Деяния Апостолов 7глава
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, 3 и сказал ему: "выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу тебе". 4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в
сию землю, в которой вы ныне живете. 5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен. 6 И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. 7 "Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте". 8 И дал ему завет обрезания. По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов.
9 Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним, 10 и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим. 11 И пришел голод и великая скорбь на всю землю Египетскую и Ханаанскую, и отцы наши не находили пропитания. 12 Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал туда отцов наших в первый раз. 13 А когда [они пришли] во второй раз, Иосиф открылся братьям своим, и известен стал фараону род Иосифов. 14 Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять. 15 Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; 16 и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова.
17 А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте, 18 до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа. 19 Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в живых. 20 В это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом. Три месяца он был питаем в доме отца своего. 21 А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына. 22 И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах.
23 Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. 24 И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отомстил за оскорбленного, поразив Египтянина. 25 Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли. 26 На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: "вы братья; зачем обижаете друг друга?" 27 Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: "кто тебя поставил начальником и судьею над нами? 28 Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина?" 29 От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына.
30 По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. 31 Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень: 32 "Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова". Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. 33 И сказал ему Господь: "сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. 34 Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его: итак, пойди, Я пошлю тебя в Египет".
35 Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: "кто тебя поставил начальником и судьею?", сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем. 36 Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет. 37 Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: "Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте". 38 Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам, 39 которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту, 40 сказав Аарону: "сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось". 41 И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. 42 Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: "дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? 43 Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона".
44 Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному. 45 Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида. 46 Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова. 47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: 49 "небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? 50 Не Моя ли рука сотворила все сие?"
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. 52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, 53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. 55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. 60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Стефан должен был стать одним из первопроходцев благовестников, которому суждено было связать Ветхий и Новый завет воедино. Священники и служителя того времени чтили всё что было связано с Ветхим заветом. Это было их священное слово, которое Бог произнёс к ним через Своих пророков. Но Иисус, как им казалось, пытался внести в их понятие нечто новое, чуждое для них. Хотя на самом деле дело было не в новом понятии, а в правильном понимании того слово, которым они обладали, но которое они так правильно и не понимали. И Стефан, исполненный Духа Божия начал им говорить от начала, от Авраама, кратко проводя экскурс в историю. Он показывал им покорность и веру Авраама, которая собственно говоря и выражалась в покорности и послушании слову Божьему.
На примере Иосифа Бог через Стефана хотел показать свою удивительную премудрость и заботу о своём народе, хотя они на тот момент этого и не понимали.
Далее Стефан обращается к Моисею, которого Бог употребил для того, чтобы явить свою силу и власть и могущество для фараона и которые были выражены в избавлении еврейского народа из египетского рабства. По человечески это было не мыслимо. Никто из евреев не помышлял о восстании, они покорно смирились со своей рабской участью. Но Бог определил ради Авраама и Исаака и Иакова о них нечто большее. И рукою Моисея, постоянно являя чудеса среди них Бог вёл их в страну обетованную долиной смертной тени - через пустыню, чтобы снова и снова убедить их в том, что только с Ним они могут иметь совершенный покой и будущее.
Но как реагировал на всё это народ? Он всё время противился, он всегда стремился уклониться от пути заповеданного Богом. Так было и во дни Моисея, и до дней Давида и даже в царствование Соломона и до сего дня их сердце по прежнему оставалось таким же упорным и жестоковыйным. Несмотря на то, что все эти примеры из Ветхого Завета о грехах народа должны были служить предостережением и поводом к покаянию и исправлению, они остались для иудеев только историей. И поэтому Стефан заканчивает свою речь словами, подводя итог:
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. 52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, 53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
Это очень горькие слова... Это как оценка на экзамене, который они провалили. И самое страшное во всём этом то, как они отреагировали на этот приговор...
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. 55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
Они находились в том плачевном состоянии ожесточения сердца, когда были не способны поставить трезвую оценку своей жизни для Бога и своему служению.
Когда мы читаем о том, как проповедовал Иона в Ниневии, то удивляешься. Проповедь Ионы не возвещала людям никакой надежды, никакой милости, никакой пощады со стороны Бога. Только суровый и страшный приговор. Но как они смирились при этом услышав его... Так, что Бог помиловал их... А ведь это были язычники. А здесь Божий народ..., но как противится, сколько зла и ненависти в сердцах. Зависть, гордость опьянили их сердца так, что они помрачённые в разуме были неспособны трезво мыслить...
Может кто-то думал в этот момент или говорил: где же твой Бог, как Иисусу... Пусть спасёт тебя если ты угоден Ему... Они свято верили в то, что избавляют свой народ от нечистоты. Тяжёлая смерть для того, кто любил Господа всем сердцем, мучительная. И может у кого-то рождались мысли: Господи, зачем Ты такое допустил?
Да не подумает никто, что Бог не слышал или не видел и забыл о своём слуге... В Писании сказано: дорога в очах Господа смерть святых Его... Богу не безразлична была участь Стефана. Но Бог видел, что этот сосуд уже готов для неба. Его сердце было свободно от ненависти, от мести, от злобы, обиды... Оно настолько было переполнено благодатью Божией, что он в момент убийства способен был молиться о своих убийцах, как Иисус. Это высота. Это было семя, которое (я просто уверен, хотя нам писание конкретно об этом и не сообщает) проросло в сердцах впоследствии и послужило к чьему-то спасению. И когда мы читаем в следующих главах о том, что несмотря на начавшиеся гонения церковь умножалась, я думаю что смерть Стефана, его самоотверженность и любовь покорила многие сердца несмотря на опасность быть схваченными и убитыми, стать христианами и примкнуть к гонимой церкви.
Это общий краткий обзор этой речи Стефана. Я уверен, что при тщательном исследовании этой главы, каждый сможет извлечь множество драгоценных уроков для своей души. Да благословит нас в этом Господь.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, 3 и сказал ему: "выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу тебе". 4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в
сию землю, в которой вы ныне живете. 5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен. 6 И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. 7 "Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте". 8 И дал ему завет обрезания. По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов.
9 Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним, 10 и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим. 11 И пришел голод и великая скорбь на всю землю Египетскую и Ханаанскую, и отцы наши не находили пропитания. 12 Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал туда отцов наших в первый раз. 13 А когда [они пришли] во второй раз, Иосиф открылся братьям своим, и известен стал фараону род Иосифов. 14 Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять. 15 Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; 16 и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова.
17 А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте, 18 до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа. 19 Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в живых. 20 В это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом. Три месяца он был питаем в доме отца своего. 21 А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына. 22 И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах.
23 Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. 24 И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отомстил за оскорбленного, поразив Египтянина. 25 Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли. 26 На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: "вы братья; зачем обижаете друг друга?" 27 Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: "кто тебя поставил начальником и судьею над нами? 28 Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина?" 29 От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына.
30 По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. 31 Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень: 32 "Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова". Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. 33 И сказал ему Господь: "сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. 34 Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его: итак, пойди, Я пошлю тебя в Египет".
35 Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: "кто тебя поставил начальником и судьею?", сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем. 36 Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет. 37 Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: "Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте". 38 Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам, 39 которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту, 40 сказав Аарону: "сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось". 41 И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. 42 Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: "дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? 43 Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона".
44 Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному. 45 Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида. 46 Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова. 47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: 49 "небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? 50 Не Моя ли рука сотворила все сие?"
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. 52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, 53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. 55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. 60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Стефан должен был стать одним из первопроходцев благовестников, которому суждено было связать Ветхий и Новый завет воедино. Священники и служителя того времени чтили всё что было связано с Ветхим заветом. Это было их священное слово, которое Бог произнёс к ним через Своих пророков. Но Иисус, как им казалось, пытался внести в их понятие нечто новое, чуждое для них. Хотя на самом деле дело было не в новом понятии, а в правильном понимании того слово, которым они обладали, но которое они так правильно и не понимали. И Стефан, исполненный Духа Божия начал им говорить от начала, от Авраама, кратко проводя экскурс в историю. Он показывал им покорность и веру Авраама, которая собственно говоря и выражалась в покорности и послушании слову Божьему.
На примере Иосифа Бог через Стефана хотел показать свою удивительную премудрость и заботу о своём народе, хотя они на тот момент этого и не понимали.
Далее Стефан обращается к Моисею, которого Бог употребил для того, чтобы явить свою силу и власть и могущество для фараона и которые были выражены в избавлении еврейского народа из египетского рабства. По человечески это было не мыслимо. Никто из евреев не помышлял о восстании, они покорно смирились со своей рабской участью. Но Бог определил ради Авраама и Исаака и Иакова о них нечто большее. И рукою Моисея, постоянно являя чудеса среди них Бог вёл их в страну обетованную долиной смертной тени - через пустыню, чтобы снова и снова убедить их в том, что только с Ним они могут иметь совершенный покой и будущее.
Но как реагировал на всё это народ? Он всё время противился, он всегда стремился уклониться от пути заповеданного Богом. Так было и во дни Моисея, и до дней Давида и даже в царствование Соломона и до сего дня их сердце по прежнему оставалось таким же упорным и жестоковыйным. Несмотря на то, что все эти примеры из Ветхого Завета о грехах народа должны были служить предостережением и поводом к покаянию и исправлению, они остались для иудеев только историей. И поэтому Стефан заканчивает свою речь словами, подводя итог:
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. 52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, 53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
Это очень горькие слова... Это как оценка на экзамене, который они провалили. И самое страшное во всём этом то, как они отреагировали на этот приговор...
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. 55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
Они находились в том плачевном состоянии ожесточения сердца, когда были не способны поставить трезвую оценку своей жизни для Бога и своему служению.
Когда мы читаем о том, как проповедовал Иона в Ниневии, то удивляешься. Проповедь Ионы не возвещала людям никакой надежды, никакой милости, никакой пощады со стороны Бога. Только суровый и страшный приговор. Но как они смирились при этом услышав его... Так, что Бог помиловал их... А ведь это были язычники. А здесь Божий народ..., но как противится, сколько зла и ненависти в сердцах. Зависть, гордость опьянили их сердца так, что они помрачённые в разуме были неспособны трезво мыслить...
Может кто-то думал в этот момент или говорил: где же твой Бог, как Иисусу... Пусть спасёт тебя если ты угоден Ему... Они свято верили в то, что избавляют свой народ от нечистоты. Тяжёлая смерть для того, кто любил Господа всем сердцем, мучительная. И может у кого-то рождались мысли: Господи, зачем Ты такое допустил?
Да не подумает никто, что Бог не слышал или не видел и забыл о своём слуге... В Писании сказано: дорога в очах Господа смерть святых Его... Богу не безразлична была участь Стефана. Но Бог видел, что этот сосуд уже готов для неба. Его сердце было свободно от ненависти, от мести, от злобы, обиды... Оно настолько было переполнено благодатью Божией, что он в момент убийства способен был молиться о своих убийцах, как Иисус. Это высота. Это было семя, которое (я просто уверен, хотя нам писание конкретно об этом и не сообщает) проросло в сердцах впоследствии и послужило к чьему-то спасению. И когда мы читаем в следующих главах о том, что несмотря на начавшиеся гонения церковь умножалась, я думаю что смерть Стефана, его самоотверженность и любовь покорила многие сердца несмотря на опасность быть схваченными и убитыми, стать христианами и примкнуть к гонимой церкви.
Это общий краткий обзор этой речи Стефана. Я уверен, что при тщательном исследовании этой главы, каждый сможет извлечь множество драгоценных уроков для своей души. Да благословит нас в этом Господь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий