Подготовка молодых проповедников
В настоящий момент у нас возникла
необходимость в создании такого учебного заведения, где эти простые
братья получили бы основы образования и были подготовлены для служения
проповеди и для выполнения элементарных пасторских обязанностей.
С самого начала нашей главной целью было
помочь тем братьям, кто не мог получить образования из-за недостатка
средств. Таким братьям предоставлялось не только бесплатное обучение, но
также и книги, питание и ночлег, а в некоторых случаях — одежда и
деньги на мелкие расходы.
Нашей целью было не просто дать
образование ради образования, но помочь братьям стать плодотворными
проповедниками — такой была и навсегда останется задача всех тех, кто
составляет администрацию колледжа. Я не стану ради поднятия престижа
отвергать людей из бедного сословия, а также ревностных молодых
христиан, не имевших возможности получить достаточное общее образование.
Руководствуясь гордыней, мы бы принимали только людей из "лучших"
классов общества, но опыт показывает, что выдающиеся люди могут
происходить из всех сословий, и среди них можно найти настоящие алмазы,
хотя еще не ограненные.
На первом году жизни в Лондоне Сперджен познакомился с
одним молодым человеком, которого звали Томас Медхерст. Медхерст с
детства ходил в церковь Джеймса Уэллса, но до сих пор не получил
рождения свыше. Как раз незадолго перед этим он пробовал играть на сцене
и надеялся зарабатывать себе на жизнь таким образом.
Однако после проповеди Сперджена он обратился и вскоре
проявил ревностное желание проповедовать Евангелие. Он стал
проповедовать на открытом воздухе в одном из самых запущенных районов
Лондона, и вскоре привел к Сперджену двух новообращенных с просьбой
крестить их. С большим воодушевлением он выразил уверенность в Божьем
призвании на труд и пожелал посвятить свою жизнь проповеди и
приобретению душ.
Как и многие другие молодые люди в те дни, Медхерст был
малограмотным и некультурным в своем поведении. Но Сперджен был уверен,
что он призван Богом, и увидел в нем истинную ревность, а также
природный дар красноречия, поэтому счел своим долгом помочь ему. Он
устроил его в школу-интернат, которую содержал пастор церкви в Бексли и
взял на себя все расходы на его содержание. Раз в неделю Медхерст должен
был встречаться со Спердженом в послеобеденное время для уроков по
богословию и общих наставлений по пастырской работе.
Об этом тут же узнали другие молодые люди, вдохновленные
духовным пылом проповедей Сперджена, и они захотели получить такое же
образование. У них было много усердия для Бога, и они проповедовали и в
различных миссиях, и в школах для бедноты, и на углах улиц, но им также
остро не хватало духовного образования. Встретившись с этой нуждой,
Сперджен понял, что Бог налагает на него серьезную ответственность. Хотя
он сам и не думал об этом, но теперь стало вполне очевидно, что он
должен основать и содержать школу для подготовки служителей, решившись
встретить все трудности и в то же время радости, которые принесет ему
эта работа.
Размышляя над этим проектом, он стал искать человека,
способного возглавить такое учебное заведение. Этот человек должен был
быть здравым в вере, обладать богословскими знаниями и иметь усердие
благовестника, и Сперджен стал молиться, чтобы Бог послал ему такого
человека. Когда он так молился, Джордж Роджерс также молился о том,
чтобы Бог помог ему начать дело, к которому он призван, а именно —
подготовка братьев к служению.
Роджерс был конгрегационалистом и не разделял взглядов
Сперджена на вопрос крещения по вере. Но зато во всех остальных вопросах
богословия они имели общие взгляды и потому пришли к согласию. Сперджен
основал учебное заведение, которое было названо "Пасторский колледж", и
назначил Джорджа Роджерса его директором.
Первые годы учебные классы располагались в доме Роджерса,
там же было и жилье для восьми студентов. Сперджен лично покрывал все
материальные расходы, в основном, за счет продажи своих книг и
проповедей. Но вскоре после открытия колледжа этот доход резко
сократился из-за снижения продажи в Америке, и хотя Сюзанна Сперджен
расходовала деньги очень бережливо, они часто оказывались в
затруднительном материальном положении. Однажды дело дошло до того, что
Сперджен хотел продать своего коня и повозку, но Роджерс отговорил его
от такой идеи, зная, что он не сможет обойтись без транспорта. Как раз в
это время пришло извещение от одного банкира о том, что кто-то
пожертвовал на счет колледжа 200 фунтов, а вскоре пришло пожертвование
еще на 100 фунтов. Такое чудесное восполнение материальной нужды
укрепило веру Сперджена и вселило уверенность в том, что Господь пошлет
все необходимое.
Когда количество студентов увеличилось, учебные классы
были перенесены в церковное здание на Нью-Парк Стрит, а жилье для
студентов было предоставлено членами церкви в своих домах.
Но когда открылась Скиния, колледж был перенесен в
лекционный зал и соседние комнаты, расположенные в цокольном этаже, где
условия для учебы были намного лучше. Кроме того, диаконы и члены
Скинии, понимая, что на пастора легло слишком тяжкое бремя (в тот момент
в колледже было шестнадцать студентов и еще несколько человек подали
заявление о приеме), решили установить специальный ящик для сбора
пожертвований на нужды колледжа.
У Сперджена были свои особые взгляды на цель
существования колледжа. На то время в Англии имелось еще три баптистских
колледжа, но только в данном колледже учитывались те духовные нужды,
которые не учитывались в остальных.
Некоторые студенты, принятые в колледж, выросли в хороших
семьях и получили неплохое образование, но большинство пришло из бедных
семей, и именно о них Сперджен имел наибольшее попечение. Он желал,
чтобы его студенты, во-первых, были истинно рождены свыше; во-вторых,
чтобы у них было Божье призвание к служению; и, в-третьих, чтобы они, на
основании первых двух условий, начали проповедовать и зарекомендовали
себя в этом деле на протяжении некоторого времени — предпочтительно в
течение двух лет. Он все время подчеркивал, что не пытается "сделать из
них проповедников", но помогает тем, кто уже трудится, "стать лучшими
проповедниками".
Сперджен не ставил перед собой задачу дать молодым людям
духовное образование и — ничего больше, как делалось во многих
богословских школах. В его колледже знания были лишь средством
достижения цели — помочь студенту стать сильным проповедником и усердным
ловцом душ. Вся жизнь в колледже была построена так, чтобы эта цель
успешно достигалась.
Пасторский колледж имел также ясно выраженное
доктринальное направление. Здесь, как сказал Сперджен, "изучается
догматика кальвинистского богословия, притом догматика не в негативном
смысле этого слова, но как учение на основании Слова Божьего". Колледж
на Регентс Парк тоже считался кальвинистским, но Сперджен считал, что
там учат доктрины так, что они не пробуждают в студентах евангельское
рвение и не придают убедительной силы их проповедям.
Курс обучения в колледже был рассчитан на два года,
причем студенты, — за редким исключением тех, кто мог оплачивать
расходы, — обеспечивались бесплатными занятиями с преподавателями и
питанием, а также одеждой, книгами и даже деньгами на мелкие расходы. В
колледже не было экзаменов, не было дипломных работ и не выдавались
дипломы. Отсутствие таких общепринятых атрибутов студенческой жизни
вызывало много критических замечаний с разных сторон.
Но зато в этом колледже были такие преимущества, каких не
было в других. Колледж составлял часть церковной жизни в Скинии, и
взаимосвязь с такой большой и активной церковью давала студентам
возможность получить богатейший опыт и вдохновляющую силу, как нигде
больше.
Кроме того, Сперджен поддерживал личные отношения со
всеми своими студентами. Он лично беседовал с теми, кто подавал
заявление на прием, и хотя многие не были приняты, все же те, кто стали
студентами, ощущали его сердечность и поддержку и сразу же узнавали в
нем своего друга. Такого рода отношения поддерживались в течение всего
курса обучения, и молодые люди могли свободно обращаться к нему за
советом, а при необходимости и получить от него замечание. Сперджен был
очень внимателен к нуждам студентов. Например, однажды он заметил, что у
одного из студентов одежда совсем износилась. Сперджен остановил его и
попросил, чтобы тот сходил куда-то по его поручению. Он дал ему записку и
попросил отнести ее по такому-то адресу и подождать ответа. Оказалось,
что это был адрес портного, и ответом на записку был новый костюм,
который тот сшил для студента. Такая слегка проказливая манера поведения
Сперджена была типичной для него, когда он делал что-либо для
студентов.
Вскоре после перемещения колледжа в Скинию Сперджен начал
давать свои знаменитые лекции по пятницам. Некоторые из них были
впоследствии опубликованы и получили широкую известность под названием
"Лекции для моих студентов". Он говорил, что атмосфера обучения в его
колледже была не формальной и диктаторской, но простой и братской, и
особенно ярко это было выражено на занятиях по пятницам. Студенты как
раз заканчивали утомительную неделю занятий, большинство из них
готовились проповедовать в воскресенье, и Сперджен преднамеренно
смешивал юмор, которым был одарен от природы, с серьезными рассуждениями
о служении. Один из студентов говорил об этом так:
В этот день наш Президент был в своей наилучшей форме.
Его шаги были твердыми, его глаза блестели, его волосы были темными и
густыми, его голос был полон сладкой музыки и благородного веселья.
Перед ним была собрана сотня человек из всех частей Объединенного
Королевства, а также немало гостей из заморских стран. Их всех
привлекало обаяние его имени и личности. Многие студенты были его
собственными детьми по вере. Он держался среди своих студентов свободно,
как отец в собственной семье. Братья любили его, и он любил их.
Вскоре из его уст начинали вытекать целые потоки мудрых
наставлений, лица присутствующих озарялись отблесками его неподражаемого
остроумия, а накал его чувств заставлял всех плакать. Время, когда он
читал свои "Лекции для моих студентов", было поистине особенной эпохой в
жизни студентов.
А как серьезно и мудро учил он нас проповедовать! Как
чутко поправлял ошибающихся и поощрял искренне стеснительных! С каким
уничтожающим сарказмом высмеивал всякое щегольство и притворство!
Затем следовало столь замечательное подражание
специфическим манерам тех или других братьев: один пытается говорить,
словно набив рот клецками, другой отчаянно машет рукой вверх и вниз,
касаясь то носа, то колена, третий запускает руки в карманы и становится
похожим на трясогузку, а четвертый запускает большие пальцы в проймы
пиджака и подражает пингвину… С помощью такой критики он помещал перед
нами зеркало, чтобы мы могли видеть свои ошибки. Слушая подобные его
речи, мы буквально тряслись от смеха. Лекарством от сухости мы были
вполне обеспечены.
А далее следовали его мудрые советы — такие добрые, такие
серьезные, такие любезные, такие отеческие; затем совершалась молитва,
поднимавшая нас к престолу благодати, где мы видели отблески небесной
славы и беседовали с глазу на глаз с Самим Господом.
После этого следовали поручения на служение в воскресный
день, и класс шел на чаепитие, после чего следовали личные беседы с
теми, кто в этом нуждался. Одни студенты переживали несчастье, другие —
радость, и Президент с терпением их выслушивал. Он мог и смеяться, и
плакать вместе с ними. И вот, наконец, усталый, но не унывающий, он
завершает свою работу. Он поднимается по лестнице в свой кабинет, и мы
слышим вдогонку его живой голос, постепенно угасающий в тишине.
Многие из моих читателей знакомы с книгой Сперджена
"Лекции для моих студентов", и особенно такими главами, как
"Самопроверка служителя", "Призвание к служению", "Проповеди на тему", и
"Искусство импровизации". Эти лекции дают нам представление о тех
стандартах, которые были поставлены в основу обучения в колледже. В то
время Сперджену было всего лишь тридцать четыре года.
Кроме мистера Роджерса, в колледже появились еще три
инструктора. Это были Александер Фергюсон, Дэвид Грейси и В.Р. Селвей.
Хотя колледж был главным образом богословским, в нем преподавались такие
же предметы, как в большинстве других семинарий. Роджерс включал в
список обязательных предметов математику, логику, пасторское богословие и
английский язык. Среди естественных наук Сперджен упоминает также
астрономию, и некоторые студенты, по его примеру, стали особенно
интересоваться небесными телами и законами, которые ими управляют.
Кроме дневных занятий, имелись также вечерние классы и
занятия по пасторскому служению для тех, кто не мог приходить на занятия
днем.
Однако в колледже имелись и классы по элементарным
дисциплинам. Поскольку на то время в Англии еще не было государственной
системы образования, дети из бедных семей вырастали малограмотными или
совсем неграмотными. Многие молодые люди были безработными, некоторые
имели работу, но жили в нищете, работая много часов за ничтожную
зарплату. Из-за недостатка образования у них практически не было никаких
шансов улучшить свою жизнь. Таким молодым людям, — особенно состоявшим
членами Скинии, — Сперджен дал возможность получить начальное
образование. Обучение в вечерней школе, как и в дневной, было
бесплатным, каждый вечер в школу приходило около двухсот учеников.
Многие молодые люди, особенно отличившиеся в учебе, смогли не только
научиться дисциплине мышления и получить знания, но также и расширить
свой общий кругозор. Несомненно, многие из них благодаря этому смогли
лучше обустроить свою жизнь, так что влияние просветительской работы
Сперджена на общественную жизнь было ощутимо во всей южной части
Лондона.
Несмотря на то, что в колледже не было экзаменов,
большинство студентов было заинтересовано в том, чтобы получить личную
похвалу от Сперджена, и это желание стимулировало их в последующей
работе. Обычно выпускники других колледжей начинали свое служение,
практически не имея реального опыта проповеди. Но в колледже Сперджена
студенты начинали проповедовать еще перед поступлением в колледж, и
большинство из них продолжало проповедовать во время учебы почти каждое
воскресенье. Поэтому, начиная свое служение, они уже имели значительный
проповеднический опыт. Кроме того, у них было духовное рвение и
решимость совершать живое, жертвенное служение евангелизации для
приобретения душ.
Несколько церквей приглашали к себе студентов Сперджена.
Некоторые церкви были довольно большие, некоторые — поменьше, а в
некоторых дела шли совсем плохо. Исходя из реальной ситуации, Сперджен
лично подбирал людей для лучшего удовлетворения нужд в каждой такой
церкви.
Многие студенты шли туда, где вообще не было церквей, и
насаждали там новые церкви. Одни шли трудиться в благоустроенные районы,
другие — в бедные кварталы. Некоторые шли в трущобы и там
свидетельствовали о Господе на углах улиц, ходили от двери к двери,
раздавали трактаты. А затем находили подходящее место для собрания,
приглашали туда людей, приводили их к Господу, крестили и образовывали
новые церкви.
К 1866 году только в Лондоне студенты Сперджена основали
восемнадцать новых церквей. Для восьми из них в то время были построены
молитвенные дома, а остальные десять только начинали постройку. Кроме
того, проповедь Евангелия проводилась еще в семи точках в расчете на то,
что там в скором времени будут организованы новые церкви. Семь старых
умирающих церквей были восстановлены, кроме того, выпускники колледжа
совершали служение в других восьмидесяти церквях по всей стране, где
неизменно проявляли себя с лучшей стороны.
Один студент пришел в церковь, где оставалось всего
восемнадцать человек. За несколько последующих лет он крестил около
восьмисот новичков. Выпускники колледжа преподавали крещение только тем,
у кого были ясные доказательства нового рождения, поскольку студенты
Сперджена практиковали его методы приведения душ ко Христу и принятия их
в церковь.
Управление колледжем усугубляло и без того тяжкое бремя
ответственности, лежавшее на Сперджене. Еженедельные затраты на
содержание колледжа достигали 100 фунтов. Деньги поступали из Австралии,
Канады и нескольких других стран, а также из разных регионов Британии,
дополняя пожертвования от Скинии. И все же были случаи, когда средства
почти иссякали. Это приносило Сперджену дополнительные переживания, но
он видел руку Божью в чудесном восполнении этих нужд, причем зачастую он
даже сам не знал, откуда поступали деньги.
В течение первых месяцев проживания в Лондоне Сперджен
стал учить своих членов церкви тому, как надо бороться с Богом в
молитве. Именно такая истинная молитвенная жизнь была характерна для
церкви Сперджена. Сила молитвы с особенной силой проявлялась во время
Новогодней недели молитвы. Один проповедник, посетивший такую неделю
молитвы в 1856 году, говорил, что он впервые в жизни видел, как пастор
исповедует свои грехи.
Здесь признавались грехи упущения и совершения,
небрежность и недостатки. Перед глазами всевидящего Бога возносилась
торжественная, простая и искренняя молитва о том, чтобы Его служитель не
пожелал бы ничего утаить от Его взора. И когда произносились слова: "Не
я ли, Господи? Не я ли?", то у многих вырывалось: "Это я! Это я!.."
Любимый всеми пастор Скинии плакал, как дитя, и громко всхлипывал, а
стоящие рядом братья не могли удержать свои слезы и вздохи перед Богом.
Затем возносились молитвы за всех членов церкви, и многие
признавались, что у них никогда еще не было такого искреннего и
глубокого чувства сокрушения, как во время молитвы в этой церкви. Сам
Бог присутствовал здесь Духом Святым, и Его дети видели самих себя,
видели свои пути во свете Его святости… А затем, когда Сперджен
произносил слова: "Ручьем святая кровь течет в омытие грехов", наступало
чувство огромного облегчения, покоя и мира.
После этого молились о неспасенных. После усердной
молитвы о присутствующих на собрании ищущих и беспечных душах многие
верующие вместе с такими душами удалялись в комнату на нижнем этаже, где
многие ищущие находили мир с Богом через веру в драгоценного Спасителя.
Многие из них затем имели личную беседу со Спердженом, который говорил,
что на следующий после собрания день он встречался не менее чем с
семидесятью пятью людьми.
Этот рассказ, опубликованный в значительно сокращенном
виде, дает нам некоторое представление о силе молитвы и нелицемерной
вере членов церкви Сперджена. Кроме того, с его помощью мы можем яснее
понять секрет его успеха в приведении душ ко Христу.
Молитвенные собрания в церкви Сперджена положили начало
не только образованию Пасторского колледжа, но также и изданию
ежемесячного журнала, постройке дома для престарелых женщин и сиротского
приюта для бедных детей.
Расширение поля деятеольности
Можно смело утверждать, что все великие
начинания, предпринятые церковью Табернакл, а также вся
благотворительная деятельность, осуществляемая Спердженом, были либо
напрямую связаны с опубликованием соответствующей статьи в журнале
"Суорд энд трауэл", либо получали стабильную поддержку благодаря этому
журналу. Так, например, сиротский приют появился на свет благодаря тому,
что г-жа Хильярд прочитала статью в этом журнале, а первые взносы на
постройку пасторского колледжа и на сиротский приют для девочек были
прямым откликом на редакционную статью в "Суорд энд трауэл".
Рассел Конуэлл,
Жизнь Чарльза Г. Сперджена, 1892
Жизнь Чарльза Г. Сперджена, 1892
В 1865 году Сперджен начал публиковать ежемесячный журнал
"Суорд энд трауэл" ("Меч и мастерок"), что знаменовало собой новый
исторический шаг в его деятельности. Под заголовком размещалась строка
со словами: "Летопись борьбы с грехом и труда для Господа".
В первом же номере Сперджен четко определил цель издания журнала.
Наш журнал предназначен для того, чтобы рассказывать о
труде тех церквей и объединений, которые более или менее связаны с делом
Господним, совершаемым в церкви Метрополитен Табернакл, а также для
защиты взглядов, вероучения и церковных порядков, общепринятых в нашем
кругу.
Мы ощущаем потребность в таком информационном органе,
который знакомил бы верующих с нашими многочисленными планами труда во
славу Божью и служил бы им помощью. Мы имеем так много друзей, что
вполне можем издавать свой журнал, и мы убеждены в необходимости такого
издания.
Мы не претендуем на отсутствие у нас узких взглядов, если
под этим имеется в виду отсутствие ясно определенных принципов и
желание угодить всякому вкусу. Мы веруем и потому говорим. Мы говорим с
любовью, но не льстим и не приукрашиваем. Мы не навязываем спорных
мнений, но и не избегаем их, если того требует Бог.
Мы постараемся обеспечивать читателя интересными
материалами по общим вопросам, но наша главная цель — побудить верующих к
действиям и предложить их вниманию те способы, с помощью которых можно
будет расширять царство Иисуса. Мы будем трубить в трубу и вести своих
товарищей в бой. Мы будем неустанно работать мастерком, чтобы отстроить
разрушенные стены Иерусалима, и в то же время — стойко и отважно держать
в своих руках Меч, направленный против врагов истины.
Журнал демонстрировал, среди прочего, широту и мощь ума,
которым обладал Сперджен. Каждый месяц он публиковал статью с глубоким
содержанием на духовную или библейскую тему, часто комментировал
положение дел в религиозном мире, публикуя факты и цифры, показывающие
рост или упадок в разных деноминациях. В журнале также печатались
новости о деле Господнем в своей стране и за рубежом, репортажи из
миссионерской жизни. В каждом номере содержались рецензии на духовные
книги, причем почти все эти рецензии были написаны самим Спердженом.
Время от времени в журнале появлялись поэтические странички,
составленные Спердженом, или жизнеописания выдающихся христиан прошлых
веков, например, отцов Церкви, реформаторов или кого-нибудь из пуритан.
Журнал намного увеличил загруженность Сперджена работой.
Он и без того печатал проповедь каждую неделю. В 1865 году он издал
"Утро за утром", а немного позже — песенник. В это же время он начал
писать свое самое крупное литературное произведение — "Сокровища
Давида", семь томов которого были выпущены в течение последующих
двадцати лет.
Тем временем церковь Табернакл стала многофункциональной
организацией, многие виды деятельности которой требовали управления и
заботы со стороны Сперджена.
В пасторском колледже на 1865 год было 93 студента, кроме
того, в вечерней школе училось еще примерно 230 человек. Воскресную
школу, где было 75 преподавателей, посещало около 900 детей, плюс к
этому, по отчету Сперджена, имелись и другие воскресные школы и школы
для бедноты в других районах города, которые поддерживались и
управлялись с помощью Табернакл. Из того же источника известно, что
студенты вечерних классов принимали активное участие в работе Ассоциации
евангелистов, которая имела свои многочисленные точки для проповеди в
заброшенных районах города. Далее в отчете говорится следующее:
Церковь Табернакл поддерживает работу различных
библейских классов. Один из них открыт по понедельникам после
молитвенного собрания. Преподавателями библейских классов являются
мистер Стифф, мистер Ханкс и мистер Джон Олни. Все классы работают
продуктивно и имеют хорошую посещаемость. Класс для женщин, который
ведет миссис Бартлетт, самый многочисленный и самый результативный:
здесь около 700 человек, 63 из которых присоединились к церкви в течение
прошедшего года.
При церкви Табернакл имеется также склад Библейского
общества, где можно купить Библии по доступной цене. Обширную работу
ведет также Общество по распространению трактатов. Ежемесячно проводит
свои собрания Еврейское (христианское) общество. Работают в полную
нагрузку также Общество многодетных матерей, Миссионерское общество и
Ассоциация воскресных школ. Впоследствии было организована Ассоциация
служителей братства. Церковь также содержала двух миссионеров
внутригородской миссии и еще двух миссионеров в Германии, кроме того,
значительная помощь была оказана Зарубежному миссионерскому обществу.
Сперджен очень хорошо разбирался в людях и знал, какую
работу кому поручить. Работа шла без конфликтов, и дух мирного
сотрудничества поддерживался не только из-за того, что Сперджен давал
распоряжения, но и благодаря желанию самих людей участвовать в труде для
Господа. Тем не менее одновременная работа все большего числа разных
организаций, в конечном счете, ложилась тяжким бременем именно на
Сперджена, и он почувствовал, что это бремя становится для него все
более непосильным.
Название журнала "Суорд энд трауэл" ("Меч и мастерок")
вполне соответствовало духу служения Сперджена. Он действительно все
время вел битву со грехом и совершал труд для Господа, боролся с
неверными понятиями и действиями и предпринимал великие шаги для
созидания дела Божьего.
В 1864 году он был вовлечен в один из главных конфликтов,
встретившихся в его жизни, — спор о возрождении через крещение. В
начале 1830-х годов в Оксфорде зародилось Трактарианское движение
(движение за возврат к католичеству), лидером которого был Джон Генри
Ньюмен, впоследствии ставший кардиналом католической церкви. В основе
этого движения была идея, что, поскольку англиканские священники
переняли свою преемственность от католиков, то они являются, в сущности,
частью католической церкви и должны в нее вернуться. Взяв на вооружение
эту идею, Ньюмен с несколькими другими англиканскими священниками
присоединил к католической церкви множество людей. В свою очередь, это
породило внутри англиканской церкви тягу к принятию католических обрядов
и верований, и не исключалась возможность присоединения к Риму всей
англиканской церкви.
Однако в англиканской церкви было много евангельски
настроенных священников, которые всеми силами сопротивлялись
католизации. Сперджен относился к таким священникам с большим уважением,
особенно к их лидеру, епископу Дж. Райлу. Однако он считал, что эти
люди действуют вопреки Евангелию в вопросе крещения младенцев, поскольку
они верили, что через этот обряд происходит возрождение. По мнению
Сперджена, такая практика порождалась учением о "спасении через дела", а
это было прямым противоречием "оправданию по вере" и словам Спасителя о
том, что "должно вам родиться свыше".
В 1864 году Сперджен решил высказаться по данному вопросу
открыто. Он проинформировал об этом своих издателей и предупредил их,
что такой шаг повлечет резкое сокращение продажи его книг и проповедей,
но он не намерен из-за этого прекращать проповедь против учения,
вводящего в заблуждение миллионы людей.
Итак, Сперджен произнес проповедь на тему "Возрождение
через крещение". Он проповедовал с убедительной силой и, ссылаясь на то,
что в англиканском молитвеннике говорится о возрождении младенцев через
окропление, опровергал это учение. Его слова были направлены, прежде
всего, против евангельских священников. Он обвинял их в противоречивости
учения о том, что младенцы получают возрождение через крещение, а
потом, когда они вырастают, им говорят, что они невозрожденные, и
призывают к покаянию. О том, с каким жаром говорил Сперджен, можно
судить по следующим его словам: "Нам снова нужен Джон Нокс. Не говорите
мне о тихих и кротких мужах с мягкими манерами и деликатными словами.
Нам нужен пламенный Джон Нокс, и неважно, что он своим неистовством
разнес бы на куски наши кафедры — лишь бы наши сердца пробудились к
действию".
Слух об этой проповеди облетел всю Британию. Но продажа
его проповедей от этого не уменьшилась, а наоборот увеличилась. Было
продано 180 000 экземпляров данной проповеди, а вскоре эта цифра выросла
до 350 000. Последовали многочисленные отклики: большинство — против,
но некоторые — за. Сперджен ответил некоторым своим оппозиционерам и
продолжил свою борьбу в последующих трех проповедях, призывая истинных
верующих сделать самоотверженный шаг и "выйти к Нему за стан, нося Его
поругание".
В результате таких действий Сперджен потерял многих своих
друзей. Лорд Шефтсбери, оказывавший ему поддержку в благотворительных
делах, заявил: "Ты слишком дерзок, мой друг!" Несколько англиканских
священников, которые собирали деньги для постройки Табернакл, сочли, что
Сперджен их предал. Многие из них были членами Евангелического Альянса,
где Сперджен был заметной фигурой. Сперджен счел невозможным
сотрудничество с ними в Альянсе и заявил о своем выходе. Волна сильного
негодования поднялась против Сперджена, однако практически все, кто был
против него, признавали, что он говорил исключительно в силу своих
убеждений, не имея никакой злобы, и потому, как выяснилось впоследствии,
все они продолжали его глубоко уважать.
Хотя Сперджену и приходилось держать в руках меч, он
намного более усердно пользовался мастерком. Все виды организованной
работы продолжали преуспевать, и к ним прибавилось еще одно начинание.
Это было служение книгонош. Еще во времена Реформации
книгоноши ходили по городам и селам раздавая трактаты и продавая Библии,
а незадолго до Сперджена подобное служение было организовано в
Шотландии. Сперджен знал об этом труде и видел его результаты, а потому,
несмотря на перегруженность работой, решил организовать такое же
служение и в Англии.
Как только Сперджен объявил о своем намерении вслух, один
человек предложил довольно большую стартовую сумму денег для закупки
Библий, книг и трактатов. После этого Сперджен составил Устав Общества
книгонош и назначил Комитет для контроля над его работой.
Нашлись и братья, пожелавшие трудиться книгоношами.
Сперджен решил установить для них жалованье в размере 40 фунтов в год на
человека, а еще по 40 фунтов они должны были заработать от продажи
Библий и книг.
Общество книгонош вначале состояло всего из двух человек.
Но потом количество сотрудников стало расти, и через три года их было
уже пятнадцать. Каждый книгоноша был прикреплен к своей территории.
Некоторым достались бедные кварталы и даже трущобы в Лондоне и других
городах, но большинство трудилось в сельской местности. Их задача
заключалась в том, чтобы донести Библейскую весть в те части Англии, где
еще никто не проповедовал.
Но книгоноши не просто продавали Библии и книги — их
работа была гораздо обширнее. Они беседовали с людьми о состоянии их
душ, молились с больными, оставляли трактаты в каждой избе. Они часто
проводили молитвенные собрания, служение под открытым небом и чтение
Библии. Они искали подходящее место для собраний и проповедовали,
организовывали кружки трезвенности и вообще приносили пользу в деле
духовного и нравственного просвещения. Книгоноша, фактически, был и
миссионером, и проповедником, и к тому же пастором в подлинном смысле
этого слова. В этом труде участвовали действительно благородные люди.
Несмотря на существенную помощь Комитета, работа книгонош
не обходилась без трудностей. Были времена, когда количество книгонош
возрастало почти до сотни человек, и в церковной кассе не хватало денег
для оплаты положенных 40 фунтов для каждого. В таких случаях приходилось
выбирать, кого и куда посылать на труд, а кому объявить, что он
непригоден для работы в качестве книгоноши. Такого рода решения принимал
Сперджен. Много средств он выделял на эту работу из собственного
кармана и усердно молился о ее успехе. Однажды в момент депрессии он
заявил: "Общество книгонош — слишком большая нагрузка для меня, и я
хотел бы, чтобы кто-нибудь забрал ее из моих рук!" Но когда кто-нибудь
предлагал свои услуги, он не соглашался и продолжал нести это бремя сам.
И все-таки это дело, как и все другие начинания,
доставляло ему много радости. Он установил ежегодное собрание Общества
книгонош, на которое в Лондон съезжались все работники, и после
обильного обеда в Табернакл рассказывали о своем труде. Как правило,
братья изъяснялись на диалекте той местности, где они трудились, что
придавало собранию особый колорит, и Сперджен особенно радовался, когда
они рассказывали случаи обращения через чтение его проповедей или других
печатных трудов.
Ниже приводится рассказ одного из книгонош. Он описывает,
как одна падшая женщина осознала свою греховность перед Богом и пришла в
состояние отчаяния. Вот как описывает этот случай книгоноша:
Я обратил ее внимание на многие евангельские обетования и
приглашения, предложил ей проповедь Сперджена "Доброта Иисуса" и
помолился Господу о спасении ее души.
Нет слов, чтобы описать мою встречу с ней на следующий
день. Держа в руках проповедь, с сияющим от счастья лицом она прочитала
следующие слова: "Сердца покоряются Иисусу через безмолвное обличение,
которое с непреодолимой силой внушает совести чувство вины, а также
через проявление любви Искупителя, ставшего великой заместительной
жертвой ради нас, чтобы наши грехи были прощены…"
Затем, продолжая держать в руках проповедь, она сказала
мне: "Да будет благословен Господь вовеки — я нашла Его, а точнее, Он
нашел меня! Я получила спасение, прощение, принятие в число Его детей и
благословение ради имени Иисуса! Теперь-то я понимаю, что имел в виду
поэт, написавший слова:
Я пришел к Тебе, мой Бог,
Я был наг, и Ты одел,
Я был беден — Ты в удел
Дал мне дивный Твой чертог.
Я был наг, и Ты одел,
Я был беден — Ты в удел
Дал мне дивный Твой чертог.
Да, да, Иисус умер за меня, теперь я живу благодаря Ему!"
Однажды во время ежегодного собрания Сперджен попросил
одного из книгонош выйти вперед со своим мешком на плечах и показать,
как он распространяет книги. Тот вышел на платформу, быстро разложил
книги на столе, взял одну из них и тут же начал ее рекламировать,
говоря: "Я держу в руках книгу, которую очень рекомендую вам приобрести.
Я могу сказать о ней много хороших слов, поскольку сам читал ее и
извлек для себя много пользы. Ее автор — мой близкий друг, он всегда рад
слышать, что книгоноши распространяют его книги, потому что он уверен в
том, что в этих книгах все наполнено Евангелием. Название книги —
"Труба зовет христиан к действиям", автор — Ч.Х. Сперджен, цена — 3
шиллинга 6 пенсов. Не желаете ли вы приобрести эту книгу?"
Зал покатывался от смеха. Сперджен искренне смеялся вместе со всеми, а затем достал из кармана деньги и купил эту книгу.
Невозможно оценить важность служения книгонош. В те дни
начинала широко распространяться литература аморального и атеистического
содержания, открывались новые магазины, которые продавали только такого
рода литературу. Она просачивалась даже в отдаленные сельские районы,
где голос христиан часто звучал очень слабо. Книгоноши противостояли
этому грязному влиянию. Они разносили по домам Слово Божье и книги,
содержащие библейское учение, и во многих случаях читатели были
приобретаемы для Христа.
В 1878 году — это один из немногих случаев, когда имеются
конкретные данные об этой работе — число книгонош достигло 94 человек, и
они нанесли 926 290 визитов. А в последующие годы их работа расширилась
еще больше.
В январе 1866 года Сперджен опубликовал в журнале "Суорд
энд трауэл" обращение ко всем своим читателям, в котором предлагалась
неделя молитвы.
Воскресенье. Пастор будет проповедовать на тему,
непосредственно направленную к тому, чтобы силой благодати Божьей
пробудить спящих — как верующих, так и грешников.
Понедельник. Служители церкви собираются в 5
часов, чтобы искать благословения для своих душ и таким образом быть
готовыми получить грядущий дождь благословений, в котором они уверенны.
В 7 часов состоится молитвенное собрание. Начало года
будет многообещающим, если мы наполним наш дом нашим личным
присутствием. Поскольку, по всей вероятности, нас пожелают посетить
многие друзья, мы заготовим для них входные билеты.
Вторник. Диаконы и пресвитеры приглашают
необращенных для личной беседы в 7 часов. Независимо от того, думаете ли
вы о своей душе или нет, мы убедительно просим вас прийти и выслушать
то, о чем мы вам расскажем для вашего же блага.
Среда. Пастор и служители приглашают молодых
людей, посещающих церковь, на чай в 5 часов. После чая они услышат
любящий призыв взглянуть на Господа Иисуса и получить спасение. Это
собрание предназначено не для молодых членов церкви, но для неспасенных.
Воскресенье. Посланники совета служителей церкви
желают посетить после обеда класс, который ведет г-жа Бартлетт, а также
классы г-на Дрансфильда и г-на Крокера. Господь обильно благословил их
труд любви.
Понедельник. Церковь соберется для благодарения,
преломления хлеба и молитвы в главном зале Табернакл в 7 часов. Все
посетители, о которых мы имеем особую заботу, приглашаются занять места
на балконах. Мы, как Церковь, желаем, чтобы наша неотступная совместная
молитва достигла неба.
Вторник. Диаконы и пресвитеры вторично приглашают
необращенных, чтобы еще раз возвеличить перед ними Господа Иисуса
Христа. Собрание начнется в 7 часов.
Среда. Пастор и служители встречаются с учителями и
студентами колледжа на чаепитие. Просим усиленно молиться о том, чтобы
наш визит принес пользу всем, кто совершает столь важный труд в
Колледже.
Понедельник. Молитвенное собрание в 7 часов. Молитва о необращенных. Краткое наставление от пастора, диаконов и пресвитеров.
Вторник. Чай в 5.30 для разносчиков трактатов,
евангелистов, миссионеров, преподавателей Библейских классов для женщин и
других работников.
Среда. Молитвенные собрания в домах членов церкви,
которые приглашают желающих в 7 часов. Мы от всего сердца желаем
обильных благословений на эти домашние собрания.
Данный цикл мероприятий завершится в следующий
понедельник, когда состоится собрание для благодарения за милости,
которые мы сейчас только ожидаем, но к тому времени получим на самом
деле. О, Господь, пошли обилие благословений!
Эти отчеты о проведении недели молитвы дают наглядное
представление о том, как в Табернакл осуществлялась работа по спасению
душ. И эта работа была весьма плодотворна, причем она выполнялась не
только во время проведения особых мероприятий, но постоянно. Дух Святой
производил глубокое обличение во грехе и затем — преображающее жизнь
обращение. Каждую неделю перед церковью представало немало людей, чтобы
засвидетельствовать о том, как они испытали на себе Божью благодать, и с
просьбой о крещении и принятии в члены церкви.
Не только церковь Табернакл, но также и другие церкви вырастали благодаря служению Сперджена.
Мы уже говорили о работе студентов колледжа, которые
насаждали новые церкви. Сперджен был живо заинтересован в этой работе,
помогал студентам личным участием, собирал для них деньги в Табернакл и
посылал им в помощь членов своей церкви. Согласно отчету за 1867 год,
были построены молитвенные дома в следующих местах: Эллинг, Лайеншель,
Ред Хилл, Саутхемптон, Уинслоу и Бермоундси, причем в этих и некоторых
других местах Сперджена приглашали заложить первый камень.
Его так часто приглашали выполнять эту почетную работу,
что один из его друзей подарил ему посеребренный мастерок, а другой —
отменный деревянный молоток. Он научился владеть ими так искусно, что
люди даже стали подмечать его мастерские навыки.
Итак, Сперджен непрерывно пользовался мастерком как в
образном смысле слова, созидая дело Господне с помощью речи и пера, так и
буквально, начиная постройку новых молитвенных домов.
Прошло не так уж много времени, и здание Табернакл
потребовало ремонта. Оно освещалось внутри газовыми лампами, а эти лампы
давали копоть, садившуюся на стены и потолок. Кроме того, здание очень
интенсивно использовалось, поскольку оно было открыто каждый день с 7
утра до 11 вечера, и после шести лет эксплуатации заметно обветшало и
износилось. Сперджен старался поддерживать в наилучшей форме все, что
было необходимо для дела Господнего, и поэтому в 1867 году началась
реставрация церковного здания.
Ремонт Табернакл длился почти месяц. В это время служение
проводилось в огромном строении, — это был Агрикалчурал Холл
(Сельскохозяйственный зал). Это строение было предназначено не для
собраний, а для выставки сельскохозяйственной продукции, и поэтому
акустические свойства зала не способствовали произнесению в нем речей.
Несколько человек пробовали приспособить зал для собраний, но оказалось,
что их не было слышно уже за несколько метров от платформы. Однако
Сперджен решил использовать этот зал, и для этого установил кресла для
15 000 человек. Кроме того, были и стоячие места примерно еще на две или
три тысячи.
Зал находился в северной части Лондона, в нескольких
милях от Табернакл, поэтому многие члены церкви Сперджена не могли
посещать это место. Многие считали, что на этот раз Сперджен затеял
дело, которое будет ему не по силам.
Однако эти опасения не оправдались. На каждом
богослужении присутствовало примерно 20 000 человек, и при этом никто не
жаловался на то, что не слышал голоса проповедующего. Кроме того, сюда
приходили послушать Евангелие многие из тех, кто не мог посещать
Табернакл. В последующие годы Д.Л. Муди, следуя примеру Сперджена, решил
использовать этот зал для евангелизации.
Кроме обязанностей в церкви Табернакл, где было более 3
500 членов и много различных организаций, Сперджен неизменно получал
приглашения проповедовать в других церквях. Почти каждый день, за
исключением воскресенья, он отправлялся в какую-то церковь в Лондоне.
Путешествовал он и на континент. В 1865 году он посетил Италию, где
завязал дружбу с братьями баптистами, в 1866 году поехал в Шотландию и
выступил с речью перед Генеральной Ассамблеей шотландских церквей, в
1867 году побывал в Германии, где проповедовал с переводчиком и собирал
деньги на покрытие долга за недавно построенный молитвенный дом в
Гамбурге. Здесь его очень заинтересовал пастор Онкен. Сперджен отзывался
о нем, как о человеке, который умеет молиться с необычайным жаром.
В эти годы Сперджену сопутствовал неизменный успех во
всем, что он ни делал. Церковь Табернакл была всегда переполненной,
часто бывали покаяния и крещения. Колледж работал на полную мощность,
печатные проповеди распространялись в нескольких странах за рубежом,
подписка на "Суорд энд трауэл" постоянно росла, книгонош с каждым годом
становилось все больше. Ни в каком деле не было ни срыва, ни даже
временного упадка.
Однако у самого Сперджена дела складывались отнюдь не
лучшим образом. До этого времени он еще сохранял юношеское здоровье и
энергию, так что мог заниматься разными делами почти без ограничения. Но
теперь его физические силы начали угасать. В октябре 1867 года, когда
ему было 37 лет, он оказался на время прикован к постели из-за
перенапряжения в работе, которое привело к нервному истощению. После
выздоровления он снова погрузился с головой в работу, но здесь
обнаружилось, что он начал страдать от боли в ступнях и ногах. В свое
время его дедушка сильно болел ревматической подагрой, и теперь Чарльз
понял, что ему передался тот же недуг. Эта болезнь сопровождала его до
самой смерти, иногда причиняя невыносимую боль.
Дома милосердия и приюты
В одном только Лондоне скитаются в
нищете сто тысяч детей, которым суждено попасть в тюрьму или встретить
преждевременную смерть. Это дети трущоб, которым нечего есть, негде
спать, не во что одеться.
Мистер Джеймс Гринвуд нашел семью из
шести человек, живущую в одной маленькой комнате, трое из которых — дети
в возрасте от трех до шести лет, — были совершенно нагими. Они были
отвратительно грязными, и каждое ребро выделялось на их маленьких телах
коричневого от грязи цвета. Как только его голова показалась в двери,
они бросились врассыпную к своей "кровати", — это было сооружение из
зловонных шерстяных оческов и старых мешков для картофеля.
Бездомные дети собираются вокруг кучи
отходов возле рынка на Ковент Гарден и с жадностью уток или свиней
пожирают выброшенные сливы, апельсины и яблоки, представляющие собой
гниющую массу.
Из обозрения Сперджена
"Семь проклятий Лондона".
"Семь проклятий Лондона".
Доктор Джон Риппон, бывший пастор церкви на Нью-Парк
Стрит, решил оказывать помощь нескольким бедным вдовам. Он построил
здание и назвал его домом милосердия, где вдовы жили без оплаты за
жилье, и он выделял им еженедельно определенную денежную сумму.
Когда Сперджен прибыл в Лондон, эта работа успешно
выполнялась, и он был рад ее продолжить. Однако после постройки
Табернакл возникла необходимость переместить этих престарелых вдов ближе
к церкви и в более благоустроенное помещение. Поэтому он начал
строительство нового Дома милосердия.
Новая постройка состояла из семнадцати маленьких домов,
объединенных по обычаю тех времен в террасу. Престарелые вдовы,
проживающие там, обеспечивались не только жильем, но также пищей,
одеждой и другими предметами первой необходимости.
К этой постройке прибавилась еще одна. Сперджен был
всегда озабочен тем, чтобы дать возможность получить образование детям, у
которых не было средств платить за него, и поэтому он построил рядом с
Домом милосердия школу. Здесь могло учиться около 400 учеников. По
другую сторону от Дома милосердия располагался дом директора.
Дом милосердия требовал значительных расходов на
содержание. Сперджен надеялся, что у него будет постоянный приток
средств на покрытие этих расходов, но такие надежды не оправдались, и в
течение нескольких лет ему приходилось оплачивать отопление, освещение и
другие расходы из собственного кармана. Позже он получил большую сумму
денег от своей церкви в честь 25-летнего юбилея своего служения в ней и,
несмотря на то, что его уговаривали потратить все эти деньги на себя,
он израсходовал их на благотворительные дела, причем половина ушла на
содержание Дома милосердия.
Во время постройки Дома милосердия Сперджен начал строить
еще одно учреждение, намного большее по размерам. Это был сиротский
приют.
Очень интересна история возникновения этого приюта. На
молитвенном собрании летом 1866 года Сперджен заявил: "Дорогие друзья, у
нас большая церковь, и мы должны еще больше сделать для Господа в этом
большом городе. Давайте в этот вечер попросим, чтобы Он послал нам
какую-нибудь новую работу, и если на нее понадобятся деньги, давайте
помолимся, чтобы были и деньги".
Через несколько дней Сперджен получил письмо от миссис
Хильярд, в котором говорилось, что она желает пожертвовать 20 000 фунтов
на обучение мальчиков-сирот.
С точки зрения здравого смысла такая сумма пожертвования
была неправдоподобной. Миссис Хильярд, вдова одного англиканского
священника, спросила у своего знакомого (который, кстати, не слишком
уважал Сперджена), чтобы он назвал ей абсолютно надежного и в то же
время известного человека, которому можно было бы доверить деньги для
сирот, и тот не задумываясь ответил: "Сперджен!" Она ни разу не
встречалась с прославленным проповедником, но, по совету своего
знакомого, тут же написала ему письмо.
После обмена письмами, Сперджен по просьбе миссис Хильярд
поехал посетить ее, взяв с собой диакона Вильяма Хиггса. Подъезжая к
месту, они подумали, что среди жителей этого заурядного района вряд ли
найдется кто-нибудь с такой огромной суммой денег. Поэтому, встретившись
с миссис Хильярд, Сперджен сказал:
— Мы пришли к Вам поговорить по поводу тех двухсот фунтов, о которых Вы нам написали.
— Каких двухсот, — ответила она, — я же написала о двадцати тысячах!
— Да, конечно, Вы написали "двадцать тысяч", — сказал
Сперджен, — но я подумал, что, может быть, пара нолей была добавлена по
ошибке, и потому решил перестраховать себя.
Сперджен попытался отказаться от этих денег. Сначала он
спросил, нет ли у нее близких родственников, которым следовало бы
разделить эту сумму, но она уверила его, что никто из родственников не
остался обиженным. Тогда Сперджен предложил отдать деньги Георгу Мюллеру
и рассказал ей о великой работе, которую тот делал в Бристоле для
сирот. Но миссис Хильярд осталась твердой в своем решении отдать деньги
Сперджену для присмотра за мальчиками-сиротами, выразив уверенность, что
многие другие христиане обязательно пожелают присоединиться к этому
начинанию.
Уезжая от миссис Хильярд, Сперджен и Вильям Хиггс
вспоминали о том молитвенном собрании, на котором они просили, чтобы Бог
послал для их церкви новую работу и деньги на эту работу. И вот, в
ответ на их молитву, Он послал то и другое.
В течение месяца Сперджен купил для постройки участок
земли площадью в два с половиной акра (примерно один гектар). Участок
располагался в Стокуэлле, что неподалеку от Табернакл. После этого сразу
же стали поступать дополнительно деньги на этот проект. Позже Сперджен
вспоминал об этом перед своей церковью:
Однажды в понедельник мы были собраны для молитвы о
сиротском приюте, и весьма примечательно то, что на той же неделе, в
субботу, Господь побудил сердца некоторых друзей, которые ничего не
знали о наших молитвах, пожертвовать пятьсот фунтов на постройку.
Некоторые из вас были удивлены тем, что в следующий понедельник Бог
побудил еще одного человека пожертвовать шестьсот фунтов! Когда я
рассказал вам об этом на очередном молитвенном собрании, вы, наверное, и
не думали, что Господь приготовил для нас новые запасы, и в следующий
четверг один брат принес еще пятьсот фунтов.
Далее Сперджен сравнил метод доверия Господу и надежды на
Его снабжение с обычным планированием работы, принятой в христианских
кругах. Если бы они следовали этому обычаю, то надо было бы сначала
учесть сумму прихода от пожертвований, заручиться поддержкой спонсоров,
разослать сборщиков и оплачивать свою долю расходов, — а это значит
полагаться не на Бога, но на своих спонсоров.
Сперджен рассказывал, как однажды он с доктором Бруком,
пастором баптистской церкви в Блумсбери, посещал своего друга. Сперджен
выразил уверенность, что Бог пошлет все необходимое для приюта. Доктор
Брук охотно согласился, и во время их беседы пришла телеграмма с
сообщением, что некий пожертвователь, пожелавший остаться неизвестным,
только что выслал Сперджену 1 000 фунтов на строительство приюта. Полный
радости и удивления, доктор Брук начал молиться, о чем Сперджен позже
вспоминал так: "Я никогда не забуду ту молитву и славословие, которые
изливались из его уст. Казалось, он был псалмопевцем с сердцем,
переполненным сознанием величия Божьего, изливавшемся в словах и звуках
его молитвы Тому, Кто всегда верен…"
Приют строился по плану, который был разработан самим
Спердженом. Он не должен был быть похож на обычное учреждение для
обездоленных, где дети проживали в помещениях барачного типа, одевались в
одинаковую одежду и чувствовали себя предметом сострадания. Этот приют
должен был состоять из нескольких отдельных зданий, выстроенных в виде
блока, причем в каждом из них должно проживать по четырнадцать ребят под
присмотром матроны, заменявшей для них мать. Здесь должны были
сочетаться дисциплина, образование и христианское воспитание, а также
доброта, развлечения и уважение к личности.
Каждое отдельное здание было сооружено на средства,
пожертвованные тем или другим спонсором. Одно из них, под названием "Дом
Серебряной свадьбы" было построено на средства, пожертвованные
женщиной, которой муж подарил 500 фунтов на двадцатипятилетний юбилей их
свадьбы. Другое, построенное на средства бизнесмена, называлось
"Торговый дом". Вильям Хиггс и его сотрудники пожертвовали на здание под
названием "Дом рабочих". "Юнити Хаус" был построен на средства Вильяма
Олни и его сыновей в честь ушедшей недавно в вечность Юнити Олни.
Несколько зданий под названием "Дома Братского приветствия" были
построены на средства от баптистских церквей со всей Британии, и,
наконец, сотрудники Пасторского колледжа построили здание под названием
"Дом Колледжа".
Здесь были также дом директора, столовая и большой
спортивный зал. В скором времени была построена и частная больница,
которую назвали "Лазарет". Здания строились прочно, как и все, что
строилось под руководством Сперджена. Кроме того, нельзя без удивления
вспомнить и то, что был предусмотрен также плавательный бассейн, так что
Сперджен не без удовольствия мог сказать, что все ребята научились
плавать.
В директорском кабинете Сперджен соорудил памятное
изображение, где было нарисовано, как он и Вильям Хиггс посетили миссис
Хильярд. Это было сделано в честь женщины, чье желание оказать помощь
бедным сиротам привело к образованию столь прекрасного приюта.
Директор приюта был тоже послан в ответ на молитву. В
течение нескольких месяцев никак не могли найти подходящего человека.
Наконец, внимание Сперджена привлек Вернон Чарльзворт, второй пастор
одной из конгрегациональных церквей. Хотя он, как и директор колледжа
Роджерс, не был баптистом, Сперджен все же доверил ему эту работу.
Чарльзворт оказался идеальным человеком для такого дела. Под его
руководством в приюте поддерживался дух доброты в сочетании с большой
работоспособностью и дисциплиной. Спустя несколько лет он пришел к
твердому убеждению в необходимости крещения, и Сперджен с великим
удовольствием мог видеть его послушание Господу. Качества его характера
оказывали влияние на жизнь мальчиков и девочек, находившихся под его
опекой, а также поощряли многих друзей приюта молиться и продолжать
жертвовать для сирот.
Спустя десять лет после постройки приюта для мальчиков,
точно такие же строения были сооружены и для девочек. Оба блока, вместе с
лазаретом, образовали большой четырехугольный двор, пространство между
ними, покрытое травой, представляло собой поле для игр. Это поле и
строения были окаймлены живой изгородью из цветов и кустарника. Можно
представить, какую разницу ощущали дети, жившие до этого в жалких
трущобах и теперь оказавшиеся здесь, где они имели пищу, тепло и ощущали
ласку и заботу. Это был поистине христианский дом, окруженный садом!
Всякий раз, когда Сперджен посещал приют, дети собирались
вокруг него толпой. Он знал практически всех по имени, и всегда имел
для каждого по пенни в своем кармане, — в те дни такая мелкая монета
имела ценность.
Особенно он старался посещать детей, находившихся в
лазарете, чтобы вместе помолиться и явить им особую заботу, какая только
была в его силах.
Сюда прибывали дети из разных деноминаций. Здесь были
черные и белые, евреи и язычники, англикане, пресвитериане,
конгрегационалисты, католики, квакеры и баптисты. Бывали случаи, когда
мальчики обращались и просили крестить их, а некоторые из них, становясь
взрослыми, чувствовали Божье призвание, поступали учиться в Пасторский
колледж и посвящали свою жизнь служению Богу.
Приют был явным свидетельством того, что вера Сперджена
была не просто теорией, но производила добрые дела. Данное учреждение
получило широкое общественное признание и поддержку, многие молились о
его успехе и вносили щедрые пожертвования.
Дом милосердия и приют были, конечно же, плодом
христианской веры, подчеркивая отсутствие подобных учреждений в Англии
среди неверующих. В то время имелись и Общество свободомыслия, и
Ассоциация агностиков, но эти организации ничего не сделали для помощи
бедным и страждущим. Они старались опровергнуть христианство, но для них
было неведомо самопожертвование ради нуждающихся. Подобно левиту в
известной притче, они проходили мимо них.
Евангельские же христиане были известны тем, что строили
дома для престарелых и приюты для сирот. Профессор Франке построил
большой приют в Германии, Джордж Уитфилд посвятил значительную часть
своей жизни на постройку таких учреждений в американской колонии
Джорджии. Георг Мюллер возглавлял приют, ставший домом для более двух
тысяч беспризорных в Англии. Доктор Бернардо оставил свою работу врача и
посвятил себя служению бездомным детям. Многие менее известные
христиане также занимались подобным служением.
Однажды в разговоре с агностиком, который пытался
критиковать христианскую веру, Сперджен подчеркнул, что атеистические
организации оказались не в состоянии осуществить какую-либо конкретную
программу по оказанию помощи тысячам окружающих их людей, находящихся в
нужде. И наоборот, он привел в пример работу такого рода, которая очень
активно осуществлялась христианами. Он закончил этот разговор
перефразированными словами пророка Илии: "Тот Бог, Который даст ответ
посредством приютов, есть Бог!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий