Глава III. Проблема Никодима
"Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из
начальников иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы
знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты
творишь, никто не может творить, если не не будет с ним Бог. Иисус
сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не будет
рожден Свыше, не может увидеть Царствия Бежия. Никодим говорит Ему: как
может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти
в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно
говорю тебе: если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в
Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть
дух. Не удивляйся тощ, что Я сказал тебе: "Должно вам родиться Свыше"
"Бог даровал нам Жизнь Вечную, и сия Жизнь в Сыне Его. Имеющей Сына Божия имеет Жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет Жизни"
(1 Ин. 5:11-12)
Кто был Никодим? И почему Господь Иисус Христос говорил ему о необходимости рождения Свыше?
Никодим был иудей. Это было его происхождение. Во-вторых,
он был хороший человек. Это были его нравственные качества. И, наконец,
он был человек благочестивый.
Итак, прежде всего, Никодим был иудей. И если иудею
надлежало пережить рождение Свыше, то что скажем о не-иудее, о язычнике,
об эллине? Иудеи смотрели на не-иудеев свысока, считая, что они, в
духовном отношении, не лучше псов (Ев. от Марка 7:27). He-иудеи были
язычники. К не-иудеям не относились обетования Божий. Только иудеи были
избранным народом Божиим. И вот, Никодиму, иудею, Господь Иисус Христос
говорит, что он должен родиться Свыше. Отсюда вытекает, что если даже
иудею, принадлежавшему к избранному народу Божию, столь исключительно
облагодетельствованному Богом, должно было родиться Свыше, то тем более
это необходимо и всем остальным, необходимо нам, необходимо не-иудеям.
Необходимо это и вам лично, мой друг. Необходимо и мне. Необходимо всем и
каждому! Итак, вне всякого сомнения всем людям, всем без исключения,
должно родиться Свыше! *
Во-вторых, Никодим был хороший человек. Но, несмотря на
это, ему надо было родиться Свыше. А если это так, то что же сказать о
нас с вами, дорогой друг? Что сказать о всех вообще хороших и добрых
людях, мужчинах и женщинах, наших дней? Спасет ли их просто хорошая или
даже праведная жизнь, как таковая? Не верно ли и в отношении нас, что
нам тоже должно родиться Свыше? Господь не обличил Никодима "и в каком
грехе или ином проступке! В качестве духовного начальника и одного из
старейшин иудейского народа, Никодим должен был быть человеком отменно
хорошей жизни. Он, несомненно, и был образцом нравственной жизни. И тем
не менее, Господь Иисус сказал именно ему, этому праведному и доброму
человеку: "Должно тебе родиться Свыше!" А потому, раз рождение Свыше
нужно было Никодиму, оно нужно и нам! И нам с вами необходимо иметь то
же самое, что и Никодиму! Если вся его праведность не могла его спасти,
то не спасет она и нас! Ясно, что и нам должно родиться Свыше!
В-третьих, Никодим был не только иудеем и человеком
безукоризненно доброй жизни, но и очень благочестивым. Никодим ревностно
соблюдал заповеди Божий, данные Израилю чрез Моисея. Его религиозная
жизнь была примерна и соответствовала требованиям закона Божия. Он был
строгим исполнителем всех многоразличных заповедей, постановлений и
правил закона Божия. Притом же, Никодим не только внешне соблюдал закон,
но и любил его всем сердцем, а поэтому искренне и верно старался
угождать Богу. И вот этому-то благочестивому иудею Господь Иисус Христос
так категорически сказал: "Должно вам родиться Свыше!" А это может
значить только то, что одного лишь благочестия не довольно. Закон
Моисеев не мог спасти Никодима. Господь, ведь, не ошибается! Господь
знал, что Никодим был человек благочестивый, но это не изменило
содержания ответа Господа, что благочестие не может заменить рождения
Свыше.
И потому, скажем еще раз, что если и Никодим, несмотря на
все свое благочестие, должен был пережить рождение Свыше, то тем более
должны пережить его мы! Да, дорогой друг, и нам должно родиться Свыше! И
мы, в рождении Свыше, должны принять Жизнь Божию, Жизнь Вечную, Жизнь
Свыше!
Это самая важная истина в Слове Божием
Никто и никогда не войдет в Царство Небесное, не имея
Жизни Вечной. Там не может существовать никакая иная жизнь, кроме Жизни
Божией. Лишь имеющий эту Жизнь войдет туда; а не имеющий - останется
вне! Имеете ли вы, друг, эту Вечную Жизнь Божию или нет? Жизнь Вечная,
это - наиболее важная истина в Слове Божием!
Во-первых, это так потому, что именно ради принесения ее
Иисус Христос пришел на землю. "Я пришел для того, чтобы имели Жизнь!" -
возвестил Он (Ин. 10:10). Для этого Господь и воплотился, и жил среди
людей. Ради этой цели Он умер на Голгофском кресте. Он пришел дать
Вечную Жизнь. Как важна, следовательно, эта истина в очах Божиих!
Во-вторых, Жизнь Вечная нужна потому, что все люди, сами
по себе, духовно мертвы, "мертвы по преступлениям я грехам" (Еф. 2:1,
4-5). Человек состоит из духа, души и тела. Что умерло в первом
человеке, Адаме, при грехопадении? Приговор Божий гласил: "В день, в
который ты вкусишь от него, смертию умрешь!" (Быт. 2:17). Что же умерло,
когда Адам согрешил? Тело его? Нет! Физически он был так же жив, как и
до того. Душа ли его - разум и чувства? Нет! Адам и после грехопадения
был в состоянии мыслить, решать и чувствовать. Следовательно, умер он в
духе своем, умер духовно. Духом своим Адам, в невинности своей, имел
общение с Богом. До дня грехопадения общение это не прерывалось. Но в
тот час, когда Адам согрешил, общение его с Богом оборвалось и потому-то
именно дух человека теперь нуждается в оживотворении и в принятии Жизни
Божией, Жизни Вечной. Тело человека живо; также и душа его; но дух
мертв. И в дух свой человек должен принять Вечную Жизнь от Бога, должен
родиться Свыше.
Люди кажутся нам живыми лишь потому, что их душа и тело
проявляют известную деятельность. Однако, Бог, видящий и все внутреннее
состояние людей, делит их только на два класса: на живых и мертвых. И вы
тоже, дорогой друг, принадлежите к одному из этих классов: по отношению
к Богу вы либо духовно живы, либо духовно мертвы.
Мы смотрим на человека, идущего по улице, и говорим:
"Этот человек несомненно жив". Что мы хотим этим сказать? Только то, что
тело era живо. Он имеет физическую жизнь, но дух его может быть и
мертв. И если это так, если он никогда не был рожден Свыше, то в очах
Божиих он мертв.
Мы видим энергичного работника за делом и говорим: "Это -
живой человек". Но что мы понимаем под этим? Просто, что жива его
душевная природа, ум его деятелен и чувства восприимчивы. Но Бог смотрит
на него и выносит совершенно другой приговор: "Он - мертв". Разница в
том, что мы говорим о временной жизни, Бог же - о Вечной, Божией.
Присутствуем мы на погребении и видим покойника. С нашей точки зрения, человек этот умер, мертв. То-есть, тело его мертво.
Он больше не может проявлять своих физических
способностей и деятельности своей душевной природы. Но Бог говорит: "Он
жив". Это означает, что в духе своем он был оживотворен Богом принял
Вечную Жизнь, родился Свыше. Поэтому, хотя душевно и телесно он мертв,
дух его жив.
Наконец, в-третьих, Вечная Жизнь является самой важной
истиной в Священном Писании потому, что она определяет участь человека в
вечности. Обратим внимание на следующие места из Слова Божия и
напомним, что его утверждения сделаны не человеком, а Духом Святым.
"Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь
Вечную" (Ин. 3:16). Тот, кто принял от Бога Вечную Жизнь, никогда не
погибнет. Отсюда ясный вывод, что без принятия Вечной Жизни человек
должен погибнуть. Что значит погибнуть? Я не знаю. Я знаю только то, что
состояние погибели противоположно Жизни Вечной и что оно невыразимо
ужасно. Бог говорит о погибели, как об участи тех, кто отвергают Вечную
Жизнь Божию.
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего
Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь
Вечную" (Ин. 3:16).
"Верующий в Сына Божия имеет Жизнь Вечную; а не верующий
<в Сына Божия не увидит Жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Ин.
3:36). На одной стороне "Жизнь", на другой - "гнев Божий". Что это
значит? Я не знаю; но так гласит Слово Божие, и не в наших силах
изменить это. Если вы не примете Вечной Жизни, если ваш дух не будет
оживотворен Богом, на вас останется "гнев Божий".
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий Слово Мое и
верующий в Пославшего Меня имеет Жизнь Вечную; и на суд не приходит, но
перешел от смерти в Жизнь" (Ин. 5:24). Здесь снова то же
противоположение - либо Жизнь, либо осуждение. Принятие Вечной Жизни
есть выход из состояния смерти и из осуждения, и это делает человека
наследником Царства Небесного. Что есть смерть? Что есть осуждение? Один
только Бог это знает. Я не желаю знать этого. Для меня вполне
достаточно знания, что то или иное мое отношение к Вечной Жизни
определяет мою участь в вечности. Без принятия Вечной Жизни - смерть и
вечное осуждение!
"Я даю им Жизнь Вечную, и не погибнут вовек" (Ин. 10:28).
Отвергнуть этот дар Божий, значит - погибнуть. Вы должны сделать выбор!
Бог нам ясно открывает будущее того и другого класса людей! Приняли ли
вы, друг, Жизнь Вечную или нет? Вечное блаженство и вечная погибель
зависят от ответа на этот вопрос!
Бог... Отец ли Он всех людей?..
"Но", скажет кто-нибудь, "разве Бог не Отец наш?" Нет, Он
не Отец всех людей! Конечно, я прекрасно знаком с сегодняшними
взглядами по этому вопросу. Ибо непрестанно приходится слышать людей,
говорящих об "отцовстве" Божием и о "братстве" всех людей. Друг мой, Бог
есть ваш Творец, но не непременно Отец ваш! Фарисеям Господь Иисус
Христос, как вы знаете, сказал: "Ваш отец - диавол!" (Ин. 8:44).
Бог не может стать Отцом вашим, пока вы не родились от
Его Духа, пока вы не родились "в Семью Божию"! И вам никак не стать
"братом" детей Божиих, пока вы сами не родились от Бога! И потому вы не
имеете законного основания называть Бога своим Отцом, или иначе - не
можете молиться молитвой Господней - "Отче наш, иже еси на небесех...",
ибо нужно, чтобы Бог прежде стал вашим Отцом; а это происходит лишь в
рождении от Его Духа, т. е. в рождении Свыше.
Естественное, земное рождение наше - от земных родителей!
Но нам "должно родиться" еще и духовно! Одного лишь естественного,
земного рождения недостаточно! Только рождение Свыше делает нас членами
"Семьи" Божией, а Бога - нашим Отцом! Человек, родившийся однажды, т. е.
только естественным, земным рождением, умирает дважды - физически и
духовно! "Вторая смерть", о которой говорит Слово Божие, означает вечное
разобщение с Богом и вечную участь "в озере огненном"! Рождение Свыше
является поэтому вопросом самой крайней важности!
Без рождения нет жизни! Естественная, или земная жизнь
начинается чрез рождение! И таким же точно образом, т. е. чрез рождение
Свыше, начинается и жизнь духовная. "Должно вам родиться Свыше!.."
Другими словами, Христу надо вселиться в сердце ваше, и как скоро это
произойдет, вы будете иметь в себе новую Жизнь, Жизнь Божию, которая и
есть Жизнь Вечная! Друг мой, христианство, - я говорю о христианстве
истинном, - не есть просто некое мертвое, холодное, формальное верование
вообще во что-то или как-то! Оно не есть ни особая одежда, ни особое
облачение, ни какое-то неопределенное религиозное чувство, и не свод
правил, законов или заповедей! Оно не есть нечто неуловимое и
неопределимое; не нечто, с одной стороны близкое, а, с другой,
чрезвычайно далекое; и не нечто просто неясное и мистическое!.. Нет,
отнюдь нет! Христианство есть Жизнь, Жизнь Божия в сердце рожденного
Свыше человека, и эта Жизнь есть Личность, есть Сам Господь Иисус
Христос! Этим и отличается христианство от всех человеческих, т. е.
ложных религиозных систем и построений! И в этом именно отношении
христианство ни с чем другим не может быть сравниваемо! Оно и
неповторимо, и исключительно! Оно - абсолютно единственно в своем роде!
Грешник нуждается не в новом, может быть еще более совершенном, своде
правил или заповедей- "е в новых организациях или органах! Нет, он
нуждается в Жизни! Ему нужна Жизнь, и только Жизнь, Жизнь Божия, Жизнь
Вечная! Без нее - все напрасно и все ни к чему!
Коренная перемена
"Кто во Христе, - там новое творение: древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17).
Без такой коренной перемены нет Жизни. Когда Христос
вселяется в сердце человека, там все обновляется. Если этого нет,
обращение человека к Христу неистинно и рождения Свыше там не было! То,
что мы прежде любили, теперь ненавидим; то, что мы некогда ненавидели,
теперь любим. Новые радости, новые мысли, новые стремления, новые
друзья, новое общество - все новое! Произошло ли это уже с вами, друг?
Новое ли в вас творение во Христе Иисусе? Пережили ли вы эту перемену?
Она - непременное следствие рождения Свыше.
Некоторые, пожалуй, готовы сослаться на то, что они члены
той или иной церкви или же активные христианские работники. Но как же
вы не видите, дорогой друг, что это не имеет решительно никакого
отношения к рассматриваемому нами вопросу. Вы можете быть
священнослужителем, ученым богословом, образованнейшим человеком,
величайшим философом и т. под., а, вместе с тем, остаться человеком,
ровно ничего не пережившим в своей духовной жизни, не родившимся Свыше,
т. е. от Духа Божия. С другой стороны, вы можете быть полнейшим невеждой
в отношении всего того, чем живет, так называемый, культурный мир;
можете быть человеком неученым, неграмотным, неспособным подписать
своего собственного имени, убогим бедняком из каких-либо жалких трущоб, и
все же иметь Жизнь Вечную, быть человеком пережившим рождение Свыше,
оживотворенным, обновленным и просвещенным в духе своем от Духа Божия.
Человек нередко пытается познать Бога своим умом и своею
собственною мудростью. Это подчас называют "научным путем" искания Бога.
Но Бог на это отвечает настолько ясно, что Его слова не могут остаться
непонятыми: "Мир своею мудростью не познал Бога!.." (1 Кор. 1:21); и -
"душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он
почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно
судить духовно" (1 Кор. 2:14).
Итак, мы должны идти не своим собственным, а Божиим
путем. Может ли младенец, еще до своего рождения, иметь понятие о мире, в
котором ему предстоит жить? Конечно, нет. Так же и духовный мир есть
мир совершенно отличный, новый, о котором естественный, душевный человек
ничего не знает; не знает до тех пор, пока, родившись духовно, сам не
вступит в него. Принятие Жизни Божией, Жизни Вечной является
предварительным условием для такого знания.
Таким образом, вопросом величайшей важности является:
"Рождение Свыше? И так как Слово Божие верно и непреложно, то вопрос о
рождении Свыше, воистину, - наиважнейший вопрос в жизни человека. Его
вечное блаженство зависит от правильного ответа на этот вопрос.
От смерти в жизнь
Родиться Свыше, это значит перейти от смерти в Жизнь. Вы
не вступаете в Божий, духовный, мир когда умираете. Физическая смерть не
меняет характера того духовного мира, в каком вы уже находитесь в своей
земной жизни. Умирая телесно, вы только переходите из одного "жилища" в
другое, духовно не меняя своего мира на Божий. Если вы не приняли Жизни
Божией, Жизни Вечной уже здесь, то вы останетесь вне Божией Жизни и
после своей смерти. Единственная истинная духовная перемена происходит
только в рождении Свыше. Естественное, т. е. земное, рождение вводит
человека в мир естественный, душевный, но не духовный, Божий. Духовный
мир есть мир совершенно особый. Все попытки человека добиться путем
самосовершенствования возможности перехода из мира естественного в мир
Духа Божия напрасны. Выйти своими силами из круга естественной, душевной
жизни для человека невозможно. Чтобы это могло произойти, нужно, чтобы
Божия Жизнь, Жизнь Духа Божия, прежде вошла в сердце человека и, тем
самым, перенесла его из царства тьмы в Царство Света, из царства
естественного мира в Царство Духа Божия. В Царство Божие человек входит
уже здесь, на земле. Принявши Жизнь Божию, человек, в смерти физической,
только переходит в другую "область" того же самого Божьего духовного
мира, в который он вошел здесь на земле, при рождении Свыше. Итак,
всякий человек уже сейчас находится либо в одном, либо в другом из этих
двух миров: либо в царстве тьмы, либо в Царстве Света; либо в царстве
сатаны, либо в Царстве Бога; и является гражданином либо естественного
мира, либо мира Духа Божия. Дорогой друг, в каком из этих двух миров
находитесь вы?
Я размышляю иногда о желуде и алмазе. Желудь - невзрачен,
алмаз - блестит и сверкает. Многие истинные верующие, т. е. рожденные
Свыше, подобны желудю: они незаметны и скромны в своей жизни во Христе; в
то время как многие, не родившиеся Свыше, люди, хвалящиеся собою и
своими качествами, могут быть уподоблены алмазу. Но закопаем в землю,
как желудь, так и алмаз и вернемся на то же место лет через семьдесят
пять. Что мы найдем? Где был посажен желудь, там теперь стоит
величественный и могучий дуб, несокрушимо противостоящий всем бурям и
непогодам. Обратимся затем к тому месту, где был зарыт алмаз. Мы ,не
найдем там ничего, кроме только того, что зарыли. Почему это так? А
потому, что в желуде есть жизнь, а в алмазе ее нет.
То же верно и в отношении душевного и духовного человека.
В духовном есть Жизнь, Вечная Жизнь; а другой - душевный - духовно
мертв. Духовный имеет в себе Жизнь Божию, и будет жить с Богом вовеки.
Душевный же, пусть иногда и нравственный и даже очень благочестивый, тем
не менее, духовно мертв. В нем нет самого главного в мире, а именно -
ЖИЗНИ. Итак, одной только нравственности или же благочестия отнюдь
недостаточно - в них нет Жизни Божией!
Вот перед нами два букета цветов. Издали они кажутся
одинаково прекрасными. Но, подойдя ближе, мы обнаруживаем между ними
существеннейшую разницу. Один имеет аромат; другой не имеет - он
искусственный. Один из живых цветов, другой - из мертвых. Чего недостает
искусственному. Только одного - жизни. Один имеет жизнь, другой - нет.
Что ему нужно, чтобы иметь истинную природу цветов? Ему нужна ЖИЗНЬ!
То же верно и в отношении вас, дорогой друг! Внешнее
исповедание веры, подражание доброму примеру других, "вид благочестия", -
все это ни к чему не приведет и ничего не даст! Быть похожим на
истинного христианина, рожденного Свыше, еще не значит быть им! Одно
дело - только исповедовать что-нибудь, другое - фактически обладать
чем-то! Быть похожим на спасенного вовсе не значит быть им. Имитация
спасения, "искусственное спасение", без принятия Жизни Духа Божия, не
есть спасение вовсе. Как бы совершенен подражатель ни был, ничего из его
стараний не выйдет. Чтобы иметь Божию природу, надо прежде принять
Божию Жизнь, родиться Свыше. Вам нужна Жизнь, дорогой друг! Все
остальное вам не поможет! И помните - Бога вам не обмануть, даже если в
отношении людей обман иногда и удается. Бог-то знает, имеете вы в себе
Его Жизнь или нет!
Истинное христианство не есть лишь некая религиозная или
нравственная система. Истинное христианство есть "вхождение в человека",
есть принятие человеком Новой Жизни, Божией Жизни, Жизни Духа Святого.
"Слушающий... и верующий... перешел от смерти в ЖИЗНЬ" (Ин. 5:24).
Исполнение всех велений Нагорной проповеди (если бы это даже и было
доступно человеку), как равно и всего остального глубочайшего
нравственного учения Слова Божия, - само по себе, никому не дало бы
спасения! Только - "имеющий Сына Божия имеет ЖИЗНЬ"; а - "не имеющий
Сына Божия не имеет ЖИЗНИ" (1 Ин. 5:12).
Новое творение
Рождение Свыше создает совсем новый вид - новое творение:
"Кто во Христе, там новое творение; древнее прошло,
теперь - все новое" (2 Кор. 5:17). "Рожденное от плоти есть плоть..."
(Ин. 3:6). Перефразируя, скажем: "Рожденное от плода есть плод;
рожденное от рыбы есть рыба; рожденное от птицы есть птица, рожденное от
животного есть животное; рожденное от человека есть человек". Один вид
жизни не переходит в другой: между видами есть непереходимая граница.
Люди пытались искусственными скрещениями нарушить эту границу, но эти
попытки не увенчались успехом. Люди сумели добиться появления новых
разновидностей жизни только внутри одного и того же вида, но не
получения новых видов. Таков незыблемый закон, установленный Творцом.
Тот или иной плод всегда остается только плодом; животное - животным;
рыба - рыбой...
"...А рожденное от Духа (Божия) есть дух!" (Ин. 3:6).
Господь открывает здесь новый закон, закон духовной жизни, и, вместе с
тем, совершенно новый вид жизни - новое творение. Человек получает эту новую, духовную Жизнь, лишь родившись Свыше, родившись от Духа.
Почему действия и все прочие проявления человека именно
таковы, каковы они есть? Почему они не какие-нибудь другие? Почему
человек грешит, почему он живет в грехах? Только потому, что он -
грешник. Он только проявляет свою природу, и больше ничего! Он и не
может проявить ничего другого! Если вы "в Адаме", вы можете проявить
только Адамову жизнь; если же вы "во Христе", то в вас проявится
Христова жизнь. Я, напр., Смит, потому что родился в семье Смитов. Я
похож на своего отца. Я живу, как жил мой отец. Не потому, что я
стараюсь или желаю ему подражать, а только потому, что я родился от
него, и потому, что во мне - его жизнь. Я рожден в семье Смитов, и все.
Почему собака лает, петух кукарекает? Они никогда не
брали уроков, никогда не учились этому? Никто не обучал их. То, что они
делают, делают совершенно естественно. Никто никогда еще не слышал,
чтобы мяукал пес, а лаял кот! Почему! Но, ведь, это же ясно! Пес лает
только потому, что он родился псом и принадлежит к своей, собачьей,
породе. Петух кукарекает тоже по такой же причине, как и кот мяукает
лишь потому, что он - кот. Все они принадлежат каждый к своей семье, к
своей породе, к своему виду. Все они делают то, что делают, лишь потому,
что они есть то, что есть.
Приходилось ли вам видеть, как встает на ноги корова или
лошадь? Как же, напр., встает корова? Если вы жили где-нибудь на ферме,
вы это знаете. Корова всегда встает прежде всего на задние ноги. Но вы
никогда не увидите лошади, встающей сначала на задние ноги, а потом на
передние. Лошадь всегда начинает подыматься с передних ног. Откуда же в
них эта разница? Только от разницы в их породе. Корова есть корова, а
лошадь есть лошадь, и действуют они всегда соответственно тому, кто они
есть и к какой породе, к какому виду принадлежат.
Наша, человеческая, природа греховна} испорчена грехом. До получения нами новой, духовной, природы, мы всегда будем жить в грехах, будем
продолжать грешить. Наша старая природа непрестанно будет проявлять
себя, и только. Иначе и быть не может. Рождение Свыше есть НОВОЕ
рождение, и оно сообщает нам новую природу, природу Духа Божия, и
поэтому мы никогда не сможем начать жить новой жизнью, пока не будем
рождены Свыше, пока не примем НОВОЙ ПРИРОДЫ. Отсюда и вытекает
безусловная необходимость рождения Свыше!
Еще раз повторим, что в Царстве Божием не может
существовать никакая иная жизнь, кроме Жизни Божией. Наша естественная,
природная жизнь не может иметь там места. Жизнь, данная рыбе, позволяет
ей жить только в воде. Жизнь птицы дает ей возможность держаться в
воздухе и т. д. И именно в силу этого свойства каждого данного рода
жизни, Господь Иисус Христос говорит: "ДОЛЖНО ВАМ РОДИТЬСЯ СВЫШЕ!".
Говоря это, Он только возвещает самоочевидную истину. Чтобы человеку
быть в Царстве Небесном, ему надо прежде принять новую природу,
способную находиться в Царстве Небесном. Он должен прежде принять Божию
Жизнь. Это и есть та Жизнь, о которой Слово Божие говорит, как о ЖИЗНИ
ВЕЧНОЙ. Только эта Жизнь и способна существовать в Царстве Небесном! Не
приняв ее, человек не может войти туда. "ДОЛЖНО ВАМ РОДИТЬСЯ СВЫШЕ!".
Принятие новой природы, природы Духа Божия, есть безусловная
необходимость, есть совершенно категорический императив! Итак, если вы
желаете войти в Царство Небесное, унаследовать его, - вам надлежит
прежде РОДИТЬСЯ СВЫШЕ!
Рождение Свыше происходит только теперь, т. е. в этой жизни!
Принятие Жизни Вечной происходит лишь в настоящее время, а не после смерти. "Верующий в Сына Божия ИМЕЕТ Жизнь Вечную!" (Ин. 3:36). "Истинно, истинно говорю вам: слушающий Слово Мое и верующий в Пославшего Меня ИМЕЕТ Жизнь Вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в Жизнь" (Ин. 5:24). "Имеющий Сына Божия ИМЕЕТ Жизнь" (1 Ин. 5:12). Благодарение Богу, вы можете быть спасены теперь же!
"Вот, ТЕПЕРЬ время благоприятное, вот, ТЕПЕРЬ день
спасения! (2 Кор. 6:2). Спасение не есть нечто такое, что должно быть
откладываемо человеком на предсмертный час или же принимаемо после
смерти. Спасение и должно, и может быть принято ТЕПЕРЬ! Если вы его не
приняли, и, следовательно, не имеете Жизни Вечной, Божией, уже ТЕПЕРЬ,
прежде вашей смерти, то в вечности вы ее никогда уже иметь не будете! Вы
уйдете в вечную погибель, вы погибнете вовек! Спасение предлагается вам
Богом ТЕПЕРЬ! Этот дар Божий дается лишь в настоящее время! Итак, как
же обстоит дело с вами, друг? Приняли ли вы эту Жизнь Божию! Можете ли
вы открыто и радостно засвидетельствовать: "Да, я рожден Свыше! Да, я
имею Жизнь Вечную!" Одним словом, имеете ли вы, друг, эту Жизнь уже
ТЕПЕРЬ?
Рождение Свыше происходит мгновенно
Вечная Жизнь дается мгновенно. Это и естественно. Всякое
рождение есть кризис, - и духовное рождение, рождение Свыше, не является
исключением. Рождение, как таковое, совершается сразу; оно не длится
целый год или годами. Вот почему человек в состоянии знать совершенно
определенный день, как день своего рождения. Обычно каждый человек может
назвать день, когда он родился. Подобным же образом, и новое рождение,
рождение Свыше, является кризисом, и происходит оно мгновенно. Немало
времени проходит иногда до наступления рождения, но само рождение
происходит сразу, мгновенно.
Исследуйте содержание Нового Завета! Если вы со всем
вниманием подойдете к каждому описанному в нем случаю евангельского
обращения грешников ко Христу, вы несомненно убедитесь, что все такие
обращения происходили мгновенно. Так было с тремя тысячами человек в
день Пятидесятницы. Все они родились Свыше в один и тот же день. Утром
они были еще погибшими, но прежде чем кончился день, все они были
спасены. Все они, до единого, перешли в тот день из смерти в Жизнь! Это
произошло с ними в одно мгновение! Таким же мгновенным было обращение и
апостола Павла. Случилось это по пути из Иерусалима в Дамаск. Оставил он
Иерусалим погибшим человеком, в течение всего пути оставался тоже
погибшим человеком, а в Дамаск вошел спасенным! До рождения Свыше он
имел только естественную, душевную, природу, какая есть у каждого
человека. Пал он на землю близ Дамаска неспасенным, а поднялся
спасенным! Спасение он получил в одно мгновение, в то время когда пал
ниц на землю или же немедленно после того. И спустя долгие годы после
этого события, Павел, вспоминая свой пройденный путь ученика Христова,
всегда видел то мгновение, в которое он перешел из смерти в Жизнь. То же
пережил и тюремный страж в Филиппах. Лег он спать погибшим грешником, -
а через небольшой промежуток времени, когда около полуночи он
пробудился, был спасен. Когда в тот вечер заходило солнце, он имел лишь
естественную, душевную жизнь. А при восходе солнца, на следующее утро,
это был уже человек, принявший Жизнь Божию. В течение одной ночи он
оказался перешедшим из смерти в Жизнь. Переход этот был мгновенным.
Да и как это могло бы быть иначе? Представьте себе, что
вам предложен дар. Одним мгновением раньше вы его еще не имеете. А в
следующее мгновение он уже в ваших руках. Подарок должен перейти из рук в
руки, и на это надо лишь одно мгновение. Подобно этому, и Жизнь Вечная
является даром, даром Божиим. За одно мгновение до принятия его, вы
этого дара не имеете, вы по-прежнему погибший грешник. Каждый, без
исключения, человек находится в положении погибшего грешника. А через
мгновение после принятия им дара Божия - Жизни Вечной, он уже ее имеет! В
жизни человека должно наступить мгновение, когда он этот дар Божий
принимает? Иначе он его получить никак не может! Постепенного, по
частям, так сказать, рождения Свыше не бывает! Слово Божие такого случая
не знает! Жизнь всегда принимается мгновенно!
Скажите, когда это произошло с вами, дорогой друг! Когда
вы родились Свыше? Где это было? Да и было ли оно вообще? Пришли ли вы,
как погибший грешник, к Богу, с сокрушенным сердцем, и приняли ли вы
верою Его дар, спасение, совершённое искупительной жертвой Сына Божия?
Приняли ли вы Господа Иисуса Христа своим личным Спасителем? Как это
произошло? При каких это было обстоятельствах? Иной, принявший спасение
Господне, может и не помнить всех деталей этого, но всякий, рожденный
Свыше, имеет ясное знание, что он этот великий ДАР БОЖИЙ получил.
Обратились ли и уверовали ли вы уже, друг? Если да, то разрешите мне
сказать это и о вас - и вы пережили рождение Свыше в одно мгновение!
Рождение Свыше есть нечто такое, о чем рожденный Свыше человек не может не знать
Кто принял Жизнь Вечную, тот будет это знать! "Сие
написал я вам, верующим во имя Сына Божия, ДАБЫ ВЫ ЗНАЛИ, что ВЫ, веруя в
Сына Божия, ИМЕЕТЕ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ!" (1 Ин. 5:13). Не чтобы вы думали или
предполагали, но чтобы вы знали, ЗНАЛИ, ЗНАЛИ! Как? Иметь жизнь, быть
живым, и не знать этого?! Быть рожденным, и не сознавать этого?!
Много лет тому назад, когда я был начинающим
благовестником Евангелия, среди индейцев нашей страны, мне пришлось
встретиться там с миссионеркой одного из самых известных у нас
христианских вероисповеданий. Когда эта миссионерка услышала как-то мое
личное свидетельство о том, что Господь меня принял и спас, она сочла
меня гордецом. "А вы разве не спасены?" - спросил я ее. "Конечно, нет" -
последовал ответ; "я этого не буду знать до дня страшного суда! Лишь
тогда Бог объявит мне, спасена я или нет!" Я с удивлением взглянул на
нее: "Как же вы явились сюда, чтобы миссионерствовать среди
язычников-индейцев? Вы хотите убедить их стать христианами, в то время
как вы и сами о себе не знаете, христианка ли вы? Вы хотите
проповедывать им спасение, а сами не знаете о себе, спасены ли вы? Вы
предлагаете им то, чего сами не имеете!.."
В то давнее время я и сам еще как-то глубже не вник во
всю исключительную силу и важность только что приведенного места из 1
Ин. 5:13. Иначе я сразу же прочитал бы моей собеседнице эти
богодухновенные слова. Они решают все! "Сие написал я вам, дабы вы ЗНАЛИ, ЧТО ВЫ... ИМЕЕТЕ Жизнь ВЕЧНУЮ!" Не, - что вы когда-нибудь в дальнейшем будете иметь Жизнь Вечную! Не, - что вы будете ее иметь после смерти! Но, что вы ее имеете ТЕПЕРЬ, УЖЕ СЕЙЧАС! Оно
не говорит, что вы можете лишь надеяться, предполагать или думать, что
вы имеете Жизнь Вечную! Оно категорически и ясно учит, что "мы ЗНАЕМ"! Поэтому в этом не остается больше ни малейшего сомнения! Вы можете и должны знать, что вы спасены!
Разве и в самом деле не странно, что вы имеете такую
полную уверенность во всем остальном, кроме только этого? Допустим, я
задал бы вам несколько личных вопросов: "Женаты ли вы? Есть ли у вас
дети? Обедали ли вы сегодня?.." Вы бы не ответили мне: "Я надеюсь. Мне
кажется. Я думаю, что да! Вы сказали бы коротко и ясно - "да" или "нет".
А когда вас спрашивают о принятии спасения, вы начинаете давать
сбивчивые и неопределенные ответы! Причиной этому, друг, может быть
только то, что вы не рождены Свыше! А если нет, то здесь и кроется
причина всех ваших неопределенных и путаных ответов! Отсюда и ваше
незнание! Отсюда и неуверенность, и сомнения, и колебания! Дорогой друг!
Невозможно быть рожденным Свыше и не знать этого!..
Слово Божие говорит об этом с предельной ясностью. И
если, несмотря на это, у вас все еще нет уверенности в спасении, нет
того ЗНАНИЯ, о котором говорит Слово Господне, то, на вашем месте, я не
дал бы себе покоя ни днем, ни ночью, пока не имел бы этого
благословенного ЗНАНИЯ! Поистине, много лучше для человека "помучиться"
от сознания своей нужды в спасении, от сознания своего погибельного
состояния, от всех угрызений совести, от обличающего голоса Божия, от
сомнений и страхов, от потери покоя, сна, аппетита и пр., - но придти к
Господу и принять Его дивное спасение, чем дать убаюкать себя пустыми и
напрасными надеждами "на авось" и проспать в этой жизни мертвым
греховным сном, чтобы потом с ужасом убедиться, что рождение Свыше и
спасение Божие потеряны навсегда! Не оставляйте же ничего "на авось",
ибо последствия этого непоправимы! Да не останется в вашей жизни больше
ни малейшего сомнения относительно того, спасены вы или нет!
I Послание Иоанна 5:11-12
Этот стих Священного Писания - один из самых "великих" во всем Слове Божием. Приведем же его снова: "Бог даровал нам Жизнь Вечную, и сия Жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет Жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет Жизни".
Первое слово в приведенной нами фразе - "БОГ". Бог НАЧИНАЕТ наше
спасение. Не с вас или с меня самих оно начинается. Девятнадцать веков
тому назад Господь Иисус Христос, испуская Дух на Голгофском кресте,
возгласил: "СОВЕРШЕНО!" Тогда именно там, на Голгофе, и БЫЛО СОВЕРШЕНО
наше искупление! Бог еще прежде создания мира назначил и определил его!
Ни вы, ни я ничего не в состоянии добавить к нему! Спасение человека, от
начала и до конца, по благодати Божией, по Его милости! Бог начинает дело нашего спасения, а не мы сами! Он - "Начальник" нашего спасения; Он - Начавший наше спасение!
Дальше читаем - "БОГ ДАРОВАЛ..." Спасение - дар Божий! Вы
не можете ни заслужить его, ни "заработать" своими стараниями и делами!
Вы никак не можете получить его, до тех пор пока вы не готовы смиренно и
с благодарением принять его от Бога верою. "Дар Божий - Жизнь Вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рм.
6:23). Вы должны придти за даром спасения к Богу, как погибший грешник,
как последний нищий, не имеющий в себе ничего доброго и не могущий
надеяться ни на какие свои собственные добрые качества или заслуги! Вы
должны принять дар спасения, дар Жизни Вечной, совершенно так, как вы
принимаете, например, рождественский подарок! Если бы вы решили
заплатить за подарок или отработать его стоимость, он тотчас же перестал
бы быть подарком, даром! Жизнь Вечная есть дар Божий, и вам остается только принять его, как дар!
"Если бы ты знала дар Божий" (Ин. 4:10), - сказал Господь
самарянке у колодезя Иаковлева... В Послании к Ефесянам это тоже
выражено столь же четко и определенно: "Благодатию вы спасены чрез веру,
и сие не от вас, - Божий дар, - не от дел, чтобы никто не хвалился!"
(Еф. 2:8-9). Таким образом, спасение есть дар, даваемый Богом даром! Спасение - не награда за
собственные достижения человека, не своего рода диплом об успешно
выдержанном испытании, не медаль за собственные заслуги или успехи в той
или иной области. Спасение должно быть принято, как дар, либо же оно не
будет получено вовсе!
Блудному сыну пришлось ли платить отцу за его милость.
Заплатил ли он что-нибудь за новую обувь, за праздничную одежду, за
перстень и за откормленного тельца? Ясно, что нет! Все это было получено
им даром, как отцовский дар. И то же самое верно в отношении спасения
Божия: оно тоже дар - ДАР БОЖИЙ во Христе Иисусе!
Вот пред нами книга. Допустим, что я обещаю подарить ее
первому, кто ко мне подойдет. Вы же не предложите мне за эту книгу
деньги! Зная меня и доверяя моему слову, вы бы этого не сделали?
Еще пример: в руке у меня кредитный билет. Первый,
подошедший ко мне, может взять его даром. Я его дарю. Так почему вы
медлите и не подходите? Почему вы не спешите воспользоваться сделанным
предложением?.. Но, вот, наконец, кто-то, поверив моему слову, выходит
вперед. Оказывается, это ребенок. На тебе этот билет, - он - твой! За
него не нужно ничего платить. Но он никак и не заслужен, и не заработан.
Он предложен в дар. Кто-то поверил предложению, и получил дар! И это
все!
Почему же вы, друг, не поступаете так же с даром Божиим, с
Его спасением, которое предложено вам во Христе Иисусе? Бог дает вам
Свое великое спасение; дает его, как дар Своей любви; а вы, не веря Его
Слову, всеми силами стараетесь его заслужить!.. Не доверяя Господу, вы
упорно стараетесь сами совершить "что-то такое", что сделало бы вас
"достойным" дара Божия! Иными словами, вы делаете Бога как бы лжецом и
силитесь достигнуть своей праведности, а чрез это спасения, и все это -
своими собственными силами, проходя, таким образом, мимо предложенного
вам Богом дара! Зачем же, о зачем вы медлите придти к Богу, чтобы
простой детской верой принять из Его протянутой руки дар вечного
спасения?! Принять подобно тому ребенку, который, в такой же простой
вере, взял из моих рук предложенный в дар кредитный билет?!..
Греховный долг погашен на Голгофском кресте, погашен
полностью! И сделал это Господь Иисус Христос! И вследствие этой цены,
этой Божией Жертвы, вам и предлагается спасение, т. е. Вечная Жизнь!
"Дар Божий - Жизнь Вечная чрез Иисуса Христа, Господа нашего!" (Рм.
6:23). Это единственный путь и единственный способ, каким Бог ныне
спасает грешников! Другого пути нет!
Не примете ли вы его, друг? Как можете вы отвергать
ПОДОБНЫЙ ДАР?! Вы, принимающий подарки от земных друзей, - как можете вы
отвергать "ДАР из даров", предлагаемый вам Богом?! Какая это низкая
неблагодарность! Вникните в это и вы и сами увидите, что нет большего
греха в мире, чем грех отвержения Иисуса Христа! Всякий грех вашей
жизни, как бы велик он ни был, ничтожен по сравнению с отказом принять
ДАР Божий - Христа! Он Сам и есть этот ДАР Божий! Он - единственная ваша
надежда! Презрев спасение во Христе, вы погибнете навеки! Убеждаю вас и
призываю - исповедайте пред Богом свою вину! Признайте неспособность
свою чем бы то ни было "воздать" Богу или "уплатить" за спасение! И всем
сердцем, и всей верою примите Господа Иисуса Христа - великий и
неизреченный ДАР Божий!'
"Бог даровал нам Жизнь ВЕЧНУЮ"!.. - гласит Его слово.
Покажу вам значение этих слов еще на одном примере. Допустим, что у меня
в руке лист бумаги и что он представляет собою "Жизнь Вечную". Вспомним
еще раз обетование Божие: "Бог даровал нам Жизнь Вечную, и сия Жизнь в
Сыне Его" (1 Ин. 5:11). Итак, я беру лист бумаги, представляющий из себя
образно "Жизнь Вечную", и вкладываю его в книгу. Так вот, подобно этой
бумаге, находящейся в книге, Вечная Жизнь Божия - во Христе. "Вечная
Жизнь" - не в церкви, не в нравственности, не в религии, а ВО ХРИСТЕ!
Пока вы не придете ко Христу, вы не будете иметь Вечной Жизни! Обрести
ее вне или помимо Христа нельзя, ибо она - в Нем!..
Послушайте же продолжение обетования Божия: "Имеющий Сына
Божия имеет Жизнь!.." (1 Ин. 5:12). Имея в своей руке книгу, я имею
также и находящийся в ней лист бумаги. Чтобы иметь этот лист надо прежде
всего иметь книгу, ибо в ней и есть этот лист! Слово Божие говорит, что
Вечная Жизнь - в Его Сыне. И дальше - "Имеющий Сына Божия имеет Жизнь!
Поэтому первой заботой нашей должен быть вопрос не о Жизни Вечной, а о
том, Спаситель ли мой личный - Господь Иисус Христос, к принял ли я Его!
Или иначе - имею ли я, говоря языком Св. Писания, Сына Божия? Если я
Его ИМЕЮ, говорит Св. Писание, - то я ИМЕЮ и Жизнь Вечную! Отдельно же
от Христа, или что то же - без Христа, Жизни Вечной нет! Если я жажду
Вечной Жизни, я должен принять Христа, как личного своего Спасителя! И с
того же самого мгновения, Жизнь, Вечная Жизнь будет "моею", будет - во
мне!
Дочитаем же этот текст до конца: "Не имеющий Сына Божия,
не имеет Жизни!" (1 Ин. 5:12). Итак, отдельно от Христа, вне Христа, без
Христа - Жизни нет!.. Не имея Христа, я не имею и Жизни; а не имея
Жизни, я остаюсь погибшим! Не удивительно поэтому, что Господь говорит:
"Должно вам родиться Свыше!" (Ин. 3:7). "Сия же есть Жизнь Вечная, да
знают Тебя, Единого Истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа!"
(Ин. 17:3). Итак, познали ли вы Господа Иисуса Христа, как своего
личного Спасителя? Или же вы "знаете" не Его Самого, а лишь что-то о Нем?!..
Еще и еще раз убеждаю вас довериться всем сердцем
евангельской вести, открыв дверь сердца Христу! "Се, стою у двери и
стучу", говорит Он; "если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к
нему!.." (Откр. 3:20). Откройте же дверь своего сердца, и Господь
войдет! Войдет, как ваш Спаситель и как Жизнь Божия, Вечная, и будет
обитать в вас! - "Я войду!" - говорит Он.
Есть только одна действительная причина, в силу которой
люди не имеют Жизни Вечной. Вот она: "Вы не хотите придти ко Мне, чтобы
иметь Жизнь!" - говорит Христос! (Ин. 5:40). И если и вы, друг, тоже
отвергнете Христа, то Жизни Вечной вы никогда не получите! Вы погибнете
навеки и погибнете по своей собственной вине!
Дорогой друг! Придите и примите Его милость! Сделайте это
пока еще не поздно! "Вот, теперь время благоприятное! вот, теперь день
спасения!" (2 Кор. 6:2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий