и он стал истинным
подданным их царства. "С кем поведешься, от того и наберешься", -
говорит народная мудрость. "Среда заедает", среда навязывает свои
взгляды, среда увлекает в погибель. Можно принадлежать к церкви,
исполнять ее обряды, слыть за "набожного человека" и при всем том
оставаться безбожником. Иногда "набожный человек" выполняет требования
церкви из страха, как бы не обнаружилось его безбожие и тем не привлекло
к себе внимания других; из страха испытать на себе их остракизм. Ясно,
что "благочестие" таких людей всегда - "пустое благочестие", а все
жертвы - жертвы "неведомому богу". Мы должны раз и навсегда понять, что
истинный Бог останется "неведомым" Богом без признания нами
Богодухновенности Писания.
Только одна Библия может пролить свой свет на вопрос
Богопознания. Бог открыл Себя Самого человеку на страницах Свящ. Писания
и может быть познан человеком чрез эти обветшалые страницы. "Исследуйте
Писания, ибо чрез них вы думаете иметь жизнь вечную, а они
свидетельствуют о Мне". Ап. Павел был глубоко религиозен до своего
обращения ко Христу, исполняя закон Моисеев, служил Богу и все же Бога
не знал, "повязка на глазах" оставалась и набожность не мешала ему
"терзать церковь", "влачить женщин и мужчин". Чтобы познать истинного
Бога, для этого Савлу надо было уверовать в то, "о чем свидетельствовали
Моисей и пророки".
Библия содержит предсказания событий, которых никакая
человеческая мудрость не могла предвидеть, и вот они с поразительной
точностью исполнились. Эта книга изобилует доказательствами своего
Божественного происхождения. Галилей сказал: "Священное Писание не может
ни в коем случае ни говорить лжи, ни ошибаться; изречения его,
абсолютны и непрекословно истинны". Ф. М. Достоевский (Бр. Карамазовы)
говорит: "Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и
какая сила, данные с нею человеку! Точно изваяние мира и человека, и
характеров человеческих, и названо всей указано на веки веков".
Действительно, ни одна книга никогда так не освещает сокровенные тайники
человеческой души, ни одна книга не волнует так и успокаивает. Она
умиляет до слез, смиряет и уничижает "до праха", поднимает, увлекает,
возносит "до небес". Она зажигает человеческое равнодушие священным
огнем энтузиазма, исполняет готовностью повиноваться Божьей воле,
располагает к чистоте сердца, побуждает к любви, влечет к святости,
движет на подвиг, просветляет разум, окрыляет душу никогда неувядаемой
надеждой. И нет в мире иного Бога, кроме Бога живого и истинного, нет в
мире другой истины, кроме истины Божьей, нет в мире другого
Божественного откровения, кроме Свящ. Писания. Отрицать это, значит
"ходить во тьме", исповедывать "бога неведомого".
Истинный Бог - неведомый Бог для тех. кто не верит в Божество Иисуса Христа.
"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в
недре Отчем, Он явил". Бога, невидимого для нас и далекого, Христос
сделал видимым и близким; недоступного, непостижимого - открытым нашему
человеческому пониманию. Тот, кто видел Христа, - видел Божью готовность
простить кающегося, утешить отчаявшегося, исцелить болящего, защитить
беспомощного, слабого. Тот, кто видел Христа, - видел любящее Отцовское
сердце, Божью святость, мудрость, истину, справедливость, долготерпение к
падшему человечеству.
Истинный Бог - неведомый Бог для тех, кто не принял Иисуса Христа личным своим Спасителем.
"Имеющий Сына имеет и Отца, не имеющий Сына не имеет и Отца".
Наше современное христианство удовлетворяется сбивчивым
"теоретическим" познанием Бога и догматической верой в Него. Бог же
требует от верующего человека личного следования за Христом,
индивидуального религиозного опыта, - христианства не в текстах, не в
священных формулах, не на словах, а на деле, христианства,
воплощающегося в духовной жизни верующего. Если этого духовного
раскрытия нет, - тогда наше поклонение будет поклонением "неведомому
Богу". Тогда Бог по-прежнему будет неведом нашему нераскаянному,
несокрушенному сердцу, неведом нашей огрубелой совести, нашим чувствам,
нашей воле, неведом нашим духовным переживаниям. Тогда мы будем все еще
"без Христа, не имеющие надежды, - безбожники в мире", с больной,
погибающей душой, не знающей истинного Бога. Наша вера, тогда, мало в
чем будет отличаться от неверия открытых безбожников или скрытых
лицемеров, ибо как у тех, так и у других одна и та же болезнь души -
неверие, и все они одинаково неудовлетворенны и несчастны, хотя и
стараются скрыть все это и казаться другими. "В душе у всех их, как в
печной трубе, черно и всегда там страх посвистывает. Даже и в тихую
погоду свистит!" - сказал безбожник Максим Горький. Этот "посвистывающий
в душе страх" нельзя устранить, как невозможно искоренить религиозных
устремлений в душе человека. Легко отвергнуть христианство, но чем более
достойным заменить его? Что другое так отвечало бы всем религиозным
запросам нашей бессмертной души и делало бы нас воистину счастливыми?
Легко отказаться от воды, воздуха и солнца, но пусть помнит тогда
отказывающийся, что он отказался от жизни. "Бог даровал нам жизнь
вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не
имеющий Сына Божия не имеет жизни" (1 Иоан. 5 гл.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий